Конкурсы для педагогов и детей

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии

Статья «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии. Как привлечь внимание ребенка на уроке?»
Как привлечь внимание ребенка? Как сделать так, чтобы у ребенка возник интерес, так сказать загорелись его глаза? Ведь в нашем насыщенном информацией мире это так сложно сделать! Но я думаю, есть способ и не один, чтобы решить данную задачу.
Привлечь внимание ребенка и возбудить его интерес к предмету и к уроку можно с помощью неординарности вопроса или своеобразности его постановки, заставляющего ребенка задуматься над его решением! Внимание и познавательный интерес базируется в основном на любопытстве ребенка и его желании получить ответ на интересующий его вопрос.
Озадачить ребенка, показать нестандартную ситуацию, казалось бы, в самой обычной обстановке на уроке или в теме урока – вот цель и задача учителя при формировании познавательного интереса, который необходим при усвоении учебного материала.
Например, в обычном на первый взгляд уроке о внешнем строении рыб можно поставить несколько вопросов нестандартных, неординарных, способных привлечь внимание даже слабых и запущенных учеников - Есть ли у рыбы паспорт? Зачем рыбе вещество страха? Почему рыба такая костлявая? Как рыбы видит в полной темноте? Возможен и другой подход - увлечь учеников проблемой, казалось бы, далекой в частности от биологии области - например, историей получения знаний человечеством. Каверзным вопросом поставить некоторых слушателей в тупик - Можно ли стать ученым без образования? Почему на многие вопросы нельзя ответить? Например, хорошо известный во всем мире человек - Антон ван Левенгук, добившийся славы и почета в мире науки, и благодаря не своему образованию, а природному любопытству, упорству и трудолюбию! Он доказал всему ученому миру, что жажда знаний у человека может привести его к более чем превосходным результатам. Об этом свидетельствует уважение соотечественников и памятник на главной площади его родного города в Нидерландах – в Делфте. И приходя на урок, надо обязательно самому помнить и говорить, напоминать ребенку, что многое в окружающем мире ещё не познано и многое ещё предстоит открыть, многие знания находятся под завесой тайны и, чтоб проникнуть под неё нужно иметь терпение и труд и приложить огромные усилия, подчас неимоверные!
Знания никогда не приходили человечеству так легко, как кажется на первый взгляд, получение знаний связано порой с преодолением препятствий и смертельных моментов, через которые надо переступить, и то, что кажется ребенку так легко – открыть учебник и прочесть, не всегда в истории человечества было именно так! Книги как источник знаний уничтожались в огне или запрещались к прочтению, изымались из хождения, авторов книг и научных трудов подвергали пыткам и смертной казни, но знания всегда находили себе дорогу и вновь проникали в умы любопытных, жаждущих открытий представителей человечества! Память науки хранит имена ученых погибших на кострах инквизиции за новые открытия – Джордано Бруно, Мигеля Сервета, открывшего малый круг кровообращения, и многих других. Из исторического рассказа на уроке, посвященного изучению транспортных систем организма человека: «В XVI веке предпринял попытку донести до мира описание малого круга кро-вообращения богослов Мигель Сервет в своей книге, опубликованной в 1553 году. Но так как книга затрагивала основы христианской религии, автора книги и саму книгу сожгли на костре».
Необходимо привлекать внимание детей к существенным моментам в истории развития биологии как науки. Например, к возникновению целых направлений в биологии и к учёным, их создавшим – Грегор Мендель, являющийся основателем науки генетики, создавший её практически на пустом месте, если образно говорить, на пустоши у своего монастыря, Чарльз Дарвин, создавший эволюционное учение о происхождении видов и человека, Илья Мечников, открывший необычный тип иммунитета, Пирогов – великий русский врач-практик, спасавший своими открытиями множество раненых на полях сражений. Этот список можно продолжать до бесконечности и использовать такой способ привлечения внимания учащихся возможно практически на каждом уроке, подчеркивая при этом, что, на самом деле все эти знания доставались человечеству очень нелегко, особенно в борьбе с мракобесием отдельных граждан, политики общества и некоторых государств.
На некоторых уроках приходится ломать ложные стереотипы, возникшие у детей при рассмотрении различных тем! Например, в известной каждому ребенку сказке «Муха-цокотуха» есть персонажи, достаточно известные и имеющие определенную репутацию! Если вас спросят, кто в этой сказке положительный герой, а кто отрицательный, то не посвященный в биологии слушатель ответит сразу, не задумываясь, что положительными героями являются, конечно, муха и комар – её защитник, а вот ужасный паучище и разбойник – это отрицательный герой, несомненно! Но так ли это на самом деле? И ребенку становится непонятно как же так? Его стереотип уже сформирован литературным произведением, но он противоречит знаниям биологии. Вот здесь задача педагога и состоит в том, чтобы раскрыть истинную роль этих живых существ и кто в природе, и для человека в частности, является положительным, а кто отрицательным персонажем! И в результате урока выясняется, что паук-то – это замечательное существо, которое является хищником и уничтожает в природе множество насекомых, в том числе и мух, а вот муха – это организм, который переносит на своих лапках до 200 видов опасных для человека заболеваний, а жалящий комар также является переносчиком смертельно опасных заболеваний, таких как малярия и лихорадка.
И про отвратительных существ можно рассказывать с упоением и с такой любовью, чтоб у ребенка оставалось положительное впечатление об этих организмах, обитающих на нашей планете. Например, о жабах и лягушках, о пауках, о микробах, грибах, червях, пиявках и многих других существах.
Ребёнка очень важно научить любить природу, видеть её красоту, и даже не там, где её все видят, а там, где она незаметна! «Изучая природу, мы не перестаём удивляться её разнообразию!» Научить понимать красоту природы, видеть её целесообразность!
Третий способ привлечения внимания ребенка к изучаемому материалу на уроке – это преподнося материал, показывать свое отношение к излагаемому, а также к истории науки и биологическим процессам, или рассказать, например, как сама познавала мир, как приходили знания, не сразу, а постепенно, и главное, что был мотив для их поиска.
Для учащихся старших классов трудно придумать вопросы, которые бы их заинтересовали. Но и тут можно озадачить их вопросами или фразами! Например, что существуют такие законы физические, которые противоречат процессу дыхания человека, странный вопрос-зачем человеку нос и слёзы, как появляются близнецы, или, например, нужно ли бояться мутаций? Вредны или полезны генно-модифицированные организмы. То есть, необходимо задать учащимся настолько необычный вопрос с познавательной целью, чтобы они были вовлечены в процесс получения ответа, его поиска как самостоятельно, в группе, так и с помощью учителя. Для того чтобы задавать такие вопросы, необходимо глубоко изучить суть проблемы или содержание темы урока, знать источники, к которым необходимо обратится или направить на поиск ответа учеников.
Таким образом, в статье рассмотрено несколько способов привлечения внимания детей на уроке,которое способствует развитию познавательного интереса к биологии, многие приемы и способы успешно используются преподавателями на своих уроках.

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая игра в 6 классе. Сценарий Конспект урока-исследования по биологии для 9 класса Сценарий досугового экологического мероприятия, посвященного Дню эколога, 7-11 класс Конспект урока биологии по теме: Хищные птицы 8 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС

Конспект урока по биологии для учащихся 7 класса

Конспект урока биологии в 8 классе

Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки

Стихотворение «Ода осьминогу» к уроку биологии в 7 классе «Тип Моллюски» | Открытый классный час: Блокада Ленинграда, 8-9 класс
Опубликовано: 584 дня назад (5 мая 2015)
Просмотров: 1569
0
Голосов: 0
Елена Алексеевна Дичко # 5 мая 2015 в 23:01 0
Да, очень важно детей заинтересовать. В начальной школе многие дети любят предмет Окружающий мир. Но чтобы заинтересовать и остальных, предлагаю самим детям искать совместно с родителями "занимательные факты" в энциклопедиях, журналах на заданную тему. И, если находят что-либо из серии "оказывается...", то с гордостью приносят материал и рассказывают одноклассникам необычные факты, пытаясь их удивить своей находкой. Такие поиски бывают "заразительны" для других учащихся. и это подталкивает детей к чтению не только учебника, но и другой литературы. Всем желаю успехов!
Елена Николаевна Медкова # 5 мая 2015 в 23:02 0
Спасибо за комментарий!