Конкурсы для педагогов и детей

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики.
Курлович Елена Павловна, преподаватель математики ГБ ПОУ «Волжский политехнический техникум»
Вопросы мотивации обучения и активизации познавательной деятельности обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогики. Преподаватель должен не только сформировать у учащихся определённый набор знаний, но и пробудить стремление обучающихся к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов, является активизация учебно-познавательной деятельности студентов. А. Дистервег писал, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами и напряжением.
Нестандартные ситуации наших дней, требуют от нас широты интереса. Интерес - это реальная причина действий, ощущаемая человеком, как особо важная. Он является одним, из постоянных, сильнодействующих мотивов деятельности. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.
Познавательный интерес, играет в педагогическом процессе главную роль. Поэтому развивая, познавательный интерес, из урока в урок, можно добиться положительного отношения к обучению. Как активизировать его, как сделать так, чтобы у студента возникали вопросы, на которые он сам - бы искал ответы. При этом, делая это с увлечением, и получая радость от процесса поиска. Ведь познавательный интерес, положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, приобретающие особую активность и направленность.
Инвестиции в человека, в его квалификацию, в повышение производительности труда, в обновление производств становится главнейшим источником экономического роста страны, - сказал Президент Владимир Путин на расширенном заседании правительства России, 31.01.13г.
Поэтому основной задачей общества, которое хочет получить опытных специалистов, является активизация познавательной деятельности обучающихся таким образом, чтобы их главной задачей стало получение диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями.
Выдающийся невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20–30% зависят от его интеллекта, а на 70–80% – от мотивов, которые побуждают его вести себя определенным образом.
Познавательный интерес эмоционально окрашивает всю учебную деятельность студента, но в то же время он связан и с другими мотивами (ответственность, без знаний не будет хорошей профессии, раскрыть свои способности, расширять свой круг общения, утвердиться в группе, необходимость в получении диплома, неосознанные мотивы и т.д.)
С целью изучения, основных мотивов студентов к обучению, я провела опрос студентов 1 курса, в группах, где преподаю. Студентам было предложено провести ранжирование мотивов по 6 направлениям, которые побуждают их учиться.
Проведённые исследования показали
• 42% студентов стремятся получить диплом об образовании для расширения возможностей устроиться на хорошую работу;
• стремление к высоким доходам привлекает 34% студентов;
• престижность обучения в нашем техникуме, входящим в сотню лучших образовательных учреждений России, привлекает 11% студентов;
• студентов, которые пришли получить знания 6%;
• студентов, которые посещают техникум ради общения 4%;
• студентов, которые посещают техникум из-за влияния родителей 3%.
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания.
Для формирования высокой мотивации образования, студент должен иметь сформированный образ будущей профессии, который придаст личностный смысл образовательному процессу.
В создании мотивации к изучению студентом математики и подготовки его к профессиональной деятельности помогает компетентностный подход к обучению, предполагающий не только формирование знаний, умений и навыков, но и таких качеств личности (компетенций), которые обеспечивают способность и готовность применять их в профессиональной деятельности. Одной из составляющих этого подхода к обучению является использование в учебном процессе практико - ориентированного обучения.
По отношению к учебной дисциплине математика, всегда имеются некоторые категории студентов, которые:
• проявляют к ней повышенный интерес;
• занимаются ею по мере необходимости и особенного интереса к предмету не проявляют;
• считают математику скучным, сухим и вообще не любимым предметом.
А без математической подготовки невозможно стать хорошим специалистом, т.к. математика служит опорным предметом для смежных дисциплин: физики, химии, информатики и др. Это приводит к необходимости знакомства студентов, с учебной программой и этапами обучения. С первого занятия они видят перспективу их обучения и осознают требования к промежуточному и итоговому контролю знаний, умений и навыков. Так же на первом занятии проводится входной контроль, что - бы составить представление о дифференцированном подходе обучения в группе.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации и активизации познавательной деятельности на уроках, являются:
• содержание учебного материала;
• стиль общения педагога и обучающихся;
• характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
Само по себе содержание учебного материала не побуждает студента к учебной деятельности. Как же построить урок, чтобы вызвать у студента эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы. Очень важно так планировать и строить урок, чтобы осознанно формировать результаты обучения: личностные, метапредметные и предметные. О некоторых средствах повышения эффективности обучения и приемах активизации познавательной деятельности учащихся, которые используются мною, я хочу рассказать. Не все, представленное вашему вниманию, является моим «изобретением», многое есть результат перенятого опыта у коллег, а также из источников полезной информации.
При лекционном ведении урока, где возможно, я применяю проблемное изложение материала. Так как проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес обучающихся. Применяю частично-поисковые (эвристические), исследовательские методы. Изложение материала сопровождаю вопросами, на которые отвечаю сама или привлекаю учащихся.
Например, при изучении темы «Производная функции», я показываю пример где производную степенной функции, у= х2 находят непосредственно по определению, и прошу ребят составить алгоритм нахождения производной. Продолжая по этому алгоритму находить производную, я усложняю функции, например у=х2+3х, у=х2+3х-6, у=х2+3х+7, у= , и делая выводы чему- же в результате равна производная, мы приходим к выводу формулы нахождения производной степенной функции. Затем предлагаю по этому алгоритму найти производные тригонометрических функций. Учащиеся начинают вычисление по алгоритму и сталкиваются с тем, что дифференцирование становится более трудоёмким. С облегчением они узнают о формулах производных для основных элементарных функций.
Примером использование на уроках математики исследовательского метода можно считать решение многих геометрических задач на построение, а также исследование находит широкое применение при изучении функций, их свойств и построение графиков. Например сравнить: и ;
б) и .
Для повышения мотивации обучения на уроках математики я широко использую ИКТ. Изложение новой темы в сопровождении презентации концентрирует внимание студентов. Выполненные на заданную тему презентации, самими студентами, так же способствуют формированию устойчивого интереса к дисциплине математика. Например, презентации по теме логарифмическая функция или история дифференциального исчисления, создание тестирующих программ по пройденным темам, например решение простейших тригонометрических уравнений, преобразование графиков функций и т.д., которые делают урок более зрелищным и интересным.
Использование обучающих и контролирующих тестов полезны для усвоения определений, формул, свойств и т.д. После прохождения теста студенты сразу видят свои ошибки, а многократное его прохождение дает возможность получить хорошие результаты. При регулярном использовании тестирования у студентов повышается активность работы на занятиях, усиливается дух состязательности, желание самоутвердиться, формируются коммуникативные и личностные УУД.
Оживляет урок и использование материала из истории математики. Это могут делать и студенты, 1-3 минуты, потраченные на исторические данные, вызывают интерес, формирует познавательные УУД.
Большую роль в активизации познавательной деятельности студентов на уроках математики, играют практические занятия. Группа делится на подгруппы, что даёт возможность больше времени уделять каждому студенту и для опроса основного материала и для помощи студенту в практическом применении полученных знаний, что позволяет формировать регулятивные УУД. Варианты, предполагают 3 уровня заданий.
Заметно повышает мотивацию обучающихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Поэтому большое внимание я уделяю подведению итогов урока так, чтобы студенты испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познавания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем. Следовательно, этот этап служит своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приводит к формированию ее устойчивости.
Активизирует познавательную деятельность и организация внеаудиторной работы со студентами, привлекаю их к участию во внутри техникумовских и городских, всероссийских олимпиадах и конференциях.
Умение заинтересовать математикой - дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Активизация познавательной деятельности студентов, целиком зависит от методических приемов, которые выбирает преподаватель. Нужно помнить, что сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать.
«За один день вы можете преподать студенту урок, но если вы воспитаете в нём любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь». Клэй П. Бедфорд
Литература:
1. Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения.-М:Педагогика,1986.-288с.
2. Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А.В.Карпова.-М.: Гардарики,2002.- 232с.
3. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Под. ред. С. А. Смирнова. -М. : Академия,1999г
4. Метельский Н.В. Дидактика математики: общая методика и её проблемы. -Минск: Издательство БГУ,1982г

Рекомендуем посмотреть:

Урок математики по теме Диаграммы в 6 классе Игра "Поле чудес" по математике для учащихся 5-6 классов коррекционных школ VIII вида Внеклассное мероприятие по математике для учащихся коррекционных школ VIII вида Конспект урока математики в 5 классе «Путешествие в страну Математики»

Похожие статьи:

Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика

Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»

Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

Опубликовано: 328 дней назад (12 января 2016)
Просмотров: 947
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1
Марина Анатольевна Воронцова # 13 января 2016 в 07:49 0
Доброго времени суток, Елена Павловна. Предоставленная Вами работа интересна и актуальна в наше время, когда непросто заинтересовать учащихся таким предметом, как математика. Вы привели конкретные примеры, которые каждый может воплотить на своих занятиях. Спасибо! Примите голос.