Конкурсы для педагогов и детей

Экологическая игра для 5-7 классов

Эколого-краеведческая игра «Природа вокруг нас»
Автор: Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Луховицы.
Описание материала: представляю вашему вниманию интеллектуально-познавательную игру «Природа вокруг нас». Данный материал будет полезен педагогам биологии, педагогам дополнительного образования в кружковых занятиях по экологии, для внеклассного мероприятия. Возраст учащихся 5-7 классы.

Игра основана на дополнительных знаниях детей в области экологии и биологии и позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны
природы;
- привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды родного края;
-формировать социально-активную жизненную позицию школьников;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: сигнальные карточки с цифрами 1,2,3,4.
Иллюстрации с изображениями растений и животных Красной книги.
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на игре «Природа вокруг нас». Игра посвящена
природе Луховицкого края и Подмосковья.
Перед началом игры я хочу вам прочесть замечательное стихотворение:
Стали люди сильными как Боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили Планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету
Черные - сотрешь ли, человек?
(А.Плотников)
Строки этого стихотворения призываю нас задуматься о будущем. А для этого необходимо ценить
то, что нам дано.
В жизни много загадок, отгадать которые может только любопытный и знающий человек.
Будущее природы зависит от нас с вами. Останется ли наша планета голубой и зеленой или
превратится в пыль.
В ходе нашей игры вам предстоит продемонстрировать свои знания, а также узнать что-то новое с
природе родного края.
За ходом игры будет следить жюри и оценивать ваши ответы.
Участники игры делятся на 4 команды. Получают сигнальные карточки с цифрами 1,2,3,4.
Ведущий:
Первый тур нашей игры «Экологические праздники».
Ежегодно в нашей стране проводится крупная экологическая акция «Общероссийские Дни защиты
от экологической опасности». Проходят Дни защиты от экологической опасности и на территории
Луховицкого района.
Окружающая природная среда в результате антропогенного воздействия изменяется в настоящее
время намного быстрее, чем когда-либо в предыдущие столетия.
В 21 веке могут произойти глобальные экологические изменения с непредсказуемыми
последствиями.
Оттого, как мы будем относиться к природе, зависит и наше будущее.
Начинаем первый тур игры. Я буду зачитывать вопрос и четыре варианта ответа на него.
Ваша задача выбрать правильный ответ. Время на выполнение 30 секунд. Отвечает команда - первая поднявшая сигнальную карточку с цифрой номера варианта ответа. Если ответ дан неверно - выслушиваются ответы других команд в порядке очередности.

1. В какое время года отмечается День Земли?
1 осенью (22 ноября)
2 зимой (22 декабря)
3 весной (22 апреля)
4 летом (22 июля)
2. В октябре отмечается День защиты животных. Назовите число.
1 4 октября
2 14 октября
3 24 октября
4 30 октября
3. В каком месяце отмечается День воды?
1 в январе
2 в марте
3 в августе
4 в ноябре
4. Назовите дату, когда отмечается Всемирный день охраны окружающей среды?
1 5 февраля
2 5 апреля
3 5 июня
4 5 сентября
Второй тур игры посвящен животным нашего края
Задание: каждой команде предстоит по очереди ответить на один вопрос. Время обсуждения 1 минута.
Если команда, которой задавали вопрос, не дала правильного ответа - право ответить имеет другая команда, первая поднявшая сигнальную карточку.
1. Какой за пушистый зверек, проживающий в наших лесах, характер которого не по росту задиристый, умеет отвоевать себе место: не задумываясь, займет сорочье гнездо, которое покрепче и побольше, и пустит хозяев по миру. Разных гнезд у зверька несколько (до 5) - для сна, для потомства, для укрытия от непогоды. Устраивая частые новоселья зверек спасается таким образом от паразитов. О каком зверьке идет речь? (о белке).
2. Существование зайца на Земле далеко не безоблачно. То и дело слышишь горькие вздохи, с том, что в нашем краю на одного зайца - 10 охотников. Как же зайцы умудряются выжить (их спасает плодовитость: выводков бывает до 3-4 в год и в каждом по 8 детенышей).
3. Живет этот зверек обычно под землей. Порой охотится и на земле, шаря носом в опавшей листве и во мху. И тут, наткнувшись подслеповатой, но чуткой мордой на зайчонка - без жалости его съедает. Догадайтесь, о ком идет речь? (крот).
4. Что за зверь, который так похудел за зиму, что жует и гложет все что зелено, что живое суетится по весне. Да и падаль найдет - попирует. Муравейник для него - находка особенно приятная. Когда с моховых болот найдет снег - клюкву собирает. Щуки на разливе пойду! метать икру - и он туда же. О ком идет речь? (о медведе).

Третий тур игры «Деревья нашего окружения»
Этот тур игры мы посвящаем деревьям. Сейчас вы вновь будете работать с сигнальными карточками, которые находятся у вас на столах. Я буду зачитывать вопрос, и давать 3 варианта ответов. Задача команды - выбрать один из вариантов и поднять карточку с соответствующей цифрой. На обсуждение вопроса дается 30 секунд.
1. Листья этого дерева очень подвижны, они постоянно колеблются при малейшем порыве
ветра. Это дерево считается самым беспокойным, самым шумливым.
1 осина
2 дуб
3 клен
2. Два дерева, растущие у памятника «Луховицкому огурцу» являются памятниками природы.
Как они называются?
1 каштаны
2 вязы
3 белая акация
3. Почки, листья, побеги этого дерева издавна помогали бороться с болезнями, кора и
древесина служили сырьем для изготовления предметов домашнего обихода, согревали
жилище зимой.
Назовите это дерево?
1 клен
2 береза
3 рябина
4. Хвойные растения, южные гости, растущие на улицах нашего города:
1 голубая ель
2 туя
3 лиственница
Четвертый тур игры «По страницам Красной книги»
В этом туре мы будем говорить о редких животных и растениях нашего края.
Сейчас я буду зачитывать описание, а вы за 1 минуту обсуждения должны определить о каком
растении или животном идет речь?
Если команда, которой задавался вопрос, ответил неверно, то право ответа переходит той команде,
которая перовой подняла сигнальную карточку.
1.Этому растению в старину славяне приписывали чудодейственную силу, называли его одолень-
травой. Свое название растение получило в честь мифических нимф. Растет в стоячих или медленно
текущих водоема, а сорванные цветы быстро закрываются и вянут. О каком растении идет речь?
(кувшинка белая).
2.В нашем районе это растение встречается в заокской зоне, в старицах реки Оки - озерах Сосновое,
Ситное, Долгое. За форму плодов его иногда называют «чертиками». Дайте правильное его
название? (водяной орех - чилим).
З.В начале цветения, в апреле-мае у этого растения нет ни листьев, ни стебля, а только цветок -
мохнатый венчик желтого или фиолетового цвета. Существует поверье, что растение обладает
усыпляющим действием. Как оно называется? (прострел раскрытый или сон-трава).
4.Этот зверек - представитель семейства насекомоядных. Обитает у водоемов, занесен в Красную
книгу Московской области и СССР. Кто это? (выхухоль).
Пятый тур игры «Птица года»
Союз охраны птиц России, начиная с 1996 года, проводит акцию «Птица года», цель которой -сохранить видовое разнообразие диких птиц. Каждый год посвящается одной птице, о которой собираются данные: места обитания, численность, неблагоприятные моменты, либо опасность для жизни птиц. Назовите птицу года - 2014 . Отвечает команда первой поднявшая сигнальную карточку с номером правильного ответа.
1. Скворец
2. Черный стриж
3. Синица
4. Чайка
Шестой тур игры «Особо охраняемые природные территории»
Создание особо охраняемых природных территорий - одна из форм сохранения видового разнообразия растительного и животного мира.
В Луховицком районе в число особо охраняемых природных территорий входят озера Сосновое и Ситное.
Они являются:
1. заповедниками
2. государственными заказниками
3. памятниками природы
Дайте ответ, подняв сигнальную карточку с номером правильного ответа. Отвечает команда, первая поднявшая карточку.
Седьмой тур игры «Советы и приметы»
Есть в травах и цветах целительная сила. Для всех умеющих их тайны разгадать.
Попробуем представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Как стало бы уныло! Нет привычных тополей, берез, нет крапивы у забора, и дом опустел бы без цветов. В последние 2-3 столетия растительность на планете стала изменяться из-за бурной и не всегда разумной деятельности человека. Это происходит потому, что люди забывают о ее роли. А ведь если внимательно присмотреться к миру растений, то они как самые точные приборы укажут нам направление света, расскажут о погоде, и даже подскажут который час. А знаете ли вы приметы? Сейчас мы это проверим.
К какой погоде ноготки закрывают цветы? (к дождю)
Большой урожай рябины - к чему? (к холодной зиме).
Если утром на траве роса - то это означает...? (днем дождя не будет).
Поникли листья клевера - ? (к дождю).
Если бурьян вырос высокий - ? (будет много снега).
Водные растения плачут - ? (к дождю).
Осенью расцвели шиповник, одуванчик...? (к долгой теплой осени).
Поздний гриб - ? (поздний снег).

Рекомендуем посмотреть:

Экологический проект в начальной школе Сценарий экологического праздника, посвященного Дню воды для 4-9 классов Экологическая акция «Спасатели» Методическая разработка эколого-краеведческого фестиваля для школьников

Похожие статьи:

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

День земли. Сценарий для школьников

Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников

Экологическая викторина для детей 10-14 лет. Сценарий

Классный час 10 класс на тему «Наша природа»

Родительское собрание в старшей группе на тему: «Развитие речи при ознакомлении с природой» | Экологическая игра для школьников 5-6 классов
Опубликовано: 868 дней назад (24 июля 2014)
Просмотров: 3537
+8
Голосов: 8
Татьяна Галютина # 24 июля 2014 в 19:46 +3
Галина Евгеньевна,замечательная эколого-краеведческая игра!Задания подобраны интересные, разнообразные.Экологическое воспитание направлено на формирование сознательного отношения к природе, к окружающей среде.Предложенная Вами разработка поможет закрепить полученные ранее знания,а командный дух объединит ребят.Голосую!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 19 августа 2014 в 10:57 +3
Татьяна, спасибо, рада, что вам пришёлся по душе материал.
Евгений Георгиевич # 24 июля 2014 в 22:09 +1
Искренне благодарю Галину Евгеньевну за выбранную тему - она становится все актуальней и актуальней. Автор использует в работе богатый информационный материал по теме, в т.ч. по своему Луховицкому району. Но Галина Евгеньевна ждет от нас, коллег, не только хвалебные слова, но обстоятельный и беспристрастный разговор. Поэтому я позволю себе несколько замечаний и предложений, которые наверняка помогут автору работать еще активнее. Во-первых, не совсем понятно, кому адресован текст ведущего: детям или взрослым. Во всяком случае, термин "антропогенный" ученикам 5-го (и не только 5-го) класса еще явно незнаком или же не все понимают его однозначно. Что-то слишком много туров. Возможно ди подведение итогов после каждого тура среди 4-х команд в течение одного занятия или урока продолжительностью 45 минут? К чему такая гонка? Почему бы после каждого тура не обсудить поднятые вопросы поглубже, привести примеры из жизни? Уж по вопросам каждого тура каждый ученик (даже 5-го класса) смог бы привести не один яркий пример. Вот кончилась игра... А что в итоге? Кто и как награжден? Кто победил? Выполнили мы поставленные задачи? не получилось ли так, что работа написана лишь ради публикации? Иначе нельзя было бы не заметить явные несоответствия. Например, автор выбирает в качестве оборудования Иллюстрации с изображениями растений и животных Красной книги. Однако в ходе игры ни одна иллюстрация ни разу и не используется, да и сами вопросы туров не предполагают их включение в ход игры: автор просто зачитывает их. Внесенные мной предложения не перечеркивают значение работы. После некоторой доработки она станет неплохим подспорьем для организаторов экологического воспитания детей. Успехов автору!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 24 июля 2014 в 23:25 +7
Доброго времени суток, Евгений Георгиевич, как учитель географии с 18-летним стажем работы, с вами поспорила бы по поводу знаний детьми 5класса термина - АНТРОПОГЕННЫЙ. У каждого учителя своя методика преподавания, поэтому так громко заявлять, я считаю абсолютно ни к чему. В своих классах при обсуждении темы растительного и животного мира, обязательно обсуждаем как человек отрицательно влияет на окружающую нас природу, тем самым подвожу к определению, которое на самом деле не такое уж сложное. Второй момент, если вы внимательно знакомились с кратким описанием материала, там чётко указано, что можно применять игру - в кружковых занятиях по экологии, для внеклассного мероприятия. В конце концов, внеклассное мероприятие, можно провести и на свежем воздухе во внеурочное время, где 45минут могут превратиться в 60минут. Соглашусь с вами в одном, что не продуман конец игры и наглядность, которая не задействована.
С уважением, Т.Н.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 19 августа 2014 в 10:59 +4
Татьяна Николаевна, спасибо за положительный отзыв, приятно, что материал вызвал у вас интерес.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 19 августа 2014 в 10:58 +3
Евгений Георгиевич, спасибо, за содержательный комментарий.
Людмила Васильевна Мигунова # 24 июля 2014 в 22:20 +2
Галина Евгеньевна! Вы серьёзно занимаетесь проблемой экологического воспитания детей. У вас интересная подборка игр, конкурсов на эту тему. Приобщение ребят к природе, привитие любви и уважения к братьям нашим меньшим - от этого человек становится добрее, нежнее и внимательнее. Мой голос Вам.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 19 августа 2014 в 11:00 +3
Людмила Васильевна,спасибо Вам большое за то, что нашли время и оценили мою работу. Мне очень приятно, что Вам понравилось.
Маргарита Александровна Гришина # 24 июля 2014 в 23:03 +10
Галина Евгеньевна,я обратила внимание на предыдущий комментарий,уж не знаю коллега этот участник
обсуждений и комментариев или нет,конечно же было интереснее общаться с зарегистрированными участниками,то есть с участниками в блогах,а не за ними.В разработке ясно написано как ведущий обращается к детям:Здравствуйте ребята!Что касается слова антропогенный,то я думаю прежде чем использовать данное слово,каждый учитель взвесит знания учеников и явно подумает использовать это слово или нет,я думаю современных детей учителя активно знакомят с такими словами на уроках,да и положено знакомить,так что такое замечание не совсем корректно.Данная разработка-это вариант проведения игры и каждый учитель решает сам для себя.Поскольку детям произносится текст,значит дети знакомы с понятием этого слова.Предлагаются туры игры-совсем не обязательно использовать эти туры все,кто не считает нужным,может кто то построит проведение игры с продолжением дискуссии на темы проводимых туров,тут никто не принуждает использовать данную разработку всю как должное,каждый выбирает сам .Да и где указано,что это мероприятие на 45 минут-это игра,которая проводится во вне урочное время,на кружковых занятиях и внеклассных мероприятиях.Вот насчет иллюстраций я согласна,в тексте не было указано,где и когда используются иллюстрации,а может быть эти иллюстрации служат просто оформлением аудитории,где проводятся игры.Итоги-это важно-каким образом заканчиваются эти игры и как выносятся решения жюри,это итог результативности.Вы всем нам оставили об этом подумать самим по всей видимости.Уважаемые гости нашего сайта,задавайте конкретные вопросы и делайте конкретные замечания,будьте тактичны и внимательно читайте разработки.Галина Ивановна,у вас достаточно интересная разработка,просто каждый педагог я думаю додумает тонкости до конца,ничего страшного тут нет,все понятно по ходу.Вопросы продуманные по темам,вполне можно использовать для игр.Удачи вам!+1
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 19 августа 2014 в 11:01 +4
Маргарита Александровна, спасибо Вам большое за то, что нашли время и оценили мою работу. Мне очень приятно, что Вам понравилось.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 25 июля 2014 в 10:09 +5
Маргарита Александровна, спасибо Вам За поддержку и понимание.
Данияр Маулетович Байжуманов # 30 июля 2014 в 20:08 +3
Здравствуйте, Галина Евгеньевна! Если честно признаться комментарии после вашей разработки были же такими интересными, как и сама разработка. Конечно же я согласен с мнениями моих коллег, которые вас поддерживают. Я считаю, что прежде чем переходить на "обстоятельный и беспристрастный разговор", необходимо самому разработать и провести мероприятие, а затем еще выложить его на сайт для обсуждения. Учительский труд нельзя измерить каким-то нормативом, каждый работает в свою меру и желание. Но каждое не тактичное слово может ранить любого человека, а учителя тем более. Ведь многим из нас может не хватает той поддержки, тех теплых слов, которые мы слышим на страницах данного сайта. Поэтому пусть лучше звучат "хвалебные слова", которые только заряжают нас новой энергией, новым желанием работать и творить на нашем легком учительском поприще. Что касается вашей разработки, то тематика экологического воспитания всегда была и будет являться актуальной. Не знаю как другие мои коллеги, но вашу разработку я взял бы с удовольствием за основу. Вообщем, Галина Евгеньевна, не расстраивайтесь сильно, участники "Педкопилки" вас всегда поддержут. Желаю вам дальнейших творческих успехов и достижений!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 19 августа 2014 в 11:02 +4
Данияр Маулетович, спасибо большое за поддержку и комментарий.
Евгения Алексеевна Дружинина # 26 сентября 2014 в 19:18 +2
Галина Евгеньевна! Вы серьёзно занимаетесь проблемой экологического воспитания детей. У вас интересная подборка игр, конкурсов на эту тему.Мой голос Вам.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 26 сентября 2014 в 19:19 +3
Евгения Алексеевна спасибо Вам большое за положительный комментарий.
Ольга Ивановна Турбина # 26 сентября 2014 в 20:55 +2
Галина Евгеньевна,замечательная эколого-краеведческая игра!Задания подобраны интересные, разнообразные. Желаю вам дальнейших творческих успехов и достижений!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 26 сентября 2014 в 20:57 +3
Ольга Ивановна спасибо Вам большое за положительный комментарий.
Елена Александровна Барзова # 15 ноября 2014 в 19:17 +1
Здравствуйте Галина Евгеньевна! Не смотря на дискуссию по поводу мероприятия, полностью вас поддерживаю.Потому, что видно, что вы творческий человек и любите детей. Стремитесь сделать их жизнь интересной и разнообразной. Спасибо! Вам мой голос.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 16 ноября 2014 в 19:36 +3
Спасибо большое Елена Александровна за поддержку и положительный комментарий.