Конкурсы для педагогов и детей

Урок литературного чтения, 1 класс

Конспект урока литературного чтения, 1 класс
Образовательная программа Л.В. Занкова
Предмет литературное чтение
Класс 1
Разработка урока литературного чтения
Русская народная сказка «Лиса и кот»

Цель: формирование читательской компетенции младшего школьника.
Задачи: развитие речи обучающихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком; развитие умений грамотно читать (учить понимать произведение, определить главную мысль, отношение автора к героям); расширять словарный запас; ввести термин "анималистические" сказки; воспитывать читательский интерес, эстетический вкус; воспитывать умение дружить.
Познавательные УУД: Читать тексты и понимать их фактическое содержание; отвечать на простые вопросы учителя, находить информацию в учебнике; выделять события, видеть их последовательность в произведении; различать малые фольклорные жанры; сравнивать объекты.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель и план выполнения заданий, понимать цель и смысл выполняемых заданий.
Личностные: положительное отношение к предмету; формирование интереса к учению, эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений; оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Оборудование:
1. Учебник литературного чтения для 1 класса: Свиридова В. Ю. Издательский дом "Федоров", 2012 г.
2. Раздаточный материал.
3. Раздаточный материал для моделирования.

Ход урока
Организационный момент
Упражнения по кинезиологии – показывают ученики «Кулак - ребро – ладонь», «Ухо – нос»
Актуализация знаний
Учитель: На партах приготовлены цветные карточки. Прочитайте текст..
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел месяц погулять.
А за месяцем луна,
Оставайся ты одна! (Cчиталочка)
Жадный пёс,
Дров принёс,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напёк,
Спрятался в уголок
И съел сам – гам, гам, гам!.. (Потешка)
Солнышко-вёдрышко!
Прогляни, просвети!
На веточку зелёную,
На яблоньку высокую. (Закличка)
Люлю, люлю, баиньки!
В огороде заиньки.
Зайки травку едят,
Ване спать велят. (Колыбельная)
Три сороки тараторки тараторили на горке. (Скороговорка)
Скатерть бела всю землю одела. (Загадка)

Учитель: Что объединяет все эти произведения? (Они устного народного творчества)
Учитель: Есть ли автор у каждого из них? (Народ)
Учитель: Как называем такие произведения? (Относятся к малым жанрам фольклора).
Учитель: Почему мы их так называем? (коротенькие).

Формулирование темы урока
Учитель: Задание: В этом стихотворении спряталось ключевое слово – тема урока.
Сегодня
Катюша
Арбузом
Заела
Креветки
Атлантические

Учитель: Обсудите с соседом. Какое слово спряталось? (Сказка)
Учитель: С каким жанром мы будем работать сегодня? (сказка)
Учитель: Какая тема урока? (Изучение произведений жанра Сказка)
Учитель: В начале урока мы вспоминали жанры устного народного творчества. Как вы думаете, сказку какого автора мы будем читать сегодня?
Учитель: Как вы скажете, что такое сказка? Что обязательно есть в сказке? (вымысел, фантазия).
Учитель: Какие бывают сказки? (Авторские, народные; о животных, бытовые, волшебные).
Учитель: О чем-то скрипит половица, и спице опять не спится. Присев на кровати, подушки уже навострили ушки. И сразу меняются лица, меняются звуки и краски, Тихонько скрипит половица, по комнате ходит .... сказка
Учитель: Наша задача на уроке - научиться быть грамотным ЧИТАТЕЛЕМ. Что это значит? (Уметь правильно читать, научиться понимать произведение, определять главную мысль, понять отношение автора к произведению, к героям, уметь выражать свои мысли, понимать, для чего нужно это произведение в литературе).
Учитель: Для того, чтобы это все выполнить, какими мы должны быть? (Мы должны быть внимательными и наблюдательными).
Учитель: Попробуйте ответить на вопрос: нужны ли людям сказки?
Учитель: В конце урока мы вернемся к этому вопросу.
Учитель: Зачем она нужна нам в век телевидения и компьютеров?
Учитель: Сказка нужна всем — и большим, и маленьким. Сказкой можно вылечить, успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, «измерить» самочувствие. Сказка поможет скоротать путь, позволить детям и их родителям провести время вместе и т.д.

Подготовка к восприятию
Учитель: Прежде, чем начать послушать новую сказку, давайте сами определим ее название. Прочитайте названия русских народных сказок
Кот - золотой хвост
Сова и Кот
Кот и петух
Кот, Петух и Лиса
Кот - серый лоб, козел да баран.
Кот Котофеич
Лиса и журавль
Лиса и волк
Лиса – повитуха
Лиса со скалочкой
Лиса и рак

Учитель: По названиям вы уже можете определить главных героев сказок. (Животные)
Учитель: Сказки о животных имеют давнее происхождение. Древний человек на протяжении многих тысячелетий чувствовал тесную связь с животным миром и зависимость от него. Сказки, в которых животные наделяются именами, какими – либо человеческими чертами анималистические сказки
Учитель: Что интересного заметили в названиях сказок? (В названиях есть кот и лиса)
Учитель: Объединив эти два слова – и получите название сказки. («Лиса и кот»)
Учитель: Что общего у этих животных? (Все разное: домашнее и дикое, образ жизни, только питание похожее, любят мышей)
Учитель: Может ли их это объединить? (Скорее наоборот, соперничество…)
Учитель: Посмотрите, как в жизни ведут себя эти животные при встрече. (Просмотр документального фильма «Кот и лиса». встреча кота и лисы в заповеднике.)
Учитель: Где эти животные встретились? (В Южно-Камчатском заказнике)
Учитель: Что интересного в поведении кота? (Он не боится лисы) Что интересного в поведении лисы? (Лиса побаивается кота)

Знакомство со сказкой
Учитель: Что может произойти с героями сказки? Рассмотрите иллюстрации к сказке.
Учитель: Но это наши предположения. Что необходимо сделать, чтобы их подтвердить? (прочитать сказку)

Предварительная работа по вопросам из учебника
Учитель: В учебнике сказка неполная. Вам предлагают по вопросам вспомнить сказку. Сейчас мы поработаем так: читаем вопрос, сначала говорят те дети, которые не читали эту сказку, а потом те, которые знают…
Учитель: Учебники стр 86, прочитаем 1 вопрос. Почему оказался кот в лесу?
Можете ли вы уже из вопроса что-то узнать о содержании сказки? (Речь о домашнем коте. Он оказался в лесу (Высказываются дети, знающие сказку))
Учитель: 2 вопрос: Почему лиса хотела подружиться с котом? Что узнаете из вопроса? (Кот подружился с лисой).
Учитель: 3-й вопрос: Что лиса рассказала о коте волку и медведю? Что узнаете из вопроса? Что рассказала волку и медведю? (Лиса что-то рассказала волку и медведю. В этой сказке есть еще герои: волк и медведь).
Учитель: 4-й вопрос: Чем волк и медведь решили задобрить кота? Что узнаете о содержании по вопросу? (Волк и медведь задобрили кота)
Учитель: Что значит задобрить? (Угодить в чем-то)
Учитель: Ваши предположения: почему эти звери сильные, могучие решили задобрить маленького домашнего кота?
Учитель: Как много информации мы узнали из вопросов к сказке, не читая еще ее.

Знакомство со сказкой (просмотр сказки до слов лисы)

Учитель: Предлагаю вам посмотреть начало сказки (просмотр сказки)

Работа по содержанию сказки
Учитель: Как мужик решил избавиться от кота? Почему? (Унес в лес. Кот доставлял неприятности своему хозяину).
Учитель: Почему лиса никогда не видела котов? (Лиса – дикое животное)
Учитель: Какие устаревшие слова встретились? (воевода)
Учитель: Какой вывод вы можете сделать? (Раз слова есть устаревшие – значит, сказка старая).
Учитель: Что можете сказать про кота? (хитрый и находчивый).
Учитель: В чем проявились находчивость и хитрость? (Быстро сообразил, как ответить лисе.)
Учитель: Что можете сказать про лису? (сообразительная, хитрая).
Учитель: В чем это проявилось? Вспомните, как отреагировала сначала лиса на заявление кота о том, что он воевода? (Дети инсценируют этот эпизод)
Учитель: А потом меняется ли интонация? Почему? Что задумала лиса? (Лиса сразу сообразила, какую пользу может ей принести кот. Ведь она во всех сказках хитрая)
Учитель: Можем ли мы сейчас еще сказать, что объединяет этих животных? (Возможно, эти два зверя очень похожи по своим чертам: оба хитрые и ловкие. Может, именно поэтому народная традиция соединяет их вместе).
Учитель: Как представился кот лисе? (По имени и отчеству)
Учитель: А лиса? Почему? Подумайте над этим вопросом в паре. (Животные говорят и действуют, как люди, поэтому мы встречаем в сказках такие обращения).
Учитель: Как изменилась жизнь кота и сам кот? (Он стал жить припеваючи. Лиса заботилась о нем, как будто не замечая его трусливости)
Учитель: Как теперь кота зовут? Сравните имя Котофей с другими именами: Тимофей, Еремей. Эти имена сейчас встречаются очень редко. И этот факт тоже говорит о том, что сказке много лет.
Учитель: Какие повадки все-таки у Котофея Ивановича такие же, как и у настоящих домашних котов? (Он любит рыбу, гоняется за мышами)
Учитель: Какие припасы отправилась добывать лиса? (Еду, птицу)
Учитель: Что можно сказать о лисе? (верная жена, хлопотливая, заботливая хозяйка, находчива и изобретательна)
Учитель: Кто повстречался лисе? Что она им говорила?
Учитель: Сколько зверей встретила лиса? (троих).
Учитель: Один из признаков сказок: троекратный повтор – 3 раза повторяется похожая ситуация, лиса им говорит одно и то же. Как вы думаете, догадаются ли волк и медведь, что Котофей Иванович – обыкновенный кот?
Учитель: Проверим свои предположения по ходу чтения
Чтение сказки хорошо читающими учениками
Учитель: Подтвердились ли наши предположения по содержанию сказки?
Учитель: Почему это сказка, а не рассказ?
Учитель: Кто автор этой сказки? (народ)
Учитель: Понравилось вам это произведение? Были ли моменты, когда вы волновались, переживали? Что бы вы хотели изменить в этой сказке
Учитель: Давайте смоделируем фигуру кота, используя геометрические фигуры. Если ваш сосед не сможет – помогите ему.
Учитель: Напишите на каждом белом треугольнике, каким качеством обладал этот кот (Шкодливый, озорной, вредный, трусливый, находчивый, предприимчивый, хитрый).
Учитель: Кто оказался смелее: волк, медведь или заяц? Расскажите, как кот напугал волка и медведя? Почему кот оказался победителем? Кто оказался хитрее всех?
Учитель: Во всех сказках этот персонаж ловок, удачлив, предприимчив, находчив - качества, которыми слушатель не может не восхищаться. И в то же время лиса - притворщица, воровка, расчетливая, злопамятная, жестокая. Отношение к ней рассказчика и слушателей двойственное. Из сорока сказок о лисе в сборнике Афанасьева только в девяти лиса наказана за свои проделки. Чаще умной бывает лиса, особенно в тех случаях, когда противник сильнее. При другом сочетании: лиса и рак, лиса и дрозд, лиса и дрозд, лиса и кот, лиса и петух - выигрывает слабый, а лиса осмеивается.
Учитель: Что можно сказать о лисе? (Лиса хитрая, умная, сообразительная).
Учитель: А какими предстают перед нами волк и медведь? (трусливые, глупые).
Учитель: Как заканчивается сказка?
Учитель: В каком месте вы бы захотели изменить сказку?
Учитель: Как вы думаете, зачем народ придумал эту сказку?
Учитель: Давайте вернемся к главному вопросу нашего урока: нужны ли людям сказки? (Они приносят радость от чтения, узнаем о животных, их повадках, характере и т. д).

Рефлексия
Учитель: Получился ли у вас урок таким, каким мы его хотели видеть?
Учитель: Было ли вам интересно на уроке? Что нового узнали?
Учитель: Что сегодня развивали? (Развивали память, внимание, речь, умение отвечать на вопросы).
МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО…
МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ…
СКАЗКА МЕНЯ НАУЧИЛА…
Я ЗАПОМНЮ…
Я РАССКАЖУ ДОМА…

Учитель: Какая из пословиц подходит к уроку и почему?
Как аукнется, так и откликнется.
За добро добром и платят.
Сила сломит все, а ум - силу.
Друг не испытанный, что орех не колотый.
На языке медок, а на уме ледок.
За правое дело стой смело.

Рекомендуем посмотреть:

Практикум по моделированию для педагогов Планер своими руками Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе по теме: "Как хлеб на стол приш Моделирование как метод познания

Похожие статьи:

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по произведению И. Дика "Красные яблоки"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова» | Классный час на тему «Дружба», 2 класс
Опубликовано: 1038 дней назад (30 января 2014)
Просмотров: 6750
+1
Голосов: 1
Яр # 26 июня 2014 в 00:20 0
По моему переизбыток фронтальной работы. и не слишком ли много запланировано на один урок с первоклассниками?
Головина Татьяна Сергеевна # 27 июня 2014 в 17:24 +1
Я проводила этот урок, все успели. Это зависит от уровня подготовки детей. Конечно, для кого-то это большой объем.