Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова»

Урок русского языка по программе «Гармония», 2 класс
Тема «Чередование согласных в корне слова»
Цель: познакомить детей с чередованием согласных в корне слова, формировать умение выделять корни с чередованием согласных в группе однокоренных слов, обогащать словарный запас учащихся.

1.Актуализация знаний, ситуация успеха.
Практическое задание : Выписать однокоренные слова в столбик и обозначить корень.
Вася и Наташа пошли в лес. Лесная дорожка привела к домику лесника. За ним начинался молодой лесок.
- Докажите, что это однокоренные слова.
(Ученики доказывают по алгоритму, он представлен в виде схемы)
1. Объяснение значение каждого слова (выделение основы слова)
2. Выделение корня.
3. Выделение общего смысла всех слов, заключенного в корне
Доказательство: а) все слова имеют разное значение. Лес – это множество деревьев, растущих на большом пространстве. Лесник – это лесной сторож или работник лесного хозяйства. Лесок – это небольшой лес. Лесная (дорожка) – это дорожка, находящаяся в лесу.
б) Все слова имеют общую буквенную часть – корень (лес)
в) Хотя все слова имеют разное значение, но они имеют общий для всех родственных слов смысл, который заключается в корне.
- Молодцы! Вы хорошо научились по алгоритму быстро находить однокоренные слова и безошибочно выделять корень.
- Продолжим работать с однокоренными словами.
2.Создание проблемной ситуации. Практическое задание. Индивидуальная работа (на листочках текст) На письменном столе Маши стоял светильник. Когда его включали, в комнате становилось светло и уютно. А по вечерам девочка любила помечтать, глядя на зажженную свечу.
Задание: выписать из текста однокоренные слова и обозначить корень.
(После самостоятельного выполнения учащиеся работают в группах)
- Обсудите результаты работы в группах.
(Проверка: учащиеся высказывают варианты решении, называют слова и корень)
светильник светильник светильник свечу
свечу светло светло

3. Постановка учебной проблемы и цели
Осознание противоречия
- Итак, вспомним, какое задание было.
- Что получили в результате выполнения задания? (В первой группе – 3 слова, корень –све -; во второй группе – 2 слова, корень – све –; в третьей группе – 2 слова, корень -свет-)
- Задание было одно, а решения разные.
- В чем было затруднение? - Не можем выделить корень в словах и определить количество слов.
-Выписывая однокоренные слова, получилось разное количество слов и разный корень.
- Что мы получили в результате выполнения задания? (Разное количество слов – да, разный корень – нет, всегда выделяли общую часть родственных слов).
- Встречалась ли раньше такая задача?
- Во время выполнения задания пользовались алгоритмом?
-Итак, пользуясь уже известным нам алгоритмом, не смогли правильно выделить количественный состав однокоренных слов и обозначить корень.
- В чем же мы должны сегодня разобраться?
- Как мы будем это делать?
- Из-за какого слова у нас получилось разное количество родственных слов и разные варианты выделения корня.
- Сколько в этом тексте однокоренных слов, какой корень, что же особенного в выделении корней этих слов.
Фиксация проблемы: 2 или 3?
Корень –свет- или –све- или –свеч- ?
- Опять будем использовать известный алгоритм, проверять правильность и ошибочность каждой гипотезы.
- Из-за слова свеча.

4. Выдвижение гипотез
- Что в первую очередь нужно проверить и доказать? (Является ли слово «свеча» родственным» для выделенных слов?
- Объясните значение слова «свеча» (Свеча – предмет из определенного вещества с фитилем внутри, которая служит для получения света).
- Все ли пункты алгоритма соблюдаются?
1 гипотеза: если слово «свечу» является родственным для выделенных слов, то корень будет «-све-» и 3 родственных слова (светильник, светло, свечу)
2 гипотеза: если слово «свечу» не является родственным, то корень в выделенных словах будет «свет» и 2 родственных слова (светильник, светло)

5. Решение учебной проблемы
- Посмотрите на корень – све-, понимаем ли мы, к какому предмету относится этот корень?
- Могу ли я сказать, что здесь спрятались однокоренные слова? (Учащиеся высказывают свое мнение. Одни говорят, что здесь спрятались родственные слова и приводят примеры, другие это опровергают и доказывают).
- Какие слова здесь могут быть? (открываю слова, чтобы их можно было прочитать)
На доске карточки со словами, открыто только начало слов – све, остальная часть слов
слов закрыта:
све(тлеть)
све(жесть)
све(чечка)
све(рло)
све(тлица)
све(кольный)
све(чение)
- Какие слова здесь совсем чужие? (убираю лишние слова, остаются только родственные)
- Докажите по алгоритму, что эти слова родственные.
- Давайте проведем эксперимент. Попробуем убрать последнюю букву в корне в слове свечу и поставить обычную для корня. Сделаем корни одинаковыми.
- Прочитайте предложение. (А по вечерам девочка любила помечтать, глядя на зажженную свету).
- Что можно сказать о слове? (Произносится непривычно, неудобно и даже немного непонятно)
- Что нам помогло понять значение этих слов? (Помогла буква -ч. Она встала на место буквы –т).
- Значит, в некоторых словах согласные могут заменять друг друга, по очереди работать в корне слова.
- Итак, последняя буква в корне слова меняется, а смысл слова меняется?
- Сколько однокоренных слов в тексте?
- Какой корень в этих словах?
- Какая неверная гипотеза была? (Гипотеза: если слово «свечу» не является родственным, то корень в выделенных словах будет «свет» и 2 родственных слова (светильник, светло)
- В чем ее ошибочность?
- Почему мы допустили эти ошибки? (Мы ошиблись в выделении корня)
- Как мы пришли к верному решению? (Пользовались известным алгоритмом, проводили эксперимент).

6. Рефлексия
- Что нового узнали о словах?
- Вернемся к словам
-свет-
-свеч-
-свет-
-свеч-
- Что заметили?
- Сформулируйте тему урока.
- Проверим, Только ли буквы -т и -ч могут чередоваться в корне слова?
На доске:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
- Можно ли добавить некоторые слова в группу однокоренных слов?
- Почему?
- Что происходит?
- Значит, могут чередоваться не 2, а 3 буквы.
- Ребята, а может быть это случается только с этой группой слов. Давайте проверим.
Загадка:
Я – антоним к слову смех,
Но от радости, утех –
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач,
Догадались? Это…
- Объясните значение слова плач.
- Придумайте однокоренные слова
- Докажите, что эти слова однокоренные.
Какой корень?
Итог. Рефлексия настроения

Используемая литература:
1. Канакина В.П., Радость познания – в слове: нестандартные повторительно-обобщающие уроки русского языка в начальных классах. – М.: Новая школа, 1996;
2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Секреты орфографии, Москва, Просвещение, 1991;
3. Бакулина Г.А., Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, 3 класс, Москва, «Владос», 2001;
4. Лайло В.В., Развитие памяти и повышение грамотности, Москва, «Дрофа», 2001;

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс Анализ заданий учебников русского языка 2 класса Конспект урока по русскому языку во 2 классе Конспект урока русского языка для 2 класса. УМК "Школа России"

Похожие статьи:

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение

Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов

Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова

Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса

Сценарий внеклассного мероприятия по экологии в начальной школе «Вода – наша жизнь» | Урок литературного чтения, 1 класс
Опубликовано: 1049 дней назад (26 января 2014)
Просмотров: 8183
+5
Голосов: 5
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 26 января 2014 в 20:57 +4
Интересный конспект урока, соответствующий ФГОС. Создание проблемной ситуации и её решение - всё сделано так, что ученик на уроке - не пассивный слушатель, а деятель. Мне очень понравилось. Спасибо вам!
Светлана Евгеньевна Виноградова # 26 января 2014 в 21:50 +4
На протяжении всего урока ученики решают проблемные ситуации. Выполнение заданий требует рассуждения и анализа. Ученики выдвигают гипотезы. Затем ищут истину! Весь урок построен на поиске ответов на вопросы и задания учителя! Видно, что педагог в системе занимается с детьми! Татьяна Сергеевна, Ваш урок полностью соответствует ФГОС, Вы четко и планомерно решаете поставленные задачи! Вот только засомневалась, а во 2м классе дети знают понятие "антоним" (на этапе релаксации, в загадке) ,(я-то работаю по программе коррекционных школ). Интересный конспект!
Головина Татьяна Сергеевна # 28 января 2014 в 10:37 +1
Спасибо за хорошие слова. Учащиеся знают и термин антоним (ввожу сразу еще в букварный период 1 класса), и термин ГИПОТЕЗА.Дети, на удивление, быстро запоминают такие трудные слова.
светлана ващилина # 7 апреля 2014 в 00:56 +3
Татьяна Сергеевна, большое спасибо за приглашение на ваш интересный урок.Присоединяюсь к комментариям коллег. Урок мне понравился. Поставленные цели достигнуты. Ученики пользуясь алгоритмом, выдвигают гипотезы и находят решение учебной проблемы. Удачи!
Валерий Григорьевич Вершинин # 24 сентября 2015 в 20:36 +1
Татьяна Сергеевна! Замечательный урок. Это, действительно, ФГОС. Всё продумано, выстроено. Одно вытекает из другого. Логика потрясающая! В общем, одно восхищение от вашей работы! Уверен, что и те, кто просмотрел ваш урок (4091 человек), думают так же. Радуюсь вашему педагогическому таланту, прозорливости,умениям и знаниям.