Конкурсы для педагогов и детей

Психологическое занятие с педагогами детского сада

Развитие стрессоустойчивости у педагогов.
Стресс (от англ. Stress - давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение).
Впервые данное понятие было введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье, который определял его как:
- феномен нетрадиционной реакции организма в ответ на всевозможные повреждающие воздействия,
- или адаптационный синдром, который помогает приспособиться к возникающим трудностям, справляться с ними.
Рассматривая проблему стресса, Г. Селье отмечал, что стресс является обязательным компонентом жизни, который оказывает влияние на устойчивость организма к негативным факторам, и может не только понизить ее, но и повысить. Это послужило основанием различать эустресс, как стресс полезный и дистресс — как приносящий вред [7, с.104–109]. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на отрицательные воздействия внешней среды.
Среди личностных качеств, способствующих снижению вероятности трансформации стресса в дистресс, особое место занимает стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивость - определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.
Сохранение или повышение стрессоустойчивости связано с поиском ресурсов, помогающих в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.
Разные авторы отождествляют стрессоустойчивость с эмоциональной устойчивостью, нервно-психической устойчивостью, психологической устойчивостью, эмоционально-волевой устойчивостью, психологической стойкостью к стрессу и многими другими.
В условиях современной модернизации образования и реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования компетентностный подход ориентирован на подготовку специалистов, готовых сразу после окончания учебного заведения приступить к выполнению профессиональных обязанностей, минуя адаптационный период.
На основании требований образовательного стандарта выпускник должен быть способен качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики и контролировать стабильность своего эмоционального состояния в работе с детьми.
Группы людей по стрессоустойчивости
Всех людей можно условно разделить на 4 группы по стрессо-устойчивости:
1. Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях.
2. Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им непросто менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса.
3. Стрессотренируемые люди в общем готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, а если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и в дальнейшем реагируют на них уже более спокойно.
4. Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такой человек может пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы его постоянно сопровождают, то он теряется.

Бостонский тест на стрессоустойчивость «Анализ стиля жизни»
(разработан исследователями Медицинского центра Университета Бостона)
Инструкция: «Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится».
Вопросы для обратной связи:
№ Вопросы Всегда Часто Иногда Почти никогда Никогда
1 Вы едите по крайней мере одно горячее блюдо в день
2 Вы спите 7-8 часов по крайней мере четыре раза в неделю
3 Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен
4 В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться
5 Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю
6 Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день
7 За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок крепких алкогольных напитков
8 Ваш вес соответствует Вашему росту: рост (см) - вес (кг) = 100 ± 10
9 Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности
10 Вас поддерживает Ваша вера
11 Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью
12 У вас много друзей и знакомых
13 У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете
14 Вы здоровы
15 Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем- либо
16 Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живёте, Ваши домашние проблемы
17 Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю или смеетесь три раза в неделю
18 Вы можете организовать Ваше время эффективно
19 За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков
20 У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня
Цена ответа (в баллах) 1 2 3 4 5
ИТОГ
Интерпретация результатов
Необходимо сложить результаты ответов и из полученного числа отнять 20 баллов. Набрано менее 10 баллов - у вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям, вашему здоровью ничто не угрожает;
От 11 до 30 баллов - у вас нормальный уровень стресса, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека;
От 31 до 50 баллов - задумайтесь о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь и вы им не очень сильно сопротивляетесь;
Свыше 50 баллов - вы очень уязвимы для стресса. В этом случае следует серьезно задуматься о своей жизни - не пора ли ее изменить, и подумать о своем здоровье. Взгляните еще раз на утверждения теста. Если какое-либо утверждение вы оценили в 3 балла и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту, и ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если ваша оценка за 19-й пункт-4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.
Практическая часть.
1. Упражнение «Я и стресс»
Материалы: бумага, фломастеры, простые карандаши, ручка.
Цель. Помощь участникам в осознании и вербализации своих представлений о стрессе, определении своего отношения к данному феномену. Выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям.
Содержание. Тренер готовит заранее бумагу формата А4 (по числу участников), цветные фломастеры. Участники тренинга располагаются комфортно (в кругу или за кругом). Ведущий предупреждает их о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому в ходе проведения упражнения не стоит задавать друг другу никаких вопросов.
Инструкция тренера группе. «Нарисуйте, пожалуйста, рисунок «Я и стресс». Он может быть выполнен в любой форме — реалистической, абстрактной, символической, художественной. Большее значение имеет ваша степень искренности, то есть желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли вам в голову сразу после того, как вы услышали тему. Этот рисунок сможет стать тем ключом, который на протяжении всего тренинга будет помогать вам осознавать трудности, находить уже имеющиеся ресурсы, вырабатывать новые успешные стратегии управления стрессом. При необходимости можно воспользоваться цветными фломастерами. Вы имеете полное право не показывать ваш рисунок в группе, если вы этого захотите». Участники рисуют в течение 4-5 минут. Затем тренер начинает задавать вопросы, на которые участники отвечают самостоятельно (мысленно), не записывая ответы на бумаге, не произнося их вслух. После каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд для внесения изменений и дополнений в рисунок.
Вопросы, которые может задать тренер.
Посмотрите внимательно на свой рисунок.
1. Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?
2. Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке.
3. Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстрактной фигуры, конкретного человека?
4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько — стресс. Почему?
5. При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета? Какие?
6. Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура?
7. Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и стрессом? Может быть, вы держите в руках саблю, зонт или что-то еще? Если вы почувствовали необходимость, нарисуйте еще что-либо, что может защитить вас от стресса.
8. Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке — дорисуйте их.
9. Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
10. Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить его?
11. Какие еще ваши ресурсы вы видите в этом рисунке или хотите добавить в него? Нарисуйте их, пожалуйста.
Обсуждение. После того как участники ответят на последний вопрос, тренер просит их объединиться в подгруппы по 4-5 человек.
В каждой сформированной группе желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, мыслей и т. д., возникших в процессе рисования.
При этом остальные слушают, высказывают свою точку зрения, задают вопросы, но не критикуют, не осуждают, принимают мысли другого, как есть, можно оказать поддержку.
Говоря о том, что помогает и что мешает эффективно действовать в ситуации стресса, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и, основываясь на наблюдениях за поведением людей, умеющих преодолевать стрессы.
Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в своих реакциях на стрессоры.
Все участники возвращаются в круг. Тренер предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений. Представители от подгрупп зачитывают свои списки. Тренер разъясняет участникам, над какими проблемами возможна работа на тренинге.
Обратить внимание участников на то, что большую часть нашей профессиональной жизни мы используем левое полушарие, которое отвечает за логические действия. Во время рисования мы активизируем наше правое образное полушарие. Поэтому психологи считают, что процесс рисования является оздоровительным уже сам по себе, и неслучайно рисование широко используется в психологической практике.
Стадии стресса
До сих пор учёные используют концепцию канадского физиолога и выделяют три стадии стресса по Селье:
1. Реакция тревоги.
2. Стадия сопротивления.
3. Стадия истощения.
Продолжительность каждой фазы развития стресса индивидуальна
Первая фаза возникновения стресса характеризуется мобилизацией организма. Нарастает напряжённость. У кого-то она может длиться дни и недели, а кто-то уже через несколько минут переходит ко второй стадии стресса. Реагируют люди по-разному. У одних тревога ускоряет все реакции организма, они вдруг начинают быстро соображать и мгновенно принимают решения. У других – наоборот происходит замедление реакций, они становятся как бы заторможенными. Умеренный кратковременный стресс на первой стадии даже полезен. Гормональный всплеск даёт толчок организму, тренирует его, закаляет.
Вторая фаза наступает, если воздействие стрессовых факторов продолжается. Организм отреагировал на тревогу, мобилизовался и может преодолевать возникшие трудности. На стадии сопротивления организм может быть более устойчивым к вредным воздействиям, чем в спокойном состоянии. Внешне тоже всё выглядит благополучно, человек конструктивно решает проблемы, он активен, здоров. Первый и второй этапы развития стресса ещё не несут угрожающих последствий.
Третья фаза, характеризующаяся истощением, начинается, если вторая стадия затягивается и организм не получает отдых. Мобилизованные ресурсы заканчиваются. Организм израсходовал свои адаптационные возможности, и его устойчивость снижается. На этом этапе проявляется физическое неблагополучие: нарушение сна, снижение аппетита, потеря веса, расстройства стула, нарушение сердечного ритма, повышение артериального давления, и т. п. Человек чувствует себя вялым, разбитым. Если и сейчас не отдохнуть, то могут начаться серьёзные физические заболевания, депрессия.
Симптомы стресса
• Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин.
• Плохой, беспокойный сон.
• Депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.
• Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.
• Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.
• Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.
• Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.
• Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.

2. Упражнение «Мыльные пузыри»
Цель: формирование навыка замены негативных мыслей на позитивные; повышение самоуважения.
Инструкция. Возьмите карандаш и бумагу. Проанализируйте свои мысли о том, что вас беспокоит. Сравните, как слова соотносятся с вашими чувствами. Если вы скажете: «Я себя плохо чувствую», — вы действительно себя почувствуете плохо. Скажите себе: «Я вздремну и буду чувствовать себя лучше».
На чистом листе бумаги нарисуйте голову, из которой вылетают мыльные пузыри ваших мыслей вправо и влево. На пузырях слева напишите ваши негативные мысли, а на пузырях справа — позитивные.
Это будет выглядеть так:
Я не могу это сделать - Я это сделаю
Я не буду, это слишком сложно - Я попробую это сделать
Я никогда не сделаю этого хорошо, зачем пытаться - Я все понимаю, поэтому сделаю это хорошо
ЗНАКОМСТВО С МЕТОДАМИ СНЯТИЯ СТРЕССА
3. Упражнение «Конкурс вредных советов»
Цель: осознание собственных стереотипных деструктивных способов провокации стрессовых ситуаций.
Инструкция. Участники делятся на две команды и сообща готовят «советы» команде соперников на тему: «Преодоление стресса наоборот».
Анализ
• Какие из предложенных «советов» вы переживали в своей жизни?
• Каковы были последствия?
Примеры «советов»
1. Жить только работой. Завидовать лошади, что она может спать стоя.
2. Отгонять любую мысль о чем-нибудь приятном. Все, что доставляет удовольствие, стараться закончить как можно быстрее. Выражение лица должно быть постоянно печальным, скорбным или угрюмым, как можно реже поднимать голову; направление взгляда — только в землю.
4. Упражнение «Снежки»
Материалы: «оборотки» (черновики).
Цель: знакомство с методами снятия напряжения, активизация.
Инструкция. Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите бумагу, скомкайте ее как можно плотнее. У вас есть возможность «закидать снежками» команду соперников. Не переходите разделительную черту. Начинаем и заканчиваем по сигналу. Выигрывают те, на чьей половине окажется по завершении меньше «снежков».
(После завершающего сигнала участники, как правило, не останавливаются и продолжают «перекидывать снежки».)
Запомните с каким воодушевлением вы сражались до последнего. Пусть этот боевой задор сопровождает вас все время участия в конкурсе.
Анализ
• Какие ваши ощущения до и после упражнения?
• Можно ли таким образом расстаться с напряжением?
Для снятия стресса и повышения стрессоустойчивости могут использоваться упражнения из различных направлений психологической коррекции и специальные восточные практики: медитативные практики (афермации), дыхательные упражнения, упражнения из психодрамы, арт-терапии, музыкальные и танцевальные упражнения, идеомоторные приемы, упражнения из телесно-ориентированной терапии и т.д.
Основные упражнения для стрессоустойчивости, с помощью которых можно диагностировать уровень стрессоустойчивости каждого, представляют собой идеомоторные приемы, например, разведения, сведения и подъема рук:
1. Прием «Полет»: Встаньте, опустив руки вдоль корпуса, и закройте глаза. Мысленно сосредотачивайтесь на своих руках и «заставляйте» их подняться вверх, но без малейшего напряжения. Чувствуйте их легкость, которая заставляет руки словно «всплывать», подниматься выше. Представляйте, что вы парите в воздухе.
2. «Познакомьтесь со своим проводником»
Вся необходимая нам мудрость и знания находятся внутри нас. Они доступны нам через интуицию. Однако нам кажется трудным найти путь к своей высшей мудрости. Для этого есть упражнение «познакомься со своим внутренним проводником».
Итак, закройте глаза и глубоко расслабьтесь. Идите в свое внутреннее святое место и проведите там несколько минут, расслабляясь и настраиваясь.
Теперь представьте, что в этом святом месте вы стоите на дороге, уходящей вдаль. Вы идете по дороге, а на встречу вам кто-то излучающий чистый, яркий свет.
По мере приближения вы начинаете различать, мужчина это или женщина, как выглядит, какого возраста, в какой одежде. Чем ближе приближается образ, тем больше деталей вы видите. Поприветствуйте этого человека, узнайте его имя, пусть это будет имя, первым пришедшим вам в голову, об этом не нужно заботиться.
Теперь покажите своему проводнику ваше святое место. Ваш проводник будет указывать вам на то-то чего вы никогда не замечали, вы оба будете рады общению друг с другом.
Спросите своего проводника, не хочет ли он что0то сказать вам, может дать какой-то совет, в противном случае не отчаивайтесь, ответ придет к вам позже, в той или иной форме.
Когда, насладившись присутствием своего проводника, вы почувствуете, что на этот раз достаточно, поблагодарите его, высказывая ему свое уважение, и попросите его снова посетить ваше святое место.
После чего откройте глаза и вернитесь к внешнему миру.
5. Упражнение «Итоги»
Цель: получение обратной связи от участников группы;
обмен позитивным опытом регуляции нервно-психического состояния.
• Что принес вам сегодняшний день?
• Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?
• Какие открытия вы сделали для себя?
• Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?
Заполнение анкеты обратной связи.
Заключение.
Воспитывая в себе стрессоустойчивость, необходимо помнить о том, что для организма важны хороший отдых (и моральный, и физический) и крепкий сон. В повседневной суете сует важно найти время и для любимых дел. Встречайтесь с друзьями, занимайтесь в тренажерном зале, пойте в самодеятельном хоре, пойдите в поход. Найдите хобби, которое станет вашей отдушиной, обязательно укрепит веру в себя, даст моральное удовлетворение и поможет снять напряжение. Не позволяйте негативным эмоциям взять над вами верх! Станьте настоящим бойцом с невидимыми силами стресса, которые способны разрушить вас изнутри. Только сила воли поможет восстановиться после эмоциональных потрясений.

Рекомендуем посмотреть:

Психолого-педагогическая гостиная в детском саду Конспект занятия по развитию мышления для детей подготовительной группы Конспект занятия с элементами арт-терапии в старшей группе детского сада Конспект открытого занятия педагога-психолога в детском саду для детей 5-7 лет
Проект кабинета педагога-психолога в детском саду
Опубликовано: 23 дня назад (10 ноября 2016)
Просмотров: 119
Рубрика: Тренинги
+2
Голосов: 2
Инна Георгиевна Волик # 10 ноября 2016 в 16:18 0
Предлагаю вашему вниманию занятие с педагогами. У нас прошло очень хорошо. По времени - 1,5 часа (28 участников).
Наталья Юрьевна Чернышова # 11 ноября 2016 в 12:19 0
Тема очень актуальна. Особенно при большой нагрузке педагогов. Спасибо за материал.
Оксана Юрьевна Сотина # 11 ноября 2016 в 13:05 0
Хорошее занятие, есть и теория и практика! Действительно тема достаточно актуальная, педагоги часто испытывают стресс! Надо попробовать провести с нашими педагогами v Голосую)
Елена Геннадьевна Савчук # 12 ноября 2016 в 08:32 0
Очень интересный материал, актуален и своевременен. Умение бороться со стрессом, половина успеха педагогической деятельности. Голосую. Обязательно попробую применить его практически.