Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока-проекта по МХК, 9 класс

Конспект урока-проекта по мировой художественной культуре, 9 класс «Древнерусская храмовая архитектура»
Конспект урока-проекта по мировой художественной культуре, 9 класс
Автор: Тамбовцева Ирина Николаевна, преподаватель МХК и ИЗО
Место работы: ГБОУ СОШ № 868, г. Москва
Тема урока-проекта: «Древнерусская храмовая архитектура»
Описание материала: Урок-проект по мировой художественной культуре для старших классов общеобразовательной школы. Конспект познавательного урока-проекта по истории культуры России включает материалы сообщений подготовленных учащимися к уроку. К конспекту урока прилагаются презентация учащихся и рабочий лист, что делает урок нагляднее, а работу детей эффективнее.
Цели и задачи:
Образовательная: - Знакомить учащихся с древнейшими постройками Киева, Новгорода, Владимира. Определить значение собора Святой Софии для Киевской Руси. Определить своеобразие Новгородской и Владимирской архитектурных школ.
Учебная: - Развивать способности к анализу выразительных средств искусства. Формировать умение использовать мультимедийные - компьютерные технологии в подготовке учебного материала к уроку.
Воспитательная: - Воспитывать чувство патриотизма, гордость за культурное наследие предков. Содействовать формированию духовно развитой личности, способной ценить и понимать прекрасное.
Форма урока: урок-проект, урок-семинар.
Материалы к уроку: Презентация учителя «Древнерусская храмовая архитектура», презентации опережающих заданий учащихся по группам:
1 группа – История архитектуры Собора Святой Софии в Киеве.
2 группа – Особенности новгородской архитектурной школы.
3 группа - Особенности владимирской архитектурной школы.
План урока:
Организационный момент – 1- 2 мин.
Актуализация знаний – 5-7 мин.
Основная часть – 20-25 мин.
Подведение итогов урока. – 7-10 мин.
Ход урока:
И однажды возникло из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы
Диво дивное в русской глуши.
Н. Рубцов

1. Организационный момент (проверка готовности учащихся).
2. Актуализация знаний. Учитель определяет цель урока. В ходе урока учащимся предстоит выполнить задание в рабочих листах (приложение 1).
Вступительное слово учителя:
Рассказ о русском искусстве следует начать с искусства Древней Руси. Одно из главных событий древнерусской истории - принятие христианства - несомненно, сыграло важнейшую роль в становлении многих русских культурных традиций. Можно сказать, что вместе с религией на Русь пришла архитектура, живопись и литература. Во всех городах началось строительство храмов и соборов, сначала по подобию византийских, а потом на их основе были выработаны собственные архитектурные традиции. Сегодня мы обратимся к истории развития православного храма на Русской земле.

В древние времена на Руси строили в основном из дерева, первое не деревянное сооружение появилось в конце Х в. Это Десятинная Церковь в Киеве. Десятинную Церковь в Киеве построили из плинфы - широкого и плоского кирпича - византийские мастера. Раствор, соединяющий ряды плинфы, представлял собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены первых русских храмов нарядно-полосатыми. Строили из плинфы в основном на юге Руси.
Вопрос: Какие еще материалы для строительства храмов использовали на Руси?
Ученики: На севере, в далеком от Киева Новгороде, предпочитали природный Камень. Правда, арки и своды выкладывали все-таки из плинфы. Новгородский камень – серый валун. Его без всякой обработки использовали - кладки стен.
Во Владимиро-Суздальских землях строили из белого камня - известняка, который тщательно отесывали в прямоугольные блоки. Этот материал мягок и легко поддается обработке. Из белого камня были сложены стены и башни Московского Кремля времен Дмитрия Донского.
В конце XV в. на Руси появился новый строительный материал - брусковый кирпич. С ним познакомили москвичей итальянцы. Таким кирпичом удобно было вести разнообразную кладку.
Учитель: Правильно. Большинство сохранившихся памятников древнерусского зодчества - храмы.
Вопрос учащимся: Где вам доводилось встречать древнейшие храмы Руси? (Ответы ученики выстраивают по впечатлениям от экскурсий).
Учитель: По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собою космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы - землю. Фасад храма. Храм венчают купола с крестами. Количество куполов имеет символический смысл.

Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал во Христе,
три - как ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух),
пять - как Христос и четыре евангелиста,
тринадцать - как Христос и двенадцать апостолов,
тридцать три - по числу лет земной жизни Спасителя.
Вопрос: Расскажите, какой символический смысл имеет форма и цвет куполов?

Ученики: Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру".
Цвет купола также важен в символике храма.

•Золотые — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
•Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
•Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
•Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
•В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.
Каждый купол опирается на барабан. Своды и купола в храме поддерживают арки на мощных столбах или колоннах.
Вопрос: Как вы думаете, от чего зависит количество таких столбов в храме?
Ученики: Чем обширнее храм, тем больше в нем столбов. Это было необходимо для прочности конструкции.
Учитель: Правильно. В Софийском соборе в Киеве, одном из крупнейших храмов Древней Руси, в нем насчитывается более сорока внутренних опор.

Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы - апсиды, в которых размещается алтарь. Количество апсид - одна, три, пять - зависило, чаще всего, тоже от величины храмов.
Вопрос ученикам: Какие декоративные детали храмов вы можете еще назвать?
Ученики: Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары, повторяющие очертания сводов.

Вход в храм имеет красивое архитектурное оформление портал. Нередко храм украшает арктурный пояс.

Учитель: Купола с крестами и апсиды - самые характерные деетали храма, отличающие его от любой другой постройки.
3. Основная часть
Учащимся предлагается ответить на вопросы опережающего задания по подготовленным сообщениям с презентациями.
Вопрос к учащимся: Расскажите о древнейших постройках Киева.
Презентация учащихся1 группы: Архитектурные особенности храма Святой Софии в Киеве.

Летопись рассказывает, что в 1036 г. воспользовавшись отсутствием князя Ярослава Мудрого в Киеве, печенеги совершили набег на южную Русь. Враг был очень силен. Когда-то даже бесстрашный князь Святослав пал его жертвой. Ярослав узнал об осаде Киева, находясь в Новгороде. Собрав большое войско из новгородцев и варягов, он двинулся на выручку киевлянам. Целый день шло кровопролитное сражение у стен древнерусской столицы. Только к вечеру русские одолели печенегов. Много врагов полегло на поле брани, утонуло в реке во время бегства. С тех пор набеги печенегов на Русь прекратились.
Древнейший и прекраснейший храм получил имя Святой Софии - мудрости Божьей. Название было выбрано не случайно. Так же именовался главный собор Константинополя.

Именно оттуда для выполнения княжеского заказа были приглашены лучшие мастера - архитекторы. Зодчие заложили большой храм.

С трех сторон окружили его галереями. По углам соорудили две башни. Винтовые лестницы внутри них вели на второй ярус галерей. Подлинным украшением собора стало двенадцать разновеликих куполов, образовавших пирамидальную композицию, группируясь вокруг самого большого купола – тринадцатого. Софийский собор вознесся ввысь почти на 30 метров (высота современного десятиэтажного дома) над окружающими его низенькими деревянными избами-полуземлянками.
Выдающийся русский писатель XI века митрополит Илларион так отозвался о церкви святой Софии:
«…она вызывает удивление и восхищение во всех странах, лежащих окрест, ибо не найдется подобной ей во всех полунощных землях от востока и до запада!"
И уж конечно, не могли оставить его равнодушным мозаики и фрески, сплошь покрывавшие храм внутри. Как свидетельствует "Повесть временных лет" Ярослав украсил церковь "золотом, серебром и сосудами церковными". Иллюстрация картины Н.Рериха "Ярослав Мудрый".

Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь находилась резиденция тогдашнего главы русской церкви митрополита киевского. В Софии хранились государственные документы, имелась библиотека - древнейшая на Руси и даже мастерская рукописных книг. По указанию Ярослава Мудрого при Софии была создана одна из первых на Руси школ. Сам князь после смерти был погребен в Софийском соборе в мраморном саркофаге.
За свою долгую историю Софийский собор неоднократно менял облик.

На рубеже XVII - XVIII вв. его частично перестроили в духе "украинского барокко".

Побелили нарядные полосатые стены, заменили древние яйцевидные купола гранеными с золотыми маковками, внутри установили высокий резной иконостас.
Многое пережил храм на своем веку: татаро-монгольское нашествие, гитлеровскую оккупацию ... И все-таки память о седой старине древняя София продолжает хранить.

О, раскачай свой колокол, София!
Как тихо в Божьем храме без огня.
Лишь дышит ночь в ладони стен сухие,
Молитву побелевшую храня.
Да озарятся голоса глухие,
Как взгляд Марии перед Рождеством.
О, раскачай свой колокол, София!
Высоким горлом xлынь, горячий звон!
1985

Учитель: Распад единого государства - Киевской Руси - на отдельные земли привел к созданию самостоятельных художественных школ. Наиболее известными архитектурными школами были новгородская и владимирская школы.
Презентация 2 и 3 группы учащихся: Особенности новгородской и владимирской архитектурных школ.
Задание классу. На примере построек Новгорода и Владимира необходимо определить характерные особенности архитектурных школ, Подберите 10 слов характеризующих эти постройки и запишите их в таблицу.
Ученики 2 группа: Особенности новгородской архитектурной школы.
Сооружение великолепного собора в Киеве не могло остаться незамеченным и в Новгороде - втором по значению политическом центре тогдашнего русского государства. Ведь именно из Новгорода пришел княжить в Киев Ярослав Мудрый. Военная поддержка новгородцев помогла ему овладеть заветным престолом.
В середине XI в. сын Ярослава новгородский князь Владимир заложил храм на территории древнего детинца (крепости) и назвал его, как и киевский, Софийским. Но, в отличие от своего предшественника, новгородская София была пятиглавой.

Вопрос учащимся: Вспомните, что это символизировало?
Ответ учащихся: Это символизировало образ Христа и четырех Евангелистов.
Главы, покрытые шлемовидными куполами на мощных барабанах, напоминают древних воинов, сплотившихся вокруг своего полководца. Несколько нарушая это единение, шестая глава была поставлена над лестничной башней, ведущей на второй ярус галереи, окружающей храм с трех сторон.
Новгородская София производит величественное впечатление. Снаружи собор лишен каких-либо украшений. Только гладь стены расчленена мощными выступами - лопатками. За девять веков культурный слой вырос вокруг него более чем на 1 м. Суровая монументальность - главное качество, присущее Новгородской Софии.
Летопись приводит любопытный факт: в 1547 г. царь Иван IV, находясь в Новгороде, узнал о существовании в башне святой Софии тайника. В указанном месте стали ломать стену, и из образовавшегося проема посыпались несметные сокровища - золотые и серебряные слитки, гривны, рубли. Целый воз, наполненный драгоценностями, под усиленной охраной был отправлен в Москву.
Церковь Спаса на Нередице Новгородский шедевр.

Постройка XII в. Ее заказчик - князь Ярослав Владимирович - пожелал поставить храм близ своей загородной резиденции. Храм невелик. Большая глава сидит на массивном барабане. Фасады практически лишены украшений. Несмотря на небольшие размеры, церковь кажется на редкость величественной. Но главная особенность Спаса на Нередице заключается в его удивительной скульптурности - красивой округлости форм. Плавная кривизна линий, неровность стен, скошенность углов придают ему редкое очарование.
Точную характеристику новгородского зодчества дал выдающийся искусствовед, реставратор и художник Игорь Эммануилович Грабарь: «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтесанного ... но себе на уме ... В его зодчестве такие же, как сам он, простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, которое, с его точки зрения, «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца - сила, и красота его - красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще».
Новгородцы очень любили свою Софию. Она стала символом их города. Бытовала даже поговорка: "Где святая София, там и Новгород". Часть города на левом берегу Волхова, где стоит храм, с тех пор называется Софийской.

Средь были, небыли и снов
Я слышу глас моей России,
Её измученных сынов;
И горних ангелов паренье
Меня коснулося едва,
И вновь берёт за душу пенье
И улетает сквозь века!
Святой угодник Илия!
На тяжкой жизненной дороге
Спаси Господь, люди твоя!
Струится, в душу западая,
(Песнопение. В. Шилин)

Задание классу: Выделите главные черты новгородской архитектуры.
Примерный ответ учеников: После строительства Святой Софии новгородская архитектура обрела свои неповторимые черты - скупость украшении, строгость и монументальность форм, выразительную пластичность. Стены новгородских храмов, сложенные из камней - валунов, не выравнивались. Их плоскости, словно живая материя, имеют выступы и впадины, особенно заметные в косых лучах солнечного света.
Сообщение чеников 3 группы Особенности владимирской архитектурной школы. Главный собор Северо-Восточной Руси.
В XII в. Русь распалась на отдельные княжества. Наиболее могущественным среди них было Владимиро-Суздальс-кое (Ростово-Суздальское). Его искусство прославилось главным образом своими белокаменными храмами.
В 1158 г. по велению князя Андрея Боголюбского в стольном городе Владимире был заложен Успенский собор.

На его сооружение князь выделил десятую долю своих доходов, точно так же, как когда-то Владимир Креститель для первой русской церкви - Десятинной. Место для строительства было выбрано на редкость удачно - вершина крутого пятидесятиметрового холма, возвышающегося над рекой Клязьмой. Имена зодчих, возводивших собор, не известны, но летопись сообщает, что для его строительства "Бог привел мастеров со всех земель". Будто бы даже с романского 3апада император Фридрих Барбаросса прислал своих умельцев.
Первоначально был сооружен небольшой одноглавый храм. Он простоял почти тридцать лет, но в 1185 г. Сильно пострадал от пожара. Князь Всеволод Большое Гнездо, правивший тогда во Владимире, велел его перестроить. При перестройке Успенского собора проявилось соперничество двух русских городов - Владимира и Киева. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии Киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси в XII в. - 32 метра. Храм обнесли новыми, большими по периметру, стенами. В старых стенах пробили широкие арочные проемы. По углам поставили еще четыре купола. Таким образом, получился большой пятиглавый собор.
Успенский собор был богато оформлен и внутри: створки входных дверей обиты медными листами со священными изображениями, выполненными в технике наводки золотом; полы выложены цветной майоликовой плиткой, стены расписаны фресками. На алтарной преграде стояли иконы, среди которых выделялась знаменитая "Владимирская Богоматерь"

Летопись рассказывает, что во время храмового праздника Успения открывались северные и южные "златые врата" собора и между ними вывешивались драгоценные облачения и ткани, вложенные в храм князьями.
На протяжении двух веков, пока в Московском Кремле не был построен Успенский собор, владимирский считался главным в Северо-Восточной Руси. Он служил усыпальницей местных князей. По сей день в храме покоится прах его строителей - князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.
Дмитриевский собор. В конце XII в. недалеко от Успенского собора был построен еще один - одноглавый Дмитриевский.

Назван он так в честь святого Дмитрия Солунского, христианского покровителя князя Всеволода, который при крещении был наречен Дмитрием. Храм строился по его заказу на месте княжеского двора.
Снаружи стены, закомары, под купольный барабан Дмитриевского собора сплошь покрывают скульптурные рельефы - резные изображения людей, птиц, зверей, фантастических существ, неведомых растений. Около тысяче резных камней! Многие рельефы удалось расшифровать.
На западном фасаде изображены Христос, Богоматерь, четыре евангелиста. Некоторые изображения особенно интересны: на северном фасаде в левой закомаре, сидящий на троне князь Всеволод с сыновьями. Это семейный портрет заказчика храма. На противоположном, южном фасаде в правой закомаре - Александр Македонский, возносящийся на небо. Странно видеть античного полководца-язычника на стене православного храма. Откуда русские мастера могли знать Александра Македонского.
Оказывается, в XII веке на Руси была очень популярна переведенная с греческого приключенческая повесть "Александрия", повествующая о жизни великого полководца. Быть может, именно она вдохновила неизвестного скульптора изобразить понравившегося исторического героя.
Крупнейший знаток владимиро-суздальской скульптуры Георгий Карлович Вагнер предположил, что главная идея, выраженная в рельефах Дмитровского собора, - заступничество святых за владимирский народ и князей, проповедовавших христианство в своем крае.
В нескольких километрах от Владимира, в чистом поле стоит одна из самых красивых церквей Руси – Покрова на Нерли.

Археологические исследования показали, что первоначально храм выглядел иначе. Вместо луковичной главы была шлемовидная. Храм окружала открытая галерея, опирающаяся на арки. Холм, на котором стоит церковь, был облицован белокаменными плитами. От храма к причалу у реки спускалась широкая каменная лестница. Изменившая за восемь столетий свой облик, церковь Покрова все равно остается прекраснейшим памятником средневекового владимирского зодчества.
Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого ноля на невысоком холме. У его подножия - небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма.

В XVIII веке над памятником нависла угроза уничтожения. Настоятель одного из близлежащих монастырей просил разрешения разобрать его, чтобы использовать камень для строительства монастырской колокольни. Спасти церковь помог случай: не сошлись монахи с подрядчиками в цене.
Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями:
« …Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…» И. Э. Грабарь
Церковь Покрова на Нерли включена в Список Всемирного наследия. Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения.
Здесь мирный уголок Владимирской земли,
на берегу, в нешумном отдаленье
от жаркого её сердцебиенья,
храм Покрова, стоящий на Нерли.
Владимирские церкви вдалеке,
в горящем золоте и в стройности могучей.
Над ним простёрлась боголюбовская круча,
а храм ныряет лебедем в реке.
Здесь давняя естественная грань
лесной Мешёры с суздальским Опольем,
покой, краса и полное приволье
и в нынешние дни, и в дедовскую рань.
В иных местах тревоги и шумы,
а этот храм в любое лихолетье
меняет луговые разноцветья
на белоснежные искрения зимы.
В нехитром камне воплотилась филигрань
пленительного древнего искусства.
И припадающие плачут и смеются,
смиряя боль, забывши гнев и брань.
Здесь сказочное зеркало Руси,
и в плеске вод - святая подоплёка.
Вокруг страна - и близко и далёко.
Господь её помилуй и спаси.

Вопрос классу: Какие архитектурные особенности владимирских храмов вы подчеркнули?
Примерный ответ учеников: Ровные гладкие стены белокаменных владимирских храмов украшают скульптурные рельефы. Дверные проемы обрамляют резные порталы в виде арок на колоннах. Стену по вертикали расчленяют тонкие полу колонки, а по горизонтали - аркатурный пояс - непрерывная цепь декоративных арок, опирающихся на колонки. Во всем царит нарядность и изящество. Скульптура не получила широкого распространения в древнерусском искусстве, поэтому рельефы владимиро-суздальских храмов уникальны.
Подведение итогов урока:
Учитель: Немало тайн хранят архитектурные памятники древности. 3а века они претерпевали многочисленные перестройки и переделки, которые можно обнаружить зачастую только в результате специального изучения. Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Византийцы были первыми учителями русских. Но едва выбравшись из пеленок ученичества, русское зодчество пошло своим самостоятельным путем. Его основным принципом стало единство в многообразии.
Оформление рабочего листа (Приложение 1)
Вопросы классу на закрепление материала:
1. Назовите древнейшие постройки Киева, Новгорода, Владимира.
2. Какое значение имел собор Святой Софии в жизни Киевской Руси?
3. Какие отличительные особенности архитектурных школ Новгорода и Владимира вы для себя отметили?
Запись домашнего задания: Подготовить материал в виде сообщения или презентации с фотографиями о древнерусских храмах, с которыми вы знакомились на экскурсиях.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе Андрей Рублёв. Биография Конспект интегрированного урока ИЗО, литература и МХК для 6 класса Методические рекомендации по составлению рабочего листа к уроку МХК

Похожие статьи:

Конспект урока МХК в 6 классе

Взаимосвязь музыки с живописью, архитектурой, танцем, словом

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Конспект интегрированного урока ИЗО, литература и МХК для 6 класса | Методические рекомендации по составлению рабочего листа к уроку МХК
Опубликовано: 3588 дней назад (30 июня 2014)
Просмотров: 15377
+9
Голосов: 9
Инна Петровна Музыченко # 30 июня 2014 в 22:22 +4
Ирина Николаевна, внимательно прочитала Ваш конспект урока- проекта. Он имеет интересную структуру, содержателен, иллюстративен. Радует, что к созданию и проведению урока активно подключаются ученики, это повышает качество их знаний. Прекрасно, что в уроке рассмотрено сразу несколько древнерусских школ строительства,ключевые сооружения, материалы, которые использовались в те времена, символику, архитектурные детали и термины.Это все очень важно для создания общей картины архитектуры прошедшей эпохи. Маленькое но:не хватает планов древнерусских сооружений - они также позволяют наглядно представить форму храмов.
Ирина Николаевна Тамбовцева # 1 июля 2014 в 00:20 +1
Большое спасибо за ваш первый отклик на мою публикацию. Хочется подметить, что оченьсимволично время отправки комментария 22:22, для меня сочетание таких чисел - счастлиое. К таму же этот комментарий еще и первый. Наверное это хороший знак. Ирина Петровна надеюсь на сотрудничество, творческих успехов.
Татьяна Вениаминовна Волкова # 1 июля 2014 в 06:59 +2
Ирина Николаевна, ваш материал и подход к нему интересен и заслуживает внимания. Элементы методики проектной деятельности - это всегда успех. Творческая, красочная,духовная работа. Использование презентаций дает волю фантазии и прекрасно иллюстрирует занятие.Эмоциональная, творческая работа, требующая большой подготовительной работы. Мой голос +1
Ирина Николаевна Тамбовцева # 1 июля 2014 в 13:46 +1
Большое спасибо Татьяна Вениаминовна за ваш комментарий. Мне всегда интерестно мнемие коллег. Обязательно найдется, что то иетерестное для добавления или обсуждения. Успехов в работе и творчестве.
Раиса Николаевна Габдрахманова # 1 июля 2014 в 15:03 +2
Ирина Николаевна! Спасибо за такой интересный проект, мне очень понравилось! А самое главное что он очень красочный, и подробный!
Регина Сириновна Сабирзянова # 1 июля 2014 в 16:15 +1
Ирина Николаевна! Вы подобрали очень содержательный, интересный, объемный материал, который будет отличным подспорьем в работе учителей истории, ИЗО, МХК, классного руководителя.
Ирина Александровна Пономарева # 1 июля 2014 в 16:19 +1
Спасибо, Ирина Николаевна! Мы очень плохо знаем архитектуру, а Вы помогаете разобраться в этом трудном вопросе! Очень интересно и грамотно. Мой голос за Вас!
Сидорова Зоя Григорьевна # 1 июля 2014 в 18:35 +2
Ирина Николаевна! Очень содержательный и интересный материал был Вами представлен. Яркие, красочные фотографии отражают содержание и расширяют представление детей о храмах, куполах, материалах и т.д. Очень понравились стихи, которые оттеняют материал урока. Только заинтересованным людям место в воспитании детей. по вашему сценарию я понимаю, что Вы именно такой человек: интересный, творческий, весёлый, любящий своё дело. Успехов во всём!
Ирина Вячеславовна Некрасова # 1 июля 2014 в 19:29 +1
Ирина Николаевна, очень содержательный у Вас получился урок. Он дает много интересной информации об архитектуре храмов, привлекая не только своим разнообразием, но и прививаете детям любовь к культурным ценностям, формируете духовное развитие своих воспитанников. А участие ребят в проектной деятельности повышает качество их знаний. С удовольствием голосую. Удачи и творческих успехов!
Татьяна Николаевна Сливка # 2 июля 2014 в 12:25 +1
Ирина Николаевна, прочитала ваш конспект, очень интересный и содержательный, много полезной информации, иллюстрации ярко раскрывают материал, мне очень понравилось, добавлю в закладки, буду использовать и в начальной школе, успехов вам!
Ирина Николаевна Тамбовцева # 2 июля 2014 в 14:23 +1
Большое спасибо за оценку учебного материала урока-проекта. Советую посмотреть приложение к этому уроку: https://ped-kopilka.ru/blogs/irina-nikolaevna-tambovceva/rabochii-listok-k-uroku-proektu-po-mhk-na-temu-drevneruskaja-hramovaja-arhitektura-dlja-9-klasa.html
К данному уроку-проекту я разместила примерные материалы рабочего листа. Структура его выстроена так, чтобы ученики внимательно следили за излагаемым материалом и по ходу урока фиксировали материал на листах. Данный материал способствует эффективному усвоению материала, облегчает проверку знаний и, в тоже время, оставляет место для развития творческих способностей учащихся.
Марина Владимировна # 3 сентября 2014 в 19:56 0
Ирина Николаевна,отличный урок-проект по МХК.
Дети являются активными участниками урока и соавторами учителя.
Очень понравилось рекомендуемое вами приложение к уроку.Всё разложено по полочкам, наглядность позволяет организовать дискуссию, обсудить особенности архитектуры различных храмов.
Надежда Юрьевна Горбова # 6 октября 2015 в 17:14 0
Ирина Николаевна, спасибо за конспект урока, очень интересный! На уроке предлагается познакомиться с архитектурой Киева, Новгорода, Владимира. Стихи по теме вносят изюминку в урок! По плану ученики должны прийти на урок подготовленными, с презентацией.Урок очень насыщенный получается. Ученики не успеют сделать записи в тетради, поэтому Вы предлагаете заполнить им уже готовый рабочий лист. Это хорошая идея. Думаю, что в моей случае, будет сложно провести такой урок. Я работаю в доп. образовании, большинство учеников придут на урок не подготовленные. Нужно будет разбить тему на 2 урока как минимум.