Конкурсы для педагогов и детей

Занимательный материал на уроках русского языка в начальной школе

Использование сказок в развитии и обучении детей на уроках русского языка в начальной школе.
Автор работы: Уварова Марина Андреевна, учитель начальных классов МБОУ Новоникольская СОШ Мичуринского района Тамбовской области
Описание. Я предлагаю вашему вниманию дидактический материал, который можно применить на уроках русского языка в 1- 3 классах. Материал подобран по отдельным темам. Используя сказочный языковой материал, можно самостоятельно подбирать необходимое по любой теме русского языка. Такая встреча детей со знакомыми с детства сказками, только прибавит вашему уроку яркости и разнообразия.

Вопрос о многофункциональности сказки в научной литературе освещен достаточно широко. Но трудно переоценить исключительно важное значение этой формы словесного творчества на начальной и средней ступенях обучения детей. Сказка – наиболее доступное средство нравственного и эстетического воспитания, которое активно воздействует на разум и чувства школьника, развивает его восприимчивость, эмоциональность.
Цель: обеспечение высокой познавательной активности;
Задачи:
- овладевать навыками грамотного письма
- развивать речь учащихся
- развивать творческие способности учащихся

1)Русский язык в 1 классе.
Тема «Сочинение по картине»
Одними из первых обучающих упражнений в 1 классе являются устные ответы на вопросы, объединённые общей темой. Эта работа творческая, поскольку требует от учащихся излагать собственные мысли на заданную тему. Составляя вопросы , учитель формулирует их так, чтобы не было односложных ответов, чтобы дети использовали новые для них слова и выражения.
Так, например, при работе над сочинением можно использовать картину У.М. Рачёва по сказке «Лиса и журавль», предварительно прочитав сказку дома или в школе. В соответствии с содержанием картины учитель может поставить перед классом следующие вопросы и задания:

-К кому пришла лиса на званый обед ?
-Что сделал журавль ? С какими словами обратился он к лисе? Почему так?
-Почему лиса не смогла полакомиться окрошкой ?
-Как удалось художнику передать характер лисы ?
-Охарактеризуйте характер лисы.
-Придумайте другое название сказки.
-Подберите пословицу к этой сказке. (Как аукнется, так и откликнется)


Вопросы необходимо формулировать так, чтобы учащиеся не пересказывали сказку, а пытались устанавливать причинно-следственные связи в поступках героев сказки.

2) Русский язык в 1 классе.
Тема «Большая буква в именах людей, кличках животных»
-Назовите героев сказок.

- Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал грустно:
– Здравствуйте, меня зовут…..
(Пьеро)

Он схватил палку и отколотил Пьеро.
– Как зовут твою невесту?
– А ты не будешь больше драться?
– Ну нет, я ещё только начал.
– В таком случае её зовут …
….(Мальвина), или девочка с голубыми волосами.

"Я буду умненький- благо разумненький, папа Карло… Говорящий Сверчок велел мне ходить в школу".(Буратино).

"По щучьему веленью, по моему хотенью - ступайте, ведра, сами домой"...(Емеля)

В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали…(Дюймовочка)

3) Русский язык в 1 классе.
Тема «Правописание ча-ща, жи-ши»
- Выпишите слова, в которых есть сочетание букв ча-ща, жи-ши.

А потом позвонили зайчатки:
-Нельзя ли прислать перчатки?
-Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.

— Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждём не дождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину дюжину
Новых и сладких калош!

Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?


4)Русский язык во 2 классе.
Тема «Правописание парных согласных в корне слова»
А потом позвонили мартышки:
-Пришлите, пожалуйста, книжки!

А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.

Объясните, чего вы хотите?
Но он только «му» да «му»,
А к чему, почему — Не пойму!
-Повесьте, пожалуйста, трубку!

А потом позвонили цапли:
— Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!


5)Русский язык в 3 классе.
Тема «Сложные слова»
-Найдите и выпишите сложные слова . Выделите в них корни.

Мухолов - тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам.
Увидел поблизости дубоноса и стал ему плакаться на своё горькое житьё.
Услыхал его клёст-крестонос и говорит: - Ничего вы не понимаете в носах! - прохрипел из болота бекас-долгонос.

Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой, —
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.


6) Русский язык в 3 классе.
Тема «Суффиксы»
-Выделите суффикс в словах.


- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок да кабан - клыкан. А ты кто?
- Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!


7) Русский язык в 3 классе.
«Крылатые выражения»
Из каких сказок появились, например, такие выражения:
• встань передо мной, как лист перед травой;
• рожки да ножки;
• кому корешки, а кому вершки;
• битый небитого везёт;
• по щучьему велению, по моему хотению?

Закончите следующие крылатые слова, взятые из сказок:
• поди туда – не знаю куда, …;
• скоро сказка сказывается,…;
• это всё присказка, ….


8) Русский язык во 2 классе.
Тема «Многозначные слова»
-Определите значение слова «красный» (красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый) в следующих примерах:

Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.
Стали жены кликать матушек, нянюшек и красных девушек – чтобы пособили им ткать ковры.
Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.


9) Русский язык во 2 классе.
Тема «Синонимы»
-К подчеркнутым словам в предложениях подберите слова, близкие по смыслу

-Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора!

Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать.

А ты выйди в чистое поле, в широкое раздолье, свистни три раза молодецким посвистом, гаркни богатырским покриком.


10) Русский язык в 4 классе.
Тема «Слова -Антонимы»
-Найдите противоположные по смыслу слова (антонимы), выделите среди них антонимы разнокоренные (день — ночь, добро — зло) и образованные от одного корня при помощи отрицательной частицы не (добрый — недобрый, счастье — несчастье).

1.Долго ли, коротко ли ехали — увидели яблоньку.
2.Много ли, мало ли проехали — вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела'.
3.Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...
4.— Эх, Иван-царевич,— говорит старичок,— зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее снимать было!
5.— Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?


-В названиях следующих сказок использованы слова, противоположные по смыслу, попробуйте отгадать правильные названия:

«Домашние утки» (Дикие лебеди), «Прекрасный лебедь» ((Гадкий утёнок), «Крестьянка на жемчужине» (Принцесса на горошине), «Трусливый распарыватель» (Храбрый портняжка),»Быль о живой крестьянке и одном слабом человеке» (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях),»Девочка с ручку» (Мальчик с пальчик), «Тигр без туфель» (Кот в сапогах),»Железный замочек» (Золотой ключик), «У смеха уши малы» (У страха глаза велики).


11)Русский язык в 3 классе.
Тема «Неодушевленные и одушевлённые имена существительные»
-В сказках часто неодушевленные предметы наделяются признаками живого существа. Найдите в сказке “Пузырь, соломинка и лапоть” неодушевленные имена существительные, которые выступали бы как одушевленные.

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, не знают, как через реку перейти?
Лапоть говорит пузырю:
-Пузырь, давай на тебе переплывем?
-Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней.
Соломинка перетянулась. Лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!

Информационные источники:
1)Канакина В.П. Радость познания в слове. Нестандартные повторительно-обобщающие уроки русского языка в начальных классах. М., Новая школа, 1996, 127 с.
2)Загребельная С.В.,Кащаева Г.С.,Мамонова Л. А. Развитие творческих способностей младших школьников. Работа над сочинением в начальной школе,Тамбов,ТОИКРО, 2005,
3)Шишкина Л. Ю. Комплекс упражнений по совершенствованию навыка чтения младших школьников. Учебно-методическое пособие. Мичуринск,МГПИ, 2001, 42 с.

Использованы отрывки из русских народных сказок "Снегурочка", "Лиса и журавль", "По щучьему веленью", "Рукавичка", "Царевна лягушка", "Конёк- горбунок".
Авторские сказки: "Сказка о царе Салтане"", "Сказка о мертвой царевне" А.С. Пушкина, "Приключения Буратино" А.Толстого, "Телефон" К.И.Чуковского, "Чей нос лучше?" В. Бианки, Г. Х. Андерсен "Дюймовочка".

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова» Конспект открытого урока по русскому языку в начальной школе. Употребление синонимов и антонимов в р Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс Грамматические сказки на уроках русского языка в начальной школе

Похожие статьи:

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение

Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов

Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова

Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса

Участник №159 творческого конкурса для детей и педагогов «В гостях у сказки»
Литературно-музыкальная композиция ко Дню защитника Отечества -23 февраля, 3 - 4 класс | Корзинка для рукоделия своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 657 дней назад (18 февраля 2015)
Просмотров: 3371
+8
Голосов: 8
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 18 февраля 2015 в 18:56 +2
Здравствуйте, Марина Андреевна. Вы проделали большую работу по сбору информации для каждой темы в отдельности. Опираясь на Вашу разработку можно разрабатывать тематические уроки по конкретной сказки, использовать героев как неожиданных гостей. Небольшая беседа о героях сказки должна вызвать интерес к чтению. Можно предложить детям творческие домашние задания по поиску подобного материала в других сказках. joke Мой голос Вам!!!
Марина Андреевна Уварова # 18 февраля 2015 в 21:35 +1
Спасибо большое,Татьяна Евгеньевна, за добрый отзыв. Я с Вами во всём согласна по вопросу подбора материала по любой теме русского языка. Это работа очень творческая, требует много времени и желания. Но я люблю такую работу. love
Наталья Суслова # 20 февраля 2015 в 09:38 +2
Марина Андреевна, спасибо за приглашение! С удовольствием познакомилась с Вашим материалом. У каждого учителя со стажем есть своя методическая копилка. Спасибо за то, что опубликовали свои материалы, поделились! Всего Вам всего доброго, творческих успехов! Голос!
Марина Андреевна Уварова # 20 февраля 2015 в 16:03 +1
Большое спасибо, уважаемая коллега, за добрые слова ! angel
Луиза Рашитовна Салихова # 20 февраля 2015 в 14:28 +2
Здравствуйте, Марина Андреевна Спасибо за огромный материал. Я его взяла к себе в заметки. Я тоже работаю в начальной школе. Ваш материал мне понравился. Спасиьо огромное!
Марина Андреевна Уварова # 20 февраля 2015 в 16:04 +1
Луиза Рашитовна, большое Вам спасибо за внимание с моему скромному труду.
Светлана Васильевна Новоселова # 20 февраля 2015 в 14:28 +2
Марина Андреевна, спасибо за приглашение! Ваша работа интересна, направляет на творческий поиск. Конечно, дана лишь часть Вашего большого труда. Взаимосвязь предметов всегда замечательный результат даёт. Спасибо, голосую.
Марина Андреевна Уварова # 20 февраля 2015 в 16:05 +1
Светлана Васильевна, спасибо за Ваш отзыв. Согласна с Вами, что тема благодатная. Можно бы ещё поработать над использование сказочного материала на уроках математики.
Галина Николаевна Долидзе # 20 февраля 2015 в 16:23 +1
Марина Андреевна, здравствуйте! Большое спасибо за приглашение и интересный материал. Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка помогает учащимся легче усваивать программный материал, а главное создает особую творческую атмосферу. Я обязательно воспользуюсь Вашим материалом в своей работе! Спасибо! Голос!
Марина Андреевна Уварова # 20 февраля 2015 в 16:45 0
Галина Николаевна, большое Вам спасибо за внимание к моей работе ! music
Елена Викторовна Шарун # 28 февраля 2015 в 12:58 0
Разнообразие - добрый знак хорошего преподавания. Ф. И. Буслаев. Отлично!
Сидорова Зоя Григорьевна # 12 марта 2015 в 23:56 0
Марина Андреевна! Игровые приемы помогают активизировать деятельность детей, развить познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, творческое воображение, поддержать интерес к усвоению знаний. Очень важно развивать речь детей посредством применения художественного слова, путём использования сказки. Огромное спасибо за интересный материал, который, конечно, пригодится в педагогической деятельности. Творческих Вам успехов, всего наилучшего! Голос!
Зоя.
Светлана Романовна Костромитина # 13 марта 2015 в 08:18 0
Здравствуйте, Марина Андреевна!Вы проделали огромную работу! Подборка очень интересная и нужная для нас учителей. Беру в закладки, обязательно использую в своей работе!Желаю Вам дальнейших творческих успехов!!! Примите голос!