Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока географии для 7 класса коррекционной школы 8 вида. Животный мир лесной зоны

Конспект урока географии в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Животный мир лесной зоны
Автор: Скорых Надежда Евгеньевна зам директора по ВР, учитель географии и истории, ОГКОУ Чернцкая школа - интернат 8 вида, Ивановская область.
Описание: урок предназначен для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида. Данный материал может быть использован при проведении внеклассных мероприятий по экологическому воспитанию и быть интересен учителям и воспитателям коррекционной и начальной школы.
Цель: расширить и углубить знания учащихся о животных леса.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями внешнего вида и образом жизни типичных представителей лесной зоны.
Коррекционно-развивающие: развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи между многообразием растительного и животного мира, корригировать зрительное и слуховое восприятие, устойчивое внимание, связную устную речь.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным леса.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I Организационный момент
Приветствие учащихся.
Задание: сядет тот, кто вспомнит и назовёт названия деревьев (внимательно слушать друг друга и не повторять).
Повторение: (на доске карта природных зон)
1) Покажите на карте лесную зону.
2) Назовите деревья, которые растут в наших Ивановских лесах? (Ель, сосна, липа, береза, рябина, ольха, черемуха, осина, клен, дуб и др.).
3) Определите, в каких лесах растут следующие деревья:
а) Ель, Ольха, Кедр – растут в … (тайге)
б) Пихта, Берёза, Дуб – растут в … (смешанных лесах)
в) Осина, Дуб, Клён – растут в … (широколиственных лесах)
4) Дидактическая игра «Третий лишний»
Задание: исключите лишнее.
Хвойные леса: ель, осина, кедр
Смешанные леса: берёза, сосна, дуб
Широколистные леса: пихта, дуб, клён.
III. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке продолжим знакомство с лесной зоной нашей страны. Познакомимся с обитателями леса их особенностями внешнего вида и узнаем, места их обитания. Тема урока «Животный мир лесной зоны».
IV. Изучение нового материала.
Проблемный вопрос: ребята, как вы думаете, в какой природной зоне животный мир многообразнее: в зоне тундры или в лесной зоне? Почему? (Ответы детей.)
Рассказ учителя:
Природные условия лесной зоны благоприятны для жизни многих животных. Лес предоставляет им корм и убежище. Пищи здесь больше и добывать её можно круглый год. Чем мало доступнее лес, тем лучше сохранился животный мир. Многие из животных питаются сочными травами, хвоей, побегами кустарников, ягодами, грибами.
Особое значение в питании животных имеют орехи и семена хвойных деревьев. Так, в урожайные годы кедр своими орехами кормит всех обитателей тайги, даже медведей. Кроме того, в лесах животные могут хорошо спрятаться от врагов. Зимой в лесу теплее, чем на открытых местах, поэтому животный мир лесов богат и разнообразен. В лесной зоне водятся травоядные животные.
Словарное слово: травоядные животные – это животные, которые питаются растительной пищей.
Здесь обитают и хищники.
Словарное слово: хищники - это звери, которые питаются животной пищей травоядными животными и грызунами.
В лесной зоне обитают и всеядные животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей – всеядные.
Словарное слово: всеядные – это животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей.
Словарная работа: словарные слова читаем хором и индивидуально повторяем.
Задание: распределить животных по группам.
Лоси, кабаны, косули, лисица, белки, олени, рысь, черный медведь, бурый медведь, тигр, волк, зубры.
(Травоядные - лоси, олени, косули, зубры, зайцы, белки.
Хищники - волк, тигр, рысь, лисица.
Всеядные - чёрный и бурые медведи, кабаны.)

О некоторых животных лесной зоны мы узнаем из подготовленных вами сообщений. (Сообщения учащихся)
Послушайте, первое сообщение о животном, для которого лучшим лакомством является: трава, грибы, соль. Что это за животное? (Лось)

Самым крупным животным зоны лесов является лось. В Сибири его называют сохатым. Уши у лося большие, заостренные. У сохатого хороший слух, он быстро улавливает шорохи леса и, услышав подозрительный шум, уходит в заросли. Он питается листьями и побегами деревьев, а также мхом и лишайниками. Копыта лося широко раздвигаются и помогают ему хорошо передвигаться не только по топким лесным болотам, но и по глубокому снегу.
В настоящее время лосей разводят на фермах и в заповедниках.

Следующее сообщение, о медведе. Его часто называют косолапый.
Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.
Догадались – это бурый медведь.
В лесной зоне европейской части России, Сибири, Дальнего Востока обитает бурый медведь. С виду он неуклюж, хотя на самом деле очень подвижен и ловок: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и даже плавать. Ходит по лесу он осторожно, почти бесшумно. Название «медведь» связано с тем, что зверь очень любит мед и ведает (знает), где его искать. За ним он залезает на высокие деревья, в дупла, где расположены соты диких пчел, нередко совершает набеги на пасеки.
Днем медведь скрывается в глухих местах тайги и только вечером выходит на поиски корма. Он ест молодые побеги, коренья, луковицы, грибы, ягоды, желуди, орехи. В поисках корма он разоряет муравейники, отдирает кору со старых пней и добывает жуков – короедов и других насекомых. Не откажется медведь и от птичьих яиц и птенцов, мелких грызунов, лягушек. В таежных реках (на Камчатке и Дальнем Востоке) он ловит рыбу.
В прошлом медведи были широко распространены в лесной зоне, но из –за большой вырубки леса, распашки полей и неумеренной охоты в настоящее время их в России сохранилось немного.

На Дальнем Востоке, в уссурийской тайге, водятся черные медведи. Черный медведь – животное небольших размеров, с белым пятном на груди. Живет преимущественно на деревьях, лазает по ним с поразительной ловкостью. На деревьях он добывает корм: желуди, орехи. Охота на черного медведя запрещена – он занесен в Красную книгу.
Отгадайте загадку о ком, мы сейчас узнаем:
Он огромный и усатый,
И (к тому же) полосатый.
Если встретишь, не до игр!
Потому что это - ….(Тигр)
М. Корнеева
Тигр – опасный хищник, который живет в глухих местах. Окраска шерсти красновато – рыжая с черными поперечными полосами. Охота на него запрещена – он занесен в Красную книгу. Сейчас, по подсчетам ученых, число уссурийских тигров на Дальнем Востоке приближается к 150.
Физкультминутка.
Услышав в стихотворении названия животных лесной зоны – хлопаем в ладоши, другой зоны – топаем.
Заглянули мы в леса,
Что за чудо – чудеса.
Белка скачет по деревьям,
Под кустом сидит лиса.
На ветвях сидят пингвины,
Льву большому чешут гриву,
Мышь гоняет кенгуру,
А медведь дерёт кору.
Вот такой весёлый лес,
В нём полным – полно чудес.
Ты за партой не зевай,
Животных леса называй.
Рассказ учителя:
Отгадайте по характерным признакам, о ком я хочу вам рассказать:
Я - полосатый …
Люблю лесной орех - фундук...
А нынче повезло мне вдруг -
Нашел орешек грецкий.
Орехи до смерти люблю!
Но до утра перетерплю.
А утром с белкой разделю
Находку по-соседски! (Бурундук)
Шестакова Г.
В тайге можно увидеть бурундука. Этот зверек похож на белку, только у него поменьше хвост. На спине и по бокам у бурундука расположено пять темно – серых полос. Бурундук хорошо лазает по деревьям, цепляясь за кору острыми коготками. Зимой зверек впадает в спячку. Бурундук ложится спать в одно время с медведем, и охотники знают: если исчез бурундук, значит, залег и медведь.
Как вы, думаете, с кем в норе может жить бурундук? (С лисой.)
Работа в парах.
Задание: восстановите текст, с помощью слов для справок.
В лесу можно встретить самого крупного зверя, это ___________. Летом пасутся небольшие стада пугливых ______________. В густых зарослях обитает дикий _____________, он питается корнями, листьями, желудями, мышами. В земле ______________ роет ходы, добывая червей и насекомых. В лесной траве и во мху устроился колючий _____________. Среди ветвей в дуплах деревьев строит гнезда пушистый зверек, это ______________. В лесу живут хищники: ____________, ______________, ___________________.
Слова для справок: лось, косуля, кабан, крот, еж, белка, лиса, барсук, куница, волк, рысь.
Мы с вами, читая этот рассказ, убедились, что в смешанных и лиственных лесах водятся различные животные: кабаны, косули, заяц – беляк и другие животные.
В таких лесах животные могут хорошо спрятаться от врагов (среди густой кроны деревьев, в зарослях кустарников). Зимой в лесу теплее, чем на открытых местах, здесь не так сильно дует ветер, поэтому животный мир лесов богат и разнообразен.
Трудно приходится животным зимой, когда все покрыто снегом и невозможно добраться до корма. Обитатели леса приспособились к жизни в условиях этого сурового времени года. На время зимней бескормицы одни животные впадают в спячку, в норах или берлогах, другие летом и осенью делают запасы. Как вы, думаете, кто из обитателей леса делает запасы? (Белки, кедровки, синицы).

В лесу много корма для птиц. Мы живем с вами лесной зоне, вспомните и назовите птиц обитателей лесов.
(Тетерева, глухари, дятлы, сойки, кедровки, клесты, синицы, дрозды, снегири, свиристели, зяблики, кукушки, иволги, соловьи, галки, сороки, вороны).
Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле. Не трогать яйца руками. Не брать в руки птенцов.)
Задание: исправьте ошибки в моем рассказе.

По берегам болот (лесных рек и озер) гнездятся гуси, утки, кулики, лебеди. На озерах (болотах) селятся журавли, цапли, аисты. На зиму они улетают на север (на юг). Из хищных птиц в лесах живут сова и филин, которые уничтожают много полезных (вредных) грызунов.
V. Закрепление
1. Дидактическая игра «Кто, где живет»
Задание: назовите лесных животных, которые живут в этих жилищах.
Дупло - … (белка).
Хатка - … (бобр).
Нора - … (лиса).
Берлога - … (медведь).
Улей - … (пчела).
Логово - … (волк).
Гнездо - … (птица).
2. Викторина «Лесные обитатели»
1. Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы. Кто это? (Волк.)
2.У какого лесного зверя зимой появляются детеныши? (У медведей.)
3.Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
4. Шкура, какого хищного животного покрыта полосками? (Тигра.)
5. Кто к зиме собирается в стаи? (Волки.)
6. Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом? (Белке.)
7. Какой зверек спит под своими ушами? (Заяц.)
8. Кто зимой — белый, а летом — рыжевато-коричневый? (Заяц-беляк.)
9.Про какого зверя так говорят: «Этот зверь питается ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами». (Про белку.)
10. Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (Лисы.)
11. Какого зверя называют шатуном? (Медведя, который зимой проснулся, называют «медведь-шатун».)
12. Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)
3. Работа с учебником – самостоятельное чтение правила стр.84
Сделайте вывод об обитателях лесной зоны. (В лесной зоне обитает огромное количество животных. Животный мир лесов богат и разнообразен. В лесах много птиц и насекомых).
VI. Итог урока.
Природу необходимо не только хорошо знать, но и любить, охранять.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с вами,
Навеки родная земля.
На ней мы с вами родились,
Живем мы с вами на ней.
Так будем же люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Что особенно запомнилось вам на уроке?
Знания, полученные сегодня, пригодятся вам в повседневной жизни?
Домашнее задание. Стр. 81-84, подготовить рассказ об одном животном лесной зоны.
Использованная литература:
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина "География России 7 класс", Москва "Просвещение" 2005г.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока географии в 7 классе на тему «Западная Сибирь» Конспект урока географии на тему: Внутренние воды Южной Америки, 7 класс Фотоматериал к конспекту урока географии 7 класс по теме "Африка" План-конспект урока по географии, 7 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по географии в 7 классе

КВН по географиии в 7 классе

Программа факультатива «Экология комнатных растений», 6-7 класс

Викторины с ответами по географии для 7- 8 класса

КВН по географии для школьников 7-8 класса

Участник №182 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 апреля по 5 июля 2015 года
Конспект урока географии для 7 класса коррекционной школы. Животный мир тундры | Школьникам 7 класса об обитателях полупустыни и пустыни
Опубликовано: 533 дня назад (19 июня 2015)
Просмотров: 2745
+14
Голосов: 14
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 19 июня 2015 в 18:51 +1
С большим интересом познакомилась с новой вашей разработкой, Надежда Евгеньевна.
Современный подход в образовании всегда даёт положительные результаты, ваш урок тому подтверждение. Использование разнообразных приёмов только лишь положительно влияют на активизацию познавательной деятельности, наглядность увлекает и повышает интерес к процессу обучения. Единственное, я бы в разработку добавила - Тип урока:.......
Желаю вам творческих успехов! +1
С уважением, Т.Н.
Алла Ивановна Ефимова # 20 июня 2015 в 14:41 +1
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна! Всегда с удовольствием захожу к Вам в гости на что-нибудь интересное и познавательное. Вот и сейчас Вы представили увлекательный, отлично проиллюстрированный материал. Примите голос и удачи.
Ольга Васильевна Яковлева # 20 июня 2015 в 20:57 +2
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна. Интересный, познавательный, увлекательный урок Вы представили. В нем присутствует много компонентов: и стихи, и загадки, и физкультминутка, и викторина, и дидактическая игра. Все это, несомненно, повышает качество урока. Иллюстрации подобрали прекрасные! Дальнейших творческих успехов! голос
Наталья Владимировна Варшавская # 27 июня 2015 в 17:50 0
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна! Замечательный, очень познавательный урок! Учли буквально всё! Молодцы. Я бы изменила только цель! Она должна в имени существительном . в Вашем случае это "Расширение и углубление знаний! Голосую!
Ирина Николаевна Ступченко # 28 июня 2015 в 17:29 +1
Увлекательный урок. Много информации, которая несомненно интересна школьникам среднего звена. Сам конспект оформлен правильно. Все этапы соответствуют нормам и стандартам. Голос!
Надежда Евгеньевна Скорых # 28 июня 2015 в 20:06 0
Уважаемые коллеги, благодарю вас за поддержку, за положительные оценки!
Елена Григорьевна Полякова # 29 июня 2015 в 11:40 +1
Уважаемая Надежда Евгеньевна, примите голос!
Хороший, содержательный и познавательный урок с прекрасными иллюстрациями.
Материал, несомненно, может быть полезен более широкому кругу педагогов,
чем просто учителя географии. Прекрасно продумано закрепление материала.
Благодарю за приглашение, С уважением, Е.Г.
Ольга Ивановна Марченко # 29 июня 2015 в 20:32 +1
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна. Благодарю за приглашение. Очень интересный, познавательный конспект урока по географии. Думаю многие педагоги воспользуются вашей разработкой. Примите мой голос!
Елена Павловна Юдина # 1 июля 2015 в 08:41 +1
Уважаемая Надежда Евгеньевна, отличный урок: содержательный, познавательный, динамичный. Мне было очень интересно знакомиться с различными формами обучения, применяемыми Вами на уроке. Спасибо.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 2 июля 2015 в 16:51 +2
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна! Спасибо за приглашение на интересное, познавательное, увлекательное занятие. Подобраны замечательные иллюстрации. Единственная подсказка цель отвечает на вопрос Что? А в целом замечательное занятие. Желаю вам дальнейших творческих успехов. Примите мой голос.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 2 июля 2015 в 16:51 +3
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна! Спасибо за приглашение на интересное, познавательное, увлекательное занятие. Подобраны замечательные иллюстрации. Единственная подсказка цель отвечает на вопрос Что? А в целом замечательное занятие. Желаю вам дальнейших творческих успехов. Примите мой голос.
Светлана Анатольевна Савостьянова # 2 июля 2015 в 19:30 +3
Надежда Евгеньевна, спасибо за приглашение. С интересом познакомилась с Вашим конспектом по географии на тему «Животный мир лесной зоны». Занимательный организационный момент, который позволяет повторить тему предыдущего урока и настраивает детей на дальнейшее изучение материала. Изучение нового материала строится на подготовленных сообщениях учащихся о животных лесной зоны. Для закрепления и отработки материала подобраны задания для работы в парах, викторины и игры. Публикация хорошо оформлена. Голосую +1!
Евгения Валерьевна Зылевич # 13 июля 2015 в 20:27 +1
Уважаемая Надежда Евгеньевна, примите голос!
Надежда Евгеньевна Скорых # 13 июля 2015 в 21:04 0
Благодарю вас, коллеги! Ваши оценки, внимание и добрые слова нам очень дороги!