Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по истории 8 класс. Петр I – первый российский император

Конспект урока по истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида. Петр I – первый российский император
Автор: Скорых Надежда Евгеньевна, заместитель директора по ВР, учитель географии и истории, ОГКОУ Чернцкая школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, Ивановская область
Описание: данный урок разработан для 8 класса коррекционной школы VIII вида. История вызывает затруднения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, так как абстрактное мышление у них на низком уровне. Поэтому материал дается на конкретной основе, задания адаптируются к возможностям учащихся, информация преподносится доступно и образно. Данный материал будет полезен учителям истории коррекционных школ 8 вида. Возможно, материал заинтересует и учителей начальных классов (предмет окружающий мир), а также всех, кому интересны страницы истории XVIII века нашей Великой страны.
Цель: создать у учащихся образ о личности российского императора Петра.
Задачи
Образовательные: дать учащимся сведения о деятельности Петра I; показать прогрессивную роль в развитии России.
Коррекционно – развивающие: формировать умения поддерживать беседу по оценке исторического деятеля, давать нравственную оценку поступкам исторического деятеля.
Воспитательные: способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I Оргмомент.

Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку друг другу и мне. С хорошим настроением мы начинаем урок истории.
Любая страна имеет свою историю. Мы продолжаем изучать страницы истории, и путь наш лежит в Российское государство во времена правления Петра I.

II Повторение пройденного материала
Фронтальная беседа:

Когда проходила Северная война? (1700 – 1721 гг.)
Назовите причину Северной войны? (Получить выход к Балтийскому морю).
Итоги Северной войны? (В 1721 году между Россией и Швецией в небольшом городе Ништадте был подписан мирный договор. По этому договору часть Балтийского побережья (Эстляндия, Лифляндия, часть Карелии) и несколько балтийских островов были переданы России).
Вывод: победа в Северной войне помогла России обеспечить выход в Балтийское море. Благодаря деятельности Петр I Россия стала великой морской державой, одной из самых могущественных в мире.
III. Актуализация знаний, объявление новой темы.
Послушайте, пожалуйста, внимательно такую историю и попробуйте определить о ком идет речь:
«В одном голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна. Когда строгий мастер окликал его: ”Эй, плотник Питер, иди сюда!”, он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказание. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Пётр Михайлов - на самом деле русский царь Пётр I, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь. ”Я - ученик и нуждаюсь в учителях ”,- вырезал он на своей личной печати».
(«Детская энциклопедия от А до Я»)
А учиться, в самом деле, нужно было многому.
Как вы думаете, о ком, пойдет речь сегодня на уроке? (Ответы учащихся)

Итак, тема нашего урока «Петр I – первый российский император».
Мы будем, говорит о неутомимом и энергичном царе, который за свою деятельность на благо России получил прозвание «Великий». Узнаем, что нового внес Петр I в жизнь страны?
IV. Изучение нового материала.
На уроке нам встретятся новые слова, значения которых нам с вами нужно объяснить.
Словарная работа:
Император – правитель империи.
Империя – большое, сильное монархическое государство, которым управляет император.
Правитель России стал называться императором, а Россия – империей. Теперь, когда обращались к императору, то называли его «Ваше Императорское Величество» или «Государь Император». Коронация Петра I проходила в Москве в Успенском соборе. Для коронации использовали не шапку Мономаха, а новую корону.

Сделана она была из двух полушарий, соединенных обручем. Первая корона была изготовлена из золота и украшена 5000 бриллиантов.
Столицей империи стал - Санкт – Петербург.
Был учрежден императорский флаг – штандарт.
Опишите, его по иллюстрации стр. 128 «Императорский штандарт».
Цвет полотна? (Золотистый)
Что изображено на полотне? (Черный двуглавый орел)
Как, вы, думаете, для чего нужен императорский штандарт? (Ответы учащихся)
Там, где находился император, поднимали императорский штандарт. Он стал государственным флагом России.
Задание 1: найдите в тексте слова, которые характеризуют Петра (внешность, характер) стр. 128 – 129.
Петр был умным, дальновидным, образовательным человеком. Он хорошо знал историю, математику, кораблестроение, артиллерию, военное и морское дело. Много путешествовал, изучал немецкий, польский, голландский языки.
Рассказ учителя:
Царь не стыдился никакой работы и гордился тем, что руки у него были в мозолях. Одному молодому дворянину, который пожаловался, что приходился много сил отдавать учебе. Петр показал свои ладони: «Видишь, братец, хотя я и царь, да у меня на руках мозоли, а все оттого, что хочу показать вам пример и хоть бы под старость видеть мне достойных помощников и слуг Отечеству».

Вся жизнь Петра проходила в постоянных трудах. Каков был распорядок дня Петра I?
Задание 2: составьте распорядок дня Петра на основе текста учебника стр. 129.
Утро:
5 часов – наскоро пил чашку кофе.
Шел на верфь, чтобы проверить, как идет строительство кораблей.
Занимался государственными делами – принимал послов, военачальников, купцов, ученых.
Обед:
12 часов – обед.
13 – 15 часов – отдыхал.
Принимался за государственную работу.
Вечер: физический труд.
Проблемный вопрос: чем Петр отличался от других царей? (Ответы учащихся)
Проверьте свои предположения, прослушав отрывок из поэмы «Медный всадник»:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А. С. Пушкин

(Петр I художник В.А. Серов)
Царь был действительно необычный. Начиная даже с его внешности, он был очень высокого роста 2 метра 13 см. Петр строил корабли, плотничал, рисовал, был кузнецом, учился часовому делу, ткачеству, шелкопрядению, устраивал фейерверки. Сам себе чинил обувь и одежду.
Кроме того Петр хорошо разбирался в людях. Он подобрал себе талантливых помощников – государственных деятелей, военачальников, флотоводцев, ученых которые немало сделали для процветания России. Петр считал, что не по знатности надо назначать на государственные должности, а по уму и способностям. Поэтому он перестал созывать Боярскую думу.
Физминутка
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь Петра полки!
Флот плывёт к родной земле
Флаг на каждом корабле.
Мы теперь Петра полки!
Раз! Два! Три!
Мы ладонь к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
И направо, и еще
Через левое плечо.
Раз! Два! Три!
Мы теперь Петра полки!
Чтобы укрепить свое Отечество Петр I начинает преобразования в стране.
Работа в парах.
Задание 3: соедините название преобразования с его значением.
1. Указ о престолонаследовании.
2. Указ о единонаследии.
3. Закон о государственной службе «Табель о рангах»
А. Поместья разрешалось передавать по наследству только одному наследнику – старшему сыну.
Б. по этому закону император мог назначить себе любого наследника, даже не родственника.
В. каждый человек из любого сословия мог поступить государственную службу.
Проверка, исправление ошибок: ответы: 1 – Б; 2 – А; 3 – В.
Указ о престолонаследии, был подписан императором Петром I в 1722 году. Устав отменял древний обычай передавать монарший престол прямым потомкам по мужской линии, и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха.
Указ о единонаследии 1714 года (О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах) — нормативно-правовой акт. Указ регламентировал правовой статус дворянства и закреплял юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье. В указе о единонаследии впервые был использован термин «недвижимое имущество».
Табель о рангах — закон о порядке государственной службы в Российской империи, соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства.
Такие сложные преобразования провел Петр I, чтобы укрепить свое Отечество. В 1721 году Сенат торжественно присвоил царю титул Отца Отечества и императора Всероссийского, а Россия была провозглашена Империей – так называли большие и сильные государства.
В результате реформ Петра I мало кому известная Московия превратилась в Российскую империю, влиятельную европейскую державу.
Много замыслов Петр не успел осуществить. Но за все хорошее, что он сделал для России, назвали его Великим.
В 1725 г. император Всероссийский Петр I умер в возрасте 53 года.

(Памятник Петру I в Санкт – Петербурге скульптор Э. Фальконе)
Потомки назвали в честь Петра остров святого Петра, залив Петра Великова, хребет Петра Великого на Памире (6785 м), поставили памятник Петру I в Санкт – Петербурге (скульптор Э. Фальконе).
V. Закрепление
1. Блиц – игра.
Фамилия Петра I - Романов
Титул Петра – император.
Новая столица – Санкт – Петербург.
Государственный флаг – императорский штандарт.
Как стала называться Россия при Петре I – империей.
Закон о государственной службе – «Табель о рангах».
Война со Швецией – Северная война.
Какое прозвище получил Петр I в истории России - Петр Великий.
2. Дидактическая игра «Я знаю».
- Чем отличался Петр I от европейских государей своего времени? (Он мог трудиться плотником, постигал сам премудрости корабельного дела.)
- Каковы главные черты характера Петра I? (Неутомимый, волевой, хотел все постичь сам, учился всю жизнь, не любил, когда шли наперекор его воле.)
Вы бы хотели узнать больше об этом человеке? А где вы можете взять информацию? (Посмотреть материал в энциклопедиях, в Интернете, спросить у взрослых).

Чему вас может научить пример жизни этого исторического деятеля?
Ответы (быть трудолюбивыми, решительными, целеустремленными…)
Петр I был предан России, верил в ее огромные возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Россия в результате всей этой многогранной деятельности Петра I превратилась в великую державу.
Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой.
Заслуг Петра перед Россией.
Так много, что не сосчитать
И я сегодня попытался.
Частицу только рассказать.
Ну вот, рассказ я свой закончил:
Еще хочу совет всем дать,
Должны мы предков своих помнить
Историю России знать.
Владимир Созонов
Интересные факты, о Петре I.
1) Первым, кто приклепал коньки к обуви, был Петр Великий. Дело в том, что раньше коньки просто привязывали к обуви верёвками и ремнями. А идею привычных теперь для нас коньков, прикрепленных к подошве ботинок, Петр I привез из Голландии во время своего путешествия по западным странам.
2) В свое время, чтобы солдаты могли различать, где право, а где лево Петр I приказал примотать им на левую ногу сено, а на правую — солому. Фельдфебель при занятиях строевой подготовкой отдавал команды: «сено — солома, сено – солома», тогда рота печатала шаг. Между тем у многих европейских народов еще три столетия назад понятия «правый» и «левый» различали только образованные люди. Крестьяне этого не умели.
VI. Итог урока.
Комментарии и объявление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание. Стр. 128 - 131, прочитать текст учебника, дать ответы на 2, 3, 4 вопросы.
Использованная литература:
1. История России: учебник для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина.- М. Владос, 2004.
2. Учебно – методическое пособие. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2004 г.
3. Алексеев С.П. Собр. соч.: В.3т. Т.1 М.: Дет. лит. 1982

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I Конспект урока истории в 7 классе по теме «Петр I: чудо или чудовище?». Конспект урока по истории 8 класс. Преобразования Петра I Конспект урока истории 8 класс с презентацией. Развитие литературы и искусства в XVIII веке

Похожие статьи:

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Кроссворд с ответами по истории для 8 класса. Россия в первой четверти XIX века

Участник №163 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Школьникам 6 класса о реках | Школьникам 8 класса коррекционной школы о быте русских дворян в XVIII веке
Опубликовано: 535 дней назад (25 июня 2015)
Просмотров: 2690
+19
Голосов: 19
Елена Горбунова # 25 июня 2015 в 16:08 +1
Добрый день, Надежда Евгеньевна! Страницы истории всегда интересны, если преподносятся детям в разнообразной форме. Из Вашего урока ученики узнают много интересных фактов о Петре I, отвечают на проблемные вопросы, составляют распорядок дня царя Петра, учатся работать с текстом, а в конце закрепляют полученные знания в активной форме "Блиц-опрос" и дидактическая игра. Замечательно! +Голос!
Наталья Александровна Ермакова # 25 июня 2015 в 18:47 +1
Здравствуйте,Надежда Евгеньевна! Замечательный урок истории Вы представили, это очень важная страница истории Государства Российского, одна из моих любимых тем! Очень понравилось,ГОЛОС!
Вера Валерьевна Ляпина # 25 июня 2015 в 22:04 +1
Чудесный урок о Великом человеке нашей державы. Первый император, который стал для страны Светом в темном царстве. Благодаря ему Россия многого достигла. Примите голос!
Алла Ивановна Ефимова # 25 июня 2015 в 22:27 +1
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна! И опять у вас новая замечательная разработка. Очень интересный и нужный материал.Желаю творческих успехов и голос.
Надежда Евгеньевна Скорых # 28 июня 2015 в 20:04 0
Уважаемые коллеги, благодарю вас за поддержку, за положительные оценки!
Людмила Ивановна Федорова # 5 июля 2015 в 22:44 +1
Опять я была заинтересована Вашим стилем изложения материала. Интересно, доступно, имеет воспитательный эффект. Испытала чувство гордости за такого человека. Отличный урок мужества. Спасибо. Голосую.
Наталья Константиновна Клочкова # 11 июля 2015 в 18:56 +1
Надежда Евгеньевна, добрый вечер! Очень хорошая разработка, рассказывающая о жизни Петра 1, о его реформах, военных походах, победах. Спасибо большое! Очень нужные и интересные факты для учеников! Отдаю свой голос.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 11 июля 2015 в 19:01 +1
Надежда Евгеньевна, спасибо за приглашение!
Отличная разработка урока, всё таки, какая богатая история у нашего государства, вашим ученикам повезло с педагогом. В такой лёгкой форме с применением современных пед.технологий изучается совсем не лёгкий материал. Цель достигнута вами на уроке, задачи решены. Вы старательный педагог, любящий своё дело, тому подтверждение ваши публикации. Желаю вам успехов и до новых встреч!+1
С уважением, Т.Н.
Галина Васильевна Егорова # 11 июля 2015 в 19:25 +1
С интересом посмотрела ваш урок. Очень насыщенный и познавательный конспект. Хорошие иллюстрации дополняют текст. Разные виды работ на уроке поддерживают интерес к ходу занятия. Посоветую вам только первый заголовок темы писать шрифтом H1, а затем уже H2. Примите голос.
Надежда Павловна Панфилова # 11 июля 2015 в 19:30 +1
Спасибо, Надежда Евгеньевна, за очередную отличную разработку урока. Прочитала с большим интересом и любопытством. Да, на уроках окружающего мира есть много тем об истории страны, и одна из них посвящается Петру Великому. Все Ваши публикации познавательные по содержанию и яркие по оформлению. Спасибо Вам за труд. Примите мой голос. С уважением Н.П.
Ольга Васильевна Яковлева # 11 июля 2015 в 19:46 +2
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна. Большое спасибо за приглашение на урок "Петр 1 - Первый российский император". Мне он очень понравился. Урок составлен грамотно, много познавательной, содержательной, интересной информации. Понравился ввод учащихся в тему урока: рассказ о Петре 1, по которому дети должны были догадаться о ком пойдет речь. В ходе урока создаются проблемные ситуации, что немаловажно для мыслительной активности учащихся. Присутствует физкультминутка в тему, подобраны прекрасные стихотворения, великолепные фотографии. Грамотно составлено закрепление пройденного материала: блиц-опрос, дидактическая игра, интересные факта о Перте 1. Я думаю, на таком уроке дети прекрасно усвоят новые знания, закрепят имеющиеся представления о данной эпохе. Мне самой было очень интересно. Спасибо за предоставленный материал. Дальнейших творческих успехов и новых увлекательных разработок! Примите мой восторженный голос!!!
Светлана Анатольевна Калиуллина # 11 июля 2015 в 20:57 +1
Спасибо за приглашение, Надежда Евгеньевна. Я в восторге от вашего замечательного урока о Петре Великом! Неоценим его вклад в развитие и процветание страны.Мы должны быть ему очень благодарны,хотя бы тем, чтобы знать о нем. Такие люди рождаются один на миллион.Это очень уникальный человек. И нам повезло, что он был у нас, у россиян.Желаю вам всегда таких увлекательных, содержательных, потрясающих уроков. Голос!!!
Людмила Анатольевна Корякова # 11 июля 2015 в 21:55 +1
Спасибо за приглашение, Надежда Евгеньевна!
Все Ваши уроки мне очень нравятся.
Полученный материал дети отрабатывают в играх, прекрасные стихотворения, великолепные фотографии
физминутка очень интересная.
На таком уроке дети прекрасно усвоят новые знания
Зинаида Аркадьевна Старцева # 12 июля 2015 в 04:32 +1
Доброго времени суток, Надежда Евгеньевна! Благодарю за приглашение. С нескрываемым интересом прочла Ваш конспект урока по истории России. Необычный, но важный организационный момент урока, создающий настроение и атмосферу доверия между детьми и педагогом. Для подбора материала по теме урока Вами проделана большая работа: задействованы энциклопедии, методическая литература, Интернет ресурс. В результате чего материал урока не сухой,воспринимается живо. Насыщен цитатами, стихами, историческими справками, яркими тематическими иллюстрациями. Поставленные задачи в ходе урока полностью решены. Время урока использовано эффективно. Не смотря на то, что дети у вас особенные, наверное, им очень интересен Ваш предмет, потому как по всему видно, что Вы любите свою работу, дети это чувствуют. Дошкольников мы знакомим с историей России и выдающимися деятелями,поэтому представленный Вами материал интересен и полезен мне, как педагогику-дошкольнику. Благодарю Вас! Вам +1 и мои наилучшие пожелания успехов, творчества и энергии.
Тамара Васильевна Енина # 12 июля 2015 в 15:19 +1
Здравствуйте,Надежда Евгеньевна, спасибо за приглашение. Ваш конспект урока произвел на меня хорошее впечатление,интересно и умело подобран материал, красочные иллюстрации, разнообразные виды работ,ребятам не будет скучно на Вашем занятии, они узнают много об истории своей страны.Успехов Вам в дальнейшей работе. Голос.
Татьяна Александровна Толстикова # 12 июля 2015 в 16:27 +2
Надежда Евгеньевна, добрый день! Спасибо за приглашение, с большим интересом познакомилась с материалом Вашего урока. Благодаря различным формам, применяемым Вами при знакомстве с новым материалом, урок проходит на одном дыхании. Закрепление материала проходит в игровой форме и служит прекрасным завершением урока. Дополняют урок и интересные факты из жизни Петра 1. Чтобы подготовить и провести такой урок, надо проделать огромную работу, быть педагогом, влюблённым в своё дело. С большим удовольствием голосую.
Лилия Данировна Зиннурова # 12 июля 2015 в 22:51 +1
Здравствуйте Надежда Евгеньевна, спасибо за приглашение. Ваш урок мне понравился. Материал дается на познавательной основе, задания адаптируются к возможностям учащихся, информация преподносится доступно и образно. Присутствует игровая форма и интересные факты из жизни Петра I. Успехов Вам!
Ольга Ивановна Марченко # 13 июля 2015 в 15:27 +1
Добрый день, Надежда Евгеньевна. Благодарю за приглашение. Очень интересный и содержательный конспект урока по истории. Очень много узнала и для себя о первым российском императоре. Спасибо за предоставленный материал. Удачи и творческих успехов Вам!
Светлана Александровна Шаравьева # 13 июля 2015 в 20:23 +1
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна! С удовольствием побывала на Вашем замечательном уроке. Хочется отметить четкую, лаконичную структуру урока, разнообразные и увлекательные задания. Очень понравилась выстроенная в конце урока рефлексия в игровой форме. Некоторые Ваши педагогические находки возьму себе для проведения уроков окружающего мира.Спасибо за обучающий, развивающий и воспитывающий урок! Примите мой голос!
Надежда Евгеньевна Скорых # 13 июля 2015 в 21:00 0
Уважаемые коллеги, благодарю вас за оказанное внимание и признательна вам за положительные отзывы!
Наталия Александровна Куликова # 14 июля 2015 в 01:58 +1
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна! С удовольствием побывала на Вашем уроке! Тема Петра Великого интересна, но и интересную тему нужно уметь раскрыть. На мой взгляд, у Вас это получилось! Хочется отдать должное оргмоменту: учитель располагает детей, снимает напряжение. Вы подводите детей к теме урока, что замечательно! Тематическая часть грамотно сочетается с практической. Ученики вовлечены в тематику урока, им нужно постоянно думать, мыслить логически. Причём, для этого используются интересные приёмы: работа в парах, блиц-игра, дидактическая игра. Присутствует и проблемный вопрос, который так же нужно решить. Покорила физкультминутка, с помощью которой ребята точно представили себя солдатами того времени! Завидую Вашим ученикам! Желаю творческих успехов! Примите голос!