Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное мероприятие для 6-8 классов

Внеклассное мероприятие «Ужасно интересно всё то, что неизвестно»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Можно ли определить верное направление в лесу по сосновой смоле, мышиной норке или муравейнику? Правда ли, что погоду предсказывают облака, листик обыкновенного клевера и домашняя кошка? Есть ли что – то общее между цветами на клумбе и летающими пчелами? Странные вопросы, не правда ли? Но самое необычное то, что на каждый из них можно ответить удивительно. И помогут в этом приметы. Сколько живет на Земле человечество, сколько эти приметы и существуют. Наблюдательные люди замечали какое – то явление, запоминали, и, если оно повторялось, - появлялась примета. Постепенно их накопилось великое множество. Одну из таких примет, предвещавшую ненастье, описал в своем стихотворении Александр Сергеевич Пушкин:
… Так, если лебеди, на лоне тихих вод
Плескаясь вечером, окличут твой приход,
Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи,
Знай: завтра сонных дев разбудит дождь ревучий
Иль бьющий в окна град…

Материалом для составления Внеклассное мероприятие «Ужасно интересно всё то, что неизвестно» послужили энциклопедии, литература о природе, журналы. Рекомендуемые для чтения в основной школе. Для учащихся 6 – 8 классов.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об энциклопедиях книгах и журналах о природе, прочитав которые учащиеся могут углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, к книгам и журналам о .природе
Оборудование: выставка книг о природе
Внеклассное мероприятие «Ужасно интересно всё то, что неизвестно»

«Путешествовать, наблюдать природу, улавливать её тайны и восторгаться этим счастьем – значит жить»
Ф. Геблер.

Многие природные явления люди в старину не могли объяснить, считали их чудесами. Приметы связанные с такими чудесами , дошли до наших дней. Но гораздо больше примет верных, отражающих мудрость и опыт многих поколений. Очень часто такие приметы связаны с физическими законами окружающего нас мира и вполне объяснимы. Они помогают людям в повседневной жизни, знать и помнить их – совсем не лишнее дело.
Если ты окажешься на лесной поляне или лужайке ранним летним утром, то сразу заметишь, как меняется с первыми лучами солнца окружающая тебя природа. На листьях и траве всеми красками радуги светятся капельки росы, воздух с каждой минутой все больше прогревается, и вот уже один за другим на зеленом травяном ковре раскрываются венчики цветов. Над ними начинают виться бабочки, жужжат шмели, пчелы. Из множества растений они выбирают самые яркие и душистые.
С каждым часом все богаче становится цветочная палитра. Но вот день начинается клониться к закату. И многие цветы закрываются, как будто засыпая, а некоторые, наоборот, только в сумерках пробуждаются от дневной дремоты, раскрываются и будут благоухать до утра.

Интересный опыт проделал знаменитый шведский ученый 18 века Карл линей (1707 – 1778). Он жил в небольшом университетском городке Упсала, руководил кафедрой ботаники. Линней приобрел всемирную известность после того. Как создал систему классификации животных организмов, которая завершила огромный труд ботаников и зоологов первой половины восемнадцатого столетия. А еще он открыл и изучил явление, которое назвал «сон цветов».

Ученый долго наблюдал за тем, как «просыпаются» и «засыпают» цветки, установил закономерности этого явления у разных растений и даже нашел для своих наблюдений практическое применение. Однажды в саду возле его дома появилась необыкновенная клумба. На ней были посажены растения, которые распускали и закрывали свои цветы в строгой последовательности. Чудный «циферблат» был разбит на сектора, в каждом росли определенные виды цветов. Часы без стрелок и цифр работали безошибочно. Каждый час распахивали лепестки, какой – нибудь цветок, а другие в это время оставались закрытыми. Изо дня в день козлобородник, например, открывался между 3 и 4 часами утра, а закрывался между 9 и 10 часами вечера. Цикорий «просыпался» в 4 – 5 часов, а «засыпал» в 10 часов вечера. Белая лилия раскрывалась в 5 утра, а закрывалась в 8 пополудни.

Линней очень гордился своими необыкновенными часами и любил удивлять ими гостей. С его легкой руки часы – клумбы появились во многих европейских городах.

Конечно, для ученого это было не просто развлечение. Он внимательно наблюдал за своей клумбой и все, что видел, аккуратно записывал. На основе своих записей Карл Линней составил таблицу цветочных часов. Для Швеции, где жил знаменитый ботаник, эта таблица и сейчас вполне годится. Но для нас она, конечно не подходит. Догадались, почему?
Ответ простой: в разных местностях цветочные часы «ходят» по – разному. Ведь солнце не везде встает одновременно. Когда у нас уже утро, в той же Швеции еще ночь и цветы «спят».
Правило, открытое Линнеем, действует четко: все цветки и соцветья, где бы они ни росли, раскрываются и закрываются в строгой очередности. И если ты эту очередность знаешь, то легко можешь установить, который сейчас час. А можно попробовать составить и свою таблицу цветочных часов. Для этого нужно только внимание и терпение: наблюдай за растениями, которые тебя окружают, записывай, приводи свои записи в систему. Такую научную работу наверняка оценят на уроках биологии. И в жизни умение определять время по окружающим растениям тоже может пригодиться.
Не забудьте только, что цветочные часы «ходят» лишь в солнечную погоду. В пасмурный день некоторые цветки совсем не раскрываются, а у других «стрелки» сбиваются с обычного графика.

Тайна записной книжки:
Приметы «Сережки на кленах - сей свеклу», «Зацвела фиалка – сей морковь и петрушку», «Если лист березы развернулся полностью – можно сажать картофель» имеют вполне научное объяснение. Известно, например, что береза зеленеет за 5 – 6 дней до установления средней суточной температуры воздуха плюс 10 градусов. А оптимальная температура для произрастания картофеля – 10 – 12 градусов тепла. Это и было замечено древними земледельцами много столетий назад, когда еще не изобрели прибор для измерения температуры воздуха.

Давайте разберемся, почему все – таки цветы раскрываются и закрываются в разное время. В чем тут секрет?
А секрета никакого и нет, ученые ботаники его давно уже раскрыли.
Во-первых, разные цветки по-разному реагируют на влажность и температуру воздуха. Одни любят тепло, поэтому раскрываются только днем. Им не страшны даже палящие солнечные лучи. Другие тоже к теплу неравнодушны, но жары не переносят – им больше нравится раннее утро или конец дня, когда солнце не так печет. Правда, иногда погода цветы обманывает. День еще не кончился, но пасмурно, влажно, и цветку «кажется», что уже пришла ночь. Такое случается, и в своих наблюдениях ты обязательно это отметишь.
Вторая причина четкого действия цветочных часов связана с насекомыми – опылителями. Дело в том, что у разных растений они разные. К тому же некоторые насекомые летают только днем, а другие – только вечером или даже ночью. Вот растения к ним и приспособились: они раскрывают цветки и готовятся отдать пыльцу и нектар точно в то время, когда к ним подлетят пчелы, осы, бабочки или мухи.

У каждого живого существа и растения на нашей планете есть свой ритм жизнедеятельности – биологические часы. Природа мудро устроила так, что у некоторых видов растений и насекомых эти часы идут синхронно, и это выгодно и тем, и другим.
Понаблюдайте, например, за душистым табаком. Он бывает разного цвета, но лучше и сильнее всего пахнет белый табак. Днем его цветки, похожи на белые звездочки, закрыты, зато к вечеру раскрываются и хорошо видны в темноте. Да еще и запах сильный. На эти звездочки и этот запах летят ночные бабочки – бражники. Длинными хоботками они добывают нектар, а заодно переносят пыльцу. У дневных насекомых так хорошо не получается, поэтому к ним табак относится неприветливо и утром свои цветки закрывает. Вот такой он хитрый.

Время распускания и закрывания венчиков некоторых растений средней полосы европейской части России.
Цветки открываются:
Козлобородник луговой – 4:00 – 5:00
Одуванчик лекарственный, гвоздика полевая, шиповник – 5:00 – 6:00
Бодяк полевой, колокольчик крапиволистный – 8:00 – 9:00
Мать – и – мачеха, вьюнок полевой, кислица - 9:00 – 10:00
Смолка обыкновенная – 10:00 – 11:00
Ослинник двулетний – 21:00

Цветки закрываются:
Козлобородник луговой – 10:00 – 11:00
Ослинник двулетний – 12:00 – 13:00
Лютик едкий, картофель – 15:00 – 16:00
Цикорий обыкновенный, одуванчик лекарственный, кувшинка белая – 16:00 – 17:00
Мать – и – мачеха – 17:00 – 18:00
Кислица обыкновенная – 18:00 – 19:00

Тайна записной книжки:
Полезно знать, когда летом пробуждаются птицы, - по ним тоже можно определить примерное время.
Зяблик просыпается около 1 – 1:30 ночи.
Малиновка – около 2 – 3 часов
Перепел – около 3 часов утра
Дрозд – около 3:30 утра
Пеночка – примерно в 4 часа утра
Синичка – около 5 часов утра
Воробей – около 5 - 6часов утра

Козлобородник луговой.
Большое ярко – желтое соцветие лугового козлобородника напоминает соцветие одуванчика, но гораздо крупнее. Стебель прямой, ветвистый, с многочисленными узкими заостренными сизо – зелеными листьями. Цветет козлобородник все лето. Одновременно можно наблюдать и распускание корзинок, и созревание семян. Отцветший козлобородник сразу бросается в глаза своей лохматой «папахой». Перед ненастьем, чтобы укрыться от влаги, плоды этого растения с длинными серебристыми хохолками собираются в плотный пучок, прикрываются листочками обертки. Это немного напоминает козлиную бороду – отсюда и название растения. Соцветия козлобородника раскрываются с восходом солнца. А если они стали торопливо закрываться и прятать все свои язычковые цветки, можете не сомневаться – сейчас 10 – 11 часов.

Кислица обыкновенная.
Листочки кислицы начинают распрямляться в 3 – 4 часа утра, а в 9 – 10 часов распускаются белые (реже розоватые) цветки. В 18 – 19 часов они закрываются

Вьюнок полевой
Граммофончики открываются в 9 – 10 часов утра, закрываются в 20 часов

Колокольчик крапиволистный
От других видов колокольчиков отличается листьями, похожими на листья всем знакомой крапивы двудомной. В верхней части стебля в июне – августе поочередно распускаются красивые цветки, образуя короткометельчатое или кистевидное соцветие. Раскрываются они в 8 – 9 часов утра.
Колокольчик синеокий –
Он кивнул тихонько мне.
А потом вдруг улыбнулся
Уходящей спать луне.
Ирис Ревю


Кувшинка белая
В хорошую погоду цветки появляются на поверхности водоема в 5 – 6 часов утра.

Одуванчик
Одуванчик раскрывает свои «солнышки» очень рано, в 5 – 6 часов утра. А после 17 часов его уже и не заметишь среди сплошной травяной зелени.

Мать – и – мачеха
Весной она зацветает раньше всех. На деревьях еще ни одного листочка, а на глинистых склонах, в оврагах, по берегам рек и ручьев уже светится желтыми огоньками мать – и – мачеха. Откуда такое название? Сейчас разберемся. После цветения у мать – и – мачехи развиваются прикорневые листья на длинных черешках – округло – сердцевидные, неравномерно – зубчатые. Сверху каждый лист – зеленый, голый, гладкий и кажется холодным. Это – «мачеха». А нижняя поверхность листа покрыта беловатым «войлоком», мягкая, нежная. Это «мать». Цветки мать – и – мачехи раскрываются в 9 – 10 часов, а закрываются около 18 часов
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелёк.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зелёных стебельках –
Круглые комочки.
Наталия Нищева

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы для 5-8 классов «Угадай мелодию» Сценарий праздника «Осенние посиделки» для 5-6 классов Игра по русскому языку и литературе, 7-8 класс Сценарий внеклассного мероприятия для 7-8 классов

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие 6, 7 класс

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет

Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК

День здоровья в школе. Сценарий

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов. Сценарий | Конспект внеклассного мероприятия, 7-8 класс. Тайны, которым нет конца
Опубликовано: 506 дней назад (16 июля 2015)
Просмотров: 1149
+38
Голосов: 40
Ольга Васильевна Яковлева # 16 июля 2015 в 22:33 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Интересную статью Вы разместили. Много любопытных фактов, яркие, красочные фотографии. Дальнейших творческих успехов! голос
Галина Николаевна Сыромукова # 17 июля 2015 в 12:47 +4
Добрый день! Полезный интересный материал! У детей прекрасная возможность получить новые, нужные для жизни знания. Голосую!
Инна Николаевна Евсейчик # 17 июля 2015 в 12:53 +3
Добрый день, Инна Владиславовна!С увлечением и истинным удовольствием познакомилась с Вашей статьёй. Столько познавательной информации о цветах (очень люблю цветы). Подобраны красивые и яркие фотографии. Думаю, детям будет интересно узнать много нового о растительном мире (цветах). С Вашего разрешения возьму материал себе в закладки. Примите мой голос.
Женни Фердинандовна Гессе # 17 июля 2015 в 13:59 +3
Разработка занятия позитивная, интересная. Вдохновляет, что разработка сопровождается яркими фото, что позволяет провести это занятие теоретически в любое время года. Есть предложение: задействовать химию, показав "кучу" межпредметных связей. И детям интересно, и полезно.
Алла Ивановна Ефимова # 17 июля 2015 в 22:15 +5
Доброй ночи, Инна Владиславовна!Огромное спасибо за приглашение. Интересная, познавательная разработка. Много любопытных фактов, яркие, красочные фотографии. Дальнейших творческих успехов! Примите голос.
Татьяна Александровна Толстикова # 17 июля 2015 в 22:26 +6
Инна Владиславовна, добрый вечер! Спасибо за приглашение, действительно очень интересно было познакомиться с историей цветочных часов. Вам удалось не только найти интересный материал, но и подкрепить его прекрасными фотографиями. Вы правы, каждый педагог может преподнести этот материал в любой форме в зависимости от возраста детей. Примите мой голос.
Светлана Олеговна Часовских # 18 июля 2015 в 06:55 +6
Спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с Вашей статьёй, узнала новые и интересные факты. Спасибо за интересный материал, я думаю, он пригодится в работе многим педагогам. Желаю Вам дальнейших успехов. Голос.
Ирина Юрьевна Ручина # 18 июля 2015 в 11:27 +6
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Внеклассное мероприятие "Ужасно интересно всё то, что неизвестно", получилось у Вас очень интересное, мне понравилось. Такие мероприятия детям прививают интерес к энциклопедиям, к книгам и журналам о природе. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Регина Сириновна Сабирзянова # 18 июля 2015 в 20:19 +6
Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение! Примите голос за такой подробный интересный познавательный материал, подготовленный в соответствии с требованиями сайта, пригодится всем любознательным почемучкам. Материал составлен и опубликован на высоком уровне, пригодится учителям и наблюдательным, интересующимся происходящим в природе. Замечательный фоторепортаж, узнала для себя много нового о птицах, растениях. Успехов!
Людмила Анатольевна Корякова # 21 июля 2015 в 08:19 +6
Ирина Владиславовна!
В вашем уроке много интересной, познавательной информации. Мне было интересно побывать в
мире цветов и узнать их секреты. Спасибо за разработку.