Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Словосочетание как единица синтаксиса. Главное и зависимое слово в словосочетании
Тип урока: урок применения УУД и предметных ЗУНов
Цель урока: применение УУД в условиях решения практических задач, распознавание словосочетаний и их конструирование
Планируемые результаты
Предметные
- уметь отличать словосочетание от других словоформ, определять главное и зависимое слова;
- уметь составлять схему словосочетания
Метапредметные
- уметь находить нужную информацию, выделять главное и второстепенное, анализировать, преобразовывать информацию в знаково-символическую форму;
- уметь работать в группе и паре, приходить к общему решению, строить речевое высказывание
- уметь организовывать собственную деятельность, ставить цели, прогнозировать результат, контролировать и корректировать свою деятельность
Личностные
- интерес к продолжению изучения темы
Ход урока
1. Организационный момент
Формируемые УУД: регулятивные - умение организовать свою деятельность
Проверка готовности к уроку, позитивный настрой на урок
2. Актуализация знаний
Формируемые УУД: познавательные - умение находить информацию; коммуникативные - строить речевое высказывание, слушать собеседника
Беседа
- Вспомните, что такое синтаксис. Что он изучает?
Откройте оглавление учебника и скажите, какие понятия синтаксиса мы изучим в 5 классе. (Словосочетание, предложение, главные и второстепенные члены предложения, виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, наличию второстепенных членов, количеству грамматических основ; простое осложненное предложение, предложения с прямой речью)
Найдите в тексте учебника, что изучает синтаксис. (Синтаксис - раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения, а также их роль в речи)
Обратите внимание на этимологию слова "синтаксис" (от греч. syntaxis - "построение", "порядок")
3. Постановка цели урока
Формируемые УУД: регулятивные - умение ставить цели деятельности; познавательные - умение структурировать знания, искать и выделять необходимую информацию, определять главную и второстепенную информацию
- Какова тема нашего урока? (Словосочетание как единица синтаксиса)
Что мы уже знаем о словосочетании? (Словосочетание - это два или несколько связанных между собою слов)
Чему мы научимся на уроке? (Мы научимся опознавать словосочетания, отличать их от других форм и предложений, составлять схемы словосочетаний)
Что нового узнаем? (Как составить схему словосочетания)
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Формируемые УУД: познавательные - умение структурировать знания, искать и выделять необходимую информацию, определять главную и второстепенную информацию, умение анализировать, преобразовывать информацию в знаково-символическую форму (знаково-символическое моделирование); коммуникативные - умение слушать собеседника, аргументировать свое решение
Работа с учебником
- Составьте тезисный план статьи. Разделите текст на части. (1. Что такое словосочетание 2. Как связаны слова в словосочетаниях 3. Как составить модель словосочетания)
Выделите основные признаки словосочетания. (Два или несколько самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически)
Выпишите модели словосочетаний и придумайте свои примеры /прил. + сущ. (письменный стол, синий стул, деревянная доска); сущ. + сущ. (запись в тетради, упражнение в учебнике, стакан воды); гл. + сущ. (выйти к доске, закрыть глаза, положить книгу); гл. + нареч. (сказать тихо, говорить отчетливо, бежать быстро)
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений
Формируемые УУД: познавательные - умение выбирать эффективный способ решения задачи, преобразовывать информацию в знаково-символическую форму (знаково-символическое моделирование), анализировать, подводить под понятие; коммуникативные - умение слушать собеседника, аргументировать свое решение; регулятивные - умение осуществлять контроль своей деятельности и корректировать ее.
Организация работы в парах
Упр. 227 – выписать словосочетания, определить главное и зависимое слово, задать вопрос
Радостное (какое?) событие - прил. + сущ. (Х)
Перепрыгнуть (через что?) через лужу - гл.(Х) + сущ.
Искреннее (какое?) слово - прил. + сущ. (Х)
Смотреть (куда?) в окно - гл.(Х) + сущ.
Громко (как?) чихнуть - гл.(Х) + нареч.
Прочитать (что?) оглавление - гл.(Х) + сущ.
Оглавление (чего?) книги - сущ.(Х) + сущ.
Мандариновый (какой?) сок - прил. + сущ. (Х)
Неприятно (как?) слушать - гл.(Х) + нареч.
Проверка выполнения задания
6. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков
Формируемые УУД: познавательные - умение выбирать эффективный способ решения задачи, преобразовывать информацию в знаково-символическую форму (знаково-символическое моделирование), анализировать, подводить под понятие, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативные - умение слушать собеседников, умение находить общее решение; регулятивные - умение прогнозировать результат деятельности
Организация работы в группе
Упр.228 – установить, какие слова можно соединить в словосочетание с существительным ПИСЬМО, записать возможные словосочетания, составить их схему, объяснить утверждение о том, что слова в словосочетании связаны по смыслу.
Лаконичное письмо, аккуратное письмо, оскорбительное письмо, исправить письмо, перепечатать письмо, печальное письмо, трогательное письмо
- На какие группы можно разделить все эти словосочетания? (С главным словом - существительным и главным словом - глаголом). Почему? (Одинаковая модель словосочетаний)
- Оцените работу каждого в группе.
7. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников
Формируемые УУД: познавательные - умение выбирать эффективный способ решения задачи, преобразовывать информацию в знаково-символическую форму (знаково-символическое моделирование), анализировать; регулятивные - умение самоорганизовывать деятельность
Выделите из предложения Издавна русские крестьяне сажали ветвистую рябину около дома. все возможные словосочетания, определите, по какой модели они строятся.
Русские крестьяне - прил. + сущ (Х)
Сажали рябину - гл.(Х) + сущ.
Сажали издавна - гл.(Х) + нареч.
Сажали около дома - гл.(Х)+ сущ.
Ветвистую рябину - прил. + сущ. (Х)
- Какие слова не будут являться словосочетанием? (Крестьяне сажали)
Почему? (Грамматическая основа не является словосочетанием)
8. Рефлексия деятельности
Формируемые УУД: регулятивные - умение оценивать деятельность
- Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока по русскому языку в 5 классе Конспект урока-игры русского языка для 5 класса Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Урок литературы в 10 классе. Лесков «Очарованный странник»
Опубликовано: 3179 дней назад (13 августа 2015)
Просмотров: 5416
+1
Голосов: 1
Валерий Григорьевич Вершинин # 13 августа 2015 в 21:12 0
Здравствуйте, Светлана Владиславовна! Ну, что тут можно комментировать? Вы написали конспект для себя. Вы знаете текст учебника. Может быть, его видели учителя русского языка. А мне вот бы хотелось посмотреть, как дети показали "умение анализировать, преобразовывать информацию в знаково-символическую форму (знаково-символическое моделирование); коммуникативные - умение слушать собеседника, аргументировать свое решение" Ведь это не видно из вашего конспекта. Как они "составили тезисный план статьи, разделили текст на части, выделили основные признаки словосочетания,выписали модели словосочетаний и придумали свои примеры". По моему мнению, пятиклассникам это сложно выполнить самостоятельно. Если я вас не понял, товарищи меня поправят.
Светлана Владиславовна Баландина # 13 августа 2015 в 21:27 0
Валерий Григорьевич! Конспект действительно нацелен на учителей русского языка, поэтому и публикуется на специальном сайте. Если для доработки необходимо добавить ответы детей, то я это сделаю. А насчет пятиклассников Вы заблуждаетесь. ФГОС в пилотном режиме работает уже 2 года (а конспект написан под урок по ФГОС), и наши дети без труда справляются с подобными заданиями. Большое спасибо за замечания. Я их учту.
Валерий Григорьевич Вершинин # 14 августа 2015 в 13:40 0
Светлана Владиславовна! Вот в таком виде конспект мне понятен и нравится. Голос!
Светлана Владиславовна Баландина # 14 августа 2015 в 13:43 0
Спасибо smile