Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Киты

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему «Морские гиганты».
Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель, ГБОУ г. Москвы "Школа №285 имени В.А. Молодцова", структурное подразделение №13.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования и родителей.
Цель: Ознакомление детей с китами.
Задачи:
- Уточнить и расшить знания детей о синем ките.
- Развивать связную речь и активизировать словарный запас детей.
- Воспитывать интерес к жизни синих китов.
Материал: картинки с изображением морских обитателей (синего и горбатого кита).
Предварительная работа: рассматривание картин на данную тему.
Ход занятия
– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о настоящих великанах среди животных. Отгадайте мою загадку, и узнаете, о ком идет речь:
Живет в океане, огромный, как глыба,
Похож он на рыбу, но все же не рыба
Планктоном питается этот великан
И к верху пускает высокий фонтан.
- Кто же это, ребята?

- Правильно, это – кит.
- Самое большое животное на Земле – Синий кит. Его длина может достигать 33 метров.
- Слово КИТ произошло от древнегреческого слова «кэтос», что означает морское чудовище.
- Послушайте вот такое стихотворение про кита
Кита огромней зверя нет,
Едва крупнее вам найти
Кита в размерах много лет
Никто не может обойти.
Живёт огромный исполин,
В морях подальше от земли
Он ест планктон среди глубин,
А сверху ходят корабли.
Лишь иногда на верх плывёт,
В запас, чтоб воздух свежий взять
Фонтан воды наверх пульнёт,
И путь продолжит свой опять.
- Ребята, киты делятся на 3 группы - 3семейства.
- К первой группе относятся синий и горбатый киты.
синий кит и горбатый кит относятся к семейству полосатиков. Их назвали так за продольные кожные складки на брюхе. Интересно, что "синие" самки крупнее, чем самцы.
Горбатый кит, ребята, вдвое меньше синего кита.
- Ко второй группе относятся гладкие или настоящие киты. Это очень неповоротливые и большеголовые киты.

- К третьей группе относится серый кит.

- Ребята, киты бороздят моря и океаны, держась как можно дальше от берега. Питаются рыбой и планктоном, а вместо ног у них ласты. - Киты похожи на огромных рыб, но на самом деле это – млекопитающие. У них нет жабр, они дышат легкими и потому вынуждены время от времени всплывать на поверхность.
- Ребята, представляете, как ни странно, но киты – потомки парнокопытных, у них осталось немало родственников на суше. Жирафы, олени, бегемоты – родные братья морских великанов, хотя совсем на них не похожи.
- Киты не остаются подолгу на одном и том же месте. Они путешествуют по всему свету. Например, синие киты проводят лето у полюса, где много криля – мелких рачков. А зимой плывут к экватору – там теплее.
- А вы знаете, что киты бывают зубастые и усатые (беззубые).
Зубастые питаются рыбой, а у беззубых вместо зубов – «усы», специальные пластины. Кит набирает полный рот воды вместе с планктоном – мелкими рачками и моллюсками – и процеживает ее через пластины. За день он съедает около тонны планктона и водорослей.

- Представляете, на горле синего кита есть множество складок, которые разглаживаются, когда он открывает рот. Это напоминает большой резиновый мешок. Когда кит обедает, в его раскрытую пасть с огромной скоростью заливается вода вперемешку с крилем – мелкими рачками. Затем кит закрывает рот и выталкивает воду языком через китовый ус. Китовый ус – это щетинки, которые свисают с неба кита и служат ему фильтром. Вода уходит, а рачки остаются во рту.
- Как вы думаете, ребята, пьет ли кит соленую морскую воду?
- Не пьет. Потому что в процессе пищеварения выделяется вода, которой ему вполне хватает.
- Ребята, представляете, язык синего кита весит 4 тонны. Это примерно столько, сколько весит слон.
- Сердце синего кита самое огромное сердце в мире! По величине оно сравнимо с автомобилем, а весит примерно 600 или 700 кг.

- Хвост кита также индивидуален, как у человека - отпечатки пальцев. Двух одинаковых хвостов встретить невозможно.
- Ребята, как вы думаете, есть ли у китов враги?

- Да, ребята, есть – это косатки. Больше никто не осмеливается нападать на такое огромное животное.
- Кит, ребята, теплокровное животное. Это значит, что он сохраняет одну и ту же температуру тела, независимо от температуры воды, в которой находится. Кит, как и мы, ребята с вами, получает тепло за счет энергии, которую вырабатывает из пищи. А чтобы не замерзнуть у него есть подкожный слой жира толщиной до 30 см.
- Кит, ребята, всплывает на поверхность и очень шумно выдыхает воздух.

- Объем легких синего кита достигает 3000 литров. Это очень много – таким воздухом можно наполнить 750 шариков.
- Представляете, 2000 литров воздуха вдыхает кит за 1 секунду.
- Кит может не дышать приблизительно 2 часа и за это время преодолеть под водой колоссальное расстояние!
- Киты могут обходиться без сна на протяжение 100 дней. Могут жить без пищи 8 месяцев
- А еще кит умеет издавать низкие гулкие звуки. Так киты общаются.
- Из всех млекопитающих, песни поют только люди и киты.
- Песни китов протяжные и звучные. Самая короткая ария длится примерно минут 6. Но обычно песня кита может продолжаться в течении 30-40 минут.

- Посмотрите, это малыш кита. Только что родившийся детеныш кита весит 2-3 тонны. Он питается маминым молоком. Каждый день детёныш потребляет примерно 350-390 литров молока.
- Представляете сколько это много. Это как 3 ванны доверху наполненные молоком.
- В свои полгода чудо-кроха достигает величины 15 метров и веса около 20-25 тонн.
- Ребята, давайте еще раз повторим, и запомним, что киты - это млекопитающие. Они теплокровны и дышат воздухом. И у китов есть пусть и совсем малюсенькая, но шерсть.

-Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось на занятии?
- Что нового вы узнали о жизни синего кита?
- Что вас удивило?
- Что вы запомнили?
- Все старались. Молодцы.

Рекомендуем посмотреть:

НОД в подготовительной к школе группе НОД в подготовительной группе на тему: Женская русская национальная одежда. Конспект НОД для детей подготовительной группы. Ознакомление с социальным миром Конспект НОД художественная литература в подготовительной группе
Участник №60 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 апреля по 5 августа 2016 года
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе | Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Профессия – океанолог
Опубликовано: 173 дня назад (21 июня 2016)
Просмотров: 453
+5
Голосов: 5
Юлия Васильевна Шалева # 21 июня 2016 в 12:48 +1
Здравствуйте. Интересное занятие. Увлекательное и познавательное. Только не хватает двигательной активности, игры или физминутки.Думаю от фото дети были в восторге!
Галина Федоровна Биктагирова # 21 июня 2016 в 18:02 0
Интересная для дошколльников тема. Содержание занятия познавателльное. Прекрасные иллюстрации.
Татьяна Викторовна Стрелкова # 21 июня 2016 в 19:05 +1
Иллюстрации великолепные, красочные, рассматривать их одно удовольствие. Уверена, на этом занятии дети много нового и интересного узнали о млекопитающих морских животных. Спасибо.
Наталья Леонидовна Ляпина # 21 июня 2016 в 23:34 +1
Татьяна Викторовна,здравствуйте ! Занятие увлекательное и интересное.Иллюстрации превосходны ,но на мой взгляд отсутствие физминуток и активных действий детей могут их утомить .
Татьяна Николаевна Волжанкина # 28 июня 2016 в 13:29 +1
Здравствуйте, Татьяна Геннадьевна. Какая красочная презентация! Очень интересный подобран материал. Мне кажется недостаточно использовано упражнений на развитие речи. Спасибо.
Ольга Васильевна Яковлева # 8 июля 2016 в 18:46 +1
Здравствуйте, Татьяна Геннадьевна. Очень интересное, познавательное занятие! Иллюстрации прекрасные! Творческих успехов! голос