Конкурсы для педагогов и детей

Воспитание духовно-нравственных ценностей у детей

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ КАК ОСНОВА РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ

В настоящее время в детско-юношеской среде происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получения удовольствия любыми средствами. Причины многих бед, настроений в жизни детей и подростков заключается в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить нравственные ценности жизни.
Но дети нашего учреждения еще и отличаются от других. К нам поступают дети с нарушением в познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферах. У них наблюдается склонность к частой смене настроения, они не умеют понимать чувства других людей, проявляют агрессию по отношению к другим людям, считают, что их никто не любит и они никому не нужны. Как правило, у таких детей снижены интеллектуальные способности, не сформированы психические процессы, способы и приемы игровой деятельности, искажено представление об окружающем мире.
Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до детей высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности, уважения к старшим, забота о младших - заповеди в народной педагогике, которые служат своеобразным ориентиром. Поэтому и возникла необходимость развитие духовно – нравственного направления через реализацию программы «Народные традиции, обычаи как основа реабилитационной работы с воспитанниками».
Данная программа видится нами как центр духовного общения детей на основе изучения народного творчества, улучшение себя и окружающей жизни через полезную творческую деятельность.
Актуальность данной программы в том, чтобы создать у детей состояние эмоционального комфорта, ощущение радости детства, укрепить дружеские отношения между детьми и педагогами, всесторонне воспитывать и развивать, посредством загадок, поговорок, пословиц и познавательных игр. Особенно необходимо и важно обогатить знания, расширить кругозор воспитанников в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитывать их на примерах мудрости нашего народа, развивать чувство коллективизма.

Цель программы:
Социально-психологическая реабилитация дезадаптированных детей через ознакомление с народной культурой и народными традициями.
Этапы реализации программы
Первый этап - диагностическая работа по выявлению оценки духовно-нравственного развития личности.
Второй этап — интенсивное освоение фольклорных традиций и точного определения стабилизации интересов.
Третий этап - итоговый - анализ результатов реализации программы.

Формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная.
Методы работы:
- занятия;
- беседы;
- игры;
- викторины;
- утренники;
- праздники и др.
Изучение результатов по программе проводится методом наблюдения, анкетирования, тестирования.
Организация занятий:
Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 10 лет. Предусматривается 2 мероприятия в месяц. Предполагаемое количество детей от 12 до 15, планируется всего 24 мероприятия. Занятия делятся на выездные и проводимые в учреждении.
Программа состоит из трех блоков: «Народное творчество», «Быт русского народа», «Патриотизм».
Занятия блока «Народное творчество» способствуют приобщению воспитанников к истокам народной культуры, художественному творчеству, формированию знаний об истории, культуре русского народа.

Тематика занятий и праздников блока:
1. Ласковое слово, что солнышко в ненастье...
2. Старая пословица ввек не сломится.
3. Поговорка - цветочек, а пословица ягодка.
4. Праздник Рождества Христова.
5. Здравствуй, Масленица!
6. Праздник весеннего равноденствия.
7. Новый год шагает по планете.
8. В поход за золотым ключиком.
9. Таинственный цветок.

Занятия блока «Быт русского народа» направлены на развитие черт русского характера: трудолюбие, честность, смекалку, коллективизм; художественного вкуса на примерах духовных традиций русского народа.



Тематика занятий и праздников блока:
1. Русский платок, как символ красоты и любви.
2. украшения. Пуговицы.
З. Да на Ивана, да на Купалу!
4. Что за чудо - этот чай!
5. История православных месяцев в августе месяце.
6. КВН. Страна слов.
7. Праздник вежливых ребят.
8. Если хочешь быть здоров…
9. Литературный ринг по произведениям К.И.Чуковского.

Занятия блока «Патриотизм» способствуют пониманию воспитанниками истинных духовных ценностей Отечества, формированию гражданской позиции.

Тематика занятий и праздников блока:
1. День защитника отечества.
2. Международный женский день.
З. Что за праздник Первомай!
4. Никто не забыт, ничто не забыто.
З. Гой, ты, Русь моя родная!
6. Экскурсии.

В результате реализации программы отмечается:
- повышение уровня знаний и расширения кругозора в области
исторического прошлого нашего Отечества;
- проявление способности к пониманию, уважению и сопереживанию по отношению к чувствам других людей, в том числе к героям художественных произведений;
- заинтересованность в культурном наследии русского народа;
- повышение коммуникативных навыков и умений;
- расширение активного словарного запаса;
укрепление способов эффективного взаимодействия с окружающими.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час для 9-11 классов. Как не попасть под влияние религиозных сект Педагогический проект в младшей и средней группе ДОУ Конспект НОД по нравственному воспитанию старших дошкольников Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детского сада. Старшая - подготовительная групп

Похожие статьи:

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание учащихся

Познавательное занятие для детей 5-7 лет | Сценарий мероприятия для школьников по профилактике вредных привычек
Опубликовано: 807 дней назад (20 сентября 2014)
Просмотров: 3037
+3
Голосов: 3
Светлана Николаевна Ефименко # 20 сентября 2014 в 16:32 +1
Здравствуйте, Татьяна. Спасибо за приглашение на публикацию программы по развитию духовно- нравственных ценностей у подрастающего поколения. Вами предлагается достаточно интересная и многогранная по своей тематике программа, заявленные мероприятия, действительно в ходе своей реализации решают поставленную цель: "социально-психологическая реабилитация дезадаптированных детей через ознакомление с народной культурой и народными традициями".
Татьяна, меня заинтересовал в Вашей программе тематика блога «Народное творчество», подумаю, как ввести её элементы в свою работу с детками.
Татьяна, Вы попросили прокомментировать Вашу публикацию и со стороны её оформления, самый лучшее- это хорошенько проштудировать статью по ссылке: http://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html,
прочтя её Вы сразу узнаете, что на фотографиях не должно быть никаких надписей, заглавие нельзя писать одними заглавными буквами, рекомендуется использовать разнообразные шрифты для оформления.
Татьяна, прочла Ваши предыдущие работы, проголосовала. Желаю Вам успехов в работе и творческих новинок!
Примите мой голос Вашей программе!
Елена Анатольевна Щербакова # 20 сентября 2014 в 18:40 +1
Здравствуйте, Татьяна.Очень интересный материал, есть чему поучиться и перенять Ваш опыт.Прекрасные фотографии, чудные дети.Программа,действительно, актуальна и интересна.Спасибо за материал.
Елена Николаевна Анненкова # 21 сентября 2014 в 18:57 +2
Здравствуйте! Познакомилась с Вашей программой по духовно-нравственному развитию "Народные традиции, обычаи как основа реабилитационной работы с воспитанниками». Очень полезный материал. Развитие духовно- нравственного воспитания в школе обеспечивается целым рядом нормативно-правовых документов. В Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России отмечается, что «духовно-нравственное развитие личности – это развитие, осуществляемое в процессе социализации, последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом». Тематика блоков Вашей программы затрагивает блольшую часть базовые национальные ценности, определённых Концепцией: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа. Желаю Вам успехов в этой работе! И голосую.
Зоя Голованова # 22 сентября 2014 в 10:32 0
Как приятно видеть, что в наше время соблюдаются обычаи и традиции, и передается это детям. Молодцы!
Ирина Валерьевна Тимошина # 8 ноября 2015 в 19:27 0
Здравствуйте, Татьяна. Познакомилась с Вашей программой по духовно-нравственному развитию "Народные традиции, обычаи как основа реабилитационной работы с воспитанниками». Материал достаточно интересный. примите голос! воспользуюсь Вашей работой, пополню методическую копилку. Желаю Вам здоровья, вдохновения, успехов в работе и творческих новинок!Спасибо!