Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературы в 7 коррекционнном классе

Конспект урока в 7 (коррекционном) классе по литературе
Тема урока: Суд царский и народный в «Песне про купца Калашникова»
Учитель: Бахтина Валерия Александровна, Назарова Алена Юрьевна
Цель урока: определение основной проблемы произведения и ее актуальности в современном мире.
Задачи:
образовательная: проанализировать «Песню про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.
развивающая: развитие умения анализировать произведение, работать самостоятельно и в группах при подготовке заданного ответа на вопрос; формировать умение анализировать художественный текст, проводить сопоставительный анализ художественных образов; проводить наблюдения и эксперимент, структурировать тексты, осуществлять расширенный поиск информации;
воспитательная: воспитать уважение к родной истории, способности воспринимать исторический опыт других эпох и поколений.
Краткий план урока:
1. Приветствие. Постановка проблемы. Определение темы урока. Целеполагание.
2. Актуализация знаний.
3. Беседа по прочитанному.
4. Анализ прочитанного (работа в группах).
5. Постановка проблемной ситуации.
6. Обобщение, вывод.
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание.
Ход урока:
звучит музыкальная композиция: "Красная Русь.Звучание гуслей"
1.Приветствие. Постановка проблемы. Определение темы урока. Целеполагание.

АЮ: Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок, который мы проведем у вас совместно с Валерией Александровной, объединив 2 класса.
-Прочитайте, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? (слайд 1)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Цель нашего урока – выяснить, в чем различие суда народного и царского в «Песне...».
Запишите тему урока в тетради.
2. Актуализация знаний.
ВА: Давайте вспомним:
• В каком году была написана «Песня…»? (В 1837 г.)
• Какое историческое время показано в поэме? (16 век, время правления Ивана Грозного)

3. Беседа по прочитанному.
Обратите внимание на название поэмы, назовите героев, заявленных в названии.
Давайте охарактеризуем каждого героя. (слайд 2)
У каждой группы на столе лежит рабочий лист с вопросами, отвечая на которые, вы дадите характеристику героям.
1-ая группа будет характеризовать Ивана Грозного.
2-ая группа охарактеризует опричника Кирибеевича.
3-ая даст характеристику купцу Калашникову. На эту работу вам 5-7 минут.

4. Анализ прочитанного (работа в группах).

АЮ.- Критик В.Г. Белинский, анализируя поэму, дал каждому герою свою характеристику.
«...Взгляд очей его - молния, звук речей его- гром небесный,порыв гнева его -
смерть и пытка; но сквозь все это, как молния сквозь тучи,
проблескивает величие падшего...но сильного и благородного по силе своей духа....»
- О ком так пишет критик? (Об Иване Грозном).
1-ая группа представит характеристику царя.(слайд 3)
Характеристика царя
-Кто такой Иван Грозный? Какие факты об Иване Грозном как исторической личности вы знаете? А каким изображен царь в «Песне…»?
- Как вы думаете, какие черты личности Ивана Грозного нашли отражение в его художественном воплощении на страницах поэмы Лермонтова?
Т.о. Иван Грозный — свирепый тиран, он жесток, суров по отношению к тем, кого он считает своим врагом, но милостив по отношению к опричникам. Способен на добрые поступки (отношение к семье Калашникова).
- К кому относится данная характеристика?
« Какая сильная, могучая натура! Ее страсть - лава, ее горесть тяжела и трудна...Вы видите, что любовь...- не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить или погибнуть!» (Кирибеевич).
ВА.-2-ая группа представит характеристику Кирибеевича.(слайд 4)
Характеристика Кирибеевича
- Кто такой Кирибеевич? Каким вы себе его представляете? (молодой, сильный, уверенный в себе, красивый, богатырского телосложения, богато одет, охвачен любовной страстью).
- Каково его общественное положение? Кто такие опричники? («любимый» опричник Ивана Грозного, его ревностный слуга, «лучший боец»)
- Какие взаимоотношения у Кирибеевича складываются с царем?
Т.о. Кирибеевич молодой, сильный, уверенный в себе человек, любимый опричник царя Ивана Грозного, одержимый преступной страстью к Алене Дмитриевне.
– К кому из героев относится эта характеристика Белинского:
« Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут... Есть души, лозунг которых- все или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы...»
(Степан Калашников).
АЮ.- 3-ая группа представьте характеристику Калашникова. (слайд 5)
Кто такой Степан Калашников? Каким вы его себе представляете?
Какое положение в обществе он занимает? Кто такие купцы?
- Какие взаимоотношения Калашникова с женой? (Они муж и жена «святыми иконами обручалися», купец любит Алену Дмитриевну, она является для него хранительницей очага и матерью его детей, любимой женщиной. Для Алены Дмитриевны муж - «государь», «красно солнышко», его немилость для нее горше людской молвы, страшнее смерти. В их семье царят мир и согласие, взаимопонимание, доверие: жена честно рассказывает Калашникову о случившемся и не просит прощения (виниться ей не в чем), а заступничества. «Ты не дай меня, свою верную жену, Злым охульникам на поругание!»)
- Какое решение принимает Калашников после разговора с Аленой Дмитриевной? (выйти с Кирибеевичем на кулачный бой. «И я выйду тогда на опричника,Буду на смерть биться, до последних сил». Для него позор жены-это и его позор, а позор хуже смерти. Кирибеевич сразу становится для него врагом. Пятно позора с семьи можно смыть только в поединке с обидчиком, убить его «вольной волею».)
Т.о. Степан Парамонович - глава семьи, дома. Он - опора семьи, защитник чести и жены, и всего своего рода, он старший брат. Услышав рассказ Алены Дмитриевны о Кирибеевиче, Калашников, не раздумывая, выходит на кулачный бой с Кирибеевичем, дабы отстоять честь семьи.

5. Постановка проблемной ситуации.
ВА: - В какой последовательности мы охарактеризовали героев??
• Почему именно в такой последовательности Лермонтов включает их в заглавие?
(Иван грозный, Кирибеевич, Калашников – социальная иерархия)
• А может ли социальное положение влиять на характер и поступки человека?(да)
• Можем ли мы привести пример из текста, когда герои совершают плохие поступки? Зачитайте отрывок. (слайд 6)
АЮ: Можем ли мы осудить поступок Кирибеевича? (да, можем). Почему?
• Давайте представим, что мы находимся в зале суда, перед нами 2 героя – Кирибеевич и Калашников. Мы будем обвинителями, а вы – защитниками героев.
• Все вместе мы сейчас обвинили Кирибеевича в безнравственном поступке, однако есть герои, которые стоят на защите персонажа. Назовите их. (Иван Грозный, опричники, бояре).
Защитите Кирибеевича с позиции этих героев.
• Доп вопрос: Почему И.Грозный защищает Кирибеевича, почему опричники защищают Кирибеевича?
(слайд 7)
ВА: А народ тоже защищает опричника?(нет)
• А кого защищает народ? (купца Калашникова)
• Почему? (защищает честь семьи, ближе по статусу)
• Каким способом он отстоял честь семьи? (вышел на кулачный бой) Давайте зачитаем сцену кулачного боя.
АЮ:
• Какие качества Степана Парамоновича проявились в этой сцене и чем привлекли народную любовь? (честность, чувство справедливости, человеческого достоинства)
• А оценил ли эти качества царь? (да, он проявил уважение к поступку купца)
• А почему тогда царь казнит Калашникова? (опираясь на законы того времени, созданные самим Иваном Грозным)
• Считаете ли вы такое решение справедливым? (нет)
ВА:
Мог ли Калашников спасти себя? (да, рассказав правду)
Но он этого не делает, почему? (Не хочет обнародовать позор семьи. Он в ответе только перед Богом. Понимает, что грешен, т.к. убийство - это грех. И готов его искупить своей смертью)
6. Обобщение сказанного, вывод.
• Мы видим, что на обоих героях лежит вина. Мы сегодня пытались их защитить с позиции царя и народа, совпали ли их мнения? (нет)
• Таким образом, суд царский разошелся с судом народным. Калашников, казненный царем, становится народным героем.
• АЮ: А на чьей стороне симпатии автора? (на стороне Калашникова) Докажите, что это так.
• Действительно, несмотря на казнь и погребение в «безымянной могиле» «на чистом поле промеж трех дорог», Калашников оставил о себе добрую память, не зря автор наделяет этого героя не только именем, но и отчеством. Морально он победитель. (слайд 8)
• ВА: М.Ю.Лермонтов, будучи мятежным романтиком, у которого главные герои являются сильными личностями, пытающимися преобразовать мир, считает именно так. В этом заключается позиция автора.

7. Рефлексия.
• АЮ: Достигли ли мы цели урока? Актуальная ли в современном обществе проблема несовпадения позиции народа и власти?
• ВА: Поднимите руки, кто считает, что активно провел работу на уроке, полностью понял идею, которую заложил Лермонтов в свое произведение?

8. Домашнее задание:
• Нарисовать иллюстрацию к поэме. (слайд 9)
звучит музыкальная композиция: "Красная Русь.Звучание гуслей"
Приложение
Рабочий лист для группы №1
Характеристика Кирибеевича
- Кто такой Кирибеевич? Каким вы себе его представляете?
- Каково его общественное положение? Кто такие опричники?
- Какие взаимоотношения у Кирибеевича складываются с царем?
Рабочий лист для группы №2
Характеристика Калашникова
- Кто такой Степан Калашников? Каким вы его себе представляете?
- Какое положение в обществе он занимает? Кто такие купцы?
- Какие взаимоотношения Калашникова с женой?
- Какое решение принимает Калашников после разговора с Аленой Дмитриевной?
Рабочий лист для группы №3
Характеристика царя Ивана Грозного

- Кто такой Иван Грозный? Какие факты об Иване Грозном как исторической личности вы знаете? А каким изображен царь в «Песне…»?
- Как вы думаете, какие черты личности Ивана Грозного нашли отражение в его художественном воплощении на страницах поэмы Лермонтова?








Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы в 7 классе Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс Литературная игра для учащихся 7-8 классов Урок литературы в 7 классе. Интегрированный урок по рассказу Платонова «Юшка»

Похожие статьи:

Конспект урока-игры по литературе в 7 классе

Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса

Викторина с ответами для школьников. Славянская письменность | Классный час: Моя малая родина - Мурманск
Опубликовано: 291 день назад (23 февраля 2016)
Просмотров: 490
Рубрика: Литература
0
Голосов: 0
Елена Борисовна Жданова # 24 февраля 2016 в 16:46 0
Уважаемые коллеги! Интегрированный урок с организованной работой в малых группах в классах, где учатся особые дети - это не только профессионализм педагогов, но и возможность детям показать, что они настоящие ученики: думающие, понимающие, знающие, умеющие анализировать литературное произведение. Вы дали им шанс реализовать себя на этом уроке. Спасибо за ваш нелегкий труд, успехов вам в работе!