Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Автобус» в младшей группе для детей 3-4 лет
Автор: Дунаева Надежда Валерьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 63 «Яблонька», г. Нижний Новгород
Описание: Предлагаю Вам методическую разработку на тему "Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Автобус» в младшей группе". Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ при планировании (организации) сюжетно-ролевой игры с детьми 3-4 лет лет. Разработка направлена на развитие игры в младшем дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Развитие сюжета.
- Способствовать возникновению игры «Автобус» на основе наблюдений, из литературных произведений.
- Выполнять несложные сюжеты в несколько действий, отображающих действия взрослых (шофёр рулит, кондуктор продаёт билеты)
- Отображать новые события, привносить новое в игру «Автобус».
2. Развитие игры как деятельности (цель, мотив, средства, способы, результат)
- Придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять несколько взаимосвязанных действий.
- Совершенствовать предметные действия: игрушки-заместители, воображаемые.
- Совершенствовать ролевые высказывания, которые обозначают выполнение действий: обращение к себе, игрушке, партнёру. Появляется краткая речевая беседа.
3. Формирование взаимоотношений
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, побуждать робких, включая в общую игру.
- Объединять в малые группы на основе личных симпатий.
-Индивидуальное и совместное решение игровых действий, принимать игровые действия, задачи от сверстников.
4. Формирование самостоятельности и творчества
- Развивать самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного, поощрять за самостоятельность при подборе атрибутов для игры; дополнять игровую обстановку недостающими предметами.
- Творчество в выборе предметов, способов (сами подбирают предметы-заместители).
5. Формировать умения:
- принимать на себя роль и обозначать ее для партнера;
- осуществлять специфические для роли условные предметные действия;
- развертывать специфическое ролевое взаимодействие -ролевой диалог;
- изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров;
- менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.;
- реализовать специфические ролевые действия, направленные на партнера -игрушку, развертывать партерное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером -сверстником;
- развивать игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы.
Методика руководства:
I компонент «Ознакомление с окружающим в активной деятельности. Обогащение реального опыта»
- Экскурсия к автобусной остановке вместе с воспитателем.
- Наблюдение за движением автобусов, действиями людей на автобусной остановке.
- Чтение худ. литературы: А. Барто «Грузовик»
- Беседа с детьми о их поездках в автобусе с их родителями, Что им понравилось.
- Рассматривание картины «Едем на автобусе» (серия «Мы играем»); иллюстраций (автобус, пассажиры, дети в автобусе); игрушечного автобуса.
- Непосредственно-образовательная деятельность:
а) рисование «Магазин колёс»
б) аппликация «Автобус»
в) конструирование из строительного материала: «Автобус», «Автомобильная остановка»
г) музыкальное развитие: муз. Поталенко , слова Н. Найденовой «Мы едем, едем, едем»
II компонент «Обогащение игрового опыта»
- Дид/ игра «Что лишнее?», «Подбери колесо к машине», «Цветные автомобили»
- Игра- инсценировка стихотворения А. Барто «Грузовик»
- Игровые упражнения: «Водитель объявляет остановку», «Пассажиры садятся в автобус»
- Подвижная игра «Воробушки и автомобили»
- Совместная игра воспитателя с ребёнком: воспитатель начинает игру, берёт на себя основную роль- водителя автобуса, далее втягивает ребёнка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль - пассажира, а затем уступает свою роль другому ребёнку, т.е воспитатель «замыкает» детей друг на друге.
- Совместная игра воспитателя с ребёнком: воспитатель угадывает во что играет ребёнок (В: ты кто? Ребёнок: я - водитель) и присоединяется к игре ребёнка (В: а можно я буду продавать билеты?) - развёртывается ролевое взаимодействие, далее воспитатель втягивает второго ребёнка, «замыкает» детей друг на друге, сама выходит из игры.
- «Телефон» - диспетчер звонит водителю автобуса, вызывает его на работу; звонит кондуктору - просит зайти его в диспетчерскую за билетами. Затем водитель автобуса разговаривает по телефону с кондуктором. Воспитатель может предложить поговорить «водителю с пассажирами»
- Совместная игра воспитателя с ребёнком по р. н. сказке: Воспитатель берёт роль основного героя «колобка», вовлекает детей в игру, разговаривая с каждым ребёнком индивидуально (с волком, зайцем, медведем, лисой). К такой игре можно привлечь 3-4 детей, но можно и больше - пусть колобок встретится ещё с одним зайцем.
III компонент «Обогащение игровой среды»
- Атрибуты для игры: средообразующие предметы, крупный напольный строитель, модули, руль, светофор, фуражка шофёра, сумка кондуктора.
- Реальные игрушки: автобусы, машинки, куклы, игрушки- пассажиры.
- Дети с воспитателем изготавливают квадратики - билеты.
IV компонент «Руководство в ходе самостоятельной игры ребёнка»
- Помощь в распределении ролей (сначала водителем автобуса будет Дима, а когда закончится его смена, то водителем будет Миша)
- Создание проблемной ситуации (У автобуса лопнуло колесо, поможем его отремонтировать)
- Напомнить детям, что в транспорте нужно вести себя тихо, аккуратно, быть вежливым.
- Учить договариваться о совместных действиях.
- Проанализировать игру, участие детей в обсуждении проведённой игры.
Рекомендуем посмотреть:
Сюжетно-ролевая игра для старших дошкольников Ателье мод
Сюжетно-ролевая игра в детском саду
Сюжютно-ролевые игры в детском саду
Сюжетно - ролевые игры в ДОУ
Похожие статьи:
Сюжетно-ролевая игра в раннем дошкольном возрасте
Игры, песенки, упражнения для младших дошкольников «Игралочка»