Конспект урока по физике в 9 классе с презентацией. Механические колебания и его характеристики
Конспект урока по физике в 9 классе.
Автор урока: Курилова Наталья Викторовна. Урок проводился в рамках конкурса «Учитель здоровья»
по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики».
Урок предназначен для учителей начальной и средней школы. Позволяет увидеть , как здоровьесберегающие технологии можно применять на любых уроках в школе. Каким образом здоровьесберегающие элементы могут работать на тему урока. Тема урока: «Механические колебания и его характеристики». Цели учителя. Учебные: 1. Познакомить учеников с некоторыми видами колебательных явлений; 2. Помочь выяснить какими характеристиками описываются механические колебания и как эти характеристики влияют на протекание процесса. Воспитывающие: 1. Способствовать формированию умения концентрироваться на поставленной задаче; 2. Осознавать цели и достигать их; 3. Развивать навыки работы в группе: чувство локтя, ответственность за конечный результат, доверие к напарнику. Развивающие: 1. Способствовать развитию логики и нестандартности мышления; 2. Развивать умение видеть в заданных ситуациях и явлениях закономерности; 3. Обучать навыкам абстрагирования от несущественных в данной ситуации свойств тел; 4. Продолжить формирование навыков правильно, кратко, чётко и понятно излагать свои мысли; 5. Анализировать ситуацию и делать выводы; 6. Прогнозировать свою деятельность и её результаты. Цели учащихся: 1. Рассмотреть некоторые виды колебательных процессов. 2. Ознакомиться с характеристиками колебательного движения. 3. Выяснить, как изменение физических характеристик колебательного процесса влияет на его протекание. Оборудование и материалы к уроку:
• карточки жёлтого цвета с краткой информацией по теме;
• карточки зелёного цвета с инструкцией по выполнению эксперимента;
• тесты по теме урока;
• штативы, шарики на нитях разной длины, секундомеры, линейки;
• листы бумаги в клетку и кусочки пластилина по числу учеников;
• Буквы: К, О, Л, Е, Б, А, Н, И, Я.
• компьютер;
• проектор;
• экран;
• ноутбуки с выходом в Интернет;
• презентация к уроку. Оформление доски: 1) Ученики наклеивают буквы и получают название темы урока. 2) Таблица для записи результатов эксперимента.
Ход урока:
Слайд 1. Урок физики Слайд 2. Эпиграф к уроку (Физика – самый идеальный полигон для тренировки ума. А. Эйнштейн).
1. Мобилизующий этап. Учитель: Уважаемые коллеги! Приветствую вас на учебном полигоне «Физикон». Как сказал Альберт Эйнштейн: «Физика – самый идеальный полигон для тренировки ума».
А теперь попрошу поприветствовать друг друга крепким рукопожатием и словами: «Приветствую тебя, мой напарник!». Ученики:(приветствуют друг друга). Учитель: Теперь поприветствуйте и меня, дорогие мои сотрудники! Ученики:(Поворачиваются к учителю, машут руками со словами). «Приветствуем Вас, Наталья Викторовна!» Учитель: На ваших столах лежат жёлтые листы с информацией по новой теме, зелёные листы с инструкцией по выполнению эксперимента и таблицей для фиксации результатов, белые листы с тестом, листы в клетку и кусочки пластилина для самооценки деятельности, буквы, которые нам потребуются при определении темы урока.
2. Выбор темы урока. Учитель: Давайте немного поиграем. Я буду задавать вопрос и называть того, кто будет на него отвечать. Остальные внимательно слушайте ответы и если согласны с ответом – хлопайте в ладоши и показывайте большим пальцем вверх. Если ответ неверный – топайте ногами и показывайте большим пальцем вниз. 1. Как называют человека, который летает в космосе? (Космонавт)
Теперь посмотрит, у кого на столе есть буква, с которой начинается слово «космонавт», принесите её и закрепите на доске. 2. Какая физическая величина определяет, сколько места занимает тело в пространстве? (Объём) Закрепить букву на доске! 3. Прибор для измерения длины небольших тел. (Линейка) Закрепить букву! 4. Как в общем называют науки, изучающие природу? (Естествознание) Закрепить букву! 5. Прибор для измерения атмосферного давления. (Барометр) Закрепить букву! 6. Автор формулы выталкивающей силы. (Архимед) Закрепить букву! 7. Единица измерения силы. (Ньютон) Закрепить букву! 8. Как называется вид теплопередачи с помощью лучей? (Излучение) Закрепить букву! 9. Что упало на голову Ньютона и способствовало открытию закона Всемирного тяготения? (Яблоко) Закрепить букву!
На доске появилось слово «Колебания», которое и определит тему нашего урока. Звучать тема урока будет немного шире: «Механическое колебание и его характеристики». Слайд 3.Тема урока: Механическое колебание и его характеристики.
3. Целеполагание и эмоциональный настрой на успех в работе. Учитель: Колебательные процессы – это наиболее часто встречающиеся процессы в природе. Их разнообразие велико. В курсе средней школы мы будем рассматривать лишь небольшую часть этого многообразия. Сейчас вы поможете своему руководителю, т.е. мне, определиться с целями нашего исследования. Первую цель я озвучу сама. Слайд 4. Цели: (выплывает первая цель) 1. Рассмотреть некоторые виды колебательных процессов. Учитель: Наша первая цель изучить механические колебания. Тогда какой должна быть вторая цель? Что нужно знать для описания любого процесса или явления? (Ответ ученика. Правильный ответ: для описания любого процесса или явления необходимо знать его характеристики). Учитель:(Словесная оценка ответа и одобрение, даже если ответ не совсем точен) Слайд 5.(выплывает вторая цель) 2. Ознакомиться с характеристиками колебательного движения. Учитель: Вы знаете, что даже один и тот же процесс может протекать по-разному. Что же надо знать, чтобы определить, как будет протекать явление? Что влияет на протекание процесса или явления? (Ответ ученика. Правильный ответ: надо выяснить, как изменение характеристик процесса влияет на его протекание). Учитель: Замечательный ответ! Слайд 6.(выплывает третья цель) 3. Выяснить, как изменение физических характеристик колебательного процесса влияет на его протекание. Учитель: Итак, цели намечены. Пора с ними разобраться. Давайте настроимся на успех. Для этого повторяйте за мной движения и слова, которые увидите на экране. Слайд 7.
Цель урока нелегка,
Всё не знаем мы пока.
К цели дружно мы пойдём,
Все решения найдём! (Ученики, сидя за партами, выполняют упражнения руками, при этом произносят слова. Упражнения выполняются на слова в рифму строчек). 1 строка: Цель урока нелегка. (Раскрыть ладони и ударять подушечками пальцев рук друг о друга). 2 строка: Всё не знаем мы пока. (Сцепить пальцы обеих рук в замок и сжимать - разжимать сжатые пальцы). 3 строка: К цели дружно мы пойдём. (Сжатыми в замок руками делать крутящие движения).4 строка: Все решения найдём. (Разжать пальцы и встряхнуть руками).
4. «Открытие» нового знания. Учитель: Начнём работу. Откройте на ноутбуках файл «Примеры уроков» и папку «Колебательное движение. Свободные колебания» (Разработка урока с анимацией). Нас будет интересовать стр. 2 в этой папке, а именно: определение механических колебаний. Прошу внимательно рассмотреть примеры колебательных движений, прочитать и осмыслить определение. На выполнение задания отводится 3 минуты. Слайд 8. Картинка и звучит музыкальный трек (Время 3 минуты). (Ученики изучают информацию под музыку). Учитель: Выправили осанку, выпрямили спины. Вопрос по изученной информации: какой процесс называют механическим колебанием? (Ответ ученика. Правильный ответ: движения, которые точно или приблизительно, повторяются через равные промежутки времени). Учитель:(обращаясь к классу) Ответ верный? Покажите это, как при ответах на вопросы в начале урока: если верно – хлопайте и показывайте палец вверх, если неверно – топайте и палец вниз. Ученики:(показывают движениями правильность ответа) Учитель: Следующий вопрос. Какие виды колебательных движений вы видите на картинке? (Ответы учеников. Правильный ответ: движение маятника часов, движение шарика на нити, раскачивание на качели). Учитель: А теперь встаньте, пожалуйста. Выполните следующее задание: покачайте головой вправо-влево. Будет ли такой вид движения являться колебанием и почему? (Ответ ученика. Правильный ответ: да, т.к. движения повторяются с течением времени). Учитель: Оцените правильность ответа аплодисментами или топотом (реакция учеников).
Покачайтесь вправо-влево. А такой вид движения является колебанием и почему? (Ответ ученика. Правильный ответ: да, является, т.к. удовлетворяет определению механического движения). Учитель: Сделайте несколько круговых движений руками. А этот вид движений является колебаниями? (Ответ ученика. Правильный ответ: да, т.к. эти движения периодически повторяются с течением времени). Учитель: Присаживайтесь. Ещё раз озвучим, какие движения называются механическими колебаниями. (Ученик даёт определение). Учитель: Отличная работа! Первую цель нашего урока отработали. Пора разобраться со второй: Ознакомиться с характеристиками колебательного движения. Для этого откройте на ноутбуках файл «Характеристики колебательного движения», стр.2. Даю время на изучение информации 3 минуты. Слайд 9. Картинка и звучит музыкальный трек (Время 3 минуты). (Работа учеников на ноутбуках по освоению информации под музыку). Учитель: Выпрямились, следите за осанкой. Вопрос по изученной информации: сколько характеристик колебательного процесса показано на рисунке? (Ответ ученика. Правильный ответ: 6 характеристик). Учитель: Перечислите их. (Ответ ученика. Правильный ответ: амплитуда, масса груза, длина нити, ускорение свободного падения, период колебаний, частота колебаний). Учитель: А теперь повернитесь друг к другу спиной, переплетитесь руками, спины должны прикасаться друг к другу как можно плотнее, замрите, закройте глаза и про себя сосчитайте до десяти. Сядьте как обычно. А теперь вопрос: а такой вид движения будет являться колебанием и почему? (Ответ ученика. Правильный ответ: нет, т.к. движения периодически не повторяются). Учитель: Ну, вот ещё с одной целью справились. Теперь мы знакомы с шестью характеристиками колебательного процесса. На жёлтых листах вы можете найти определения каждой характеристики.
5. Проведение экспериментов в виртуальной лаборатории. Учитель: Осталось разобраться ещё с одной целью исследования: Выяснить, как изменение физических характеристик колебательного процесса влияет на его протекание. Для этого изучите информацию на страницах 3 и 4 файла «Характеристики колебательного процесса» на ноутбуках. Даю вам 3 минуты. Слайд 10. Картинка и звучит музыкальный трек (Время 3 минуты). (Ученики изучают информацию под музыку) Учитель: Итак, влияет ли амплитуда колебания и масса груза маятника в данном случае на период колебаний? (Ответы учеников. Правильный ответ: нет, не влияют). Учитель: Теперь более сложный вопрос. Кто первый на него ответит и пояснит свой ответ, получит 10 баллов. А как амплитуда и масса груза влияют на частоту колебаний и почему? (Ответ ученика. Правильный ответ: нет, не влияют, т.к. частота связана с периодом колебаний, а амплитуда и частота не влияют на период).
6. Эксперимент в парах. Учитель: Ну, а теперь проведём опыт и выясним, как же влияет длина нити маятника на период и частоту колебаний нитяного маятника. Для этого на ваших столах есть инструкция по выполнению эксперимента и записи результатов опыта. Внимательно ознакомьтесь с ней и выполните задание. У вас есть 4 минуты на выполнение работы. Слайд 11.Картинка и звучит музыкальный трек (Время 4 минуты). (ученики выполняют эксперимент и производят необходимые вычисления) Учитель: Давайте озвучим ваши выводы. Меня интересует длина вашей нити и величины периода и частоты колебаний маятника. Эти результаты будем записывать в таблицу на доске. (Озвучивание и запись результатов опытов) Учитель: Сделайте вывод по полученным результатам: зависит ли период и частота колебаний нитяного маятника от длины нити? (Ответ учеников. Правильный ответ: да, зависят.) Учитель: Теперь вопрос на 10 баллов. А какой зависимостью связаны длина нити и период, длина нити и частота? (Ответ ученика. Правильный ответ: чем больше длина нити, чем больше период, и наоборот – зависимость прямая; чем больше длина нити, тем меньше частота колебаний, и наоборот – зависимость обратная).
7. Контроль усвоения нового материала. Учитель: А теперь давайте подведём итоги нашего марафона по изучению механических колебаний. У вас на столах лежат белые листы с тестом. Подпишите свою фамилию на листе. В течение 3 минут ответьте на вопросы теста. Желаю успеха! Слайд 12. Картинка и звучит музыкальный трек (Время 3 минуты). Учитель: На экране вы увидите верные ответы. Поменяйтесь тестами с соседом по парте и проверьте правильность выполнения теста. Верные ответы пометьте +, ошибочные -. Слайд 13. Ответы к тесту. Учитель: Верните тесты друг другу. Запишите домашнее задание.
8. Домашнее задание. Слайд 14. Д\З: учить блок 6, читать && 25-30 в учебнике, ответить на вопросы по блоку 6.
9. Самооценка и оценка деятельности. Учитель: А теперь самооцените свою работу на уроке. У вас на столах лежат листы в клетку и кусочки пластилина. На листе напишите свою фамилию. Из пластилина слепите оценку, которую вы, по-вашему мнению, заслужили сегодня и наклейте её на лист. (Дать время на выполнение задания 2 минуты) Учитель: Сдайте свои тесты и листы самооценки. А я за урок дополнительно к вашим оценкам ставлю свои (перечислить кому и какие).
10. Рефлексия. Учитель: А теперь точно так же, как вы оценивали ответы своих товарищей, оцените наш урок. Если вам урок понравился, то хлопайте и поднимайте вверх большой палец. Если урок не понравился – топайте ногами и опустите палец вниз. Итак, похлопайте те, кому урок понравился. (хлопают те, кому урок понравился)
А теперь потопайте те, кто испытывал дискомфорт на уроке. (топают те, кто недоволен уроком). Учитель: На этом наш урок завершён. Благодарю за плодотворное сотрудничество! Все свободны! Слайд 15. Всем спасибо! Урок окончен!
Материалы к уроку "Механические колебания и его характеристики"
Добрый вечер, Наталья Викторовна! С удовольствием побывала на вашем учебном полигоне «Физикон». На своем уроке вы знакомите учеников с некоторыми видами колебательных явлений, помогаете им выяснить какими характеристиками описываются механические колебания и как эти характеристики влияют на протекание процесса. Как сказал Альберт Эйнштейн: «Физика – самый идеальный полигон для тренировки ума», и вы на протяжении всего урока следуете заветам Энштейна.
С удовольствием голосую!