Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Разработка урока по физике в 8 классе с презентацией. Изменение агрегатных состояний вещества

Конспект урока по физике в 8 классе в рамках школьного методического семинара по теме: «Использование развивающих технологий на уроках»
Тема урока: «Исследование процесса плавления кристаллического вещества».
Цели учителя:
Учебные:
1. Повторить ранее изученный материал по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»;
2. Выдвинуть гипотезу, как будет протекать процесс плавления, и построить предположительный график-схему этого процесса;
3. В ходе эксперимента выяснить реальные условия протекания процесса плавления и построить график этого процесса;
4. Сравнить гипотезу с полученными экспериментальными данными и сделать вывод.
Воспитывающие:
1. Способствовать формированию умения концентрироваться на поставленной задаче, ставить цели и достигать их;
2. Помочь развитию способности к принятию оптимального решения в конкретной ситуации;
3. Развивать навыки работы в группе: чувство локтя, ответственность за конечный результат, доверие к членам группы.
Развивающие:
1. Способствовать развитию логики и нестандартности мышления;
2. умению видеть в заданных ситуациях и явлениях закономерности;
3. Обучать навыкам абстрагирования от несущественных в данной ситуации свойств тел;
4. Продолжить формирование навыков правильно, кратко, чётко и понятно излагать свои мысли;
5. Анализировать и делать выводы;
6. Прогнозировать свою деятельность и её результаты.
Цели учащихся:
1.Повторить материал по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества».
2.Выдвинуть гипотезу о ходе протекания процесса плавления.
3.Подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, сделать вывод об истинности гипотезы.
Оборудование и материалы к уроку:
•технологическая карта для каждой группы (заранее проставить номер группы);
•блок 3 «Изменение агрегатных состояний вещества»;
•компьютер;
•проектор;
•экран;
•ноутбуки с выходом в Интернет;
•презентация к уроку;
•«смайлики» для этапа релаксации по 25 штук;
•конверты по числу групп;
•бланки жёлтого цвета с вопросами для каждой группы;
•Оборудование для исследование процесса плавления вещества.
Ход урока:
Слайд 1. Урок физики.
Слайд 2. Эпиграф к уроку. Природа – храм, где камни говорят,
Хоть часто их язык бывает непонятен.
Вокруг лес символов, тревожен, необъятен,
И символы на нас с усмешкою глядят.
Шарль Бодлер
1.Организационный момент.
Учитель: Приветствую всех присутствующих на уроке. Присаживайтесь, девочки и мальчики. (Прочитать эпиграф)
Мы продолжаем работу по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества». Работать мы будем в группах по 5 человек. На ваших партах лежат блок 3, бланки белого и жёлтого цвета. Блок 3 – ваша шпаргалка, там вы можете найти ответы на вопросы. Бланк белого цвета – Технологическая карта, в которой группа фиксирует свои достижения. В бланках жёлтого цвета записаны вопросы, на которые вам нужно будет ответить в процессе урока. Сейчас заполните первую часть таблицы 1 Технологической карты (дать время для заполнения карты). Во второй части таблицы 1 группа будет фиксировать результаты своей работы (все таблицы к уроку находятся в конце работы).
На прошлых уроках мы рассматривали теоретические основы темы. Давайте вспомним некоторые важные понятия, которые помогут нам на этом уроке. Это и будет первой целью нашего урока.
Слайд 3.
Цели: 1. Повторить материал по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества».
2. Повторение ранее изученного.
Учитель: На бланке жёлтого цвета записаны вопросы, на которые должна ответить ваша группа. Ответы запишите в этих же бланках. Ответ старайтесь дать кратко, по существу вопроса, но полно. За каждый правильный ответ ваша группа заработает 1 балл. На подготовку ответов даю 2,5 минуты. Время пошло.
Учитель: Теперь проверим ваши ответы. Если ваши ответы совпадут с теми ответами, которые вы увидите на экране – поставьте себе 1 балл за каждый верный ответ.
Вопрос 1. Какие агрегатные состояния вещества мы изучаем в школе?
Ответ ученика: …
Слайд 4. (по щелчку выплывает ответ) Ответ: газообразное, жидкое, твёрдое.
Учитель: Вопрос 2. Чем отличаются агрегатные состояния одного и того же вещества?
Ответ ученика: …
Слайд 5. (по щелчку выплывает ответ)
Ответ: расположением, движением и взаимодействием частиц, из которых состоит вещество.
Учитель: Вопрос 3. Какие переходы из одного агрегатного состояния в другое вы знаете?
Ответ ученика: …
Слайд 6. (по щелчку выплывает ответ)
Ответ: плавление и отвердевание, парообразование и конденсация, сублимация и десублимация.
Учитель: Вопрос 4. Какой процесс называют плавлением?
Ответ ученика: …
Слайд 7. (по щелчку выплывает ответ)
Ответ: Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое?
Учитель: Вопрос 5. Что происходит с веществом при кристаллизации?
Ответ ученика: …
Слайд 8. (по щелчку выплывает ответ)
Ответ: оно переходит из жидкого состояния в твёрдое.
Учитель: Вопрос 6. Какое условие необходимо, чтобы начался процесс плавления или отвердевания?
Ответ ученика: …
Слайд 9. (по щелчку выплывает ответ)
Ответ: вещество должно достичь температуры плавления или отвердевания.
Учитель: Вопрос 7. Как изменяется с течением времени температура вещества, которое надо расплавить?
Ответ ученика: …
Слайд 10. (по щелчку выплывает ответ)
Ответ: всё зависит от начальных условий, при которых происходит процесс плавления.
3.Целеполагание.
Учитель: Подсчитайте баллы и результат запишите во 2-ую часть таблицы 1 Технологической карты в строку «Повторение» (дать время для записи результата). А мы подошли к теме нашего сегодняшнего урока: «Исследование процесса плавления вещества».
Слайд 11. Тема: «Исследование процесса плавления вещества».
Учитель: Вы совершенно правильно подметили, что протекание процесса зависит от начальных условий. Попытайтесь в группах определить, что нужно сделать для того, чтобы начать исследование процесса плавления вещества? За каждое верное предложение команды получат ещё по 1 баллу. Свои предложения запишите в Технологической карте в таблице 2. На обсуждение даю 2 минуты. Время пошло.
Давайте озвучим свои предложения. (Ответы записывать на доске)
Предположительные ответы на вопрос: «Что нужно сделать для того, чтобы начать исследование процесса плавления вещества?
1. Гипотезы того, как будет протекать процесс;
2. План проведения исследования;
3. Оборудование и материалы для проведения экспериментов.
Учитель: Вот мы подошли ко второй цели нашего сегодняшнего урока: «Выдвинуть гипотезу о ходе протекания процесса плавления».
Слайд 12. Цели: 1.Повторить материал по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»;
2.Выдвинуть гипотезу о ходе протекания процесса плавления; 4.Выдвижение гипотез протекания процесса.
Учитель: Итак, следующий этап нашей работы – выдвижение гипотез, чтобы ответить на вопрос «Как протекает процесс плавления веществ?». Обсудите в группах и предложите свою гипотезу или гипотезы того, как может, по-вашему мнению, протекать процесс плавления. Свои гипотезы запишите в бланках белого цвета. На выполнение этой работы отводится 2,5 минуты. Время пошло.
Учитель: Давайте обсудим ваши гипотезы.(Обсуждение гипотез, изображение графиков на доске)
Учитель: Гипотезы у нас есть. Пора перейти к их проверке. Подскажите мне, пожалуйста, какой план, оборудование и материалы надо иметь, чтобы подтвердить или опровергнуть наши гипотезы? Начнём с плана работы.
Ответы учеников:
Примерный план работы: взять вещество, нагревать его пока оно не расплавится, наблюдая процесс во времени, проанализировать процесс.
Учитель: Теперь определимся с оборудованием и материалами.
Ответы учеников:
1)Вещество, которое надо расплавить;
2)Термометр;
3)Секундомер;
4)Источник энергии.
Слайд 13. Оборудование и материалы:
1)Вещество, которое надо расплавить;
2)Источник энергии;
3)Термометр;
4)Секундомер.
Учитель: На демонстрационном столе собрана установка для проверки ваших гипотез.
(Учитель описывает, что входит в установку, на что надо обратить внимание. Вызывает двух учеников, которые будут наблюдать за ходом эксперимента)
Учитель: Мы пронаблюдали процесс плавления. Скажите одного опыта достаточно, чтобы делать какие-либо выводы?
Ответы учеников:
Учитель: Давайте проведём опыт в мультимедийной лаборатории. В ноутбуках откройте файл «8класс», раздел «Тепловые явления», тема: «Изменение агрегатных состояний вещества», папка «Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Разработка урока с анимацией», стр.4. Прошу обратить внимание на график процесса. На проведение работы отводится 3 минуты. Время пошло. (Ссылка на ресурс) (Учитель оказывает помощь ученикам в проведении экспериментов)
Учитель: Мы провели опыт, в котором пронаблюдали ещё один процесс плавления вещества. Давайте для верности выводов проведём ещё 2 опыта. Откройте файл «10 класс», раздел «Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов», тему: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел», папка «Интерактивная модель нагревания и охлаждения для различных веществ». Проведите опыты с нагреванием ОЛОВА и АНИЛИНА. Обратить внимание на графики процессов. На проведение работы отводится 3 минуты. Время пошло. (Ссылка на ресурс) (Учитель оказывает помощь ученикам в проведении экспериментов) 5.Результаты опытов и выводы.
Учитель: Вы пронаблюдали 3 эксперимента, получили определённые результаты, пора перейти к третьей цели нашего исследования – самой важной и значительной в работе любого учёного-исследователя, к роли, в которой на этом уроке выступаете сегодня вы, мои ученики – выводам.
Слайд 14. Цели:
1.Повторить материал по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»;
2.Выдвинуть гипотезу о ходе протекания процесса плавления;
3.Подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, сделать вывод об истинности гипотезы.
Учитель: На этап подтверждения или опровержения гипотезы отводится 2,5 минуты. Свои выводы запишите в Технологической карте в таблице 4 (пауза). А теперь озвучьте свои выводы. (Заслушать несколько выводов)
Теперь внимание на экран. Сравните свои выводы с опытными данными учёных-физиков, работавших по исследованию процесса плавления. За каждый верный пункт вывода ставьте баллы, которые указаны на экране, в своей Технологической карте в таблице 4. Если все ваши выводы будут соответствовать выводам учёных, команда заработает 10 баллов. Если ваши выводы будут отличаются от того, что вы видите на экране, поставьте соответствующие баллы только за верные ответы. Если ваши выводы содержат данные, которых нет на экране – поставьте себе ещё 5 баллов.
Слайд 15. Выводы:
1)Если вещество имеет температуру ниже температуры плавления для этого вещества, то при нагревании температура вещества повышается (2 балла);
2)Весь процесс плавления идёт без изменения температуры, хотя нагревание не прекращается (2 балла);
3)Когда процесс плавления завершится, температура вещества опять начнёт повышаться (2 балла);
4)График плавления вещества (3 балла)
5)Гипотеза верна /неверна (нужное подчеркнуть)(1 балл).
Учитель: Есть группы, которые за этот этап урока заработали 10 баллов? (похвалить учеников) больше 10 баллов? (если есть, заслушать их ответы и похвалить учеников). Есть группы, у которых гипотеза оказалась верной? (отметить количество групп) У кого гипотеза оказалась ошибочной? (отметить количество групп) Теперь подсчитайте все заработанные баллы и разделите их в соответствии с коэффициентом трудового участия каждого члена группы. Поставьте оценки всем членам группы.
Поднимите руки те, кто заработал «5» (посчитать количество), «4» (посчитать количество), «3» (посчитать количество). Двойки есть? Сдайте свои технологические карты мне для оценки вашей деятельности на уроке (собрать технологические карты).
Учитель: Ответьте мне на последний вопрос нашего урока: «Как, по вашему мнению, должен идти процесс отвердевания вещества?» (заслушать ответы учеников)
6.Выводы по уроку.
Учитель: подведём итоги нашего урока-исследования. 1 вопрос: Какие цели сегодня были поставлены?
Ответы учеников:
Учитель: 2 вопрос: Были ли достигнуты эти цели?
Ответы учеников:
Учитель: 3 вопрос: Чему вы научились в процессе данного исследования?
Ответы учеников:
Учитель: 4 вопрос: Какие трудности испытывали в ходе урока?
Ответы учеников:
Учитель: 5 вопрос: Какие вопросы у вас возникли после проведения данного исследования?
Ответы учеников:
7.Домашнее задание.
Слайд 16. Домашнее задание:
1.Выдвинуть гипотезу по протеканию процесса кристаллизации;
2.Определить план проведения экспериментов;
3.Оборудование и материалы для опытов.
Учитель: Вот вам и домашнее задание: выдвиньте гипотезу, чтобы ответить на вопрос: «Как будет протекать процесс кристаллизации?», продумайте, что вам потребуется для проведения эксперимента по проверке вашей гипотезы. А на следующем уроке мы попытаемся проверить ваши гипотезы опытным путём.
8.Релаксация.
Учитель: В заключение нашего урока оцените своё эмоциональное состояние. На ваших столах лежат «смайлики» по три на каждого члена группы (Смайлик 1 – улыбается, смайлик 2 – настроение так себе, смайлик 3 – печальный). Выберите «смайлик», соответствующий вашему состоянию, и положите его в конверт, который лежит на столе вашей группы (пауза для релаксации).
Спасибо за сотрудничество! Урок окончен! Все свободны!
Слайд 17. Спасибо за сотрудничество! Урок окончен!
Технологическая карта
Презентация на тему: Исследование процесса плавления кристаллического вещества

Рекомендуем посмотреть:

Разработка внеклассного мероприятия по физике, 8 класс Разработка урока по физике с презентацией, 8 класс. Лабораторная работа: «Проверка закона отражения» Самоанализ урока физики в 8 классе Конспект урока физики с презентацией, 8 класс. Испарение и конденсация

Похожие статьи:

Конспект урока по физике в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока»

Конспект урока по физике с презентацией, 9 класс. Механические колебания | Конспект урока по физике в 9 классе с презентацией. Механические колебания и его характеристики
Опубликовано: 2910 дней назад (4 декабря 2016)
Просмотров: 3159
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!