Разработка урока по физике с презентацией, 9 класс. Зачем нужна физика?
Конспект урока по физике
Тема: «Зачем нам нужна физика?» Класс: 9 Цели учителя: Учебные:
показать на основе различных ситуаций применение научных познаний; раскрыть значение физики как науки и её роли в жизни человека и земной цивилизации; акцентировать внимание на связь физики с другими областями человеческой деятельности с целью профориентационного выбора учащимися. Воспитывающие:
способствовать формированию умения концентрироваться в экстремальных ситуациях, ставить цели и достигать их; помочь развитию способности к принятию оптимального решения в конкретной ситуации; воспитывать стремление оказать помощь в чрезвычайных случаях; прививать чувство юмора и тягу к прекрасному и эстетическому в жизни; развивать навыки работы в группе: чувство локтя, ответственность за конечный результат, доверие к напарнику. Развивающие:
способствовать развитию логики и нестандартности мышления; умению увидеть в привычных и обыденных ситуациях и явлениях закономерности; обучать навыкам абстрагирования от несущественных в данной ситуации свойств тела; формировать навыки правильно, кратко и понятно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы, прогнозировать свою деятельность и её результаты. Цели учащихся:
1.Применять весь имеющийся арсенал знаний по физике для решения поставленных задач;
2.Ответить на вопрос «Зачем нам нужна эта физика?». Оборудование и материалы к уроку:
опорные карты для каждого ученика;
компьютер, проектор, экран;
презентация к уроку, портреты Эйнштейна, барометр – анероид;
жетоны, треугольники красного, синего и коричневого цветов;
психрометрическая таблица на каждый стол;
раздаточный материал для индивидуальной работы;
приборы, сделанные учениками (сегнерово колесо и психрометр);
оборудование к экспериментальной работе (штатив, маятник с длиной нити 1 м, линейка). Оформление доски:
Эпиграф к уроку: Прекрасный и непознанный
Весь мир у ног твоих,
Иди к нему…
Омар Хайям
t = 1,8 с;
условия задач и их решение (записываются по ходу урока). Ход урока: Слайд 1: урок физики. 1. Организационный момент.
Здравствуйте, коллеги. Занимайте свои места. Сегодня у нас знаменательный день – мы подводим итоги многих дней напряжённого труда всего нашего дружного и сплочённого научного коллектива. Через несколько минут состоится запуск ракеты-носителя «Союз-ТМА21» со спутником на борту. В этот проект вложено много не только нашего труда, но и усилий огромного количества людей, которые прямо или косвенно способствовали этому событию.
Внимание, коллеги! Начинается обратный отсчёт. (40 с) Слайды с цифрами 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,пуск (параллельно ученик произносит цифры). Слайд 13: видеоролик запуска спутника (по ходу видео ученик комментируют происходящие на экране события.) (2 мин)
1 ученик:
10 секунд, полёт нормальный, все бортовые системы работают в стандартном режиме;
20 секунд, первая ступень ракеты успешно отошла;
30 секунд, вторая ступень ракеты отработана и отошла;
40 секунд, ракета выходит на околоземную орбиту;
50 секунд, третья ступень отработала и отошла;
60 секунд, включены двигатели для разворота ракеты и вывода спутника на запланированную орбиту, отходят последние конструкции ракеты, спутник выведен на орбиту, все системы работают нормально, сбоев в работе нет. Все: (хлопают в ладоши). Учитель: итак, дорогие ребята и гости нашего урока. Сейчас была смоделирована ситуация запуска ракеты-носителя со спутником на борту. Космические технологии нашей страны до сих пор являются самыми передовыми на всей планете Земля. Это область высоких технологий, именно в космонавтике собран весь цвет науки, умнейшие учёные нашей цивилизации. Но когда-то эти учёные были такими же обычными учениками, как и вы. Они задавали вопросы, сомневались, терпели неудачи и радовались победам и успехам. И у всех у них были общие качества, которые сделали их гордостью нашей страны и мира – это трудолюбие, сила воли, терпение, твёрдость в достижении цели, умение нестандартно мыслить, в обыденных вещах видеть закономерности, задавать себе вопросы, а главное – стремление найти на них ответы. Я и вам желаю воспитать в себе эти качества. Задавайте вопросы и находите ответы. Развивайтесь, проявляйте любопытство и тогда ваша жизнь будет полной, насыщенной и интересной, какую бы сферу деятельности вы не избрали. (1 мин 20 с)
На уроке мы будем много работать, за свою работу вы будете получать жетоны. В физике работа измеряется в джоулях, поэтому я назвала Джоулями. В конце урока ваши Джоули превратятся в оценки.
Сейчас (ф.и. ученика) покажет нам прибор, демонстрирующий реактивное движение, именно его принципы лежат в основе движения ракеты, запуск которой мы только что наблюдали. 2. Проектная деятельность ученика. (2 мин)
(Ученик показывает и рассказывает об устройстве, демонстрирующем реактивное движение (реактивное колесо), предлагает способы его применения) 5 Дж Учитель: Физика очень интересная и увлекательная наука. Некоторым из вас она нравится, есть и такие, кто её не особо любит. Сегодня мы с вами проведём урок, который поможет вам по-новому взглянуть на физику. Те, кому она нравится – влюбятся в неё ещё сильнее. Те, кто к ней равнодушен – станут ей симпатизировать, а те, кому она насолила за это время– почувствуют её сладость и особый пикантный вкус.
Темой сегодняшнего урока является один вопрос: «Зачем нужна эта физика?». Слайд 14: (Тема урока).
И в течение всего времени мы будем пытаться ответить на этот простой вопрос.
Цели, которых мы будем добиваться, раскрывая тему урока, две: Слайд 14: (Тема и цель).
1. Использовать весь арсенал своих знаний по физике и жизненный опыт для решения задач.
2. Ответить на поставленный темой урока вопрос: «Зачем нужна эта физика?»(1 мин 10 с)
3. Демонстрационный опыт.
Начнём с демонстрационного опыта. Человек создание нежное, капризное. Ему нужны особые условия для существования. Комфортно мы себя чувствуем, если температура воздуха 20-24 °С (!!!), влажность – от 40 до 60% (!!!) и давление чтобы было в норме (!!!). Кстати, кто вспомнит, какое давление считается нормой? (20 с) (учащиеся отвечают на вопрос, и на экране появляется запись условий комфортного существования для человека)(30 с) Слайд 15: (запись нормальных условий для человека) Учитель: Давайте определим, насколько комфортны условия в нашем классе.
1. Определим температуру воздуха в нашем классе (вызывается ученик, снимает показания с термометра и записывает их на доске) 1 Дж
2. Теперь определим давление (выходит ученик и по барометру определяет давление в мм.рт.ст.) 1Дж
3. И в заключении, определим влажность воздуха в нашем классе. Подскажет, как это сделать (ф.и. ученика) (1 мин) 4. Проектная деятельность ученика.(3 мин)
(Ученик рассказывает, как и с помощью чего можно определить влажность воздуха и показывает психрометр, изготовленный самим учеником, снимает показания с влажного термометра, записывает на доске) 5 Дж
Учитель: А теперь вам нужно самостоятельно определить разность показаний сухого и влажного термометра и, воспользовавшись психрометрической таблицей, определить влажность воздуха. Слайд 16: (психрометрическая таблица) Учитель: Кто напомнит, как с помощью этой таблицы определить влажность? (ученик выходит и рассказывает) 1 Дж Учитель: А теперь, определите влажность и запишите полученное значение. У вас 30 с на выполнение этого задания (1 мин 10 с) Учитель: У кого готов ответ? (ответ ученика) 1 Дж Учитель: Помощники, пройдите и проверьте полученные результаты, за верные ответы дайте по 1 Дж. 5. Фронтальная работа «Весёлая разминка». (2 мин) Учитель: Следующий этап нашего урока – «Весёлая разминка». Чтобы снять ненужное статическое напряжение предлагаю несколько вопросов «на засыпочку». Условий немного: мыслить нестандартно, отвечать по существу, можно с юмором, первый ответивший получает 1 Дж. Слайд 17: (условие 1-ой задачи)
Коля брал крупные камни и бросал их в лужу и старательно измерял высоту брызг от каждого камня, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как брызги летят во все стороны. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называются в физике?
(ответ: и физики и химики называют такие действия хулиганскими. Но надо признать, что с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты.) 1Дж Слайд 18: (условие 2-ой задачи)
Почему американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне Земли, не «сыплются» с планеты, как горох, и почему не «сыплемся» мы, когда вращается Земля? (Ответ: и мы, и американцы, и Земля – все взаимно притягиваемся. Это явление называется всемирным тяготением. Вот почему нас всех так и тянет друг к другу.) 1Дж Слайд19: (условие 4-ой задачи)
Она жила и по стеклу текла,
Но вот её морозом оковало.
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилась тепла.
Вопрос: какая физическая ошибка допущена в этом четверостишье? ( Ответ: по закону МКТ при переходе из жидкого состояния в твёрдое энергия выделяется, а не поглощается, поэтому тепла должно прибавится, но не убавиться. Но льдинке от этого не жарко и не холодно.) 1Дж
Учитель: Убедились, что физика может быть и весёлой, и занимательной, и романтичной. 6. Фронтальная работа.(3 мин) Учитель: Но всё-таки физика – это наука, которая, прежде всего, может помочь человеку в самых непредвиденных ситуациях. Михаил Васильевич Ломоносов в своей «Оде на день восшествия на престол Елизаветы Петровны» писал: Слайд 20: (буквы выплывают)
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливый случай украшают,
В несчастный случай – берегут…
Учитель: А теперь, внимание! Условие задачи. Слайд 22: (условие задачи)
Вы с друзьями отправились в поход, и случилось несчастье – ваш товарищ упал в глубокую расщелину. У вас есть верёвка длиной 20 м, но вы не уверены хватит ли её длины, чтобы спуститься и помочь другу. Как можно примерно определить глубину оврага, используя подручные средства?
(Ответ: бросить вниз камень и одновременно засечь время полёта камня до падения на Землю. Т.к. движение камня можно примерно считать свободным падением, то используем формулу h = (gt^2)/2) Слайд 23. (формула высоты при свободном падении тел)
Подставив измеренное время, можно определить глубину оврага. Учитель: пусть время, измеренное таким образом, составило 1,8 с. Подсчитайте, хватит ли 20-ти метровой верёвки для спасения товарища, ответ округлите до целого числа. А консультанты проверят ваши ответы и выдадут вам Джоули через 30 секунд. 1 Дж Учитель: и так, хватит ли верёвки?
Ученик отвечает: глубина оврага 16 м, поэтому имеющейся верёвки вполне хватит. 7. Фронтальный эксперимент в группах. (5 мин) Слайд 24:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
А. С. Пушкин Учитель: Замечательные слова гениального русского поэта предваряют следующий этап работы в группах. Задание у всех одно.
Задача. Определить, имеются ли в нашей местности полезные ископаемые?
У каждой группы имеются необходимое оборудование и алгоритм действий. Советую вам распределить обязанности в группах, чтобы уложиться с выполнением задания в отведённое время (4 минуты). Экспериментальное задание. Цель: определить, какие полезные ископаемые могут находиться в нашей местности. Теория вопроса. В местах скопления полезных ископаемых наблюдается явление, которое называется «гравитационная аномалия», т.е. отклонение величины ускорения свободного падения g от среднего значения для Земли gср. = 9,8 м/с2. Если g>gср., то в земной коре содержатся залежи руд металлов тяжёлых элементов. Если g<gср., то в коре земли содержатся залежи лёгких полезных ископаемых (нефть, газ, вода, сланцы, торф и т.д.) Данные для опыта: с помощью маятника определить ускорение свободного падения g в данном месте и сравнить с gср.. Сделать вывод о наличии больших залежей полезных ископаемых или их отсутствии. Необходимые измерения:
1. Измерить длину нити маятника и выразить её в метрах.
2. Определить время tсовершения n = 30 полных колебаний в секундах.
3. Вычислить g в данном месте, используя формулу g = (4π^(2 ) l〖 n〗^2)/t^2 . Результат округлить до сотых. Учитель: время истекло, подведём итоги. Критерии оценивания этой работы вы видите на экране. Слайд 25: (критерии оценивания экспериментальной работы)
2 Дж – сделаны измерения длины нити и сняты показания времени;
3 Дж – произведены необходимые измерения, произведён расчёт g;
4 Дж - произведены необходимые измерения, произведён расчёт g, есть вывод;
5 Дж - произведены необходимые измерения, произведён расчёт g, есть вывод, он соответствует реальности. Учитель: Консультанты пройдут и распределят баллы, которые заработала ваша группа. Полученные Джоули распределите в группе сами. А сейчас, кто выполнил работу до конца, попрошу озвучить ваши результаты (заслушиваются 1-2 ответа).
Очередное задание выполнено, есть результаты, двигаемся вперёд. Слайд 26:
Французский поэт Шарль Бодлер писал:
Природа – храм, где камни говорят,
Хоть часто их язык бывает непонятен.
Вокруг лес символов, тревожен, необъятен,
И символы на нас с усмешкою глядят. 8. Практическая деятельность учащихся. (2 мин) Учитель: Следующее задание практическое. Вам даны карточки, на которых изображены показания электросчётчика в начале и конце месяца. Ваша задача – определить, сколько вам нужно заплатить за израсходованную электроэнергию. Тариф указан в ваших карточках. За верный ответ каждый получит 1 Дж. Время выполнения задания 1 мин. Слайд 27: портрет Эйнштейна. Задание к практической работе.
1.Определить израсходованную электроэнергию за месяц.
2. Посчитать сумму, которую надо заплатить за электроэнергию при тарифе 3,08 руб. за 1 кВт•ч. Учитель: Закончили выполнение задания. У кого какие цифры получились, пожалуйста, озвучьте их (ответы ученика 1 варианта и ученика 2 варианта). Консультанты проверят правильность выполнения у остальных и выдадут Джоули.
(если времени до конца урока 6-7 минут, то воспользоваться резервом, слайд 27) 9. Подведение итогов урока. (2 мин) Учитель: Наш урок подходит к концу. Но остался самый важный этап нашей деятельности: выяснить, достигли мы целей нашего урока. Слайд 28: Тема и цели урока. Учитель: Попрошу в режиме блиц-ответов сформулировать свои мысли. Кто смелый, попрошу озвучить свои ответы.
(ответы учащихся) 10. Домашнее задание. (30 с) Учитель: Ну, и какой же урок без домашнего задания. И я не стану нарушать традицию. У вас на столах карточки с задачами, задания не сложные, но потребуют от вас смекалки. Карточка с д/з.
1. Масса ископаемого диплодока Доки была 40 тонн, а масса нашего современного червячка Емели – 0,4 грамм. Вырази в граммах массу диплодока Доки и в тоннах массу червячка Емели. Вырази массу диплодока Доки в массах червячка Емели.
2. На Луне все вещи весят в 6 раз меньше, чем на Земле. Вообразите, что на Луне существует озеро с пресной водой. На озеро спущен пароход, который в земных пресных водах имеет осадку 3 метра. Как глубоко будет сидеть наш пароход в воде лунного озера? Заодно и определите, где не умеющий плавать человек может утонуть скорее – в земном озере или в воображаемом лунном?
3. Самолёт покрывает расстояние от города А до города В за 1 час 20 минут. Однако обратный перелёт он совершает за 80 минут. Как это объяснить? 11. Итоги деятельности учащихся. (1 мин) Учитель: А теперь я хочу подвести итоги вашей деятельности на уроке. Поднимите руки те, кто набрал 7 и более Джоулей (подсчитывается количество учащихся). Вы получаете за урок 5 баллов и звание «юного гениуса» (выдаются портреты Эйнштейна). Кто набрал 5,6 баллов (подсчитывается количество учащихся) – вы получаете оценку 5. Кто получил 4 балла (подсчитывается количество учащихся) – у вас оценка 4. У кого получилось 3 балла (подсчитывается количество учащихся) – вы заработали международную любимую оценку большинства студентов «удовлетворительно», что очень даже неплохо, учитывая сложность предмета физики. А есть такие, у которых 2 и менее баллов? (подсчитывается количество учащихся) – вам желаю успехов в освоении физики. Наши консультанты получают за урок по 4. 12. Оценка урока учащимися. (30 с) Учитель: И в заключении я попрошу вас оценить свои впечатления от урока.
Если вы чувствовали себя хорошо, вам было комфортно, интересно и увлекательно, то опустите красный треугольник в коробочку, которая стоит на столе у выхода из кабинета.
Если вы чувствовали себя неплохо, но кое-что осталось не совсем понятно, осталось ощущение, что вы не совсем владели ситуацией, то опустите зелёный треугольник.
Ну, а если, вам было нехорошо, вы чувствовали себя «не в своей тарелке», ничего не понимая, или вам было всё равно, что происходит на уроке, то опустите в коробочку коричневый треугольник.
Огромное спасибо вам за сотрудничество. Урок окончен. Слайд 29: УРОК ОКОНЧЕН. ВСЕМ СПАСИБО! Резерв! (3 мин) Учитель: А, теперь ещё одна весёлая разминка. Работать будете в парах. Надо будет решить задачу. За верный ответ пара получит 2 Дж, которые распределит по своему усмотрению. На решение задачки у вас 1 минута. Карточка 1.(выполняют ученики 1 ряда)
На одной чаше весов сидит людоед массой 280 кг, а на другой, высоко над землёй, стоят и плачут четыре Люды по 40 кг каждая. Сколько ещё точно таких же Люд надо добавить на вторую чашу весов, чтобы между чашами установилось равновесие и что получится, если после того, как установится равновесие, людоед подарит каждой Люде по тяжёлому подарку?
(Ответ: нужно ещё три таких же Люды. Они стремительно опустятся вниз, и тогда только и видел их кровожадный людоед.) Карточка 2. (выполняют ученики 2 ряда)
Какую силу должен прилагать десятиклассник Егор Букин, чтобы одной рукой держать на руках в воздухе трёх первоклашек массой по 22 кг каждый?
(Ответ: примерно 660 Н, и то, если они не будут сильно брыкаться. В противном случае сила увеличится, и тогда первоклашкам не сдобровать.) Карточка 3. (выполняют ученики 3 ряда)
Счастливый жених массой 55 кг несёт на руках красавицу-невесту массой 110 кг. С какой силой эта парочка давит на пол?
(Ответ: с силой в 1650 Н. Ничего себе вес, надо было лучше присматриваться, что берёшь, дорогой жених.)
Учитель: закончили работу. Обсудим ваши результаты (зачитываются задачи и ответы). Консультанты проверьте правильность выполненных задач и раздайте Джоули тем парам, которые правильно справились с заданием.
Скачать Конспект урока по физике «Зачем нам нужна физика?»
Любовь Александровна! Спасибо за первый комментарий. Урок действительно получился хороший, даже мне самой понравился, что бывает крайне редко. Мне было бы ценно и полезно, если бы Вы что-нибудь подсказали или посоветовали. Критику воспринимаю хорошо, она заставляет двигаться дальше и развиваться. Поэтому, если заметили или заметите в моих работах какие-нибудь недочёты, ошибки и п.т. пишите. Мне это будет очень ценно.
Мария Анатольевна! Спасибо за такие лестные слова! Очень приятно услышать от коллеги такое признание. Урок действительно получился хороший, даже мне самой понравился, что бывает крайне редко. Мне было бы ценно и полезно, если бы Вы что-нибудь подсказали или посоветовали. Критику воспринимаю хорошо, она заставляет двигаться дальше и развиваться. Поэтому, если заметили или заметите в моих работах какие-нибудь недочёты, ошибки и п.т. пишите. Мне это будет очень ценно.