Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Разработка урока по физике с презентацией, 9 класс. Зачем нужна физика?

Конспект урока по физике
Тема: «Зачем нам нужна физика?»
Класс: 9
Цели учителя:
Учебные:
показать на основе различных ситуаций применение научных познаний; раскрыть значение физики как науки и её роли в жизни человека и земной цивилизации; акцентировать внимание на связь физики с другими областями человеческой деятельности с целью профориентационного выбора учащимися.
Воспитывающие:
способствовать формированию умения концентрироваться в экстремальных ситуациях, ставить цели и достигать их; помочь развитию способности к принятию оптимального решения в конкретной ситуации; воспитывать стремление оказать помощь в чрезвычайных случаях; прививать чувство юмора и тягу к прекрасному и эстетическому в жизни; развивать навыки работы в группе: чувство локтя, ответственность за конечный результат, доверие к напарнику.
Развивающие:
способствовать развитию логики и нестандартности мышления; умению увидеть в привычных и обыденных ситуациях и явлениях закономерности; обучать навыкам абстрагирования от несущественных в данной ситуации свойств тела; формировать навыки правильно, кратко и понятно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы, прогнозировать свою деятельность и её результаты.
Цели учащихся:
1.Применять весь имеющийся арсенал знаний по физике для решения поставленных задач;
2.Ответить на вопрос «Зачем нам нужна эта физика?».
Оборудование и материалы к уроку:
опорные карты для каждого ученика;
компьютер, проектор, экран;
презентация к уроку, портреты Эйнштейна, барометр – анероид;
жетоны, треугольники красного, синего и коричневого цветов;
психрометрическая таблица на каждый стол;
раздаточный материал для индивидуальной работы;
приборы, сделанные учениками (сегнерово колесо и психрометр);
оборудование к экспериментальной работе (штатив, маятник с длиной нити 1 м, линейка).
Оформление доски:
Эпиграф к уроку: Прекрасный и непознанный
Весь мир у ног твоих,
Иди к нему…
Омар Хайям
t = 1,8 с;
условия задач и их решение (записываются по ходу урока).
Ход урока:
Слайд 1: урок физики.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, коллеги. Занимайте свои места. Сегодня у нас знаменательный день – мы подводим итоги многих дней напряжённого труда всего нашего дружного и сплочённого научного коллектива. Через несколько минут состоится запуск ракеты-носителя «Союз-ТМА21» со спутником на борту. В этот проект вложено много не только нашего труда, но и усилий огромного количества людей, которые прямо или косвенно способствовали этому событию.
Внимание, коллеги! Начинается обратный отсчёт. (40 с)
Слайды с цифрами 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,пуск (параллельно ученик произносит цифры).
Слайд 13: видеоролик запуска спутника (по ходу видео ученик комментируют происходящие на экране события.) (2 мин)



1 ученик:
10 секунд, полёт нормальный, все бортовые системы работают в стандартном режиме;
20 секунд, первая ступень ракеты успешно отошла;
30 секунд, вторая ступень ракеты отработана и отошла;
40 секунд, ракета выходит на околоземную орбиту;
50 секунд, третья ступень отработала и отошла;
60 секунд, включены двигатели для разворота ракеты и вывода спутника на запланированную орбиту, отходят последние конструкции ракеты, спутник выведен на орбиту, все системы работают нормально, сбоев в работе нет.
Все: (хлопают в ладоши).
Учитель: итак, дорогие ребята и гости нашего урока. Сейчас была смоделирована ситуация запуска ракеты-носителя со спутником на борту. Космические технологии нашей страны до сих пор являются самыми передовыми на всей планете Земля. Это область высоких технологий, именно в космонавтике собран весь цвет науки, умнейшие учёные нашей цивилизации. Но когда-то эти учёные были такими же обычными учениками, как и вы. Они задавали вопросы, сомневались, терпели неудачи и радовались победам и успехам. И у всех у них были общие качества, которые сделали их гордостью нашей страны и мира – это трудолюбие, сила воли, терпение, твёрдость в достижении цели, умение нестандартно мыслить, в обыденных вещах видеть закономерности, задавать себе вопросы, а главное – стремление найти на них ответы. Я и вам желаю воспитать в себе эти качества. Задавайте вопросы и находите ответы. Развивайтесь, проявляйте любопытство и тогда ваша жизнь будет полной, насыщенной и интересной, какую бы сферу деятельности вы не избрали. (1 мин 20 с)
На уроке мы будем много работать, за свою работу вы будете получать жетоны. В физике работа измеряется в джоулях, поэтому я назвала Джоулями. В конце урока ваши Джоули превратятся в оценки.
Сейчас (ф.и. ученика) покажет нам прибор, демонстрирующий реактивное движение, именно его принципы лежат в основе движения ракеты, запуск которой мы только что наблюдали.
2. Проектная деятельность ученика. (2 мин)
(Ученик показывает и рассказывает об устройстве, демонстрирующем реактивное движение (реактивное колесо), предлагает способы его применения) 5 Дж
Учитель: Физика очень интересная и увлекательная наука. Некоторым из вас она нравится, есть и такие, кто её не особо любит. Сегодня мы с вами проведём урок, который поможет вам по-новому взглянуть на физику. Те, кому она нравится – влюбятся в неё ещё сильнее. Те, кто к ней равнодушен – станут ей симпатизировать, а те, кому она насолила за это время– почувствуют её сладость и особый пикантный вкус.
Темой сегодняшнего урока является один вопрос: «Зачем нужна эта физика?».
Слайд 14: (Тема урока).
И в течение всего времени мы будем пытаться ответить на этот простой вопрос.
Цели, которых мы будем добиваться, раскрывая тему урока, две:
Слайд 14: (Тема и цель).
1. Использовать весь арсенал своих знаний по физике и жизненный опыт для решения задач.
2. Ответить на поставленный темой урока вопрос: «Зачем нужна эта физика?»(1 мин 10 с)
3. Демонстрационный опыт.
Начнём с демонстрационного опыта. Человек создание нежное, капризное. Ему нужны особые условия для существования. Комфортно мы себя чувствуем, если температура воздуха 20-24 °С (!!!), влажность – от 40 до 60% (!!!) и давление чтобы было в норме (!!!). Кстати, кто вспомнит, какое давление считается нормой? (20 с) (учащиеся отвечают на вопрос, и на экране появляется запись условий комфортного существования для человека)(30 с)
Слайд 15: (запись нормальных условий для человека)
Учитель: Давайте определим, насколько комфортны условия в нашем классе.
1. Определим температуру воздуха в нашем классе (вызывается ученик, снимает показания с термометра и записывает их на доске) 1 Дж
2. Теперь определим давление (выходит ученик и по барометру определяет давление в мм.рт.ст.) 1Дж
3. И в заключении, определим влажность воздуха в нашем классе. Подскажет, как это сделать (ф.и. ученика) (1 мин)
4. Проектная деятельность ученика.(3 мин)
(Ученик рассказывает, как и с помощью чего можно определить влажность воздуха и показывает психрометр, изготовленный самим учеником, снимает показания с влажного термометра, записывает на доске) 5 Дж
Учитель: А теперь вам нужно самостоятельно определить разность показаний сухого и влажного термометра и, воспользовавшись психрометрической таблицей, определить влажность воздуха.
Слайд 16: (психрометрическая таблица)
Учитель: Кто напомнит, как с помощью этой таблицы определить влажность? (ученик выходит и рассказывает) 1 Дж
Учитель: А теперь, определите влажность и запишите полученное значение. У вас 30 с на выполнение этого задания (1 мин 10 с)
Учитель: У кого готов ответ? (ответ ученика) 1 Дж
Учитель: Помощники, пройдите и проверьте полученные результаты, за верные ответы дайте по 1 Дж.
5. Фронтальная работа «Весёлая разминка». (2 мин)
Учитель: Следующий этап нашего урока – «Весёлая разминка». Чтобы снять ненужное статическое напряжение предлагаю несколько вопросов «на засыпочку». Условий немного: мыслить нестандартно, отвечать по существу, можно с юмором, первый ответивший получает 1 Дж.
Слайд 17: (условие 1-ой задачи)
Коля брал крупные камни и бросал их в лужу и старательно измерял высоту брызг от каждого камня, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как брызги летят во все стороны. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называются в физике?
(ответ: и физики и химики называют такие действия хулиганскими. Но надо признать, что с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты.) 1Дж
Слайд 18: (условие 2-ой задачи)
Почему американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне Земли, не «сыплются» с планеты, как горох, и почему не «сыплемся» мы, когда вращается Земля? (Ответ: и мы, и американцы, и Земля – все взаимно притягиваемся. Это явление называется всемирным тяготением. Вот почему нас всех так и тянет друг к другу.) 1Дж
Слайд19: (условие 4-ой задачи)
Она жила и по стеклу текла,
Но вот её морозом оковало.
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилась тепла.
Вопрос: какая физическая ошибка допущена в этом четверостишье? ( Ответ: по закону МКТ при переходе из жидкого состояния в твёрдое энергия выделяется, а не поглощается, поэтому тепла должно прибавится, но не убавиться. Но льдинке от этого не жарко и не холодно.) 1Дж
Учитель: Убедились, что физика может быть и весёлой, и занимательной, и романтичной.
6. Фронтальная работа.(3 мин)
Учитель: Но всё-таки физика – это наука, которая, прежде всего, может помочь человеку в самых непредвиденных ситуациях. Михаил Васильевич Ломоносов в своей «Оде на день восшествия на престол Елизаветы Петровны» писал:
Слайд 20: (буквы выплывают)
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливый случай украшают,
В несчастный случай – берегут…
Учитель: А теперь, внимание! Условие задачи.
Слайд 22: (условие задачи)
Вы с друзьями отправились в поход, и случилось несчастье – ваш товарищ упал в глубокую расщелину. У вас есть верёвка длиной 20 м, но вы не уверены хватит ли её длины, чтобы спуститься и помочь другу. Как можно примерно определить глубину оврага, используя подручные средства?
(Ответ: бросить вниз камень и одновременно засечь время полёта камня до падения на Землю. Т.к. движение камня можно примерно считать свободным падением, то используем формулу h = (gt^2)/2)
Слайд 23. (формула высоты при свободном падении тел)
Подставив измеренное время, можно определить глубину оврага.
Учитель: пусть время, измеренное таким образом, составило 1,8 с. Подсчитайте, хватит ли 20-ти метровой верёвки для спасения товарища, ответ округлите до целого числа. А консультанты проверят ваши ответы и выдадут вам Джоули через 30 секунд. 1 Дж
Учитель: и так, хватит ли верёвки?
Ученик отвечает: глубина оврага 16 м, поэтому имеющейся верёвки вполне хватит.
7. Фронтальный эксперимент в группах. (5 мин)
Слайд 24:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
А. С. Пушкин
Учитель: Замечательные слова гениального русского поэта предваряют следующий этап работы в группах. Задание у всех одно.
Задача. Определить, имеются ли в нашей местности полезные ископаемые?
У каждой группы имеются необходимое оборудование и алгоритм действий. Советую вам распределить обязанности в группах, чтобы уложиться с выполнением задания в отведённое время (4 минуты).
Экспериментальное задание.
Цель: определить, какие полезные ископаемые могут находиться в нашей местности.
Теория вопроса. В местах скопления полезных ископаемых наблюдается явление, которое называется «гравитационная аномалия», т.е. отклонение величины ускорения свободного падения g от среднего значения для Земли gср. = 9,8 м/с2. Если g>gср., то в земной коре содержатся залежи руд металлов тяжёлых элементов. Если g<gср., то в коре земли содержатся залежи лёгких полезных ископаемых (нефть, газ, вода, сланцы, торф и т.д.)
Данные для опыта: с помощью маятника определить ускорение свободного падения g в данном месте и сравнить с gср.. Сделать вывод о наличии больших залежей полезных ископаемых или их отсутствии.
Необходимые измерения:
1. Измерить длину нити маятника и выразить её в метрах.
2. Определить время tсовершения n = 30 полных колебаний в секундах.
3. Вычислить g в данном месте, используя формулу g = (4&#960;^(2 ) l&#12310; n&#12311;^2)/t^2 . Результат округлить до сотых.
Учитель: время истекло, подведём итоги. Критерии оценивания этой работы вы видите на экране.
Слайд 25: (критерии оценивания экспериментальной работы)
2 Дж – сделаны измерения длины нити и сняты показания времени;
3 Дж – произведены необходимые измерения, произведён расчёт g;
4 Дж - произведены необходимые измерения, произведён расчёт g, есть вывод;
5 Дж - произведены необходимые измерения, произведён расчёт g, есть вывод, он соответствует реальности.
Учитель: Консультанты пройдут и распределят баллы, которые заработала ваша группа. Полученные Джоули распределите в группе сами. А сейчас, кто выполнил работу до конца, попрошу озвучить ваши результаты (заслушиваются 1-2 ответа).
Очередное задание выполнено, есть результаты, двигаемся вперёд.
Слайд 26:
Французский поэт Шарль Бодлер писал:
Природа – храм, где камни говорят,
Хоть часто их язык бывает непонятен.
Вокруг лес символов, тревожен, необъятен,
И символы на нас с усмешкою глядят.
8. Практическая деятельность учащихся. (2 мин)
Учитель: Следующее задание практическое. Вам даны карточки, на которых изображены показания электросчётчика в начале и конце месяца. Ваша задача – определить, сколько вам нужно заплатить за израсходованную электроэнергию. Тариф указан в ваших карточках. За верный ответ каждый получит 1 Дж. Время выполнения задания 1 мин.
Слайд 27: портрет Эйнштейна.
Задание к практической работе.
1.Определить израсходованную электроэнергию за месяц.
2. Посчитать сумму, которую надо заплатить за электроэнергию при тарифе 3,08 руб. за 1 кВт•ч.
Учитель: Закончили выполнение задания. У кого какие цифры получились, пожалуйста, озвучьте их (ответы ученика 1 варианта и ученика 2 варианта). Консультанты проверят правильность выполнения у остальных и выдадут Джоули.
(если времени до конца урока 6-7 минут, то воспользоваться резервом, слайд 27)
9. Подведение итогов урока. (2 мин)
Учитель: Наш урок подходит к концу. Но остался самый важный этап нашей деятельности: выяснить, достигли мы целей нашего урока.
Слайд 28: Тема и цели урока.
Учитель: Попрошу в режиме блиц-ответов сформулировать свои мысли. Кто смелый, попрошу озвучить свои ответы.
(ответы учащихся)
10. Домашнее задание. (30 с) Учитель: Ну, и какой же урок без домашнего задания. И я не стану нарушать традицию. У вас на столах карточки с задачами, задания не сложные, но потребуют от вас смекалки.
Карточка с д/з.
1. Масса ископаемого диплодока Доки была 40 тонн, а масса нашего современного червячка Емели – 0,4 грамм. Вырази в граммах массу диплодока Доки и в тоннах массу червячка Емели. Вырази массу диплодока Доки в массах червячка Емели.
2. На Луне все вещи весят в 6 раз меньше, чем на Земле. Вообразите, что на Луне существует озеро с пресной водой. На озеро спущен пароход, который в земных пресных водах имеет осадку 3 метра. Как глубоко будет сидеть наш пароход в воде лунного озера? Заодно и определите, где не умеющий плавать человек может утонуть скорее – в земном озере или в воображаемом лунном?
3. Самолёт покрывает расстояние от города А до города В за 1 час 20 минут. Однако обратный перелёт он совершает за 80 минут. Как это объяснить?
11. Итоги деятельности учащихся. (1 мин)
Учитель: А теперь я хочу подвести итоги вашей деятельности на уроке. Поднимите руки те, кто набрал 7 и более Джоулей (подсчитывается количество учащихся). Вы получаете за урок 5 баллов и звание «юного гениуса» (выдаются портреты Эйнштейна). Кто набрал 5,6 баллов (подсчитывается количество учащихся) – вы получаете оценку 5. Кто получил 4 балла (подсчитывается количество учащихся) – у вас оценка 4. У кого получилось 3 балла (подсчитывается количество учащихся) – вы заработали международную любимую оценку большинства студентов «удовлетворительно», что очень даже неплохо, учитывая сложность предмета физики. А есть такие, у которых 2 и менее баллов? (подсчитывается количество учащихся) – вам желаю успехов в освоении физики. Наши консультанты получают за урок по 4.
12. Оценка урока учащимися. (30 с)
Учитель: И в заключении я попрошу вас оценить свои впечатления от урока.
Если вы чувствовали себя хорошо, вам было комфортно, интересно и увлекательно, то опустите красный треугольник в коробочку, которая стоит на столе у выхода из кабинета.
Если вы чувствовали себя неплохо, но кое-что осталось не совсем понятно, осталось ощущение, что вы не совсем владели ситуацией, то опустите зелёный треугольник.
Ну, а если, вам было нехорошо, вы чувствовали себя «не в своей тарелке», ничего не понимая, или вам было всё равно, что происходит на уроке, то опустите в коробочку коричневый треугольник.
Огромное спасибо вам за сотрудничество. Урок окончен.
Слайд 29: УРОК ОКОНЧЕН. ВСЕМ СПАСИБО!
Резерв! (3 мин)
Учитель: А, теперь ещё одна весёлая разминка. Работать будете в парах. Надо будет решить задачу. За верный ответ пара получит 2 Дж, которые распределит по своему усмотрению. На решение задачки у вас 1 минута.
Карточка 1.(выполняют ученики 1 ряда)
На одной чаше весов сидит людоед массой 280 кг, а на другой, высоко над землёй, стоят и плачут четыре Люды по 40 кг каждая. Сколько ещё точно таких же Люд надо добавить на вторую чашу весов, чтобы между чашами установилось равновесие и что получится, если после того, как установится равновесие, людоед подарит каждой Люде по тяжёлому подарку?
(Ответ: нужно ещё три таких же Люды. Они стремительно опустятся вниз, и тогда только и видел их кровожадный людоед.)
Карточка 2. (выполняют ученики 2 ряда)
Какую силу должен прилагать десятиклассник Егор Букин, чтобы одной рукой держать на руках в воздухе трёх первоклашек массой по 22 кг каждый?
(Ответ: примерно 660 Н, и то, если они не будут сильно брыкаться. В противном случае сила увеличится, и тогда первоклашкам не сдобровать.)
Карточка 3. (выполняют ученики 3 ряда)
Счастливый жених массой 55 кг несёт на руках красавицу-невесту массой 110 кг. С какой силой эта парочка давит на пол?
(Ответ: с силой в 1650 Н. Ничего себе вес, надо было лучше присматриваться, что берёшь, дорогой жених.)
Учитель: закончили работу. Обсудим ваши результаты (зачитываются задачи и ответы). Консультанты проверьте правильность выполненных задач и раздайте Джоули тем парам, которые правильно справились с заданием.
Скачать Конспект урока по физике «Зачем нам нужна физика?»
Презентация на тему: Зачем нам нужна физика?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока физики. Колебательное движение, 9 класс План - конспект урока физики по технологии сотрудничества, 9 класс. Свободное падение Конспект урока по физике с презентацией, 9 класс. Механические колебания Конспект урока по физике в 9 классе с презентацией. Механические колебания и его характеристики

Похожие статьи:

Конспект урока физики 9 класс

Конспект обобщающего урока физики в 9 классе по теме: Законы Ньютона

Внеклассное мероприятие по физике для 9 класса

Технологическая карта урока физики 9 класс по ФГОС

Стихи для взрослых о жизни | Новогодняя игра "Что? Где? Когда?" с презентацией для младших школьников
Опубликовано: 2920 дней назад (23 ноября 2016)
Просмотров: 3310
+6
Голосов: 6
Любовь Александровна Прилепская # 23 ноября 2016 в 15:58 +1
Интересный вариант подачи информации. Думаю и дети и взрослые получили колоссальное удовольствие от урока.
Наталья Викторовна Курилова # 24 ноября 2016 в 11:36 +2
Любовь Александровна! Спасибо за первый комментарий. Урок действительно получился хороший, даже мне самой понравился, что бывает крайне редко. Мне было бы ценно и полезно, если бы Вы что-нибудь подсказали или посоветовали. Критику воспринимаю хорошо, она заставляет двигаться дальше и развиваться. Поэтому, если заметили или заметите в моих работах какие-нибудь недочёты, ошибки и п.т. пишите. Мне это будет очень ценно.
Мария Анатольевна Блинова # 23 ноября 2016 в 20:25 0
Наталья Викторовна,только профессиональный педагог смог так чётко и объёмно освятить ответ на данный вопрос. Голос.
Наталья Викторовна Курилова # 24 ноября 2016 в 11:39 +1
Мария Анатольевна! Спасибо за такие лестные слова! Очень приятно услышать от коллеги такое признание. Урок действительно получился хороший, даже мне самой понравился, что бывает крайне редко. Мне было бы ценно и полезно, если бы Вы что-нибудь подсказали или посоветовали. Критику воспринимаю хорошо, она заставляет двигаться дальше и развиваться. Поэтому, если заметили или заметите в моих работах какие-нибудь недочёты, ошибки и п.т. пишите. Мне это будет очень ценно.
Наталия Юрьевна Корнилова # 25 ноября 2016 в 10:33 0
Присоединяюсь к комментариям коллег. Голос
Наталья Викторовна Курилова # 26 ноября 2016 в 00:42 +1
Спасибо, Наталья Юрьевна!
Александр Александрович Овчинников # 27 ноября 2016 в 21:13 0
Здорово! Я бы так не смог...