Литературный вечер в ДОУ на тему: Пушкин. Сценарий с презентацией для детей подготовительной группы
Литературный вечер в подготовительной группе ДОУ
Конспект литературного вечера на тему: «Люблю я Пушкина творенья…»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Продолжать знакомство с творчеством А. С. Пушкина,
Обучать детей умению грамотно и аргументировано отвечать на вопрос.
Развивать речь, мышление,
Воспитывать интерес к творчеству русского поэта
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:
Чародей, дворянка, литературная среда, жанр ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение сказок А. С. Пушкина, заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций к сказкам
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Портрет А.С. Пушкина, телевизор, двд – проигрыватель, диск с слайд – шоу о семье А.С. Пушкина, слайд – шоу иллюстраций по сказкам А.С. Пушкина, запись Д.Верди «Прелюдия», книги по сказкам А.С. Пушкина, мольберт.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:
Музыкальный зал
Дети входят в зал и встают полукругом у выставки с книгами и портретом А.С. Пушкина. Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Как вы думаете, кто пишет сказки? Какие сказки вы знаете? (Перечисляют). Молодцы, много сказок вы знаете! Но сегодня наш вечер будет посвящено не всем сказкам, а сказкам, которые написал А.С.Пушкин. Что вы знаете о Пушкине? Какие сказки вы знаете, которые написал А.С.Пушкин? (Перечисляют)...
Дети присаживаются на стулья
А теперь я предлагаю отгадать загадку и назвать сказку, персонажем которой и является эта отгадка.
Князь Гвидон в кого превратился? (В комара, шмеля, муху)
Лебедь в кого превратился? (В Царевну)
В кого превратился коршун? (В колдуна, в чародея)
В кого превратилась старуха? (В столбовую дворянку) Помогите мне продолжить пословицы о сказках:
1. «Сказка ложь, да в ней намёк ….. (– добру молодцу урок)».
2. «Скоро сказка сказывается, … да не скоро дело делается».
3. «Ни в сказке сказать,….. ни пером описать».
4. «Вот и сказке конец, …..а кто слушал – молодец».
Воспитатель: Александр Сергеевич Пушкин - великий, русский поэт. Александр Сергеевич родился в городе Москва. С раннего детства Пушкин воспитывался в литературной среде.
Слайд шоу о семье Пушкина.
Отец Сергей Львович Пушкин был ценителем литературы, имел большую библиотеку, мама, Надежда Осиповна, гордилась успехами своего сына Александр, а вот что говорили о бабушке Пушкина «Она-то, без сомнения, была первою воспитательницею будущего поэта... Она выучила его русскому чтению и письму».
А знаете ли вы, кто рассказывал сказки Пушкину, когда он был маленьким?
То, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно было отозваться. И он отдал людям то, что ему самому подарила няня Арина Родионовна - мудрость, заключенную в волшебных образах. Александр Сергеевич Пушкин создал мир сказки.
Маленькому Пушкину рассказывала сказки его няня Арина Родионовна. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей.
Представим себе маленького Сашеньку, как он слушает няню.
Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском сукна оденет, третья – что родит царю чудесного сына. Царь женился на меньшой, а сам уехал воевать. Мачеха его, завидуя невестке, решила ее погубить…
- Ребята, как вы думаете, какую сказку после этого сложил А.С. Пушкин? (“Сказка о царе Салтане…”)
Александр Сергеевич очень любил свою няню и посвятил ей свои стихи:
1 ребенок
Слушать - так душе отрадно.
И не пил бы и не ел-
Все бы слушал да глядел.
2 ребенок
Подруга дней моих суровых.
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
3 ребенок
Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто, на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
4 ребенок
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Вот какие стихи сочинял для нее Пушкин.
- Ребята, а вы хотели бы сейчас очутиться во времена жизни Пушкина? Давайте представим, что мы очутились на балу.
Мальчики приглашают девочек
Танец детей.
Дети присаживаются на стулья
- Ребята, чем отличается сказка от других жанров литературы?
Ответы детей.
А.С. Пушкин прославлял русскую природу. Его любимым временем года была осень. Во всех его произведениях можно почувствовать дыхание различных стихий. Ведь издавна люди обожествляли Небо, Землю, Воду, Ветер, Воздух. Народ просил и ждал помощи от природы. Отсюда и появлялись сказки, в которых люди разговаривают с месяцем, превращаются в насекомых, где море чернеет от человеческих пороков, а ветер торопит корабль, чтобы два родных человека встретились.
- Ребята, как вы думаете, всегда ли ветер одинаков?
Ветер в природе разный. Давайте попробуем изобразить его.
Воспитатель предлагает детям встать.
- Вспомните, как шумит легкий ветерок. Как осенний ветер срывает листья с деревьев. Покажите ураганный ветер. Посмотрите в окно, изобразите сегодняшний ветерок. (Дети произносят звуки с одновременным показом характерных движений руками).
- Вы очень наблюдательны.
Дети присаживаются на стулья.
- Сегодня мы попробуем разгадать тайну А.С. Пушкина: почему он во всех сказках одушевляет природу?
- В сказках Пушкина нет смешных, занимательных сюжетов. Они учат мудрости. Его сказки – тайна, где каждая строчка хранит частичку поэта. Ни один из писателей прежде не соединился так с народом, как Он. Сказка жила много веков, прежде чем люди научились делать зеркало. Кто-то придумал его в воображении и мечтал, чтобы оно говорило правду.
Помните спор царицы с зеркальцем?
(слайд – шоу иллюстраций по сказкам А.С. Пушкина)
- Вспомните, как называется эта сказка?
- Почему злилась царица?
- Зеркало говорило правду, оно символизирует справедливость.
- Какое чувство у вас вызывает царица? (Заставка-иллюстрация из сказки.)
- Царица отравила царевну яблоком. Как вы думаете, почему именно этот фрукт выбрал Пушкин? (Яблоко – символ молодости и красоты, “молодильное яблочко).
- Царевна жила в лесу у семи братьев-богатырей, но ее по всему свету искал жених – королевич Елисей.
- Люди не помогли Елисею. К кому же он обратился за помощью? (Солнце, Месяц, Ветер).
- Какова же тайна природы в сказках А.С. Пушкина?
- Человек жестокий, злой, мелочный, равнодушный, а природа сильная, благородная, отзывчивая.
- Ребята, в какой из сказок А.С. Пушкина добытое жадностью исчезает в один миг?
- Как менялось море по мере того, как старик приходил с различными просьбами?
1 - “Море слегка разыгралось”.
2 - “Помутилось синее море”.
3 - “Не спокойно синее море”.
4 - “Почернело синее море”.
5 - “На море черная буря”.
- Как вы думаете, почему?
- Чего захотела старуха?
- Как повела себя рыбка?
- Старуха осталась у разбитого корыта, а старик? Он, как и прежде будет жить у самого синего моря, и будет ловить неводом рыбу.
Рыбак и природа – едины, и в этом счастье рыбака.
Вывод:
Человек – часть природы, и природа придет к человеку на помощь, если он живет в согласии с ее мудростью!
Мир пушкинских сказок гармоничен и прекрасен тем, что ненависть, корысть, зависть, - все эти людские пороки презренны .
Проверочный тест по сказкам А.С. Пушкина:
1 - Сколько лет рыбачил старик?
2 - Как звали няню А.С. Пушкина?
3 - Какими словами бранилась старуха на старика?
4 - От кого князь Гвидон спас царевну-лебедь?
5 - Объявление в газете: “Кто желает обменять старое корыто на новое, обращайтесь в сказку…..?”
Итог.
- Вот мы и побывали в XIX в, увидели, как творил Пушкин Александр Сергеевич, и теперь возвращаемся в наш XXI век, где до сей поры читаем любимого поэта. Вот какое стихотворение посвятил поэту Алифренко:
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветет в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
То были чудные мгновенья,
Когда стихи его читал.
“У лукоморья дуб зеленый”
Я с упоеньем повторял.
Передо мною кот ученый
Ходил усатый и крутой.
Русалки на ветвях сидели
Одна красивее другой.
С Гвидоном вместе плыл я в бочке
И дно из бочки выбивал,
И злого коршуна у моря
Рукой Гвидона убивал.
И деда рыбака у моря
В походах к рыбке узнавал,
И злую, жадную старуху
Всем детским сердцем презирал.
И много-много дивных сказок
Нам Пушкин написать бы мог,
Но дерзкая рука Дантеса
Спустила роковой курок.
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода!
Замечательные произведения Александра Сергеевича и замечательная разработка по ним!
Грамотно составленные вопросы заставляют детей задуматься о смысле сказок и о своих эмоциях после их прочтения.
Здравствуйте. Айгуль Радиковна. Совершенно с вами согласна, что необходимо развивать у детей речь и мышление. Начинать это делать как можно раньше. Поэтому ваша разработка сценария литературного вечера как раз кстати.В современном мире, по сравнению с советскими годами, читают значительно меньше. Учителя общеобразовательных школ хорошо это знают. Все написано грамотно и интересно,что способствует развитию мыслительной деятельности ребят.