Опыт подготовки к обучению в школе воспитанников в МДОУ «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма
Автор: Жигалова Алла Леонидовна, методист Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Журавлёнок" г. Надыма"
Описание материала: Статья раскрывает успешный опыт подготовки воспитанников Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Журавлёнок" г. Надыма" к обучению в школе
По результатам мониторингового исследования оценки готовности первоклассников к обучению в школе, проведенного в муниципальных общеобразовательных организациях Надымского района сентябре 2017 года выявлена высокая положительная динамика (21,8%) по сравнению с выпуском 2016 года доли выпускников нашей образовательной организации, готовых к обучению в школе.
Школьная готовность – понятие, которое включает в себя не только развитие познавательных способностей и формирование предпосылок учебной деятельности. Психологическая готовность к школе предполагает развитие многих личностных качеств ребёнка, позволяющих ему адаптироваться к роли ученика. В данном понятии также такие особенности ребёнка, как личностная зрелость (наличие школьной мотивации, желание занять позицию ученика), социальная зрелость (особенности поведения, общительность), эмоциональная зрелость (умение управлять своими эмоциями), а также эмоциональное состояние ребёнка (активное или пассивное реагирование на ту или иную ситуацию, позитивное или негативное восприятие значимости школьных ситуаций).
Развитие познавательных способностей и формирование предпосылок учебной деятельности формируется у воспитанников постепенно, в течение всего времени пребывания в детском саду через усвоение «Основной образовательной программы ДОУ» в пяти образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Первоочередной задачей педагогов стало создание предметно-пространственной развивающей среды, в которой происходит максимальное развитие ребёнка. Развивающая среда дает возможность дошкольнику использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Наполняя пространство развивающими пособиями, педагоги учитывают их соответствие возрастным и гендерным особенностям воспитанников.
Для решения задач по развитию мелкой моторики рук, представлений о цвете, форме, величине, ориентировки в пространстве в группах созданы Центры «Дидактических и настольных игр» или, как называют их дети, Игротеки, которые решают множественные задачи. Для развития логического пространственного мышления представлены игры «Танграм», «Логический дом», «Логический куб», кубики Никитина, имеются схемы построек, карточки с алгоритмом выполнения различных моделей. Такие игры являются своеобразными «тренажёрами для ума», требуя от детей интеллектуальных усилий, умственного напряжения. Технические устройства и игрушки, имеющиеся в группе, не просто занимают свободное время детей, но и активизируют познавательную деятельность детей.
Для развития функции планирования педагогами активно используются занятия конструированием, например, сборка по образцу моделей из различных конструкторов, воспроизведение построек из строительного материала.
Для этого в группах в удобном для использования детьми месте создан Центр конструктивной деятельности. В нем находится мелкий настольный и крупный напольный строительные наборы, конструкторы, различные по материалу изготовления (деревянные, металлические, пластиковые), по сложности, способам соединения деталей, мягкие модули. По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приёмами, у детей возникает способность к построению новых и оригинальных построек. Крупные модули конструктора «Строитель» активно используются детьми для обыгрывания в сюжетно-ролевых играх и позволяют развивать пространственное мышление, воображение.
Чтобы ребёнок успешно обучался в школе, педагоги прорабатывают пропедевтический этап обучения, в который включаются игры и занятия по развитию речи, на которых ребенок обучается выполнять фонематический анализ слов, выделять звуки. С целью развития зрительного и слухового внимания, совершенствования грамматического строя речи и увеличения словарного запаса детей в группах созданы Центры речевого развития, в которых представлены дидактические игры «Собери бусы», «Золушка», имеются картотеки пальчиковых игр и чистоговорок.
Для развития у детей коммуникативных навыков в группах оформлены сюжетно-ролевые игры «Семья», «Строители», Ателье», «Улицы города», «Моряки», «Зоопарк», «Ферма», «Пожарная часть», «Полиция», «Автомастерская», в которых дети знакомятся с профессиями и назначением инструментов. В процессе таких игр у детей формируется понимание художественного и практического назначения результатов своей деятельности.
Для решения задач по развитию мелкой моторики руки оборудованы Центры художественно-эстетического развития, в которых собственные впечатления воспитанники отображают в продуктах своего творчества – в рисунках и поделках. Для развития крупной моторики в группах созданы Центры физического развития, в которых имеются наборы массажных ковриков, дорожки «Здоровья», массажные мячи, инвентарь для подвижных игр и развлечений.
Для формирования у детей целеустремленности, самостоятельности и инициативности имеются Центры трудового воспитания с оборудованием для ухода за растениями. Педагогами используются различные формы работы с воспитанниками: поручения, дежурства, коллективный труд. В процессе выполнения поручений, а позже – самостоятельного ухода за растениями, дошкольники приучаются к последовательному выполнению заданий, у них формируются нравственно-волевые качества - настойчивость, ответственность, самооценка, самоконтроль. Дежурство в группе способствует развитию партнерских доброжелательных взаимоотношений между детьми, осознанию ими ответственности за порученное дело, за качественное и своевременное выполнение всей работы. При организации коллективного труда у детей формируется умение распределять обязанности между собой учитывая интересы друг друга и оказывая товарищу необходимую помощь.
Один из важных аспектов положительного желания посещать школу - это успешность в сфере общения со сверстниками. Поступление в школу означает активную социализацию через постоянное пребывание в коллективе сверстников.
Коммуникативность – это сложная интегральная характеристика, включающая в себя не только общительность как свойство личности, но и чувство уверенности в себе, умение прогнозировать поведение другого человека, рефлексировать последствия слов и поступков, контролировать свои эмоции и поведение. Эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль, излишняя сфокусированность на себе затрудняют установление дружеских отношений. Некоторые дети испытывают большие трудности в общении, связанные с их индивидуально-психологическими особенностями. Успешность функционирования в роли ученика является интегральным показателем успешной школьной адаптации. Чтобы чувствовать себя успешным учеником ребенок должен уметь справляться с учебной нагрузкой, адекватно реагировать на различные факторы школьной среды, управлять собственным поведением и должен быть способен к самоорганизации.
Изначально отношение к школьной жизни определяется желанием учиться и желанием идти в школу. Высокая мотивация позволяет ребенку стать активным участником процесса обучения и адаптации за счет саморазвития и самоизмерения. Изначально низкая учебная мотивация затрудняет адаптацию первоклассника к школьному обучению. Поэтому педагоги детского сада в подготовительной к школе группе формируют мотивацию детей стать школьником. Это достигается, в том числе, за счет организации сюжетно-ролевой игры «Школа», в которой дети принимают на себя роли ученика и учителя.
На занятиях по математике, познавательных занятиях педагоги формируют у детей предпосылки учебной деятельности, такие как: принятие и выполнение учебной задачи, произвольность учебных действий, самоконтроль. Для этого в детском саду на протяжении нескольких лет успешно внедряется технология «Ситуация» Л.Г. Петерсон, позволяющая ребенку быть активным участником процесса обучения, а не получать знания в готовом виде. При этом педагоги отрабатывают с детьми навыки счета в пределах десяти, умение различать и сравнивать геометрические фигуры.
При постановке задания педагоги обращают особое внимание на понимание ребёнком инструкции к нему и использование этого понимания в процессе самостоятельного продолжения выполнения задания с учётом всех правил работы, привлечения уже имеющегося опыта, а также самоконтроля в процессе выполнения задания.
В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию ориентировки на листе бумаги. Прежде всего, ребенку объясняется значение выражений: в центре, посередине листа, слева, справа; верхняя, нижняя, левая, правая сторона листа; левый, правый) угол; нижний, верхний угол. Работа на листе бумаги позволяет научить ребёнка воспринимать инструкцию взрослого, данную в устной форме. При этом начинают работу с простых заданий: ребёнку предлагается обвести точки, палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные – длиной в одну клетку, далее - в две и т.д. клетки) затем различные элементы, использующиеся при рисовании орнаментов. Сначала ребенок действует по подражанию педагога, затем - по устной инструкции. В сложных узорах ребенок учится определять закономерность расположения рисунка, чередование его элементов.
Особенно полезны упражнения в рисовании геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников), стороны которых содержат определенное количество клеток. Например, ребёнку предлагается нарисовать строку квадратов, стороны которых равны двум клеткам и строку квадратов со сторонами в четыре клетки.
Одним из эффективных приемов обучения ориентировке на листе бумаги являются «зрительные» и «слуховые» диктанты. Сначала проводится серия «зрительных» диктантов. На листе бумаги педагог выкладывает орнамент из геометрических фигур, ребенку предлагается составить такой же (по образцу). На следующем тапе обучения образец убирается и ребенку предлагается составить узор по памяти. И наконец, применяется «слуховой» диктант, когда ребенок действует под диктовку взрослого - педагог говорит инструкцию поэтапно: какие фигуры и как нужно выложить, а ребёнок выполняет задание (например, положи круг в середине листа, вокруг него размести шесть треугольников острым углом к кругу, между треугольниками – овалы; в верхнем левом углу – квадрат и т.д.). Со временем задания усложняются детям даются многоэтапные инструкции, при этом, чтобы выполнить задание правильно, ребёнку необходимо удерживать в памяти не одну, а несколько задач одновременно.
Игры «Найди такой же узор», «Найди узор по описанию», «Что изменилось?» «Составь узор по описанию» позволяют научить ребёнка выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.
Таким образом, у воспитанников формируется система требований, моделирующая процесс школьного обучения. При этом педагоги особое внимание обращают на то, правильно ли понимает ребёнок условия задачи, его планирует ли пошагово свои действия по её решению.
Ценность таких упражнений для ребят несомненна: закрепляются умения ориентироваться на плоскости, совершенствуются счетные навыки, вводится измерительная деятельность – одна клетка принимается за единицу измерения, уточняются знания о геометрических фигурах и их свойствах. Кроме того, у ребенка развиваются целеустремленность, усидчивость, желание выполнить задание без ошибок. В дальнейшем ребенок уже использует функцию самоконтроля - самостоятельно составляет орнаменты из фигур, а затем рассказывает, сколько каких фигур использовал, как их расположил относительно друг друга.
Педагоги обращают особое внимание на формирование у детей умения следовать алгоритму выполнения учебного задания, плану решения учебной задачи. Некоторые дети отказываются от выполнения задания, поэтому педагогу важно, чтобы ребёнок «принял» учебную задачу.
Не вызывает сомнения, что уровень готовности ребёнка к школе во многом определяется вкладом семьи в подготовку к школе. Большой блок работы педагогов касается обучению родителей будущих первоклассников. На родительских собраниях, в деятельностных играх и мастер-классах педагоги обучают родителей несложным правилам, способствующим успешному обучению детей в школе: организованному режиму учебы и отдыха, создание условий для занятий (места для занятий, домашней библиотеки), помощи ребёнку со стороны родителей на первом этапе школьной жизни, а также сотрудничество с учителем.
В этом плане возможность поддержки дома играет существенную роль в уверенности ребенка. Родителям предлагается не настраивать ребёнка заранее только на отличную учёбу, когда любые неудачи излишне драматизируются, а вся жизнь не только ребёнка, но и всей семьи концентрируется на школьных успехах. Также предлагается не использовать позицию, когда учёба воспринимается как нечто, не имеющее большой ценности. Возможны негативные последствия двух последних позиций.
К сказанному выше добавляется еще одна широко распространенная установка, когда родители говорят своим детям о том, что в первом классе у них на игры не будет времени. Такая жесткая установка родителей вносит свой вклад в усиление тревожных ожиданий ребенка в отношении школы. Школа может восприниматься ребенком как фактор, резко и изменяющий, и ухудшающий качество его жизни, ожидание учебы как конца беззаботного детства, то есть ожидание потери и лишения радости.
Таким образом, в нашем дошкольном образовательном учреждении в течение всего периода дошкольного детства происходит педагогически обоснованная, целенаправленная, планомерная, всесторонняя подготовка воспитанников к поступлению в школу.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе
Обучение грамоте детей 5-6 лет
Советы родителям будущих первоклассников
Конспект комплексного занятия по подготовке детей 6-7 лет к школе
Похожие статьи:
Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду
Восприятие информации детьми
Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста
Развивающие раскраски для детей от 3 до 5 лет
Экскурсия для дошкольников в школу