Проект в подготовительной группе детского сада. Подготовка к обучению грамоте
Тема: проектная деятельность с детьми ТНР «Мостик взаимодействия с родителями - групповая традиция».
Автор проекта: Максимова Альбина Васильевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад 106 города Чебоксары»
Краткая аннотация проекта.
Данный проект интересен тем, что направлен на формирование групповых традиций при взаимодействии с родителями, повышение качества обучения к грамоте с детьми с тяжелыми нарушения речи. А также предусматривает использование системы комплексного подхода для решения задач по обучению грамоте, новых игровых технологий по звуковой культуре речи с родителями подготовительных к школе групп.
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Поиск действенных путей сотрудничества необходим как педагогам, так и родителям. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребёнка, педагогам – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка и направить общие усилия на его развитие.
Данные факты обуславливает необходимость об усилении работы с детьми в дошкольных учреждениях, о необходимости внедрение в практику эффективной модели взаимодействия с семьей для активного включения их в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка и создания на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства как в детском саду, так и в домашних условиях. Тесное взаимодействие с родителями воспитанников в настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 18, п. 1). Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. От реализации возложенной ответственности зависит дальнейшее благоприятное или неблагоприятное развитие ребенка.
Проблема.
Без помощи семьи ДОУ не может обеспечить высоких результатов в воспитании детей, а членам семьи же под силу принять участие в успешной организации деятельности детей в детском саду.
Разработка образовательного проекта «Мостик взаимодействия с родителями – групповая традиция» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности поэтому является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.
Вид проекта: образовательный, творческий, коллективный, краткосрочный.
По содержанию: подготовка к обучению грамоте с детьми ТНР.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст: дети подготовительной к школе группы.
Сроки реализации проекта: январь, 2021г.
Цель проекта: сохранение групповой традиции, реализация задач по обучению грамоте; сближение родителей и детей в период зимних каникул.
Задачи проекта:
- приобщить родителей к проектной деятельности;
- определять и выделять первый звук в своем имени;
- подбирать слова с заданным звуком;
- расширить знания о графические изображения букв алфавита;
- развивать связанную речь детей при описании буквы;
- развивать тонкую моторику и координацию движений;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, речь;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать художественно-творческие способности;
- воспитывать у детей гордость за поделку, выполненную с родителями;
I этап – Подготовительный
- Определение целей и задач проектной деятельности.
- Изучение методической литературы по взаимодействию с родителями.
- Информирование родителей о проведении проекта.
- Составление перспективно – календарного планирования по обучению грамоте.
- Изготовление наглядно-дидактического пособий, подбор стихов к буквам.
- Разработка методических рекомендаций и консультации для родителей.
- Подборка стихов о звуках и буквах.
II этап - Основной
- Беседа на тему: «Моя волшебная буква» - выявление первичных представлений о звуках и буквах собственного имени ребенка.
- Рассматривание иллюстраций букв в различных азбуках.
- Заучивание чистоговорок, стихов о буквах совместно с родителями.
- Разработка авторских пособий по обучению грамоте «Прочитай по первым буквам», «Поймай слово за хвост», «Угадай-ка», «Подбери фишку».
- Презентация буквы, изготовленную совместно с родителями.
- Совместная деятельность «Пластилиновая азбука» - выкладывание по контуру буквы пластилиновых шариков.
- Совместная деятельность по аппликации «Вырежи и наклей картинки» подбор картинок ребенком и вырезание с наклеиванием картинок (со звуком имени в начале, в середине и в конце слова).
- Совместная деятельность «Волшебные буквы моего имени» выкладывание из пластилиновых жгутиков и оформление их фасолью.
- Игра «Найди и обведи любимую букву» - использование бросового материала и закрепление счета десятками и единицами.
- Игры на укрепление моторики пальцев «Сложи букву», «Выложи свое имя» (из ниток, из пуговичек, из бусинок, из синильной проволочки).
- Словесные игры «Поймай слово за хвост», «Найди звук в слове» (звук находится в начале слова, в середине и в конце слова), «Собери букву»; «Умное домино»,
- Чтение детям сказки «Королевство звуков и букв».
- Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте с использованием наглядно-дидактических пособий.
- Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте», «Подготовка руки к письму» - Сетевой город.
III этап – Заключительный
- Организация выставки букв, сделанных детьми совместно с родителями.
- Организация выставки детских работ «Пластилиновая азбука».
- Организация выставки детских работ «Волшебные буквы моего имени».
- Оформление выставки «Моя волшебная буква» - сотворчество детей и родителей воспитанников.
- Информирование родителей о проделанной работе через создание видеороликов в Инстограмм, Фейсбук, размещение информации на новостной ленте ДОУ.
Планируемые результаты:
- Укрепление сотрудничества педагогов и семей при реализации проекта.
- Повышение у детей интереса к обучению грамоте.
- Развитие фонематического восприятия - звукобуквенного анализа.
- Умение определять место «своего» звука в слове;
- Выработка навыков чтения слогов, слов, предложений.
- Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
Рефлексия.
Проектная деятельность «Мостик взаимодействия с родителями - групповая традиция», которая стало уже традицией моей многолетней практике в работе с детьми ТНР нашла отклик в сердцах не одного поколения воспитанников, которая с большим удовольствием принимается с детьми и родителями, совершенствуется, приумножается из года в год, а в этом году оно стало более красочным, обновленным, дополненным.
Хочется отметить, что в ходе проекта у детей повысился интерес к занятиям по обучению грамоте также, как и в свободной детской деятельности. Дети сами научились подписывать свои имена особенно на занятиях по рисованию, выкладывать свое имя на магнитную доску. Дети узнали, что их имена могут звучать и по-другому, например, Даниил – Даня, Арсений –Сеня, Тимофей – Тима, Артем – Тема, Полина – Поля, Ярослав –Ярик. Теперь часто можно слышать, как они называют друг друга ласковыми именами. Повысился интерес изучения алфавита, и мы приобрели с помощью родителей настенный алфавит.
Умелый подбор сочетание и использование различных форм индивидуальной работы с семьей позволил добиться конкретных результатов, выявить положительный опыт семейного воспитания (создание семейного коллажа из букв имен членов семьи) для дальнейшего его изучения и распространения, а также оказать родителям конкретную помощь в воспитании ребенка, учитывая условия жизни данной семьи. Такое тесное взаимодействие прочно остаются в детской памяти, как доброе воспоминанием о детском саде.
"Моя волшебная буква"-совместная работа родителей с детьми.
Лепка «Пластилиновая азбука»
(Лепка первой буквы из пластилиновых шариков, для укрепления мелкой моторики рук).
Аппликация «Вырежи и наклей картинки»
(Подбор картинки со звуком имени в начале, в середине и в конце слова).
«Обведи любимую букву» - поиск буквы на печатном листке бумаги.
Лепка «Волшебные буквы моего имени».
(Выкладывание из пластилиновых колбасок имени и украшение их фасолью)
Конструирование - мое имя.
Выставка работ в холе детского сада.
Литература
- Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие.
- Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
- Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.
- Журова Е.Н. Методические рекомендации по подготовке к обучению
грамоте детей 5-летнего возраста. Киев, 1988.
- Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 32с.
- Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты. // Вопросы психологии. - 1985. - №5. – С.61-65.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991.
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, М., 201
Рекомендуем посмотреть:
Проект в подготовительной группе. Огород на подоконнике
Проект в подготовительной группе детского сада: «Овощи на нашей грядке»
Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый»
Спортивно – оздоровительный проект в детском саду. Подготовительная группа