Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока-игры по литературе для 7 класса. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Учебно-методическая разработка. Историко-литературный турнир «От летописи к авторской балладе» по произведению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Описание: Материал по произведению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» предназначен для учителей русского языка и литературы. Возраст обучающихся – 7 класс. Конспект урока представлен в виде игры по командам – всего три, в каждой из которой не более 10 человек, капитан не обязателен. Данный урок является обобщающим. Его можно использовать и как завершающий урок по теме, и как внеклассное мероприятие в рамках предметных недель.
Цель мероприятия: закрепление полученных знаний в ходе работы с текстом произведения
Задачи:
обучающие:
- углубление, обобщение и систематизация знаний по тексту произведения;
- проверка общего уровня эрудиции;
развивающие:
- развитие творческого мышления, памяти, внимания, само- и взаимоконтроля;
- углубление интереса к предмету;
- развитие творческих способностей учащихся, активизация желания работать самостоятельно;
- развивитие речи учащихся: умение формулировать выводы, подбирать цитаты; работать над выразительным чтением; развивать познавательную деятельность учащихся.
позновательные:
- повышение интереса к истории и культуре родного края.
воспитательные:
- воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, формирование умения принимать решение;
- воспитание чувства сплоченности и коллективизма;
Оформление: 1. Портрет А.С. Пушкина 2. Рисунки учащихся к произведению
Ход урока
1.Вступительное слово.
2.Кроссворд на знание текста.

По горизонтали:
1. Близ какой реки происходят события произведения.
2. Из какого источника А.С. Пушкин взял сюжет.
3. Имя главного героя.
4. Как называлась столица Византийской империи, которая пала от меча главного героя.
5. Что за старец встречается в произведении.
6. Жанр произведения.
7. Как назывался народ, от набегов которого герой освободил Русь.
По вертикали:
1. Какой ранг носил главный герой.
2. В каком городе происходят события.
3. Где происходит встреча старца и главного героя.
4. Жрецом какого бога являлся старец.
5. Кто стал править государством после смерти героя.
6. Что прибил главный герой к вратам завоеванного города.
7. Что предсказал старец главному герою.
8. Как называл главный герой своего верного коня.
9. От кого должен был принять смерть герой.
10. Кто стал причиной действительной гибели героя.

3.Проверка знаний ссылок текста, дать определения предложенным устаревшим словам (команды по очереди вытаскивают слова из конверта).
Хазары
Броня
Перун
Бранное поле
Сеча
Отроки
Тризна
Секира
Баллада

4.Рассмотреть предложенные иллюстрации к произведению и прочитать (используя текст учебника) отрывок произведения соответствующий своей иллюстрации.




5. «Верно не верно» - сопоставить устаревшие слова самого текста и данные из словаря определения (команды получают карточки).
1. Песнь а) Служитель божества; Его магические действия назывались волхвованием; по языческим
представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.
2. Волхвы б) Глава эпической поэмы, часть народного эпоса. Пушкин взял из летописи источника один эпизод,
поэтому и назвал его …
3. Жрец в) Похоронный обряд.
4. Вещий г) Древнее ручное боевое оружие для метания камней.
5. Праща д) Пророческий, предвидящий будущее.
6. Тризна е) Название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстах это слово
применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.
Ключ:1б); 2е); 3а); 4д); 5г); 6в).

6.«Вопросы из волшебного конверта» – вытягивая вопрос, команды должны дать полный, развернутый ответ.
1. Как раскрываются отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор?
2. Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризна, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление не соответствующих седой старине слов «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» и др.?
3. Объясните слово «вещий». К кому в большей степени, по вашему мнению оно относится (к князю или кудеснику)?
4. Если бы вам предложили подготовить памятник литературному герою, кому бы вы его поставили – князю или кудеснику? Как бы он выглядел (из чего сделан, где поставлен)? Почему?
5. Как вы понимаете слова:
«Волхвы не бояться могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен»?
6. В каком жанре написана «Песнь о вещем Олеге»?
7. Что общего между жанрами летописи и баллады и чем они отличаются друг от друга?
8. Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?
9. Какие географические названия встречаются в произведение?

7. Подведение итогов.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы в 7 классе Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс Литературная игра для учащихся 7-8 классов Урок литературы в 7 классе. Интегрированный урок по рассказу Платонова «Юшка»

Похожие статьи:

Конспект урока-игры по литературе в 7 классе

Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса

Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Обобщающий урок по былинам, 7 класс

Опубликовано: 3769 дней назад (30 августа 2014)
Просмотров: 15510
+3
Голосов: 3
Оксана Анатольевна Токмакова # 30 августа 2014 в 12:52 0
Замечательная разработка! особо привлекают разные виды деятельности на уроке. Очень тесно переплетается словарная работа и работа с текстом литературного произведения. Вы просто молодец!
Татьяна Анатольевна Белашова # 30 августа 2014 в 23:38 0
Данный урок является обобщающим. Его можно использовать и как завершающий урок по теме, и как внеклассное мероприятие в рамках предметных недель.
Елена Павловна Явдошенко # 10 сентября 2014 в 01:17 0
Интересное мероприятие, материал позволяет не только сформировать умение анализировать текст произведения, но и развить внимания к художественному тексту. Для достижения цели удачно использованы формы работы (игровые задания, анализ, изучение иллюстраций и беседа по ним, рефлексия), что позволяет провести мероприятие эффективно. Спасибо.
Татьяна Волкова # 10 сентября 2014 в 20:32 0
Очень интересный урок, расширение словарного запаса, бессмертные стихи Пушкина, такой урок может привить интерес к чтению именно поэзии, в данном случае, к стихам Пушкина. Да и многие слова из этого произведения будут на слуху и понятны: " Отмстить неразумным хазарам". Голос.
Ирина Геннадьевна Фефелова # 30 августа 2015 в 19:51 0
Присоединяюсь к вышесказанному. Можно дать дополнительный балл команде, наизусть рассказавшей отрывок к иллюстрации, благо учили все. Вы умница. Желаю творческих успехов!