Конспект НОД по реализации ОО «Познавательное развитие» на тему: «Зимнее путешествие» в старшей группе (с использованием интерактивных технологий)
Автор: Костылева Александра Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад №176 «Белочка», г. Тольятти
Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5 – 6 лет) с использованием интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ на тему «Зимнее путешествие».
Данный материал будет полезен воспитателям, которые разрабатывают, осваивают и применяют современные психолого – педагогические технологии в своей работе, которые обеспечивают реализацию ФГОС.
Программное содержание:
Цель: создание условий для развития познавательной активности детей 5 – 6 лет.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»
•Формировать представления и обогащать знания детей о диких животных леса.
• Закреплять умения детей делать выводы, отстаивать свою точку зрения, проявлять любознательность.
• Развивать умение детей классифицировать и анализировать в процессе выполнения задания в парах.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
• Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками.
• Побуждать включаться в совместную со взрослым и сверстниками деятельность.
• Развивать способность следовать правилам и условиям, задаваемые игровыми ситуациями.
ОО «Речевое развитие»
• Развивать умение детей точно и четко отвечать на поставленные вопросы, грамотно и содержательно выражать свою точку зрения.
• Развивать умение формулировать выводы на основе умозаключений.
ОО «Физическое развитие»
• Развивать двигательную активность детей.
• Снимать мышечное напряжение во время продолжительной умственной работы.
Используемые технологии:
«Аквариум», «Карусель», «Цепочка» «Дерево знаний».
Содержание занятия:
Педагог: Ребята, а вы хотите попутешествовать? (Ответы детей). Тогда подумайте и скажите, куда мы с вами можем отправиться, чтобы путь был недалеким, но в этом месте нам было бы интересно и увлекательно? (Ответы детей).
Воспитатель соглашается с детьми отправиться в лес.
Педагог: скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: зима!
Педагог: А как мы с вами доберемся в лес? На улице выпало много снега?
Дети: На лыжах!
Педагог: Отличная идея! Во время прогулки мы с вами так часто катаемся на лыжах, что добраться на них в лес нам будет совсем не сложно!
ИТ «Аквариум»
Цель: обогащать знания детей о путешествии, формировать умения выбирать, обосновывать и доказывать правильность своей точки зрения.
Д/и «Собираемся в путешествие»
Мотивационный этап:
Деятельность воспитателя: Ребята, нам нужно взять с собой в путешествие необходимые вещи, которые нам могут понадобиться в дороге. Собирать их будем в аквариуме.
Деятельность детей: Осознают поставленную цель. Соглашаются с воспитателем и принимают предложенную ситуацию.
(В следующих ИТ в мотивационных этапах деятельность детей имеет аналогичную цель и прописываться не будет.)
Организационный этап:
Деятельность воспитателя: Разделитесь на две команды по 4 человека.
Договоритесь между собой, какая команда будет первая выполнять задание, а какая - будет наблюдателями.
Напоминаю, что команда наблюдателей не подсказывает своим товарищам, а внимательно смотрит за выполнением задания.
Деятельность детей: Распределяются на две команды по 4 человека. Договариваются о том, кто первым выполняет задание, а кто наблюдает.Осознают нормы и правила сотрудничества друг с другом.
Деятельностный этап:
Деятельность воспитателя: Перед вами на столе лежат различные картинки с предметами, подумайте, посовещайтесь и выберите именно те вещи, которые понадобятся нам в путешествии.
Воспитатель смотрит за тем, как дети взаимодействуют друг с другом при выполнении задания, следит, чтобы наблюдатели соблюдали тишину. Затем воспитатель предлагает поменяться ролями и выполнить соответствующее задание.
Деятельность детей: Выбирают вещи для путешествия из разнообразных предметов на картинках. Активизируют необходимые знания. Активно взаимодействуют друг с другом в команде, совещаются. Вырабатывают новые знания и умения.
Заключительный этап:
Деятельность воспитателя: Давайте посмотрим, хорошо ли мы подготовились для путешествия, все ли необходимые вещи взяли в дорогу, ничего лишнего не положили с собой.
Ребята, которые выполняли первыми задание, расскажите нам, что вы выбрали с собой в дорогу? Наблюдатели, как вы считаете, ваши товарищи справились с заданием? Какие были допущены ошибки? Благодаря взаимопомощи, вы справились с заданием.
Вы молодцы, действительно, те вещи, которые вы выбрали, непременно пригодятся нам в дороге.
Деятельность детей: Ребята по-очереди рассказывают о том, какие вещи выбрали для путешествия. При этом формулируют свой ответ так: «Я беру с собой в путешествие …, потому, что…».
Наблюдатели выслушивают своих товарищей, а затем высказывают общее мнение при помощи развернутого ответа: «Мы согласны/ не согласны, потому, что…». Приходят к выводу о том, что с заданием получилось справиться, потому что каждый помогал друг другу в его выполнении.
Педагог: все необходимое для путешествия мы с вами собрали, пора нам отправляться в дорогу. Одевайтесь, вставайте на лыжи. Мы с вами отправляемся в зимний лес! (Дети имитируют процесс одевания).
Воспитатель включает музыку «Звуки зимнего леса», проговаривает вместе с детьми стихотворение Л. Квитко «Вьюга» (имитируя катание на лыжах):
Вьюга, вьюга, вьюга, вьюга.
Не видать совсем друг друга,
Мерзнут щеки на бегу, перегоним мы пургу!
Все быстрей мелькают лыжи,
Цель все ближе, ближе, ближе,
Через ельник, сквозь кусты,
С перевала, с высоты.
Нет для лыжников помех.
Воспитатель: ребята, вот мы с вами и приехали. Посмотрите, кто нас встречает на зимней опушке.
Дети: это Лесовичек! Здравствуйте.
Лесовичек: здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в лес! Вы приехали к нам в гости?
Дети: спасибо, да, мы приехали попутешествовать в зимний лес.
Лесовичек: как вы во время! Мне нужна ваша помощь. Я запамятовал и позабыл звериные следы, а мне срочно нужно попасть к Лисичке в гости, а их вон, сколько разных на тропинках! Куда мне идти, я и не знаю!
ИТ «Карусель»
Цель: развитие зрительного анализа детей, умения быстро и правильно выполнять задание, активно взаимодействовать со сверстниками.
Д/И «Чей это след?»
Мотивационный этап:
Деятельность воспитателя: Ребята, давайте поможем Лесовичку, напомним ему, как выглядят следы животных на снегу, чтобы он смог отыскать домик Лисички
Организационный этап:
Деятельность воспитателя:Ребята, сейчас мы поиграем с вами в игру «Чей это след?». Для этого выберите себе пару. Играть будем в карусели, поэтому определитесь, кто первым из вашей пары будет стоять во внешнем круге, а кто во внутреннем.
Дети из внутреннего круга подойдите к Лесовичку, возьмите у него задание для своей пары. Вопрос нужно задавать так: «Назови, чьи это следы?». Играть начнем по моему сигналу – я хлопну в ладоши.
Деятельность детей:Делятся на пары. Договариваются между собой, кто будет стоять во внешнем, а кто – во внутреннем круге. Осознают нормы и правила сотрудничества друг с другом. Берут у Лесовичка задание.
Деятельностный этап:
Деятельность воспитателя: Начинает игру, хлопнув в ладоши. Наблюдает за процессом игры, качеством выполнения задания. Смотрит за тем, как дети взаимодействуют друг с другом. Затем воспитатель предлагает поменяться местами и выполнить соответствующее задание.
Деятельность детей:Дети из внутреннего круга определяют следы животного на своей картинке и показывают ее каждому, кто подходит к нему, проговаривая при этом следующие слова: «Назови, чьи это следы?». Дети из внешнего круга передвигаются по хлопку по часовой стрелке, отвечая на заданный вопрос.
Заключительный этап:
Деятельность воспитателя: Ребята, расскажите, пожалуйста, получилось ли у вас отгадать следы животных, изображенные на картинках Лесовичка? Что вам больше всего понравилось: задавать вопрос или отгадывать звериные следы? Были ли у вас трудности при выполнении задания? А как вы считаете, ваши товарищи по паре справились с заданием? Какие были допущены ошибки?
Деятельность детей: Ребята по-очереди высказывают свое мнение. Выслушивают сверстников. Делают вывод о том, что им удалось помочь Лесовичку , благодаря чему, он найдет домик Лисички.
Лесовичок: спасибо, ребята! Теперь я без труда найду домик Лисички! Приглашаю вас с собой, добрые путешественники. (Дети соглашаются).
Отправляются все вместе к Лисичкиному домику. По пути Лесовичек слышит шум и споры зверей. Педагог, Лесовичок и дети подходят на опушку, на которой собрались звери. Лесовичок рассказывает детям о том, что лесные жители спорят, кто самый большой в лесу.
Педагог: ребята, а помните, мы с вами на занятии недавно узнали, кто из лесных зверей самый маленький, а то самый большой?
ИТ «Цепочка»
Цель: расширение и закрепление знаний детей о диких животных, развитие памяти, речи; формирование умения проявлять инициативу.
Д/И «От маленького к большому»
Мотивационный этап:
Деятельность воспитателя: Ребята, а помните, мы с вами на занятии недавно узнали, кто из зверей самый маленький, а кто самый большой обитатель леса? Давайте прекратим этот спор и поможем зверятам разобраться?
Организационный этап:
Деятельность педагога: Ребята, становитесь около пенька. Посмотрите, на нем лежат картинки с изображением зверей леса. Рассмотрите повнимательнее всех животных, они расположены вперемешку. Встаньте в цепочку.
Деятельность детей: Подходят к пеньку, рассматривают всех зверей. Договариваются друг с другом, кто за кем будет выполнять задание, выстраиваются в цепочку.
Деятельностный этап:
Деятельность воспитателя: Игра «От маленького к большому» началась. Подходите по-очереди к пеньку с картинками и выбирайте нужного зверька. Будьте внимательными, и не торопитесь.
Следит за выполнением задания.
Деятельность детей: Дети по цепочке подходят к пеньку и выбирают нужного зверя, располагая картинки от самого маленького к самому большому.
Заключительный этап:
Деятельность воспитателя: Ребята, как вы считаете, удалось ли вам справиться с заданием? Правильно ли расставлены лесные звери. Были ли у вас трудности при выполнении задания? Что больше всего понравилось?
Деятельность детей: Дети по-очереди высказывают свое мнение, рассказывают о возникших трудностях. Выслушивают сверстников. Делают вывод о том, что благодаря совместной работе они помогли зверятам и разрешили их спор.
Педагог: ребята, предлагаю вам отдохнуть и позабавиться под веселую музыку!
Двигательная пауза «Зимой»
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх).
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках).
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков).
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»).
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках).
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх).
(Физминутка проводится несколько раз, при этом ускоряется скорость проговаривания стихотворения и выполнения движений).
Лесовичок: Ребята, а вы хорошо знаете цвета или все время путаете их как и я?
Дети: мы хорошо знаем все цвета!
Лесовичок: А сможете мне доказать?
ИТ «Дерево знаний»
Цель: совершенствовать умение детей классифицировать предметы по цветам; активно взаимодействовать со сверстниками.
Мотивационный этап:
Деятельность воспитателя: Ребята, готовы доказать Лесовичку, что вы отлично знаете все цвета?
Организационный этап:
Деятельность воспитателя: Показывает дерево.
Обратите внимание на то, что на дереве находятся 4 цвета и большое разнообразие картинок с изображением разных предметов, явлений, животных. Вам нужно определить каких цветов картинки и объединить их с нужным цветом. Для выполнения этого задания вы можете разделиться на пары или 2 команды. Договоритесь между собой, кто из вас будет подбирать картинки к коричневому цвету, Кто – к оранжевому, белому, а кто к зеленому цвету?
Деятельность детей: Дети распределяются так, как им нравится, рассматривают дерево с картинками и цветами. Договариваются между собой и выбирают для себя цвета с дерева.
Деятельностный этап:
Деятельность воспитателя: Берите картинку с цветом, обсудите какие картинки вы будите находить и объедините выбранный цвет с нужными картинками на дереве, где вам захочется.
Деятельность детей: Дети парами или в командах, берут выбранный цвет и подбирают к нему нужные картинки, обсуждают друг с другом и высказывают свое мнение.
Заключительный этап:
Деятельность воспитателя: Воспитатель рассматривает результат деятельности детей, совместно обсуждают то, как они справились с задачей и как они помогали друг другу. Возникали ли трудности?
Деятельность детей: Отвечают на вопросы, делятся своим опытом друг с другом.
Лесовичок: какие вы молодцы, ребята! Справились с моим заданием и доказали мне, что знаете цвета!
Педагог: спасибо, Лесовичек, что принял нас в своем доме. Нам с ребятами пора возвращаться в детский сад.
Лесовичок: Скажите, ребята, вам понравилось у меня в гостях? Что больше всего вам запомнилось? (Ответы детей). Я знаю, что скоро вы будете праздновать новогодний утренник, в благодарность за вашу помощь, я пришлю вам из леса самую лучшую елочку для вашего утренника! До свидания, друзья!
Воспитатель включает веселую музыку, проговаривает вместе с детьми стихотворение Л. Квитко «Вьюга» (имитируя езду на лыжах), возвращение в детский сад.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по речевому развитию с элементами познавательно-исследовательской деятельности в старше
Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе. Как зимуют дикие звери в лесу
Конспект ООД для детей старшей группы: Зимующие птицы
Конспект занятия для детей старшей группы на тему: Зима