Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе. Как зимуют дикие звери в лесу

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему «Как зимуют дикие звери в лесу».
Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель, ГБОУ г. Москвы "Школа №285 имени В.А. Молодцова", структурное подразделение №13.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшей группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования и родителей.
Цель: Ознакомление детей с жизнью диких зверей в лесу зимой.
Задачи:
-Формировать представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.
- Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
- Обобщать знания детей о том, чем питаются дикие звери зимой.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.
Материал: картинки с изображением диких зверей и их нор.
Предварительная работа: рассматривание картин на данную тему. Чтение В. Зотова «Лесная мозаика».
Ход занятия
- Ребята, посмотрите в окно, все изменилось вокруг, стало тихо и никого не видно, нет травы, нет листиков на деревьях.
- Ребята, стало холодно, солнышко реже светит, деревья приготовились к зиме, листву сбросили, да и снег выпал, спрятал травку.
- Послушайте стихотворение Федора Тютчева про зимний лес
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- Ребята, а давайте с вами поиграем и отправимся в зимний лес. Представьте себе, что мы находимся в заснеженном лесу, вокруг сосны и ели, под ногами хрустит снежок, на ветках деревьев лежит тоже снежок.

- Ой, ребята, посмотрите, вижу я чьи-то следы. Как вы думаете, кто здесь пробегал? (выставляется картина с зайкой).
- Давайте послушаем стихотворение Е. Шеламановой «Зайчик и снежок»
Запрыгал зайчишка
По тропке лесной,
Увидел: снежинки
Лежат под сосной.
Ах, как хорошо, что
Нападал снежок,
Теперь он –
Мой белый пушок.
Теперь не увидит
Ни волк, ни лиса,
Где прыгает зайчик
По снежным лесам.
В сугробе под ёлочкой
Можно поспать,
Поглубже запрятаться
И не дрожать.
Поспал – пробежался
По лесу кружок.
Спасибо, что выручил
Зайца, снежок!

- К зиме заяц меняет свой мех на белый, и в такой шубке он становится незаметным на снегу, и ему легко спрятаться от врагов. У зайца мех становится таким теплым, что он долгое время может отдыхать на снегу. А еще, спасаясь от врагов, заяц любит «петлять», т. е. запутывать следы и возвращаться на прежнее место.

- Ребята, а что же ест зимой зайчик?
- Зайцы зимой поедают ветки, кору кустарников и деревьев, поэтому зимой они живут возле густых насаждений, где для них много корма.
-Ребята, а что это за большой сугроб? (выставляется следующая картина)

- Это берлога медведя. Медведь зимой в берлоге под снегом крепко спит и никого не слышит.
- Послушайте стихотворение А. Костакова «Медвежий сон»
Сочувствует медведю
Зимой лесной народ.
Ни разу косолапый
Не встретил Новый год.
Ему бочонок с медом
Оставил Дед Мороз,
А он храпит в берлоге,
Прикрыв ладошкой нос.
Но кто его поздравит?
Не встретишь смельчака.
Разбудишь лежебоку -
А вдруг намнет бока?

- Ребята, а кто еще прячется в зимнем лесу?
- Посмотрите на это дерево, может здесь кто-то живет? Вокруг этого дерева есть маленькие следы. Кто их мог оставить? (выставляется картина)

- Ребята, кто живет в дупле этого дерева?
- Правильно, это белочка.
- Ребята, а почему белочка спряталась в дупло на дереве в лесу зимой?
- С наступлением холодов белка сделала запасы в кладовых и теперь может спокойно зимовать в своем домике. Но белка зимой не спит. Она поменяла цвет шкурки, и он стал такой же, как ствол дерева. Это защищает нашу белочку от врагов. И если ей надо будет сбегать в кладовку за запасами, ее даже не будет видно.
- Ребята, а как белка приспосабливается к зиме?
- Она меняет свой мех и из рыжий становится светло-серой.
- У белки, ребята, большой и пушистый хвост. Хвостом белка покрывается в дупле, как одеялом от холода. А еще ей хвост нужен для того, чтобы она перелетала с ветки на ветку, а хвост служит ей и рулем и парашютом.
- А чем же питаются белки зимой?
- Белки зимой питаются орешками, семенами, а запасы она делает в разных местах: орехи она прячет в лесной подстилке, грибы укрепляет между ветками. Зимой она отыскивает свои запасы и берет из них корм.

- Ребята, послушайте стихотворение Валерия Берестова, которое называется «Беличий остров»
Сюда никто не ездит,
Сюда пешком идут.
Такие уж хозяйки
На острове живут.
И взрослые, и дети
Спешат их навестить.
Не забывают гости
Хозяек угостить.
Любить природу надо,
Чтоб человеком стать.
За это даже белки
Вас будут уважать.
Пусть поиграют с вами,
Возьмут еду из рук
И объяснят друг дружке:
«Не бойся! Это друг!»

- Ой, ребята, смотрите, здесь есть чьи-то следы.
- Это следы маленькой лесной мышки.
- Посмотрите, это мышиная нора. (дети рассматривают картину)

- Послушайте стихотворение про мышей.
Как у мышки, у полёвки
Целых тридцать три кладовки.
В каждой семечки лежат
Для мышат, для малышат.

Мышки семечки грызут
И растут, растут, растут.
Ешьте, детки, ешьте вволю:
Много семечек на поле.

- Ребята, а может под пеньком кто-то спрятался?(выставляется картина)

- Ой, здесь кто-то колючий
- Это ежик.
- Ой, ребята, посмотрите, как крепко спит ежик.

- А чем же питается ежик.
- Пища ежика — это ящерицы, змеи и жуки.
- Зимой насекомых нет, поэтому ежик крепко спит.
- Послушайте стихотворения В. Карцева про лесного ежика
Весь в иголках
Но не елка
И зимой он крепко спит.
Серый маленький комочек.
Он свернулся весь в клубочек.
Сладко ежик наш сопит.
- Ну вот, ребята, мы совершили замечательную прогулку в зимний лес.
- Что Вам больше всего понравилось, что запомнилось?
- Все работали хорошо. Молодцы. Спасибо Вам за внимание.
- Занятие окончено.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по речевому развитию с элементами познавательно-исследовательской деятельности в старше Конспект НОД на тему: Зима в старшей группе Конспект ООД для детей старшей группы: Зимующие птицы Конспект занятия для детей старшей группы на тему: Зима

Похожие статьи:

Прогулки в декабре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Занятие по ПДД для детей старшей группы детского сада | Аппликация своими руками для детей 4-5 лет на тему: Зима
Опубликовано: 3043 дня назад (27 декабря 2015)
Просмотров: 10345
+4
Голосов: 4
Светлана Олеговна Часовских # 28 декабря 2015 в 06:55 +1
Хорошее занятие. Вы закрепили знания детей о том, как зимуют разные животные, чем питаются. Подобрали интересные загадки о животных, иллюстрации.Примите голос. Успехов.
Юлия Евгеньевна Шамиданова # 28 декабря 2015 в 20:47 +1
Отличный конспект. Подобраны интересные загадки и иллюстрации. Думаю поставленные цели выполнены.
Марина Михайловна Платнова # 30 декабря 2015 в 21:16 +1
Татьяна Геннадьевна, замечательное занятие. Обязательно использую в своей работе. Примите от меня голос!
Титова Екатерина Александровна # 5 января 2016 в 22:34 0
Татьяна Геннадьевна, интересное занятие,удачные иллюстрации!Успехов!Примите голос.
Наталья Михайловна Аронова # 5 марта 2016 в 10:08 0
Здравствуйте, Татьяна Геннадьевна! Благодарю Вас за прекрасный конспект. После такого занятия дети хорошо усвоят тему "Дикие животные" и проникнутся любовью к природе. Прекрасно подобран наглядный материал и художественное слово! Удачи Вам!