«Поем, играя!» (Обзор литературы по игровым методикам обучения пению).
Автор: Наумова Алена Борисовна, педагог дополнительного образования, руководитель младшего и подготовительного хора МБУДОД «Детская хоровая школа искусств мальчиков и юношей «Молодость» г. Челябинска.
Материал будет интересен педагогам-музыкантам учреждений дополнительного образования, учителям музыки начальных классов, хормейстерам, музыкальным работникам детских садов, которые заинтересованы в том, чтобы занятия музыкой, хоровое пение приносило детям большое удовольствие, и при этом было обучающим, полезным для формирования навыков. Частично материал будет интересен логопедам. Дефектологам, воспитателям детских садов.
Целью данной работы является показ, знакомство молодых специалистов в области работы с детьми с некоторыми игровыми методиками обучения пению.
Задачи:
1. Рассмотреть игровые методики следующих авторов: В.В.Емельянов и И.А.Трифонова, О.В.Кацер, Н.В.Рыбкиной, Е. и С. Железновых.
2. Сделать краткий анализ и вывод по каждому из источников.
Многие современные педагоги, учителя музыки, хормейстеры, при работе с детьми используют игровые приемы для привития детям вокально-хоровых навыков, но при этом каждый из них собирает материал для этого, что называется, по крупицам. В этой работе мы рассмотрим некоторые пособия, методики, в которых авторы опираются именно на игровой метод развития вокально-хоровых способностей. Рассматривать мы станем только современные методики, конца 20-го века, ведь жизнь не стоит на месте, идет вперед и необходимо двигаться по течению, а не заглядывать в прошлое!
1. Емельянов, В. В., Трифонова Е. Развивающие голосовые игры: методическая разработка по I уровню обучения Многоуровневой обучающей программы «Фонопедический метод развития голоса» / Тюмень, 2010г.
Думаю, что нет сейчас таких педагогов, хормейстеров, музыкальных работников, которые не слышали бы про Фонопедический метод В.В.Емельянова. Появившаяся в 2010 году разработка по голосовым играм значительно облегчила работу по этой методике с маленькими детьми. В этой методической разработке, небольшой по размеру, приведены два варианта выполнения всех упражнений: абстрактный и конкретный. В работе с малышами мы используем именно конкретный вариант, потому что его всегда можно облечь в игровую форму, поставить перед ребенком конкретную задачу! Ведь гораздо проще сказать ребенку: «спой так, как будто у тебя полный рот и гортань горячей картошки», чем объяснять, что нужно опустить гортань, приподнять верхнее нёбо и послать звук в головной резонатор! В качестве бонуса, в конце этой разработки приведены различные сказки, основанные на этой методике, составленные студентами-учениками Е.Трифоновой.
Игры Е.Трифоновой по системе В.Емельянова помогут нам в развитии качественных показателей голоса: чистота интонации в верхнем и нижнем регистре, увеличение объема и тембральности голоса, расширение диапазона, активизация артикуляционного и дикционного аппарата, навыках глубокого абдоминального дыхания.
Внимание! Использование методики В.Емельянова без прохождения очных курсов у него или его учеников-последователей является опасным для голоса ваших подопечных! Я видела огромное количество загубленных детских голосов, педагоги которых недоумевают: они же прочитали все книжки, прослушали все аудиозаписи, почему же у ребенка пропал тембр и расшатан голос?!
"Выдувание" по системе В.В.Емельянова.
2. Методическая разработка О. В. Кацер «Основы игрового обучения пению»: учебно-методическое пособие / СПб: Музыкальная палитра, 2005г.
Именно эта работа стала для меня отправной точкой в мысли о том, что дети должны учиться в игре, а не в упражнениях и задачах. Главная мысль в этой методической разработке: ребенок абсолютно всему может научиться в игровой форме. Разработка О.Кацер опирается на труды таких маститых пелагогов-хормейстеров, работающих с детьми как К.Орф, З.Кодаи, Г.Струве. В ее разработке мы видим переосмысление методик великих хормейстеров на современный лад. О.Кацер доказывает нам в своей работе, что игровой метод в работе с детьми наиболее действенный для формирования всех необходимых нам навыков, а в качестве бонуса в конце книги дана чудесная сказка про путешествие Язычка, к которой не останется равнодушен ни один ребенок!
Используя методическую разработку О.В.Кацер, мы сможем сформировать у детей навык чистой интонации, воспитаем в них чувство ритма, разовьем их артикуляционный аппарат. Все это мы сделаем в легкой, веселой и непринужденной игровой форме!
Сказка про язычок. "А ротик зевнул, и открылся!"
3. Н.В.Рыбкина «Цикл упражнений при работе с детьми».
В свое время на глаза мне попались три цикла упражнений Н.В.Рыбкиной (самарского педагога), на семинаре которого присутствовал мой педагог по детской хоровой методики. Она-то и привезла нам эти замечательные упражнения, которые очень любят дети.
Дыхательно-звуковая гимнастика (каждый вдох и выдох сопровождается определенным действием).
"Машина поворачивает"
Двигательно-звуковая гимнастика (на каждое движение приходится определенный звук, формируется понятие о регистрах, фальцетном звучании).
"Буратино - Карабас"
Артикуляционные жесты (набор определенных фраз на каждую из гласных (А, О, У, И), сопровождающихся жестами, помогающими в певчески-правильном формировании гласных звуков).
Цикл упражнений Н.В.Рыбкиной поможет нам в игровой форме сформировать навыки правильного дыхания, артикуляции, понятия о регистрах.
Если кому-то будет интереснее подробнее об этом узнать, пишите в комментариях, попробую посвятить этому статью в блоге.
4. Сборники Железновых «Кошкин дом».
Совсем недавно открыла для себя эту методику. Про нее очень много написано в интернете, есть огромное количество записей, отдельный сайт в интернете, видеозаписи уроков. При работе по этой методике прекрасно формируется чувство ритма, а добавление в нее различных мануальных действий (движение руками, похлопывание по коленкам, какой-то поверхности) ведет к развитию мелкой моторики, а значит и к интеллектуальному развитию и формированию речевого аппарата.
Простукиваем ритм мелодии по коленочкам.
Несложные, понятные любому ребенку песенки, используемые в работе, дают возможность работать по этой методике с совсем маленькими детьми, которые делают первые шаги не только на музыкальном поприще, но и просто начинают ходить! Немаловажно, на мой взгляд, то, что все занятия проходят вместе с родителями, что формирует доверительное отношение к ним у ребенка, укрепляет связь между ними!
Итак, мы рассмотрели четыре таких разных, но одновременно похожих игровых методики музыкальной работы с детьми. Используйте ту, что вам ближе, или берите из каждой то, что вам хочется, объединяйте, сочиняйте на этой основе что-то свое, эксклюзивное, ведь главной целью нашей работы является счастливое детство наших подопечных, и их правильное музыкальное развитие. Используя эти методики, ваши дети гарантированно полюбят музыкальные занятия, а значит и будут заинтересованы в дальнейшем продвижении по такой сложно и одновременно интересной музыкальной лестнице!
Рекомендуем посмотреть:
Игровые методы и приёмы для развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Игры и упражнения для формирования вокально-хоровых навыков у детей 4-6 лет
Распевание для детей в игровой форме
Лечебные свойства музыки
Похожие статьи:
Обучение детей музыке. Полезные советы и рекомендации для родителей
Изучение нотной грамоты через сказку
Стихи о музыкально-развивающей среде в ДОУ
Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет