Осенняя викторина для начальной школы. Сценарий
Викторина для детей. Осеннее ассорти
Автор: Гаврилова Алена Михайловна
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию викторину, посвященную осени. Данный материал будет полезен педагогам ОУ, классным руководителям, библиотекарям, организаторам праздников. Данное мероприятие следует проводить в начале осени.
Я не к каждой загадке поместила картинку, если кто-то заинтересуется разработкой, изображения легко найти в книгах и интернете.
Цель: формирование интереса к природе.
Задачи: расширить знания детей о грибах и ягодах. Дать представления о том, как они выглядят, напомнить о съедобных и ядовитых грибах и ягодах.
Оборудование: проектор.
Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение?
Сейчас у нас с вами за окном осень. Кто-то любит это время года, а кто-то нет. А вам нравится осень? Чем? Почему не нравится? А может быть кто-то родился осенью?
Ответы ребят.
Ребята, осень нам каждый год дарит свои подарки. Это и урожай на полях и огородах, это и дары леса: грибы, ягоды, которые растут в лесу. Это множество разного материала для поделок.
Сегодня я хочу предложить вам провести викторину «Осеннее ассорти», мы поговорим о дарах осени, посоревнуемся в отгадывании загадок. Тот, кто наберет больше всего жетонов за правильные ответы будет главный осенний знаток. Готовы?
Раунд 1. Грибы.
Судя по археологическим раскопкам, древним рукописям и наскальным рисункам, грибы известны людям с древних времен. Еще наши далекие предшественники научились употреблять их как в качестве еды, так и применять для выпечки хлеба, изготовления напитков. Позже грибы стали применять для приготовления сыров.
Люди очень давно разделили грибы на ядовитые и съедобные. И тем и другим они сразу же нашли применение. Съедобные стали употреблять в пищу, а несъедобные стали орудием мести и способом выяснения отношений с врагами. Так, например, римский император Клавдий (I век н. э.) был отравлен грибами своей женой Аг¬риппиной, по приказу которой знаменитый цезарский гриб был подменен смертельно ядовитой бледной поганкой.
Россию смело можно назвать страной грибов. Они растут практически на всей ее территории от Заполярья до южных субтропиков, от западных границ до тихоокеанского побережья. Их можно встретить в тундре среди полярных березок и чахлых елей, в покрытых травою степях, высоко в горах и их долинах. На Руси грибы — жареные, вареные, соленые — издавна не переводились со стола в будни и праздники. Наряду с овощами их считали «пригожей к здоровью едой».
До революции грибы выво¬зились за границу обозами в дубовых бочках. Одной из стран, которая с удовольствием покупала наши грибы, была Франция. Французская кухня всегда славилась соусами. Среди них грибной соус занимал одно из первых мест. Французы в шутку говори¬ли, что с грибным соусом можно есть даже подметки от сапог. А вы дома готовите блюда из грибов, какие?
Ребята, вы слышали, что походы за грибами и их сбор называют «тихой охотой»? Грибов, которые можно собирать и употреблять в пищу, у нас в России более 300 видов. Но в наши корзины едва ли попадает 15—20 из них. Грибы нужно уметь узнавать «в лицо». Научиться это¬му проще всего по цветным рисункам. И сейчас я буду загадывать вам загадку про гриб, будете ее отгадывать, а затем смотрим на картинку с грибочком.
1.Что за желтые сестрички
Спрятались в траве густой?
Вижу я их всех отлично,
Заберу скорей домой.
Очень чистый, вкусный гриб -
Рад и повар, и грибник.
Эти желтые сестрички
Называются… (Лисички)
2.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я - … (подосиновик)
3.На поляне лесной,
Под могучей сосной
Старый старичок,
На нем бурый колпачок
Колпачок на бочок,
Кто в лесу бывает,
Тот его и знает. (боровик)
4.Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это … (сыроежки)
5. Кто повыше, кто пониже, —
На пеньке народец рыжий.
Тридцать три веселых брата.
Как же их зовут? (Опята)
6. Вот оранжевый грибок,
Шляпка, ножка, крепкий бок.
Вы в лесу его встречали,
На картинках книжек.
И по цвету узнавали.
Кто же это? ... (рыжик)
7. Мы засолим к декабрю
Их в большой кадушке.
Не кричат грибы "Хрю-хрю!",
Но они - ... (свинушки)
8. У него везде грибницы -
На лугу, в лесу, в теплице.
Розоват со всех сторон
Гриб полезный... (шампиньон)
9. В шляпе розовой, мохнатой,
Но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко,
Для соления … (волнушка)
10.Под берёзой старичок,
На нем бурый колпачок,
И пиджак с пестринкой,
А сапожки - с глинкой. (подберёзовик)
11.Шоколадно-бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок -
Гриб такой зовут... (масленок)
12.Знают даже малыши
Красно-белые грибы
Те, что с мухами не дружат.
Не бери ты их на ужин -
Несъедобен этот гриб,
Хоть красавец он на вид.
Называют с давних пор
Гриб тот - красный… (мухомор)
13.Скромный, тоненький и бледный...
Этот гриб, представьте, вредный.
Попадёт грибочек в суп –
Вас в больницу увезут.
Потому что ядовитый,
И на всех вокруг сердитый.
Мы оставим на полянке
Эту вредную… (поганку)
Какие вы молодцы! Как много грибов знаете!
Раунд 2. Ягоды.
А теперь давайте проверим, знаете ли вы ягоды? Ведь не только летом, но и осенью тоже собирают ягоды, а какие?
Говорят, что осенью созревают самые полезные ягоды. В начале сентября собирают последнюю голубику, а также облепиху и бруснику. После первых собирают ягоды дикой рябины и боярышника. А дикорастущую клюкву можно собирать на болоте не только всю осень напролет, но и ранней весной: ее ягоды особенно вкусны после долгой зимы, проведенной под снежным покровом. Не стоит забывать и о черноплодной рябине с шиповником.
Существуют легенды о ягодах, которые собирают осенью.
Давным-давно в глухом лесу рядом с деревушкой жили гномы, обладающие несметными богатствами. Узнав о них, люди стали искать легендарные клады и гномам пришлось уйти далеко в лес, спасаясь от незваных гостей. Бедные гномы голодали, и никто не протягивал им руку помощи. Однажды маленький
куст черники приютил их, накормил своими ягодками и закрыл веточками от непогоды. В благодарность ему гномы расселили черничку по всем лесам.
Защищая себя от животных и птиц,
кусты шиповника переплетаются между собой, выпуская шипы и охраняя заветные лечебные плоды. Только самым добрым детям, с чистой душой, они позволяют срывать свои ягодки.
Маленькая ласточка спустилась с неба, неся в клювике несколько капель волшебной воды, которая могла бы сделать людей бессмертными. Позавидовала ей злобная оса, не знающая добра, и ужалила. А ласточка уронила капельки на елку и
бруснику, потому они теперь всегда остаются зелеными.
1.Кто ж те ягоды не знает,
От простуды помогают.
На кустах они висят,
И, как маков цвет, горят.
Только это не малина.
Что за ягода? - (Калина)
2.Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая... (клюковка)
3.Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
Темных ягодок сорви-ка.
Что за кустик? (Ежевика)
4.Листики - с глянцем,
Ягодки - с румянцем,
А сами кусточки -
Не выше кочки. (Брусника)
5.Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (малиной)
6.Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки
Развешаны на ветке. (Шиповник)
7.Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины — ... (черника)
8.Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина)
9.Ягодки в лесу, на кочках,
Укрываются в листочках.
Синяя у всех туника...
Ищём что мы? ...(Голубику)
10.На колючем кустике
Желтенькие бусики.
Наступила осень тихо,
И созрела... (Облепиха)
11.Расту в лесу под кустиком
На длинном стебельке.
Кругом четыре листика,
А в самой глубине
Чернее ночи — ягода
Да сильный яд во мне. (Вороний глаз)
12.Цветок — как бубенчик,
Беленький венчик.
Цветёт он не пышно,
Звенит ли — не слышно. (Ягоды ландыша)
Ребята, я думаю вы все знаете, что ягоды ландыша очень ядовиты.
Ребята, вы все большие молодцы. Вы знаете очень много грибов и ягод. А также сегодня, кто-то узнал и ядовитые грибы и ягоды и запомнил их навсегда.
А теперь давайте, подведем итог, кто у нас главный знаток осени. Посчитайте свои жетоны.
У нас возникла спорная ситуация, два человека набрали одинаковое количество жетонов. Чтобы разрешить этот спор, давайте я вам загадаю старую-престарую загадку, кто отгадает тот и победил.
Древо древоданское,
Листья лихоханские,
Цветы ангельские,
Когти дьявольские. (Роза-шиповник).
Вот и определился наш главный победитель. И мы вручаем ему наш приз – осенний венок (или книгу об осени).
Список использованных источников
Клепина З.А. Грибы. – М.: Гамма пресс 2000, 2002. – 256 с., илл.
Ляхов П.Р. Энциклопедия грибов. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 256 с., илл.
deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-yagody/
http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-pro-griby.html
Рекомендуем посмотреть:
Осеннее развлечение в 1 классе. Сценарий
Классный час на тему: Осень, 2-4 класс
Сценарий игровой осенней программы в начальной школе. Осень в лесу
Сценарий осеннего праздника в начальной школе. Праздник урожая
Похожие статьи:
Сценарий праздника Осени в начальной школе
Праздник грибов в 3-4 классе. Сценарий
Классный час во 2 классе на тему: Осень
Внеклассное мероприятие на тему «Покров», 4 класс
Классный час на тему: Осень, 7-9 класс