Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Классный час «Литературное наследие Удмуртии», 8 класс

Классный час «Литературное наследие Удмуртии»
Тематическое направление: приобщение к культурному наследию.
Для современного развития России очень важно знать традиции отечественной культуры, нравственные и идеологические ориентиры. Региональная идентичность, знание истории и культуры "малой родины" - основа нашей гражданской и творческой активности.
Методическая разработка будет полезна учителям, работающим на территории Удмуртской Республики.
Цель: воспитание у учащихся интереса к культурному и литературному наследию Удмуртии.
Задачи:
- показать обучающимся, что о нашей земле было известно в 18-19 веках писателям, поэтам научным деятелям;
- привлечь интерес обучающихся к вопросам развития литературы Удмуртии;
-показать, что литература несет в себе отпечаток времени и , принадлежа своему времени, остается в веках.
Ход классного часа
1. Организация занятия
- Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга.
В центре класса ребята образуют круг и здороваются друг с другом: пожимают руки сначала рядом стоящим, затем – через одного, через двух, через трёх.

2. Введение в тему
- Тему сегодняшнего занятия мы запланировали еще в начале учебного года, когда говорили о том, что важно помнить нашу историю и людей, которые творят историю.
На нашем занятии сегодня мы поговорим в первую очередь о нашей малой родине – Удмуртии, о людях, которые помогали развивать культуру и литературу нашего родного края.
Начнем с того, что территория Удмуртии в прошлом относилась к Вятскому краю. В результате административных преобразований в 1920-1930х годах Глазов, Сарапул и Елабуга были выведены из состава Вятской области, но и поныне это соседство и родство объединяет Удмуртию, Татарстан и Кировскую область в территориальную общность – Приволжский Федеральный округ.
Наш край и его жители привлекали внимание М.Ю. Ломоносова, Н.М. Карамзина, Г.Р. Державина, здесь побывали А.Н. Радищев, и декабристы, В.А. Жуковский и А.И. Герцен. Связаны с нашим регионом М.Е Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А.П. Чехов и А. Грин. Уже эти имена и сведения наглядно свидетельствуют нам о том, что наша земля – уникальное культурно-историческое место.

3. Культурное наследие от Ломоносова до Короленко
Подготовленные ребята выступают с сообщениями.
1-й ученик. Упоминание о вотяках этнографического характера встречаются в научных исследованиях М.В. Ломоносова и Н.М. Карамзина. Для них наши края были знакомы только по письменным источникам. «Увидеть и понять свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг», считал М.В. Ломоносов(1711-1765). Об Удмуртии и её жителях русский поэт и учёный упоминает в трудах по истории России. Информацию для них он черпал из русских летописей (Нестора и других). Его точка зрения о том, что вместе с другими «чудскими поколениями» коренное население удмуртского Прикамья «участие имеет в составлении российского народа». Знакомство с историей Вятско-Камского междуречья и Среднего Приволжья Н.М. Карамзина (1766-1826) состоялось на основе летописных источников, архивных документов, произведений фольклора, трудов отечественных и зарубежных писателей, собранных учеными 18 века в ходе поездок по стране, организованных Петербургской академией наук. В «Истории государства Российского» Карамзин сообщает: «…любопытное предание о начале его (города Казани). «Сын Батыев», именем Саин, шел воевать Россию», но решил основать город Казань… «…Разорил Вятку, где жили и торговали выходцы из новгородских земель… Вотяки, черемисы, самые отдаленные башкирцы приносили дань, требуя милосердия». Итак, на основе письменных источников М.В. Ломоносов и Н.М. Карамзин в своих исторических трудах дали лишь самую общую краткую характеристику Вятской земли и её населения в историческом аспекте.

2-ой ученик. Выдающийся русский писатель и общественный деятель А. Н. Радищев(1749 - 1802) обращался к теме борьбы со злом и тиранией уже в ранних произведениях: «Житии Федора Васильевича Ушакова» (1771), «Письме к другу, жительствующему в Тобольске» (1782), оде «Вольность» (1783).Борьба с крепостничеством - ведущая тема «Путешествия из Петербурга в Москву». 650 экземпляров этой книги были напечатаны самим автором, накануне ареста ему пришлось сжечь большую часть тиража. 4 сентября 1790 года
Екатериной II был издан указ, по которому Радищев за сочинение этой книги ссылался на десять лет в Сибирь. Осенью 1790 года автор «Путешествия...» ехал в ссылку по кандальному пути Сибирского почтового тракта. Отрезок пути от Казани до Перми (это 352 версты) проходил через Вятскую губернию. Известно, что нашу территорию писатель проезжал с 12 по 16 ноября. орожные впечатления Радищева нашли отражение в двух произведениях: в «Записках путешествия в Сибирь» (17901 и в «Дневнике путешествия из
Сибири» или «Записках путешествия из Сибири»(1797). Эти «предварительные литературные наброски» могли стать протографами нового «Путешествия», отражавшего устойчивость общественных воззрений Радищева.
Вот текстуальные упоминания о нашем крае в радищевских «Записках путешествия в Сибирь»: «Какси, тож Мука-Какси, 26 вер. Не доезжая оной деревни 5 верст, реку Вале переезжали... По реке лес черный, а немного далее ель и пр. 2 версты от реки - вотские деревни. Они овинов не имеют, хлеб молотят сырой а когда молоть, то сушат в печах. Народ боязливый и добрый. Сюмси, 20 верст... Юбари, 14 верст. Ночевали. Нашли праздник, состоит в том, что все девки, бабы и мужики ходят из двора во двор и пьют пиво; ходили до утра и перепились допьяна. На бабах высокие кички с бахромой, с шитьем и кончика ми серебряными. Примечается охота и в диких наряжаться; сходство в сем нравов женщин в больших городах. Отменно, что наряды переменяют часто». Здесь идет речь об удмуртском языческом календарном празднике проводов осени и встречи зимы. Он сопровождался традиционным обрядом ночного обхода молодежью всех домов деревни с пением, плясками, ряжением, скоморошьими действами.
В продолжении путевого дневника Радищева есть и следующие записи:«Селта, или Кожиль-Селты, 29 вер. Игры, 37. Ночевали. Места почти ровные, гор мало, болоты, местами лес... Вотяков много малобородых. Народ простой. У баб круглые скуфьи низанные... Село Дебес, или Николаевское, 25 версты переехали реку Чепцу по живому мосту. По ней ходят суда от Глазова и ниже с хлебом в Астрахань, впадает в Вятку... Вотяки поют, едучи, как русские ямщики. Нравы их склонны более к веселию, нежели к печали... В Чепце ночевали, последняя вотская деревня».

3-й ученик. В мае 1879 г. По подозрению в печатании и распространении революционных изданий вместе с братом Илларионом Владимир Короленко (1853-1921) был арестован и сослан в Вятскую губернию. 2 июня арестанты были отправлены из Вятки в Глазов. Пребывание Короленко в Вятском крае радикально повлияло на его мировоззрение: ему удалось преодолеть народнические иллюзии, он отказался от карьеры профессионального революционера, выбрав писательство.
Такому активно мыслящему человеку, как Владимир Галактионович, сложно было скучать даже здесь, в глуши. Он работал сапожником, учась у мастера. Просвещал горожан, устраивая читки вслух. Посещал местную библиотеку, где не только читал, но и советовал, какие книги стоит выписывать. Общительный и отзывчивый, писатель легко находил язык с горожанами. Завёл немало знакомых. Познакомился с их жизнью. Впоследствии, воспоминания о глазовчанах легли в основу ряда рассказов: «Ненастоящий город», «Собор с зароком», «Глушь».
Будучи в Глазове В.Г. Короленко не переставал бороться за справедливость. Он написал жалобу вятскому губернатору на глазовского исправника. Однако действие возымело обратный эффект и досталось не виновному, но правому. 25 октября 1879 года писателя перевели в Берёзовские Починки, где народный защитник пробыл до 15 февраля 1880 года.

Мултанское дело
Второе знакомство В.Г. Короленко с удмуртами состоялось в селе Старый Мултан (ныне с. Короленко), куда он приезжал с целью собирания данных для защиты 10 удмуртов, ложно обвиненных в 1892 году в принесении языческому богу человеческой жертвы. Писатель принял активнейшее участие в рассмотрении так называемого «Мултанского дела».
В 1894 году отделение Сарапульского окружного суда присяжных в городе Малмыже Вятской губернии, рассмотрев дело по обвинению удмуртов села Старый Мултан в человеческом жертвоприношении, признало их виновными. Семерых суд приговорил к лишению прав состояния и к ссылке в каторжные работы на большие сроки. Для того чтобы лучше организовать выступление в защиту удмуртов, провинциальный журналист А.Н. Баранов решил обратиться за помощью к В.Г. Короленко.
Писатель, ознакомившись с материалами, откликнулся на приглашение и в сентябре 1895 года прибыл в Елабугу в качестве журналиста. По окончании суда, Короленко с Барановым составили судебный отчет и выехали в Старый Мултан для личного ознакомления местом, где якобы было совершено жертвоприношение. Опубликование подробностей судебного разбирательства «Мултанского дела» и привлечение внимания широкой общественности к процессу, дали свои результаты. Стали появляться статьи и исследования специалистов и знатоков удмуртского быта. В.Г. Короленко привлек для защиты удмуртов знаменитого адвоката Карабчевского, профессоров, этнографов, юристов. Он выступил в 1896 году на третьем судебном разбирательстве качестве эксперта – этнографа со стороны защиты. После восьмидневного разбирательства, 17 июня 1896 года суд вынес оправдательный приговор.
Удмуртский народ с благодарностью хранит память о выдающемся писателе – гуманисте Владимире Галактионовиче Короленко. Его именем названо село в Кизнерском районе, Русский драмтеатр в г. Ижевске, библиотека, улица и пединститут в г. Глазове.

4. Работа в группах
Ребята, вы получили на группу 1 портер, распечатанный на листе а4 (М.В.Ломоносов, Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев, В.Г Короленко). С обратной стороны портрета запишите все, что вам запомнилось в ходе выступлений одноклассников, какие возникли вопросы.

5. Обсуждение информации и вопросов
Ребята рассказывают о том, что узнали, задают вопросы.
- А о ком бы вы хотели еще узнать? Кто еще тесно связан с историей нашей земли, с развитием литературы нашего края?
- Следующее занятие мы посвятим уже о нашим удмуртским писателям и поэтам.
- Наше занятие хочу завершить обратной связью – рефлексией. Используйте листочки, которые у вас на столах.

6. Рефлексия
Для рефлексии нашего занятия хочу предложить метод пяти пальцев.
Используем ладонь правой руки.
«М» (мизинец) – мысли, знания, информация.
- Что нового я сегодня узнал?
- Какие знания приобрёл?
«Б» (безымянный) – близость к цели.
- Что я сегодня сделал и чего достиг?
«С» (средний) – состояние духа.
- Каким было моё настроение, расположение духа?
- Что было связано с положительными эмоциями?
«У» (указательный) –услуга, помощь, сотрудничество.
- Чем я сегодня помог другим?
- Улучшились ли мои взаимоотношения с окружающими?
«Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.
- Что я сегодня сделал для моего здоровья?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект классного часа для учащихся 9-11 классов коррекционных школ на тему: Здоровый образ жизни Ролевая интерактивная игра "Социальные сети: за и против", 9 класс Внеклассное мероприятие для 9 класса на тему: Казахстан Классный час, посвященный Дню памяти воинов-интернационалистов

Похожие статьи:

Классный час 8-9 класс по теме Искусство

Классный час в 9 классе (урок здоровья) «Здоровые дети – в здоровой семье»

Классный час в 8-9 классе по теме «День воинской славы России»

Классный час на тему «Молодежный сленг», 8-10 класс

Тематический классный час на тему «День воинской славы России» 9 класс

О пользе шоколада для мозга человека
Опубликовано: 224 дня назад (16 сентября 2023)
Просмотров: 450
+3
Голосов: 3
Надежда Трефилова # 17 сентября 2023 в 11:54 +1
Добрый день! Очень понравилась Ваша разработка! Доступная подача материала, удобная рефлексия, нет перезагруженности информацией. Обязательно воспользуюсь Вашим материалом для проведения классного часа. Спасибо.
Алёна Логинова # 17 сентября 2023 в 12:27 0
Спасибо большое за отзыв!
Любовь Новоселова # 17 сентября 2023 в 13:21 +1
Добрый день, спасибо за приглашение. Разработка получилась яркой, мне понравилось то, как проведена рефлексия, обязательно возьму этот примерно себе на заметку. Материал доступный, хорошо отобран. Спасибо за Ваш труд! Голос.
Алёна Логинова # 17 сентября 2023 в 13:22 0
Большое спасибо)
Ирина Викторовна Трубинова # 19 сентября 2023 в 14:32 +1
Очень интересная разработка урока. Спасибо за такой увлекательный классный час. Видно, что вы готовились к данному занятию и подготовили заранее детей. Урок получился содержательный и интересный. Удачи Вам в Вашем труде.
Алёна Логинова # 19 сентября 2023 в 20:27 0
Спасибо большое!
Ирина Николаевна Назаренко # 21 сентября 2023 в 06:07 0
Здравствуйте, Алёна. Спасибо за приглашение. С большим удовольствием и вниманием ознакомилась с вашей публикацией. Доступно и увлекательно преподнесён материал о родном крае, который переплетается с воспоминаниями русских писателей, научных деятелей; продуманы способы проверки усвоения информации. Удачи Вам и примите мой голос!
Ирина Николаевна Назаренко # 26 сентября 2023 в 17:14 +1
Добрый вечер, Алёна! Познакомилась с вашим замечательным классным часом. Очень необходимая работа, дети должны знать историю своей малой Родины. Интересные случаи из жизни выдающихся русских писателей, выдающихся общественных деятелей представлены на уроке. Удачи вам! Примите голос!
Алёна Логинова # 26 сентября 2023 в 22:51 0
Большое спасибо за высокую оценку! Успехов Вам!