Классный час «Литературное наследие Удмуртии»
Тематическое направление: приобщение к культурному наследию.
Для современного развития России очень важно знать традиции отечественной культуры, нравственные и идеологические ориентиры. Региональная идентичность, знание истории и культуры "малой родины" - основа нашей гражданской и творческой активности.
Методическая разработка будет полезна учителям, работающим на территории Удмуртской Республики.
Цель: воспитание у учащихся интереса к культурному и литературному наследию Удмуртии.
Задачи:
- показать обучающимся, что о нашей земле было известно в 18-19 веках писателям, поэтам научным деятелям;
- привлечь интерес обучающихся к вопросам развития литературы Удмуртии;
-показать, что литература несет в себе отпечаток времени и , принадлежа своему времени, остается в веках.
Ход классного часа
1. Организация занятия
- Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга.
В центре класса ребята образуют круг и здороваются друг с другом: пожимают руки сначала рядом стоящим, затем – через одного, через двух, через трёх.
2. Введение в тему
- Тему сегодняшнего занятия мы запланировали еще в начале учебного года, когда говорили о том, что важно помнить нашу историю и людей, которые творят историю.
На нашем занятии сегодня мы поговорим в первую очередь о нашей малой родине – Удмуртии, о людях, которые помогали развивать культуру и литературу нашего родного края.
Начнем с того, что территория Удмуртии в прошлом относилась к Вятскому краю. В результате административных преобразований в 1920-1930х годах Глазов, Сарапул и Елабуга были выведены из состава Вятской области, но и поныне это соседство и родство объединяет Удмуртию, Татарстан и Кировскую область в территориальную общность – Приволжский Федеральный округ.
Наш край и его жители привлекали внимание М.Ю. Ломоносова, Н.М. Карамзина, Г.Р. Державина, здесь побывали А.Н. Радищев, и декабристы, В.А. Жуковский и А.И. Герцен. Связаны с нашим регионом М.Е Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А.П. Чехов и А. Грин. Уже эти имена и сведения наглядно свидетельствуют нам о том, что наша земля – уникальное культурно-историческое место.
3. Культурное наследие от Ломоносова до Короленко
Подготовленные ребята выступают с сообщениями.
1-й ученик. Упоминание о вотяках этнографического характера встречаются в научных исследованиях М.В. Ломоносова и Н.М. Карамзина. Для них наши края были знакомы только по письменным источникам. «Увидеть и понять свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг», считал М.В. Ломоносов(1711-1765). Об Удмуртии и её жителях русский поэт и учёный упоминает в трудах по истории России. Информацию для них он черпал из русских летописей (Нестора и других). Его точка зрения о том, что вместе с другими «чудскими поколениями» коренное население удмуртского Прикамья «участие имеет в составлении российского народа». Знакомство с историей Вятско-Камского междуречья и Среднего Приволжья Н.М. Карамзина (1766-1826) состоялось на основе летописных источников, архивных документов, произведений фольклора, трудов отечественных и зарубежных писателей, собранных учеными 18 века в ходе поездок по стране, организованных Петербургской академией наук. В «Истории государства Российского» Карамзин сообщает: «…любопытное предание о начале его (города Казани). «Сын Батыев», именем Саин, шел воевать Россию», но решил основать город Казань… «…Разорил Вятку, где жили и торговали выходцы из новгородских земель… Вотяки, черемисы, самые отдаленные башкирцы приносили дань, требуя милосердия». Итак, на основе письменных источников М.В. Ломоносов и Н.М. Карамзин в своих исторических трудах дали лишь самую общую краткую характеристику Вятской земли и её населения в историческом аспекте.
2-ой ученик. Выдающийся русский писатель и общественный деятель А. Н. Радищев(1749 - 1802) обращался к теме борьбы со злом и тиранией уже в ранних произведениях: «Житии Федора Васильевича Ушакова» (1771), «Письме к другу, жительствующему в Тобольске» (1782), оде «Вольность» (1783).Борьба с крепостничеством - ведущая тема «Путешествия из Петербурга в Москву». 650 экземпляров этой книги были напечатаны самим автором, накануне ареста ему пришлось сжечь большую часть тиража. 4 сентября 1790 года
Екатериной II был издан указ, по которому Радищев за сочинение этой книги ссылался на десять лет в Сибирь. Осенью 1790 года автор «Путешествия...» ехал в ссылку по кандальному пути Сибирского почтового тракта. Отрезок пути от Казани до Перми (это 352 версты) проходил через Вятскую губернию. Известно, что нашу территорию писатель проезжал с 12 по 16 ноября. орожные впечатления Радищева нашли отражение в двух произведениях: в «Записках путешествия в Сибирь» (17901 и в «Дневнике путешествия из
Сибири» или «Записках путешествия из Сибири»(1797). Эти «предварительные литературные наброски» могли стать протографами нового «Путешествия», отражавшего устойчивость общественных воззрений Радищева.
Вот текстуальные упоминания о нашем крае в радищевских «Записках путешествия в Сибирь»: «Какси, тож Мука-Какси, 26 вер. Не доезжая оной деревни 5 верст, реку Вале переезжали... По реке лес черный, а немного далее ель и пр. 2 версты от реки - вотские деревни. Они овинов не имеют, хлеб молотят сырой а когда молоть, то сушат в печах. Народ боязливый и добрый. Сюмси, 20 верст... Юбари, 14 верст. Ночевали. Нашли праздник, состоит в том, что все девки, бабы и мужики ходят из двора во двор и пьют пиво; ходили до утра и перепились допьяна. На бабах высокие кички с бахромой, с шитьем и кончика ми серебряными. Примечается охота и в диких наряжаться; сходство в сем нравов женщин в больших городах. Отменно, что наряды переменяют часто». Здесь идет речь об удмуртском языческом календарном празднике проводов осени и встречи зимы. Он сопровождался традиционным обрядом ночного обхода молодежью всех домов деревни с пением, плясками, ряжением, скоморошьими действами.
В продолжении путевого дневника Радищева есть и следующие записи:«Селта, или Кожиль-Селты, 29 вер. Игры, 37. Ночевали. Места почти ровные, гор мало, болоты, местами лес... Вотяков много малобородых. Народ простой. У баб круглые скуфьи низанные... Село Дебес, или Николаевское, 25 версты переехали реку Чепцу по живому мосту. По ней ходят суда от Глазова и ниже с хлебом в Астрахань, впадает в Вятку... Вотяки поют, едучи, как русские ямщики. Нравы их склонны более к веселию, нежели к печали... В Чепце ночевали, последняя вотская деревня».
3-й ученик. В мае 1879 г. По подозрению в печатании и распространении революционных изданий вместе с братом Илларионом Владимир Короленко (1853-1921) был арестован и сослан в Вятскую губернию. 2 июня арестанты были отправлены из Вятки в Глазов. Пребывание Короленко в Вятском крае радикально повлияло на его мировоззрение: ему удалось преодолеть народнические иллюзии, он отказался от карьеры профессионального революционера, выбрав писательство.
Такому активно мыслящему человеку, как Владимир Галактионович, сложно было скучать даже здесь, в глуши. Он работал сапожником, учась у мастера. Просвещал горожан, устраивая читки вслух. Посещал местную библиотеку, где не только читал, но и советовал, какие книги стоит выписывать. Общительный и отзывчивый, писатель легко находил язык с горожанами. Завёл немало знакомых. Познакомился с их жизнью. Впоследствии, воспоминания о глазовчанах легли в основу ряда рассказов: «Ненастоящий город», «Собор с зароком», «Глушь».
Будучи в Глазове В.Г. Короленко не переставал бороться за справедливость. Он написал жалобу вятскому губернатору на глазовского исправника. Однако действие возымело обратный эффект и досталось не виновному, но правому. 25 октября 1879 года писателя перевели в Берёзовские Починки, где народный защитник пробыл до 15 февраля 1880 года.
Мултанское дело
Второе знакомство В.Г. Короленко с удмуртами состоялось в селе Старый Мултан (ныне с. Короленко), куда он приезжал с целью собирания данных для защиты 10 удмуртов, ложно обвиненных в 1892 году в принесении языческому богу человеческой жертвы. Писатель принял активнейшее участие в рассмотрении так называемого «Мултанского дела».
В 1894 году отделение Сарапульского окружного суда присяжных в городе Малмыже Вятской губернии, рассмотрев дело по обвинению удмуртов села Старый Мултан в человеческом жертвоприношении, признало их виновными. Семерых суд приговорил к лишению прав состояния и к ссылке в каторжные работы на большие сроки. Для того чтобы лучше организовать выступление в защиту удмуртов, провинциальный журналист А.Н. Баранов решил обратиться за помощью к В.Г. Короленко.
Писатель, ознакомившись с материалами, откликнулся на приглашение и в сентябре 1895 года прибыл в Елабугу в качестве журналиста. По окончании суда, Короленко с Барановым составили судебный отчет и выехали в Старый Мултан для личного ознакомления местом, где якобы было совершено жертвоприношение. Опубликование подробностей судебного разбирательства «Мултанского дела» и привлечение внимания широкой общественности к процессу, дали свои результаты. Стали появляться статьи и исследования специалистов и знатоков удмуртского быта. В.Г. Короленко привлек для защиты удмуртов знаменитого адвоката Карабчевского, профессоров, этнографов, юристов. Он выступил в 1896 году на третьем судебном разбирательстве качестве эксперта – этнографа со стороны защиты. После восьмидневного разбирательства, 17 июня 1896 года суд вынес оправдательный приговор.
Удмуртский народ с благодарностью хранит память о выдающемся писателе – гуманисте Владимире Галактионовиче Короленко. Его именем названо село в Кизнерском районе, Русский драмтеатр в г. Ижевске, библиотека, улица и пединститут в г. Глазове.
4. Работа в группах
Ребята, вы получили на группу 1 портер, распечатанный на листе а4 (М.В.Ломоносов, Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев, В.Г Короленко). С обратной стороны портрета запишите все, что вам запомнилось в ходе выступлений одноклассников, какие возникли вопросы.
5. Обсуждение информации и вопросов
Ребята рассказывают о том, что узнали, задают вопросы.
- А о ком бы вы хотели еще узнать? Кто еще тесно связан с историей нашей земли, с развитием литературы нашего края?
- Следующее занятие мы посвятим уже о нашим удмуртским писателям и поэтам.
- Наше занятие хочу завершить обратной связью – рефлексией. Используйте листочки, которые у вас на столах.
6. Рефлексия
Для рефлексии нашего занятия хочу предложить
метод пяти пальцев.
Используем ладонь правой руки.
«М» (мизинец) – мысли, знания, информация.
- Что нового я сегодня узнал?
- Какие знания приобрёл?
«Б» (безымянный) – близость к цели.
- Что я сегодня сделал и чего достиг?
«С» (средний) – состояние духа.
- Каким было моё настроение, расположение духа?
- Что было связано с положительными эмоциями?
«У» (указательный) –услуга, помощь, сотрудничество.
- Чем я сегодня помог другим?
- Улучшились ли мои взаимоотношения с окружающими?
«Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.
- Что я сегодня сделал для моего здоровья?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект классного часа для учащихся 9-11 классов коррекционных школ на тему: Здоровый образ жизни
Ролевая интерактивная игра "Социальные сети: за и против", 9 класс
Внеклассное мероприятие для 9 класса на тему: Казахстан
Классный час, посвященный Дню памяти воинов-интернационалистов
Похожие статьи:
Классный час 8-9 класс по теме Искусство
Классный час в 9 классе (урок здоровья) «Здоровые дети – в здоровой семье»
Классный час в 8-9 классе по теме «День воинской славы России»
Классный час на тему «Молодежный сленг», 8-10 класс
Тематический классный час на тему «День воинской славы России» 9 класс