Анализ работы учителя русского языка и литературы
Анализируя свою педагогическую деятельность, хочу отметить, что работаю в МБОУ «Школа - гимназия № 25» г. Симферополя в должности учителя русского языка и литературы с 2003 г. по настоящее время.
В своей работе использую следующие образовательные программы:
- программа учебного курса «Русский язык» для 9 класса;
- программа учебного курса «Русский язык» для 10 класса;
- программа учебного курса «Русский язык» для 11 класса;
- программа учебного курса «Литература» для 9 класса;
- программа учебного курса «Литература» для 10 класса;
- программа учебного курса «Литература» для 11 класса;
- программа учебного курса «Практикум русского языка» элективный курс.
Все указанные рабочие программы составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях и осуществляется в соответствии
с нормативными документами: 1. Конституцией РФ от 12.12.1993;
2. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Инструктивно – методическим письмом КРИППО № 364/01 – 08 от 23.06.2014 г. «Методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Республики Крым в 2014 – 2015 учебном году»; 4. Учебным планом МБОУ «Школа - гимназия № 25» г. Симферополя на 2015-2016 учебный год.
Для реализации рабочих учебных программ использую следующие УМК:
1. Чалмаев В. А., Зенин С. А. Литература 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч. - М.: Русское слово, 2014.
2. Чалмаев В. А., Зенин С. А. Литература 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч. - М.: Русское слово, 2014.
3. Программа по литературе для 5—11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. — 6-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010. — 2010 с.
4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. ХХ век. – М.: ВАКО, 2013.
5. Крутецкая В. А. Русская литература в таблицах и схемах 9 – 11 классы. – С.- Пб.: Литера, 2010.
6. Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература XIX века» (10 класс); В.И.Чалмаев, С.А.Зинин «Литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне/ С.А.Зинин. –М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2007
7. Русские писатели XX век. Биографии: большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы/авт. В.В.Агеносов, П.В.Басинский, Л.В.Ершова.-М.:Дрофа,2009
8. Учебник «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват.организаций: базовый уровень». – М.: Просвещение, 2014. – 287 с.
9. Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) «Русский (родной) язык. 10—11 классы. Базовый уровень» (А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова //
10. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник. 10-11 классы. – М.: Просвещение,. – 2011.
11. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Дидактические материалы. 10-11 классы. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014.
12. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Книга для учителя. 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. – М.: Просвещение. – 2014. - 244 с.
13. Н.В. Егорова Поурочные разработки по русскому языку. Универсальное издание. М.: ВАКО, 2013.
14. Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 10, 11 классы. М.: ВАКО,2012
Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся желание самосовершенствования и самообразования, а так же умение использовать полученные знания.
Для достижения цели я ставлю перед собой следующие педагогические задачи:
1) Совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности.
2) Использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии.
3) Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности.
4) Создать условия для интенсивного речевого развития учащихся в процессе обучения.
5) Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя.
6) Привить навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.
7) Формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеклассную деятельность.
Главной задачей своей педагогической деятельности считаю не только определённую сумму знаний (расширить кругозор учащихся, показать ценность знаний, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.
Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством информации, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
Основа моей работы – признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для формирования ключевых компетентностей.
Применяя элементы личностно-ориентированной технологии в преподавании русского языка и литературы ставлю перед собой задания:
• сделать урок радостным и интересным;
• активизировать деятельность учащихся на уроке;
• не только преподать определенную сумму знаний учащемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше.
Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий. Не отрицая традиционных подходов к обучению, в своей работе я стараюсь широко использовать активные методы: проблемно-диалоговое обучение, проектные технологии, развитие межпредметных связей, уровневая дифференциация обучения, групповые технологии, личностно-ориентированное обучение: система Е.Н Ильина, проблемное обучение, использование информационно-коммуникационных технологий, технология игровых методов, ролевых и деловых игр, интегрированные уроки обучения. Это позволяет мне развивать познавательный интерес у учащихся, их способности к самообразованию, самостоятельному мышлению, формировать высокий уровень информационной культуры. Но в своей работе приоритетным считаю деятельностный / компетентностный подход в обучении. Ведь школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации. Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Использование данного метода в практике позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания.
Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид:
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) - 1-2 минуты
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
• актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
• создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
• устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи;
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 4-5 минут
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
• Возникновение проблемной ситуации
• Методы постановки учебной проблемы:
1. побуждающий, подводящий диалоги;
2. мотивирующий приём «яркое пятно» - сказки, легенды, притчи, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни и др.)
III. Постановка учебной задачи - 4-5 минут
Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) -
7-8 минут
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
V. Первичное закрепление - 4-5 минут
Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)
• фронтальная работа, работа в парах;
• комментирование, обозначение знаковыми символами;
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) - 4-5 минут.
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет.
• Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
• Самоконтроль, самопроверка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.
• Сначала детям предлагаются задания, которые содержат
новый алгоритм, новое понятие.
• Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.
Цель: самооценка обучающимися результатов своей деятельности и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
и другие.
Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для детей личную значимость.
Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является использование метода проектов. Например, при изучении творчества М. Шолохова ученикам было предложено сделать проект устного журнала о жизни и быте казачества. Проект привлек учеников, тем самым повысив интерес к изучению произведения.
Как видно из предыдущего примера большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы. Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа. Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении школьников.
Реализация деятельностного подхода способствует успешному обучению школьников. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность школьников процессом познания.
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Постоянно совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности, изучая и применяя новые технологии обучения, читая методическую литературу, предметные журналы «русский язык и литература в школе», литературу по психологии, педагогике, используя Интернет-ресурсы.
На достаточном уровне владею навыками ИКТ:
- умею свободно редактировать и форматировать текст;
- умею самостоятельно вставлять таблицы, графики, диаграммы, рисунки в документ;
- умею создавать презентацию с анимационными эффектами, гиперссылками, переходами;
- часто на уроках использую компьютерные технологии (разработанные слайд-лекции, тест-опросы, электронные энциклопедии, справочники).
- умею работать с программой Microsoft Office Excel;
- умею работать с программой ВидеоМастер.
Вывод: для выполнения учебных предметных программ применяю деятельностно-компетентностный метод обучения. Он позволяет использовать различные образовательные технологии. Цель используемых технологий: оживить сам процесс познания; повысить положительную мотивацию учения. В результате у детей возникает удивление, любопытство, интерес, желание учиться.
Наряду с технологиями развивающего и проблемного обучения; проектных методов обучения; использования в обучении игровых методов; технологией обучение в сотрудничестве и др. использую и информационно-коммуникационные технологии.
Рекомендуем посмотреть:
Как выполнить работу над ошибками по русскому языку
Предупреждение орфографических ошибок в процессе комментированного письма
Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы
Сочинение как способ развития речи на уроках русского языка и специфика сочинений
Похожие статьи:
Сравнительно-исторический метод в языкознании в работе с одаренными детьми