Использование здоровьесберегающих технологий .
Автор: Хамидулина Альмира Идрисовна,учитель начальных классов.
Место работы: МБОУ прогимназия "Кристина" г.Томска
Назначение:данный материал будет полезен учителям начальных классов.
Цель:представление опыта работы по здоровьесбережению.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил о важности движения для детского организма: «Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, которые, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».
Я работаю в школе полного дня, где с утра у детей проходят основные уроки, затем обед,прогулка,а после-занятия по внеурочной деятельности.Для успешного усвоения учебной программы ребенку нужна повышенная умственная работоспособность, поэтому оздоровительные упражнения и мероприятия я включаю каждый день в каждый урок.
На своих уроках использую следующие средства двигательной активности:
1.Элементы движений (ходьба, бег, прыжки).И на основных уроках, и на занятиях внеурочной деятельности дети любят такие движения, так как они способствуют смене деятельности. Разрешаю ребятам в определенный момент урока ,например, когда двое обучающихся выполнили задание, подойти друг к другу, обменяться тетрадями и выполнить взаимопроверку.Так несколько пар да данном этапе урока имеют возможность сменить привычную позу.
2.Физические упражнения без предметов. Наклоны, вращения головой, шеей являются неотъемлемой частью двигательных упражнений и способствуют улучшению снабжения организма кислородом, и повышению работоспособности моих учеников,ускорению процессов восстановления.Через 20 минут после начала урока детям разрешаю самостоятельно выполнить нужные именно им в данный момент движения.
3.Движения под музыку одни из любимых в моем классе, так как поднимают настроение и создают положительный эмоциональный настрой на весь день.Дежурные каждый раз придумывают новые элементы и показывают одноклассникам.
4.Физкультминутки и подвижные перемены ,выход с детьми в проходной спортивный зал, подвижные игры особенно во второй половине дня помогают снять усталость.
5.Гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, для профилактики нарушений осанки и простудных заболеваний ,а также для тренировки глаз).
Считаю важным обращать внимание на такие гигиенические факторы как соблюдение общего режима дня, обучение элементарным приёмам здорового образа жизни, а также соблюдение гигиенических условий в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса доски.
Использую и оздоровительные силы природы:
- солнечные и воздушные ванны (ежедневные прогулки на свежем воздухе)
- ингаляции ( в рамках программы «Здоровье")
- витаминотерапия.кислородный коктейль( в рамках программы « Здоровье»)
При построении урока следую гигиеническим критериям рациональной организации урока,так как это является важной составной частью здоровьесбережения ребёнка.
Число использованных видов преподавания (словесного, наглядного, самостоятельные работы и др.) не более трёх при чередовании не позже, чем через 10 – 15 минут.
При применении ТСО руководствуюсь гигиеническими нормами.
Наблюдаю за чередованием поз учащихся, корректирую их в соответствии с видом работы, слежу за посадкой. Чем естественнее поза ребёнка на уроке, тем менее напряжён ученик, что говорит о его психологическом комфорте, а это – важнейшее условие предупреждения утомляемости.
Психологический климат на уроке, где преобладают положительные эмоции, оказывает позитивное воздействие на здоровье детей. Мои ученики с удовольствием оценивают друг друга, но при этом только доброжелательным тоном, и в виде советов и пожеланий.
Обязательным условием урока считаю проведение 2-3 эмоциональных разрядок, способствующих развитию эмоционально – волевой сферы, и 2 физкультминуток различных видов (танцевально-ритмических, физкультурно-спортивных, двигательно-речевых, познавательных).Упражнения, включённые в физкультминутки,помогают сбросить негативную энергию (раздражение,тревожность) и способствуют формированию уверенности в себе.В течение учебного года раз в четверть меняю расположение посадочного места для каждого ученика.При этом учитываю медицинские рекомендации(в частности,по зрению).
Будьте здоровы!
Рекомендуем посмотреть:
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов по ФГОС
Рецензия руководителя на исследовательскую работу ученика 1 класса
Рецензия на исследовательскую работу, 1 класс
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС. Из опыта работы