Художественное творчество как средство познавательно - речевого развития детей дошкольного возраста.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев…»
В. А. Сухомлинский
Начиная работу с детьми 3-летнего возраста (домашние дети), провела мониторинг и наблюдения. Проанализировав игры, речь детей, способности по художественному творчеству и речевому развитию большинство детей, показали низкий и средний уровень развития. Это стало главной задачей моей педагогической деятельности.
Хотелось бы отметить. Что в России связь руки с развитием мозга изучал один из выдающихся русских академиков В.Н.Бехтерев. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи.
В настоящее время эта тема так же является актуальной для изучения и реализации. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста красной нитью проходит в «Федеральном государственном образовательном стандарте ДО». В ООП (основной образовательной программе) нашего ДОУ, так же большое внимание уделяется развитию творческих способностей и развитию речи дошкольников. Проанализировав данные материалы, определила для себя цель работы с детьми - развитие речевого творчества у детей младшего дошкольного возраста средствами развития мелкой моторики.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Занятия по художественному творчеству упражняют, тренируют пальцы рук, т.е. мелкую моторику детей. А значит и мыслительные операции.
Проводя занятия по художественному творчеству, решаю следующие задачи:
1. развитие восприятия речи;
2. развитие речевых средств.
3. развитие коммуникации.
4. развитие мыслительных операций.
Для решения данных задач применяю разные ВИДЫ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование, выкладывание палочками, рисование песком, аппликация крупой. Так как доказано, что на развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами.
Активно использую в образовательном процессе произведение русского народного творчества. Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который используется на занятиях по художественному творчеству. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей. Потешки использовала как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети легко запоминали их, вводили в свою речь.
Данную работу провожу в кружковой деятельности, каждое занятие начинаю с игры – пример:
1. обыграв сюжет ранее прочитанной сказки, заученной пословицы, поговорки- предлагаю детям проиллюстрировать. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове.
2.пальчиковый театр (Упражнения по выработке обобщённого двигательного образа предмета). Развивает речь. Способствует овладению навыками мелкой моторики. Развива6ет внимание память мышление воображение. Снимает тревожность. Повышает работоспособность головного мозга.
3.шнурование является уникальным способом, благодаря которому у детей развивается усидчивость, мелкая моторика, трудолюбие, координация и внимательность.
4. использование и интерактивной доски, где дети могут не только смотреть, но и сами рисовать.
После вводной части – игровой деятельности, предлагается нарисовать не определенный сюжет или героя, а того кого хотели бы дети сами изобразить, кто им больше понравился или запомнился. Затем дети рассказывают и объясняют что нарисовано и почему именно этот выбор сделан.
Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом. В младшей и средней группах проводится моделирование эпизодов сказки — так дети легче могут усвоить ее образное содержание. Нарисовав ушки у кружка, ребенок видит не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги елочку и сугроб, ребенок ярче представляет себе, как снегом «все тропинки замело». Стараюсь привлечь к ответам каждого ребенка, добиться проговаривания и повторения. После проведения продуктивной деятельности дети обязательно рассказываю о том, что изображено на рисунке, выложено палочками или крупой.
Творчество является активным состоянием и проявлением свободы человека, результатом созидающей деятельности, это дар, данный человеку свыше. Необязательно быть великим и талантливым, чтобы творить, создавать красоту и дарить людям любовь и добро ко всему окружающему. Сегодня занятия творчеством доступны каждому человеку, так как существуют различные виды искусств, и каждый может выбрать занятие по душе.
Ребенок в возрасте 4-6 лет, как правило, стремится к активному образу жизни. Игры, прогулки на природе, общение со сверстниками - все это дает ему возможность применить свою энергию и получить эмоциональную разрядку. Однако творческий потенциал, заложенный в детях, тоже часто требует реализации.
Система развития речевого творчества для детей данного возраста включает в себя следующие средства, технологии и методики:
1. Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции детей: «Егорки», «Вежливый поклон», «Перекличка», «Аквалангист».
2. Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;
3. Выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;
4. Иллюстрирование, составление диафильма, комикса «Зайкина избушка», «Айболит и Бармолей», «Лиса со скалочкой»;
Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. Овладение навыками описательной речи будет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов брать литературные произведения, иллюстрации, картины,….
Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения литературного произведения, стремятся передать возникший в их воображении образ в своем рисунке. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности).
Творческая деятельность дошкольников разнообразна, задания зачастую носят усложненный характер, но тем интереснее ребенку справиться с непростой задачей. Первое, чем хочет поделиться малыш с родителями, вернувшись домой из детского сада, - это тем, как он нарисовал картинку или что-то вылепил из пластилина. И если творческая деятельность дошкольников развивает в детях способность к созиданию, то мальчики и девочки постарше учатся полученные навыки применять на практике.
Ещё одним и немаловажным этапам развития речевого творчества является и работа с родителями.
ВЫВОД:
Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь.
Рекомендуем посмотреть:
Ознакомление дошкольников 5-7 лет с природой в детском саду
Опыт работы воспитателя детского сада. Образовательные инновации
Кинезиология в детском саду
Опыт работы воспитателя ДОУ. Поделки из бумаги для подготовки дошкольников к письму
Похожие статьи:
Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников