Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Работа с синонимами на уроках английского языка в начальной школе

Статья по работе с синонимами на уроках английского языка в начальной школе
Автор: Суханова Анна Михайловна, учитель английского языка
Место работы: ГБОУ лицей № 384 Кировского района города Санкт-Петербурга
Описание: В статье рассмотрены методические аспекты работы с синонимами на уроках английского языка в начальной школе. Данная статья будет полезна учителям иностранного языка.

Методика обучения языку основывается на специфических методических принципах (принцип коммуникативной направленности обучения, принцип учёта родного языка, принцип интеграции и дифференциации) и на общедидактических принципах (принцип систематичности и последовательности, принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, принцип доступности обучения, принцип прочности результатов обучения и развития, принцип связи обучения с жизнью, практикой).
Работая с лексикой, особенно на начальном этапе обучения, нужно помнить, что самым главным принципом является принцип коммуникативной направленности обучения, так например, когда учитель вводит слово или словосочетание, он должен подобрать такую ситуацию, которая демонстрировала бы учащимся назначение этого слова (словосочетания) в речи так, чтобы дети сразу же поняли его функционирование. Если происходит нарушение данного принципа, то есть, когда акцент делается на форму и значение, а не на функционирование слова в речи, то эффективность его запоминания и дальнейшее употребление в речи снижается, что может привести учащихся к лексическим ошибкам. Исходя из этого нужно развивать ассоциативное мышление, которое способствует эффективному запоминанию лексических единиц. Ассоциативные связи могут быть парадигматическими и синтагматическими. Как отмечают методисты, «чем больше возникает таких связей, тем выше “готовность” слова к включению его в речь» [2, c. 131].
Парадигматическая связь предполагает ассоциации, которые возникают в результате сопоставления слов по различным признакам:
- одинаковое произношение, но разное написание (see-sea, wait-weight, night-knight)
- близкое значение (clever-smart,learn-study)
- противоположность значения (fast-slow)
Синтагматические связи предполагают сочетания одних слов с другими (order something, give an order to do something, order to do something).
Рассмотрим несколько игр по работе с синонимами в начальной школе.
1) Игра «Лото». Участникам дается одна большая карта, маленькие карточки перемешиваются. Ведущий вынимает 1 карточку, показывает ее играющим и спрашивает: “What is it?”. Участник называет кто это. Если называет правильно, то ведущий отдает ему карточку, а участник кладет ее на большую карту. Ведущий считает количество правильных ответов игроков. У кого больше правильных ответов, тот и победитель.
2) ID-пары. Каждый получает бланк ID. Играющий заполняет бланк своего товарища, задавая ему вопросы. Участники игры представляют группе своего товарища по полученной информации в ID.
3) 5 Прилагательных. Каждый игрок получает 5 прилагательных на карточке, которые обозначают его личные качества. Все карточки собираются учителем, учитель зачитывает их, а учащиеся угадывают, о ком речь.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что синонимические отношения играют важную роль при обучении лексике.Работа по сочетаемости слов-синонимов с другими словами позволит учащимся увидеть различия между ними и сформировать более прочные ассоциативные связи.
Российские и зарубежные методисты отмечают необходимость изучения лексических единиц во взаимосвязи с теми ассоциативными связями, которые они образуют с другими словами. Ограниченность словарного запаса учащихся на начальном этапе определяет методику работы с синонимами в младших классах. В основном на начальном этапе обучения синонимы используются для объяснения незнакомых слов, где это возможно. Это объясняется тем, что семантизация слов на уроках английского языка проводится преимущественно беспереводно: с помощью показа предметов, картинок, действий и т.д.; путем использования дефиниций, контекста, словообразовательных элементов, антонимов и в том числе синонимов. Например, It’s boiling today = It’s very hot today. Однако необходимо иметь в виду, что метод объяснения новых слов через синонимы можно применять только при их взаимозаменяемости [3, c. 28].
В качестве одного из способов семантизации новой лексики зарубежные методисты также предлагают использовать градацию (scales), при которой одновременно используются синонимы и антонимы: “Once students have learnt 2 contrasting or related gradable items, this can be a useful way of revising and feeding in new items. If students know “hot” and “cold”, for example, a blackboard thermometer can be a framework for feeding in “warm” and “cool” and later “freezing” and “boiling”. This can also be given in a jumbled version for students to put in an appropriate order.” [4, c. 75].
Типы упражнений по синонимии на уроках английского языка
Упражнения, включающие работу с синонимами, делятся на следующие виды:
1) нахождение синонимов в тексте
Такие упражнения являются одним из наиболее эффективных способов подготовки к пересказу. Например, в тексте “At my grandfather” в учебнике для 3 класса авторов И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной детям можно предложить найти синонимы к следующим словам: to love, a wood, lovely, big (синонимы: to enjoy, a forest, small, beautiful, large) [1, c. 35].
2) подбор синонимов к данным словам
Подобрать синонимы самостоятельно учащимся на начальном этапе трудно, поэтому нужно использовать языковые и условно-речевые упражнения, то есть предоставлять ученикам лексические единицы для выбора. Во время работы с темой “Hobbies ” детям можно предложить следующие задания:
- найдите синонимы среди слов: like, enjoy,hate,detest, be mad about, dislike, be keen on;
- расскажите о своих увлечениях, используя слова-синонимы
3) замена повторяющихся слов в тексте
Эти упражнения помогут детям в составлении диалогов, чтобы избежать повторения слов собеседника.
а) Детям предлагается для прослушивания следующий диалог:
Al: Hi! Is that you, Roger?
Roger: Yes, it’s me. Hi! How are you?
Al: Fine, thanks! And you?
Roger: Fine, thanks! Would you like to go swimming pool today?
Al: Certainly! Can you go now?
Roger: Certainly!
Al: Let’s meet in 10 minutes.
Roger: OK!
Al: OK! Bye!
Roger: Bye!
Вопросы к диалогу:
Did you like the dialogue? What’s wrong with it? What is another way to say: Hi/Fine, thanks!/Certainly/ OK/ Bye!
Задание: Измените диалог так, чтобы реплики не повторялись и разыграйте его. При этом детям необходимо раздать в помощь текст диалога.
б) Учащимся предлагается для чтения следующий текст:
It was a good day yesterday! My brother and I got up at 7 o’clock. We like getting up early. We had a good breakfast. The weather was good so we went for a walk. We like going to the park where we meet a lot of friends.Yesterday we met Ann there.She is a good girland she likes playing with us. She also likes drawing good flowers and good animals.She showed us her good pictures. Then we all went to the river and spent the whole day there. We had a good time!
Задание: Замените повторяющиеся слова синонимами, используя слова для справок:
like: love, enjoy, be fond of; good: beautiful, pretty, wonderful, fine, lovely, nice
4) образование синонимического ряда, градация синонимов, работа по выявлению оттенков значения
Задания могут быть использованы при работе по теме “Holidays: New Year.” Match the words:

I like buying presents.
sending
making cars.
enjoy getting
decorating the house.
love inviting guests
singing songs.
5) использование синонимов в предложении
Задание: Вставьте в предложения слова alone или lonely, обоснуйте свой выбор.
My parents are et work. I’m … at home.
Mary has no friends.She is …
I’m … . Come to play with me!
Для объяснения разницы в значениях синонимов можно продемонстрировать детям следующие картинки:
alone
lonely
6) подбор синонимов к разным значениям многозначного слова
Такая работа позволяет расширить знания детей по синонимии, не прибегая к введению новой лексики.
Список многозначных слов, имеющихся в словарном запасе учащихся:
to become (to be, to suit, to get)
She wants to become a doctor!
It suits you well!
It becomes you well!
She became so fat!
She got so fat!
He’s becoming clever!
He’s getting clever!
Bad (not good, poor)
The food was bad.
The food was not good.
Her English is poor.
Her English is bad.
Упражнения, включающие многозначность, представляют особую трудность для младших школьников, и поэтому такие задания целесообразно проводить в игровой форме. Но для начала детей необходимо познакомить с разными значениями слова, указать синонимы и привести примеры. После этого можно предложить детям следующие задания:
Вариант №1
Представьте себя в роли учителя. Исправьте ошибки «двоечника», который неверно употребил синонимы. Догадайтесь, какое слово было заменено неверно и как исправить эту ошибку.
My friend is a cloudy boy.
The sky is stupid today.
I saw a cloudy film yesterday.
The weather will be boring.
Вариант № 2
Подберите как можно больше существительных к разным значениям слова “dull”. Прочитайте свое словосочетание, в котором другой ученик должен заменить слово “dull” подходящим синонимом
7) усвоение различной грамматической специфики синонимов
everyone – all, a lot of – much (many), to tell – to say.
Задание: Замените выделенные слова синонимами. Что еще изменится в предложении?
Everyone of us loves ice-cream.
All of us like playing football.
He told me he was ill.
I said to my teacher that I was not ready for the class
8) закрепление грамматики на материале синонимов
а) Past Simple Tense
Ученик получает интервью со звездой (Present Simple).
Задание: Перескажи, что кинозвезда сказала тебе в интервью, начиная свои предложения со слов: She said that …/She told me that …
Лексика подбирается в соответствии с темой урока
б) сравнительная степень прилагательных
Задание: Поставь прилагательные из данного синонимического ряда в превосходную степень:
Big- great –large
Bright-quick-smart
Bad-evil-wicked
Beautiful-lovely-pretty
Cold-chilly-frosty
В заключение стоит отметить, что синонимы на уроках английского языка должны не только включаться в разные упражнения, но и употребляться в речи учителя (например, be quick – hurry up, shall we begin? – shall we start?).
1. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык. Учебник для 2-3 классов. – М.: Просвещение, 1999/2000
2. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М.: Наука, 1981
3. Талалакина Е.В. Работа с синонимами на уроках английского языка в начальной школе// Иностранные языки в школе. - 2008. - №3. - С. 27 -30
4. Collins Gem Thesaurus in A-Z Form Ed. by Lorna Knight Harper Collins Publishers, 1996.

Рекомендуем посмотреть:

Работа со словарем Схема структурного анализа урока иностранного языка Формирование у школьников способностей к межкультурной коммуникации при изучении английского языка Использование интерактивной доски на уроках английского языка
Конспект урока английского языка в начальной школе. Исчисляемые и неисчисляемые существительные | КВН по английскому языку в 5 классе
Опубликовано: 3447 дней назад (17 июля 2015)
Просмотров: 4407
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1
Женни Фердинандовна Гессе # 17 июля 2015 в 21:55 0
Хорошая тема, тем более, если большая часть подростков,да и вообще людей до 30-35 мучается с языком, не могут грамотно высказаться, подобрать подходящее слово или разнообразить устную речь. А так не хватает красивых высказываний ...