Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия с использованием ИКТ по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста на тему "Москва – мать городов русских" с презентацией
Тема: Москва – мать городов русских.
Автор: Потапова Анна Витальевна, воспитатель ГБОУ СОШ №2093 ДК№2, г. Москва
Описание материала: познавательное занятие по развитию речи для детей подготовительной группы.
Цель: Формирование представления о Москве как о главном городе России.
Задачи: Продолжать работу по развитию речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопросы.
Программное содержание: Воспитывать у детей любовь к родному городу, желание узнавать о Москве как можно больше. Расширять представления о главном городе России. Воспитывать патриотические чувства.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, открыток, рассматривание герба, флага, значков. Экскурсия с родителями на Красную площадь. Анализ стихотворения В. Брюсова « Стародавняя Москва».
Материалы к занятию: Презентация, проектор. Аудиозапись музыкального сопровождения «Как строилась Москва» (Музыка В. Шишкарева, слова Г. Зобина)
Ход занятия:
Звучит аудиозапись музыкального сопровождения «Как строилась Москва» (Музыка В. Шишкарева, слова Г. Зобина)
Педагог: Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей Родине. Ребята, в каком городе мы с Вами живем?
Дети: В Москве.
Педагог: Почему наш город называют главным городом нашей страны?
Дети: Москва – столица нашей Родины.
Педагог: Имя нашего родного города дала река Москва. Кем было дано название, и что обозначает оно, точно не известно. Но многие ученые считают, река Москва носила это имя задолго до появления населения. Москва, считают некоторые ученые - «река, протекающая в болотистой местности». А другие ученые предполагают, что Москва – это «река-кормилица». ( Слайд №2)
Педагог: А это река Москва сегодня. (Слайд №3)
Педагог: Ребята, а кто был основателем Москвы?
Дети: Основателем нашего города считается князь Юрий Долгорукий. ( Слайд №4)
Педагог: Правильно. В центре нашего города ему поставлен памятник. ( Слайд №5)
Педагог: Князь Юрий Долгорукий приказал оградить крутой холм над Москвой-рекой среди дремучего леса крепостной стеной из дубовых бревен. (Слайд №6) Так родился деревянный кремль. Это был очень маленький город, из конца в конец всего 300 шагов. (Слайд №7)
Педагог: Древнюю Москву в своих работах изображали многие художники-живописцы. Одним из них был Аполлинарий Михайлович Васнецов. Художник воссоздавал яркий образ древней столицы. Васнецов написал много картин, но самая яркая работа мастера – это «Московский Кремль при Иване Калите». (Слайд №8)
Педагог: Посмотрите внимательно на картину. Кремлевские деревянные стены сделаны из дуба. Дома деревянные. Частокол вокруг кремлевских стен тоже был сделан из дуба. И сооружен он был в целях безопасности от врагов. Поэтому Москва называлась «Деревянная Москва».
Педагог: Позднее стены, башни, частокол были изготовлены из белого камня. Как вы думаете, почему?
Дети: В то время Москва страдала от набегов врагов, которые сжигали стены, дома. И деревянный частокол не мог защитить город.
Педагог: Правильно, ребята. Поэтому деревянные стены изготовили из белого камня. И ворваться врагу в город стало гораздо труднее. Москву стали называть «белокаменной».
Педагог: Посмотрите, перед вами еще одна работа А. М. Васнецова «Книжные лавочки на Спасском мосту» (Слайд №9)
Педагог: Каким стал город Москва позже?
Дети: У Спасских ворот Кремля шла торговля. Каменный мост перекинут через ров, наполненный водой. На каменном мосту через Москву-реку помещались лавочки с товаром.
Педагог: Товар был разнообразный: хлебобулочные изделия, книги рукописные и печатные, картины. На мосту рыбаки ловили рыбу. Днем народ трудился на славу, а вечером хороводы водили, песни пели, в игры играли. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Горелки».
Народная игра «Горелки»
Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают: Гори-гори ясно, чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара, беги! При слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один - слева, другой – справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того, как пара, встретившись, вновь возьмется за руки. Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.
Педагог: Вам понравилась игра? (ответы детей)
Педагог: Позднее Кремль был построен из красного кирпича. (Слайд №10)
Педагог: А это современная Москва. (Слайд №11)
Педагог: В Москву приезжают люди со всех концов света, полюбоваться красотой нашей столицы. В первую очередь все спешат на знаменитую Красную площадь. Как вы думаете, почему называют площадь Красной? (ответы детей)
Педагог: На Руси красный означало красивый. Вот, например, « не красна изба углами, а красна пирогами». Другими словами «не красива изба углами, а красива пирогами».
Педагог: А какие еще известны вам пословицы и поговорки со словом «красна»?
Дети:1. Красную речь красно и слушать. 2. На красный цветок и пчела летит. 3. Красна речь пословицей. 4. Красна речь умом. И т. д.
Педагог: Ребята, Москва - это наш родной город. Мы знаем, что наш город – город древний. Но с каждым годом, с каждым днем наш город молодеет, становится все краше и краше.
Педагог: А как вы думаете, почему нашу Москву называют матерью городов русских?
Дети: Москва – мать городов русских, потому что Москва – столица нашей Родины, главный город России.
Педагог: Ребята, какие города России вы знаете? (Дети перечисляют города)
Педагог: Прекрасный город Санкт-Петербург славен своими разводными мостами. (Слайд №12)
Педагог: Очень красивый город Новгород. Посмотрите внимательно, чем город похож на древнюю Москву? (Слайд №13) (ответы детей)
Педагог: Суздаль — это знаменитый город-заповедник, город-музей. Здесь нет современных многоэтажных домов, зато много старинных храмов и колоколен.
(Слайд №14).
Педагог: Кострома – город древний. Стоит этот прекрасный город на обоих берегах реки Волги. (Слайд №15)
Педагог: Ребята, а вы знаете, где родилась Снегурочка? Да, да! Снегурочка родилась в Костроме. А еще этот славный город, наряду с Владимиром и Ярославлем, входит в удивительную тройку самых больших городов знаменитого Золотого кольца.
Педагог: Город Владимир считается воротами Золотого кольца России. Исторические места Владимира поражают своей достоверностью. В городе сохранились памятники старины. (Слайд №16)
Педагог: Ярославль очень красивый город России. История города тесно переплетается с историей русского государства. (Слайд №17) В Ярославле также есть Красная площадь. (Слайд №18)
Педагог: И таких красивых городов в России очень много. А Москва – мать городов русских.
Педагог: Послушайте стихотворение В. Брюсова « Стародавняя Москва». (Педагог читает стихотворение в сокращении) Нет тебе на свете равных, Стародавняя Москва! Блеском дней, вовеки славных, будешь ты всегда жива! Град, что строил Долгорукий посреди глухих лесов, вознесли любовно внуки выше прочих городов! Здесь как было, так и ныне – сердце всей Руси святой, здесь стоят ее святыни за кремлевскою стеной! Здесь пути перекрестились ото всех шести морей, здесь великие учились – верить родине своей! Расширяясь, возрастая, вся в дворцах и вся в садах, ты стоишь, Москва святая, на своих семи холмах. Ты стоишь, сияя златом необъятных куполов, над Востоком и Закатом зыбля зов колоколов!
Педагог: Ребята, понравилось вам занятие? (Ответы детей)
Презентация на тему: Москва – мать городов русских

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции в подготовительной группе детског Сценарий праздника в подготовительной группе детского сада на тему: Москва Образовательная экскурсия по Москве для детей 4-5 лет Сценарий маршрута по Кремлю для детей дошкольников 5-6 лет
Конспект занятия по формированию гражданско - патриотической позиции в детском саду. Подготовительная группа | Конспект занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе. Дети - герои Великой Отечественной войны
Опубликовано: 2569 дней назад (10 декабря 2017)
Просмотров: 828
+1
Голосов: 1
Татьяна Николаевна Лиховидова # 14 декабря 2017 в 00:20 0
Здравствуйте. Достойная работа.Воспитываем любовь у детей к родному городу, все хорошо описано, да еще при помощи ИТК.