Представляю Вашему вниманию конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей второй младшей группы на метеоплощадке. Данный конспект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений и предполагает проведение занятия на открытом воздухе.
Конспект занятия на метеоплощадке «Наблюдение за погодой поздней осенью».
Цель: развитие наблюдательности к явлениям природы.
Задачи:
• учить наблюдать за явлениями неживой природы, проводить опыты, анализировать и делать выводы;
• расширять и уточнять знания детей о поздней осени, её приметах и признаках;
• рассмотреть явление таяния первого снега в ходе опытнической деятельности;
• развивать мышление, учить самостоятельно делать выводы по итогам наблюдения;
• обогащать и пополнять словарный запас;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: разучивание игр малой подвижности, беседа о поздней осени, во время прогулок наблюдение за сезонными изменениями в природе и погоде осенью, отгадывание загадок об осени.
Погодные условия: переменная облачность, ветер слабый, температура воздуха +1,+3, умеренные осадки в виде снега.
Оборудование: таз с тёплым песком, ленты, бумажные снежинки, картинки «Солнышко» и «Тучка» по числу детей, корзина, картинка «Поздняя осень.
Ход занятия:
Дети и воспитатель выходят на прогулку, воспитатель обращает внимание детей на следы (нарисованные мелом) на дорожке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, чьи-то следы. Хотите узнать, чьи они? Тогда послушайте внимательно мою загадку:
Листья с веток облетели,
К югу птицы улетели,
Выпал первый снежок,
И на лужицах ледок.
Что за время года спросим?
Ну конечно это – …
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, наступила поздняя осень. Она оставила следы на дорожке. Давайте по ним пройдем!
Дети и воспитатель идут по следам и проходят на метеоплощадку. Встают в полукруг у метеостенда.
Воспитатель просит одного из детей указать время года в поле «Времена года». Проверяет правильность выполнения задания вместе с детьми.
Воспитатель: Наверное, поздняя осень хочет с нами поиграть. Вы хотите поиграть с осенью?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте назовём приметы поздней осени, и ,может быть, осень к нам придёт. Ребята, какие приметы осени вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, осенью часто дует холодный ветер. Каким ещё бывает ветер?
Ответы детей: Тёплым, холодным, сильным и слабым.
Воспитатель: Молодцы. Вы уже знаете, что ветер это движение воздуха. Поздней осенью воздух холодный, поэтому и ветер тоже холодный. Возьмите ленты, и мы покажем, каким бывает ветер.
Упражнение на развитие дыхания «Ветер».
Ветра нет, тихо в саду,
Держим ленты перед лицом, дышим носом.
Не срывает он листву.
Ветер слабый вдруг подул,
Вдох носом, выдох ртом, слабая воздушная струя.
Тихо ленточки качнул.
Ветер всё сильней, сильнее,
Вдох носом, более сильный выдох ртом.
Ветки гнуться у деревьев.
Ураган поднялся вскоре,
Вдох носом, выдох ртом, сильная воздушная струя.
Не спокойно стало в поле.
Воспитатель: Молодцы. Давайте соберём ленты. Какой сегодня ветер на улице? Какой прибор на метеоплощадке помогает нам узнать силу ветра.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно силу ветра нам помогает узнать ветряной рукав. Посмотрите на него (он пустой/ наполненный ветром). Что это означает?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно на сегодня дует слабый/умеренный ветер! Давайте отметим силу ветра в поле «Ветер».
Один из детей отмечает силу ветра, воспитатель и остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
Воспитатель: Ребята, какие еще приметы осени вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Поздней осенью часто идут холодные дожди и выпадает первый снег. Снег выпадает и быстро тает на земле и дорожках. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, потому, что земля еще теплая. Давайте проверим!
Опытническая деятельность «Таяние снега».
Воспитатель подводит детей к столику, на котором стоит таз с песком. Песок заранее нагревают в группе, затем таз укутывают, для того, чтобы песок не остыл. Воспитатель предлагает детям взять немного снега и положить его на песок. Дети вместе с воспитателем отмечают, что снег быстро тает и превращается в воду.
Воспитатель: Так же снег тает и на наших ладошках, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, снег тает от тепла и превращается в воду. Какая это вода: чистая или грязная? Помните ребята, снег нельзя есть! Давайте отметим на метеостенде, какие осадки выпали сегодня.
Один из детей отмечает осадки в поле «Осадки», воспитатель и остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
Воспитатель: Молодцы. Но что-то осень к нам так и не пришла. Наверное, мы назвали не все её приметы. Какие еще приметы поздней осени мы забыли назвать?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно: с деревьев облетели листья. Перелётные птицы улетели в тёплые края. Цветы завяли, трава пожелтела. Солнце часто прячется за тучами. Давайте отметим на метеостенде, какая сегодня облачность.
Один из детей отмечает облачность в поле «Облачность», воспитатель и остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
Воспитатель: Верно, сегодня погода хмурая и пасмурная. Осень грозит нам снегопадом и холодом. А мы холода не боимся, мы дружно поиграем и согреемся.
Подвижная игра «Мы топаем ногами».
Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется.
Во время игры младший воспитатель ставит на метеостенд картинку с изображением поздней осени.
Воспитатель: Ребята, пока мы играли поздняя осень к нам пришла. Что нам осень принесла? Верно, снежинки!
Пластический этюд «Снежинки».
Воспитатель раздаёт детям снежинки, вырезанные из бумаги, и предлагает устроить «снегопад»: дети под спокойную музыку свободно ходят по площадке, кружатся со снежинками, затем сдувают их с ладошек. Затем собирают в корзину.
Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте еще раз посмотрим на метеостенд. Время года – поздняя осень, сегодня пасмурно, дует слабый ветер, осадки – снег. Что нового вы сегодня узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно - силу ветра можно измерить при помощи ветряного рукава, а первый снег тает. Потому, что земля еще теплая.
Рефлексия «Солнышко и тучка».
Воспитатель: Вам понравилось занятие? Если да – возьмите в руку солнышко, если нет – тучку и покажите их осени и нашим гостям.
Воспитатель: Теперь вместе пройдём на площадку и поищем там приметы поздней осени.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в младшей группе на тему: Осень
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми группы раннего возраста на тему: Осень
Конспект занятия во второй младшей группы на осеннюю тематику
Конспект занятия в младшей группе по развитию мелкой моторики «Прогулка по осеннему лесу»