Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Подготовка детей к школе. Программа школа России

Программа кружка "Подготовка детей к школе"
Автор: Ефимова Анастасия Борисовна, воспитатель
Место работы: ГБОУ СОШ №4 п.г.т. Безенчук СП "детский сад"Тополек"
Программа кружка "Подготовка детей к школе"
Пояснительная записка
Проблема готовности ребенка к школе понимается как создание благоприятных условий для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание в школе. Этому способствует данный кружок, целью которого является подготовка ребенка к школьному обучению.
В предлагаемом курсе занятий сделана попытка объединить сразу несколько задач по подготовке детей к школе:
1. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей дошкольного возраста.
2. Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции.
3. Профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей.
Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, т. к. помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Известно, что без движения ребенок не обучается. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности.
Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.
Организация занятий.
Работа по данному кружку проводится с детьми 6 лет. Также после занятия проводятся индивидуальные консультации родителей по вопросам развития и воспитания детей.
- Курс 32 занятия
- Продолжительность ( 1 раз в неделю)
- Продолжительность одного занятия ( 25 минут)
- Количество участников в группе (11 детей)
Для проведения занятий каждому ребенку необходима тетрадь в клеточку, два простых карандаша и цветные карандаши.
Структура развивающих занятий.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.
1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи и восприятия.
2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.
6. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.
Ожидаемые результаты.
Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания.
Календарно-тематический план занятий
Сентябрь
Занятие №1 Развитие памяти и внимания; дыхательнье упражнение; развитие коодинации движений и графических навыков; рисование графического узора под диктовку;пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения.
Занятие №2 Развитие зрительной и слуховой памяти; дыхательнье упражнение; развитие коодинации движений и графических навыков; рисование графического узора под диктовку;пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения.

Октябрь
Занятие №3 Развитие памяти; развитие образно- логического мышления и речи; дыхательнье упражнение; развитие коодинации движений и графических навыков; рисование графического узора под диктовку;пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения.
Занятие №4 Развитие умения проводить ассоциации между цветом и словом, формой, цветом и словом в процессе запоминания; развитие памяти; дыхательнье упражнение; развитие коодинации движений и графических навыков; рисование графического узора под диктовку;пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения.
Занятие №5 Развитие слуховой, зрительной, осязательной памяти; дыхательнье упражнение; развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения.
Занятие №6 Развитие памяти, логического мышления, речи, внимания; дыхательнье упражнение; развитие сенсомоторики; графический диктант ;пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения.
Занятие №7 Развитие памяти,мышления и речи; дыхательнье упражнение; развитие сенсомоторики; графический диктант ;пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения.

Ноябрь
Занятие №8 Развитие слуховой памяти и внимания; развитие пространственной ориентировки; упр. На расслабление и концентрацию; развитие сенсомоторики; графический диктант ;пальчиковая гимнастика.
Занятие №9 Развитие пространственной ориентировки и умению действовать по правилу; закрепление представлений о геометрических фигурах; развитие ассоциативной памяти; развитие сенсомоторики; графический диктант ;пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения.
Занятие №10 Развитие памяти, речи, внимания и символической функции мышления, умению классифицировать предметы по определенному признаку; развитие сенсомоторики; графический диктант ;пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения.
Занятие №11 Развитие смысловой памяти и логического мышления; развитие знаково-символической функции памяти; закрепление представлений о геометрических фигурах; развитие сенсомоторики; графический диктант ;пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения.

Декабрь

Занятие №12 Развитие памяти, речи и мышления; закрепление представлений о геометрических фигурах; развитие сенсомоторики; графический диктант ;пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения.
Занятие №13 Развитие памяти, внимания, речи, и мышления; дыхательное упражнение; развитие сенсомоторики; графический диктант ;пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения.
Занятие №14 Развитие зрительно-логической и ассоциативной памяти; развитие внимания, речи и мышления; дыхательное упражнение; развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения.

Январь

Занятие №15 Развитие речи, мышления и воображения; объема внимания и наблюдательности; дыхательное упражнение; развитие сенсомоторики; графический диктант ;пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения.
Занятие №16 Развитие ассоциативной и зрительно- слуховой памяти; внимания и наблюдательности; мышления, речи, воображения; дыхательное упражнение; развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения; симметричные рисунки.
Занятие №17 Развитие зрительной опосредованной и ассоциативной памяти; развитие речи и вербального мышления; развитие умения классифицировать; дыхательное упражнение; развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения; симметричные рисунки.

Февраль
Занятие №18 Развитие памяти , мышления и воображения; развитие умения классифицировать; дыхательное упражнение; развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика; симметричные рисунки.
Занятие №19 Развитие памяти, мышления и речи; пальчиковая гимнастика; развитие сенсомоторики; графический диктант; профилактика нарушения зрения.
Занятие №20 Развитие ассоциативной и зрительно- слуховой памяти на материале сказок; развитие внимания, речи и мышления; дыхательное упражнение; развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения; симметричные рисунки.
Занятие №21 Развитие ассоциативной и зрительно- слуховой памяти на материале сказок; развитие внимания, речи и мышления; дыхательное упражнение; развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения; симметричные рисунки.

Март
Занятие №22 Развитие ассоциативной и зрительно- слуховой памяти на материале сказок; развитие внимания, воображения и скорости мышления; развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения; симметричные рисунки.
Занятие №23 Развитие ассоциативной и зрительно- слуховой памяти на материале стихов; развитие внимания, речи и мышления; развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения; симметричные рисунки.
Занятие №24 Развитие внимания, речи и мышления; дыхательное упражнение; развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения; симметричные рисунки.
Занятие №25 Развитие внимания, памяти, мышления, речи и воображения; дыхательное упражнение; развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения; симметричные рисунки.
Занятие №26 Развитие внимания, пространственного воображения, зрительно-ассоциативной памяти; дыхательное упражнение; развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения; симметричные рисунки.

Апрель
Занятие №27 Развитие внимания, памяти; дыхательное упражнение; развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения; симметричные рисунки.
Занятие №28 Развитие внимания, памятити мышления; развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения; симметричные рисунки.
Занятие №29 Развитие внимания, речи и памяти; дыхательное упражнение; развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения; симметричные рисунки.
Занятие №30 Развитие внимания, мышления, воображения , памяти и речи; дыхательное упражнение; развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения; симметричные рисунки.

Май
Занятие №31 Развитие внимания, речи и мышления; дыхательное упражнение; развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения; симметричные рисунки.
Занятие №32 Развитие внимания, воображения и мышления; дыхательное упражнение; развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика; профилактика нарушения зрения; симметричные рисунки.

Список литературы:
1. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе/ авт.-сост. Ю.В. Останкова.- Волгоград: Учитель, 2008.-130 с.
2. 120 уроков психологического развития младших школьников. Часть 2. Материалы к урокам психологического развития / Локалова Н.П. : Ось.-89, 2008.- 160 с.
3. Е.С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
4. Е. Н. Панова «Дидактические игры - занятия в ДОУ».
5. Е.В. Колесникова " От А до Я".
6. Е.А. Солнцева, Т.В. Белова «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики»
7. К.В. Шевелёв "Готовимся к школе".

Рекомендуемая литература для проведения собраний, индивидуальных
консультаций с родителями

1. Безруких М.М., Ефремова С.П. Как получить «пятёрку за здоровье. Тула, «Арктоус»,1996г.
2. Безруких М.М., Князева М.Г., Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 1996 г.
3. Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. М., Просвещение, 1992 г.
4. Парамонова Л., Головлёва Н., 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для подготовки ребёнка к школе. ООО «Аквариум-Принт», 2005 г.
5. Фромм А., Азбука для родителей. Москва, «Прогресс», 2001 г.
6. Фурутан А.А., Практические советы родителям. Москва, «Прогресс», 2003г

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе Обучение грамоте детей 5-6 лет Советы родителям будущих первоклассников Конспект комплексного занятия по подготовке детей 6-7 лет к школе

Похожие статьи:

Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду

Восприятие информации детьми

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Развивающие раскраски для детей от 3 до 5 лет

Экскурсия для дошкольников в школу

Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО в старшей группе | Дидактическая игра по математике для детей 4-5 лет
Опубликовано: 3189 дней назад (11 февраля 2016)
Просмотров: 12445
+7
Голосов: 7
Софья Владимировна Юхнина # 11 февраля 2016 в 21:20 +1
Анастасия Борисовна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на знакомство с программой кружка по подготовке детей к школе. В представленном курсе занятий одновременно решается множество задач. Особо хочется отметить, что Вы уделяете внимание профилактике коррекции зрения, осанке. Хотелось бы конечно прочитать конспект одного полноценного занятия, т.к. в плане отражается только структура и задачи. Мой голос +2! Удачи ВАМ!!!
Анастасия Борисовна Ефимова # 11 февраля 2016 в 21:34 0
Софья Владимировна, благодарю Вас за отзыв и голос!
Вера Анатольевна Варенцова # 11 февраля 2016 в 21:33 +1
Здравствуйте, Анастасия Борисовна! Спасибо за приглашение. Программа мне понравилась целью и задачами, тематикой и содержанием занятий. При результативном использовании данного курса, дети, несомненно, получат хорошую подготовку к школе, и успешное обучение будет обеспечено. Хочу спросить, какие методики применяете для выявления эффективности проводимых занятий в конце года? Спасибо за Ваш серьёзный опыт. Успехов! Голосую.
Анастасия Борисовна Ефимова # 11 февраля 2016 в 21:40 +1
Вера Анатольевна, очень приятно слышать , что вам понравилась моя программа кружка. Благодарю Вас за отзыв и голос!
Наталья Николаевна Ерыгина # 12 февраля 2016 в 02:17 0
Анастасия Борисовна, здравствуйте. Спасибо за приглашение на знакомство с программой кружка по подготовке детей к школе. Программа содержит разноплановые задачи, реализация которых, несомненно, подготовит детей к обучению в школе. Хотелось бы увидеть приложение в виде диагностики или ожидаемые результаты. Примите голос! Творческих успехов!
Ксения Алексеевна Круглова # 12 февраля 2016 в 06:56 0
Анастасия Борисовна, Вы создали неплохую программу подготовки детей к школе. в ней решаются задачи на развитие психических процессов, это важно при подготовке. Вы прописали план занятий. можно определить тематику занятий, например,сегодня у вас день птиц... и в рамках этой темы предлагаете деткам задания. не помешал бы и перечень диагностических методик...если в целом брать структуру любой программы, то Ваша программа, на мой взгляд, еще требует доработки...я голосую! творческих успехов!
Вера Александровна Орехова # 12 февраля 2016 в 17:14 0
Анастасия Борисовна, спасибо за приглашение.
С интересом познакомилась с предложенной публикацией.
Спасибо , что поделились своим опытом. Лично я считаю одной из главных задач педагога выработку положительной мотивации к обучению.
Вы предложили замечательный календарно-тематический план занятий, который поможет с легкостью подготовить детей к школе.
Примите мой голос +1.
Желаю удачи!!!
Ольга Константиновна Макарова # 13 февраля 2016 в 19:27 0
Примите голос за интересную разработку. Желаю Вам удачи!
Елена Юрьевна Шишлакова # 14 февраля 2016 в 13:08 0
Здравствуйте, Анастасия Борисовна!
Спасибо за приглашение! Дополнительная кружковая работа - это похвально! Вы представили свою программу, в которой чётко указали цель и задачи, периодичность занятий и календарно-тематический план. Хорошая работа, разнообразная деятельность и положительный результат! Примите голос!
Елена Юрьевна Шишлакова # 14 февраля 2016 в 13:08 0
Здравствуйте, Анастасия Борисовна!
Спасибо за приглашение! Дополнительная кружковая работа - это похвально! Вы представили свою программу, в которой чётко указали цель и задачи, периодичность занятий и календарно-тематический план. Хорошая работа, разнообразная деятельность и положительный результат! Примите голос!