Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Приобщение детей дошкольников к культуре хакасского народа

Дошкольникам о культуре хакасского народа
Автор: Кучугешева Анастасия Фадеевна, воспитатель МБДОУ "Кирбинский д/с "Ручеек"
Приобщение к хакасской культуре
Образовательное учреждение является основным ресурсом развития любого этноса, центром сохранения и возрождения самобытной культуры, уклада, быта и традиций, духовного развития Хакасского народа, его языка, обычаев, национальных культур.

Хакасы – наиболее многочисленная и широко расселенная народность Сибири. В их быту сохраняются многие элементы национальной культуры. К ним в первую очередь следует отнести родной язык – главную ценность хакасского народа.
В МБДОУ «Кирбинский д/с «Ручеек» работа по обучению родному языку осуществляется в ходе дополнительного образования дошкольников. Мы применяем разнообразные средства приобщения детей к национальной хакасской культуре: это знакомство со сказками, с песнями, танцами, шутками, играми, хороводами, национальными промыслами, обрядами хакасского народа.
Также знакомим детей с творчеством писателей, поэтов, мастеров Хакасии. Дети слышат, видят, как создаются красивые и нужные вещи, украшенные хакасским орнаментом.
В физическое развитие и спортивные развлечения включаются традиционные хакасские игры: «Саргыхах», «Чуурана», «Чылгаях» и т.д. Традиционными стали экскурсии на праздники, посвященные Хакасским традициям, проводимым организацией ТОС «Ах-Тура». Накоплен богатейший материал по теме «Моя Хакасия», оформлены хакасские уголки, стенды на тему «Хакасия моя!». Обучение и воспитание русской и хакасской культуре в дошкольном учреждении позволяет сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Системное включение материала русской и хакасской культуре в привычные для детского сада программы расширяет возможность индивидуального развития ребенка. Для того чтобы изучение этих двух культур было эффективно, детский сад выполняет несколько условий: участие в этих процессах и взрослых, и детей; использование народного опыта в жизни детей; усвоение традиций русской и хакасской культур не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Освоение двух культур – это не проведение отдельных праздников и мероприятий, это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно-пространственной среды, внутреннее преображение каждого в процессе свободного принятия нравственных и этических ценностей народа.
Одна из основных задач педагогов ДОУ – воспитание патриотических чувств путем формирования знаний и представлений о родном крае, селе. Мы прививаем любовь к животному и растительному миру Хакасии, приобщаем детей к хакасскому устному творчеству. Приобщение детей к устному народному творчеству воспитывает чувство любви и гордости за свою маленькую Родину. Став взрослым, человек вспоминает родные места, рассказывает о красоте и богатстве родного края, о том, что с ранних лет вошло к нему в сердце, как самое дорогое и к чему был привязан с детства и полюбил на всю жизнь.
«Знакомство с творчеством хакасского народа»
Программное содержание.
Познакомить детей с образцами хакасского народного изобразительного творчества; характерными признаками национальной одежды, обуви, предметов быта (пого, «сикпен», «маймах», «сахна» и т. д.). Вызвать интерес к искусству хакасского народа; учить понимать и оценивать красоту хакасских национальных предметов, разнообразие их форм, красочность орнаментального оформления. Воспитывать чувство уважения к народам, живущим на территории России.
Материалы. Выставка хакасского декоративно-прикладного искусства: макет юрты, где стоит кровать, висит одеяло и ковры, находится посуда, сундучки, хакасская одежда – мужская рубаха и женское платье, шубки, «сигедек», «сикпен», женские платки, декоративные украшения – серьги, накосные украшения, сумочки, кольца, перстни, браслеты, нагрудное украшение – пого.
Предварительная работа. Знакомство с историей Республики Хакасия. Знакомство с устным творчеством хакасского народа – сказками, поговорками, загадками, тахпахами. Ознакомление с культурой и бытом жителей Хакасии. Использование народных музыкальных инструментов на музыкальных занятиях. Знакомство с хакасскими народными играми.
Ход занятия
Педагог рассказывает: «Сегодня мы поговорим о том, какими талантами славен хакасский народ. Пышно расцветает хакасская земля, много славных людей на ее просторах возделывают поля, выращивают скот, добывают уголь, водят самолеты, машины, поезда. Разным мастерством владеет хакасский народ. Он очень любит свою землю, широкие степи, высокие горы, дремучую тайгу. О своем прекрасном крае народ складывает сказки, пословицы, загадки. Вспомните, какие сказки вам понравились больше всего? Какие хакасские загадки вы знаете? Какие помните пословицы? Все это называется устным народным творчеством. Сегодня мы познакомимся с хакасским декоративно-прикладным искусством».
Педагог приглашает детей пройти на выставку.
Рассказ педагога: «Перед вами макет юрты – жилища хакасов. Раньше хакасы жили в юртах – сначала в переносных войлочных и берестяных, а позднее в деревянных, которые уже не передвигались. Перед вами деревянная восьмиугольная юрта с отверстиями в крыше, куда должен выходить дым. Внутреннее пространство юрты разделялось на мужскую и женскую половины. Напротив входа у стены ставилась деревянная кровать. Она покрывалась овчинным одеялом и покрывалом из ситца. У богатых хозяев были нарядные одеяла, даже сшитые из соболя. Сверху они покрывались шелком, а по краю делалась кайма из шелка другого цвета. Лицевой край одеяла опушался беличьими и соболиными лапками. С двух сторон постели лежали вышитые хакасские подушки. На стене над кроватью вешался войлочный ковер. По толстому войлоку вдоль боковых краев вешались контурные узоры повторяющихся фигур. Кровать завешивалась пологом из шелка или парчи. На женской половине юрты находились три буфетные полки. Первая полка для кадок, средняя для чашек и третья – для чайной посуды. С мужской стороны вдоль стен устанавливались три мебельные секции. Самая почетная секция находилась у кровати, где стояли два больших сундука. Они завешивались персидским ковром, под ним устанавливалась полка с расставленными шкатулками и святыми иконами.
Сейчас мы познакомимся с национальной хакасской одеждой. Основным видом нательного белья служили у мужчин – рубаха, а у женщин – платья. Для повседневной носки они шились каждый год весной на Пасху из хлопчатобумажной ткани, а праздничные – из шелка. Рубашка и платье были очень широкими. Обшлага, полики на плечах и кайма украшались хакасскими узорами. Замужние женщины поверх праздничного костюма обязательно надевали безрукавку "сигедек". Спинка "сигедека" украшалась растительным орнаментом. По праздничным дням молодые женщины надевали распашной кафтан "сикпен" или "хаптал", которые также украшались хакасскими орнаментами. Зимой хакасы носили шубы из овчины – "тон". Для украшения женской шубы использовалась декоративная вышивка, идущая по швам спинки и проймам рукава. Летом хакасы носили кожаные сапоги, а зимой – меховые.
Очень интересную коллекцию хакасского декоративно-прикладного искусства представляют женские украшения. (Педагог приглашает детей осмотреть выставку.) Декоративные сумочки украшались по бокам шелковыми нитками или бисером, образующими сказочные растительные орнаменты. Сумочка имела не только декоративное значение. В них женщины привозили с праздника гостинцы для детей. Девушки, носившие множество косичек, привязывали к ним кисточки, сделанные из коралловых и бисерных снизок. Основную декоративную нагрузку несли косички, носимые на спине, к которым привязывались накосные украшения "тана поос". Основа, сделанная из четырехугольного куска дубленой кожи, покрывалась плисом. Посередине навешивалось от трех до девяти перламутровых блях, иногда соединенных между собой вышитыми узорами. Внизу привешивались три кисточки из коралловых бус, каждая из которых разделялась еще на бисерные снизки. Накосные украшения вплетались в косички за шнурок из конского волоса гривы. Замужние женщины украшали себя коралловыми сережками. Они изготавливались из медной проволоки, изогнутой вверх в виде кольца. На нижнюю часть нанизывались три коралловые бусины «суру», между которыми вставлялись маленькие бусинки. На конце подвешивалась серебряная полурублевая монета с шелковой кисточкой. Во время праздников женщины, помимо сережек, надевали пару висячих подвесок, состоявших из шести больших и шести маленьких кораллов, между которыми вставлялись орнаментированные серебряные пластинки, облегавшие бусины снизу и сверху. Подвески заканчивались серебряными монетами и украшались шелковыми кисточками. Каждая пара соединялась на груди фигурной серебряной цепочкой. Пальцы рук украшались серебряными кольцами и перстнями. Декоративный верх перстня делался в виде орнаментированного круга, сердечка, полумесяца или эллипса с коралловыми инкрустациями. Молодые девушки украшали кисти рук серебряными браслетами с чеканным орнаментом и коралловыми инкрустациями. Браслет довольно часто служил желанным предметом, который девушки давали парням в знак согласия выйти за них замуж. Необходимой принадлежностью свадебного наряда свахи являлось нагрудное украшение – пого. Форма пого напоминает полумесяц с закругленными рожками. Пого обтягивалось бархатом, и на лицевой стороне пришивались перламутровые пуговицы, пространство между которыми заполнялось кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, почек, трилистников и других древних узоров.
Сегодня вы познакомились с предметами быта, одеждой, украшениями хакасов. Все это хакасский народ делает своими руками и передает из поколения в поколение – от дедушек и бабушек своим детям и внукам. Таким образом, сохраняется и приумножается искусство хакасского народа».
В конце занятия педагог предлагает детям рассмотреть и сравнить хакасский и русский женские костюмы.

Конспект
непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов куклотерапии и музыкотерапии
Тема: Культура, обычаи, быт народов живущих в республике Хакасии.
Цели и задачи: Познакомить детей с традициями, культурой, обычаями хакасского и русского народа. Прививать детям уважение к обычаям другого народа. Воспитывать дружеские отношения, любовь к родному краю.
Словарная работа: Предки, изба, самовар, кочерга, решето, сушки, улус, снедь, бадан, талган, чурба.
Предварительная работа: Разучивание с детьми пословиц и поговорок хакасского и русского народа, разучивание песенок – частушек русского народа, знакомство с национальными костюмами этих народов.
Форма: Семейный клуб.
Оборудование: Оформление группы, как гостиной со всеми атрибутами. Расстановка мебели по количеству детей и их родителей. Столы накрыты согласно тем или иным традициям приглашённых народов. Костюмы хакасские, русские народные.
Музыкальное оформление: Русские народные мотивы, хакасские народные пения.
Технологии и элементы терапий: социоигровые приёмы, игровая технология, музыкотерапия, сказкотерапия

Тема: «Хакасская юрта».
Цель: обогащение представлений детей о жизни и быте хакасов; воспитание любови к культуре хакасского народа.
Оборудование: Аудиокассета с записью хакасской музыки. Убранство, утварь хакасского народа. Куклы в национальной одежде.
Ход занятия:
Дети с воспитателем входят в уголок украшенный под хакасскую юрту. Посередине юрты имитация очага, возле которого сидят куклы в национальной одежде.
Дети рассматривают убранство: предметы быта, посуду, одежду на куклах и прочие предметы.
Воспитатель: Посмотрите, мы в гостях у Тадуки, Ужи и Кир – мамы. Хакасы бабушек называют такими именами. Они нам очень рады и приглашают зайти к ним в гости.
Скажите, как называется это жилище?
Дети: Юрта.
Воспитатель: как вы думаете из чего она делалась?
Воспитатель рассказывает, что юрты бывали постоянными и переносными. Делались они из войлока или качины. В тайге, если устанавливалась юрта, она накрывалась с верху берестой. Юрты были разборными, потому что хакасы – народ кочевой. Они переселялись с места на место в зависимости от времени года.
Воспитатель: Что находится в центре каждой юрты?
Дети: Огонь. На нем они готовили пищу, грелись от холода, обогревали жилище.
Воспитатель: Посмотрите, какая посуда использовалась для приготовления пищи?
Дети: Пиалы, котелок …
Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадки о посуде и предметах быта, которыми пользовались хакасы. Вы попробуете отгадать.
Загадки:
Стоит толстячок
Подбоченевши бочек,
Шипит и кипит
Всем чай пить велит.
(Самовар)
Черный конь
Скачет в огонь.
( Кочерга)

На стене висит, болтается,
За него всяк хватается.
(Полотенце)
Новая посуда,
А вся в дырах.
(Решето)
Воспитатель: Посмотрите на наших хозяек. Скажите, как одевались раньше?
Дети: Женщины – платье, платок, паго. Мужчины – рубаху.
Воспитатель: Как украшена их одежда? Посмотрите покрой платья необыкновенный. Платье широкое, а сзади подол платья удлинен, спереди укорочен. Для того, чтобы женщинам хакаскам было удобно по траве ходить, а если нужно сесть, то подстилали подол. Вот, как и сейчас они сидят. Наши хозяйки подстелили подол им тепло и удобно. На груди у них висит украшение. Как оно называется?
Дети: Паго. У каждой женщины свое паго, все они разные. У жителей степей с геометрическим орнаментом, а те, кто жил в подтаежных местах – растительный.
Воспитатель: Давайте определим по паго в какой местности живет наша хозяйка?
А теперь хозяйка приглашает нас к очагу. Давайте рассядемся и устроим щилых (хакасские посиделки), отведаем хакасское национальное блюдо – пирог из черемухи.
Играет национальный музыкальный инструмент – чатхан. Дети пьют чай из пиал.
Воспитатель благодарит за внимание и просит детей подарить паго хозяйкам – куклам, которые они изготовили своими руками на предыдущем занятии.

«Знакомство детей с искусством хакасского народа «Сувениры Хакасии»
Цель:
1. Познакомить детей с сувенирами Хакасии.
2. Прививать детям любовь к народному творчеству, учить видеть и ценить красивое, созданное руками умельцев.
3. Формировать грамматически правильную речь.
4. Прививать любовь и уважение к труду взрослых.
Материалы и оборудование к занятию: юрта, шишки, пого, чатхан.
Предшествующая работа:
• посещение музея;
• чтение хакасской сказки;
• рассматривание иллюстраций;
• альбомов о Хакасии.
Словарная работа: сувенир, умельцы, чатхан, пого, юрта.
Ход занятия
Дети, вы уже знаете, что мы живем в Хакасии. Многое знаем о жизни хакасского народа, о том, как жили в давние времена и живут сейчас.
Вспомните, что видели вы в музее хакасской юрте?
Мы видели украшение «пого», хакасский инструмент – чатхан, посуду. Их чего была сделана посуда? Да, из дерева. А какая сейчас посуда у людей? Теперь деревянной посуды уже почти нет, но в память о прошлом что-нибудь хранится. Вот с такими сувенирами мы сегодня познакомимся.
Сувенир – это предмет, созданный трудом народных мастеров – умельцев. Народные умельцы-мастера очень любят свой труд, они стараются оставить прошлое и настоящее того народа, где они живут.
У нас есть свои мастера, которые делают сувениры из дерева. В других городах нашей страны сувениры делают из кости, стекла, соломы, глины и камня.
А сейчас посмотрите на этот сувенир и скажите, что это? Да, это юрта. Что вы можете сказать об этом сувенире? Этот сувенир говорит нам о прошлой жизни хакасского народа. Когда-то хакасы жили в юртах, а теперь в память остался этот сувенир. Сколько труда вложил мастер и как красиво он сделал этот сувенир. Он сделал юрту очень маленькой, но такой она была у хакасов.
А этот сувенир называется пиала. Теперь пиалы у хакасов не из дерева. Посмотрите, как красиво художник изобразил хакасский орнамент. Этот орнамент делают специалисты инструментами и расписывают красками.
- Кто скажет, что это у меня?
- Да, это шишка.
Хакасия очень богата хвойными лесами. Имеются кедровые заросли, с кедра собирают большое количество ореха. Этот сувенир говорит о том, что природа Хакасии богата кедром. И мастер придумал такой сувенир. Он идет для украшения жилья.
- А что вы еще видели в музее?
- Женское украшение – пого.
- Ребята, а вы знаете, что это за украшение? Зачем оно нужно?
Характерным женским украшением был нагрудник – Пого, надевавшийся на свадьбе поверх шубы или замужней женщиной (свахой). Пого вырезался из куска дубленой кожи и обшивался черным плисом или другим плотным материалом. Лицевая поверхность его сплошь унизывалась в виде симметричного узора крупными и мелкими перламутровыми пуговицами, небольшими кораллами, раковинами, крупным бисером, разноцветными бусами и камнями. По внешней стороне Пого украшались бахромой из бисера. Пого одевали только на свадьбе. Его могли одевать сваха и невеста.
Вот сейчас мы с вами изготовим сувенир – Пого. Для этого на столах у вас есть все необходимое. Сначала выложите узор, а потом мы их приклеим.
(Выполняется аппликация.)
По окончании детской работы организовываем детскую выставку украшений сувениров.
- Для чего нужны сувениры? Они нужны для подарков, для украшения наших квартир. К нам в Хакасию приезжает очень много туристов со всех городов и даже других стран. Им дарят сувениры. Они сами покупают их память о нашей солнечной Хакасии.

Рекомендуем посмотреть:

Как подготовить и провести мастер-класс Рисование на срезе дерева. Мастер-класс с пошаговым фото Конспект совместной деятельности с детьми младшей группе Родительское собрание - тренинг в детском саду

Похожие статьи:

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям

Конспект НОД в средней группе. Знакомство детей с хакасским орнаментом
Опубликовано: 2997 дней назад (9 февраля 2016)
Просмотров: 7478
+7
Голосов: 7
Татьяна Гуляева # 9 февраля 2016 в 10:48 +2
Данный материал очень актуален для развития патриотических чувств как у дошкольников так и детей школьного возраста. В настоящее время Россия переживает непростой период , утрачиваются представления о гражданственности, милосердии , великодушии и патриотизме. Культура в воспитании патриотизма является самым мощным инструментом.
Марина Сергеевна Долгих # 9 февраля 2016 в 13:09 +3
Приобщение к хакасской культуре и воспитание чувства уважения к народам, живущим на территории России, имеет большое значение.Дети учатся не только понимать и оценивать красоту хакасских национальных предметов, разнообразие их форм, красочность орнаментального оформления. Они учатся ценить и любить Родину.
Анастасия Фадеевна Кучугешева # 10 февраля 2016 в 05:14 0
Огромное спасибо, коллеги!
Алла Ивановна Ефимова # 10 февраля 2016 в 08:49 +2
Работа интересная и грандиозная. Читала и для себя узнала кое - что новое.
Конечно не хватило наглядности, можно было добавить иллюстраций, материал смотрелся бы лучше.
И в работах надо прописать цель, задачи, кому материал предложен.
Поздравляю с началом работы на сайте, желаю удачи. А опыт в оформлении работы придет, не расстраивайтесь.
За работу примите голос.
Татьяна Александровна Толстикова # 10 февраля 2016 в 09:51 +2
Анастасия Фадеевна, здравствуйте! С первой публикацией Вас! Согласна с Вами, что образовательное учреждение является основным ресурсом в приобщении детей к культуре своего народа, воспитывает любовь к своей родине, знакомит с его традициями. Наш край тоже очень самобытен, и с удовольствием делюсь на страничках сайта своими опытом работы в этой области. Из вашей публикации видно, что и у вас работа поставлена на высокий уровень Молодцы! Только очень хотелось бы увидеть фотографии предметов, о которых говорится в публикации. Спасибо за приглашение, примите мой голос.
Лариса Сергеевна Кривохижина # 10 февраля 2016 в 13:07 +2
Анастасия Фадеевна, спасибо за приглашение. Очень хороший материал, насыщенный. Только не хватает фотографий, хакасский орнамент очень яркий, костюмы очень красивые и хотелось бы чтобы все их увидели. Материал очень занимательный, я узнала много нового. Видно, что работа у вас ведется не от случая к случаю а просматривается системность. Воспитание патриотизма сейчас самая актуальная тема. Я желаю вам творческих успехов. Примите мой голос
Анастасия Фадеевна Кучугешева # 10 февраля 2016 в 13:44 +1
огромное спасибо за ваши комментарии коллеги. Приму во внимание ваши советы! Огромное спасибо!
Ирина Владимировна Жабина # 10 февраля 2016 в 19:59 +2
Анастасия Фадеевна!
Работа интересна познавательной информацией о культуре хакасского народа. Видно, что Вы уделяете большое внимание работе по приобщению детей к культуре своего народа. Приобщение к культуре и традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. С уважением и голосом 5, И.В.
Ирина Анатольевна Князева # 14 февраля 2016 в 13:00 +1
Анастасия Фадеевна! Очень интересная работа. В наше время важно затрагивать тему культуры, уклада, быта и традиций своего народа. Конспект составлен просто и понятно для детского восприятия, для получения новых знаний и закрепления старых. Спасибо вам. Спасибо! Голос!