Проект для старших классов "Развитие творчества и критического мышления на уроках мировой художественной культуры"
Этот проект, разработанный для реализации в старших классах общеобразовательной школы, представляет собой исследование и применение интерактивных форм работы на уроках мировой художественной культуры и во внеурочное время с целью выявления творческих способностей учащихся, их привлечение к активной деятельности, пробуждение интереса к реализации своих творческих, исследовательских, информационных и коммуникативных компетентностей.
Формат проекта
Участники: кафедра гуманитарного и художественно-эстетического циклов, обучающиеся старших классов. Сроки реализации: учебный год. Место реализации: общеобразовательная школа, лицей, гимназия. Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор, экран, Интернет ресурсы. Методическое обеспечение: рабочая программа по МХК, учебник и диск с дополнительными материалами Масол Л. М. "МХК"
Эстетическое образование играет большую роль в педагогике, потому как именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Растет индивидуальное понимание того, что искусство наиболее эффективно помогает ребенку построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в любых жизненных ситуациях. Это является одним из условий развития творческих способностей ребенка. Противоречие (слайд 3). Каждый человек от природы талантлив, любознателен, обладает желанием исследовать и постичь окружающий мир. Но у детей старшего школьного возраста все чаще происходит снижение мотивации и интереса к исследовательским и творческим заданиям из-за того, что, во-первых, ребенок не всегда знает, как себя проявить, в какой форме себя реализовать, во-вторых, школьники загружены учебным материалом, в-третьих, школьники становятся инертными из-за боязни критики и непонимания. Проблемные вопросы (слайд 4). Как пробудить интерес школьника к постижению накопленных человечеством культурных ценностей и помочь ему реализовать свой внутренний творческий потенциал? Как достичь наибольших результатов в рамках этой деятельности, не перегружая учебный процесс? Проектная идея: (слайд 5) внедрять интерактивные практические методы и формы обучения (исследовательская деятельность, развитие критического мышления, метод "Через творческую деятельность к самому себе")на уроках МХК и во внеурочное время для формирования мотивации к обучению и самореализации. Цели работы: (слайд 6)
- формировать устойчивую мотивацию к обучению предмета и самосовершенствованию;
- развивать творческие и коммуникативные компетентности учащихся;
- способствовать самораскрытию и самореализации творческих личностей, учитывая индивидуальные различия учащихся. Основные задачи моей работы:(слайд 7)
- освоение знаний о стилях и направлениях в МХК, их характерных особенностях, о вершинах художественного творчества;
- развитие навыков у учащихся самостоятельной работы с источниками, использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды, эстетического окружения;
- интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской, творческой). Предполагаемые эффекты:(слайд 8)
- повышение мотивации учащихся к изучению МХК;
- результативность участия в предметных олимпиадах и творческих конкурсах;
- интерес учащихся к исследовательской, проектной и творческой деятельности;
- повышение имиджа школы.
Интерактивные формы работы.
Исследовательская проектная деятельность
Сегодня уже никто не сомневается в том, что презентация на уроке – это возможность сделать его современным, ярким, полезным, иллюстративным, интерактивным и запоминающимся. Такие уроки нравятся ребятам, дают стимул узнать больше, развивают их творческий потенциал. К урокам определенной тематики презентации готовятся как мной, так и учащимися. Это вовлекает ребят в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активации умственной деятельности, формирует у учащихся рефлексию. В создании исследовательского проекта мы действуем по плану:
1) определение круга учащихся, желающих пронимать участие в проекте;
2) определение темы, над которой ребята хотят работать;
3) сбор, обработка и систематизация материала по теме;
4) создание исследовательского проекта;
5) презентация исследовательского проекта.
Проекты создаются учащимися не только для уроков, но и для творческих конкурсов. Так, учащиеся 10А класса (Медведева Ю. и Погорелов И.) разработали исследовательский проект «Архангело-Михайловская церковь в городе Авдеевка» на областной конкурс «Творческая юность Донбасса», целью которого является привлечение молодежи к вечным духовным ценностям и привитие гордости и любви к родному город (слайд 9) Развитие критического мышления
Интересным и продуктивным для учащихся стало использование на уроках технологии «Таксономии мыслительных умений» Блума (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка полученной информации). Разработанные на основе этой технологии задания контрольно-обобщающих уроков привлекают учеников своей возможностью помимо знаний продемонстрировать собственную точку зрения на изученный материал. Так, на уроке «Сравнение козаческого барокко с западноевропейскими вариантами стиля» учащиеся составляли ассоциативные ромбы, в которых указывали общие и различные черты барокко, которые отобразились в искусстве Западной Европы и восточно-славянских народов в 17-18 веках; составляли коллажи из репродукций произведений искусства, а также делали вывод о заимствованных элементах и самобытных традициях в развитии родной культуры (слайд 10) Художественная культура через творческую деятельность к самому себе
Среда, в которой общается ученик,- это его класс, и публичность ребенка зачастую ограничивается этой сферой общения. Как повысить свой социальный статус? Как сделать так, чтобы тебя зауважали? Как удивить одноклассников? Помощь в этом оказывает выполнение творческих работ. Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-то нового, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это – стимул к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах. На уроках МХК и во внеурочное время – это изготовление изделий декоративно-прикладного вида искусства в соответствии со стилевыми особенностями изучаемого исторического периода развития культуры (вышивка, лепка, писанкарство, создание орнамента и т. д.). Наибольшая эффективность в работе над развитием творческих способностей учащихся достигается в результате стимулирования творческой активности и создания ситуации успеха для каждого ученика, общего благоприятного микроклимата в коллективе. Недопустима резкая и необъективная критика творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Следует избегать ситуаций некомфортности для учеников в процессе творческой работы на уроке и игнорирования даже слабой попытки ребенка в желании проявить себя. Творческие задания выполняются как в индивидуальной, так и в групповой форме. Презентация выполненных учащимися творческих работ проводится на общешкольных выставках (слайд 11). Результаты работы:(слайд 12)
- сформированы стабильные результаты обучения (устного опроса, интерактивных тестов);
- активно развивается исследовательская и творческая деятельность учащихся;
- сформирована положительная мотивация к предмету;
- сформировано умение самостоятельной работы с источниками;
- ребята научились грамотно и аргументированно презентовать свою деятельность. Вывод(слайд 13)
Я думаю, что сумела раскрыть творческий потенциал и помогла реализовать исследовательские потребности учащихся с учетом их индивидуальных возможностей. Список использованной литературы
1. Бенин В. Л. Роль предмета «МХК» в гуманизации педагогического образования / В. Л. Бенин, Е. Д. Жукова. – Уфа: Восточный университет,2001.
2. Богоявленская Д. Б. Творческая работа – просто устойчивое сочетание: проблема развития и диагностирования творческих способностей / Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. // Педагогика. – 1998. - №3. с. 41.
3. Выготский Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. с.57.
4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.,2007.
5. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. - М.,2005
Презентация на тему: Проект для старших классов "Развитие творчества и критического мышления на уроках мировой художественной культуры"
Очень понравился ваш проект! Четко определена структура, исследовательская часть проекта, наглядно представлены результаты. Данную работу считаю для себя хорошим образцом для выполнения педагогических проектов.