Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературы для 6 класса с презентацией. Величие науки и знаний - основной пафос произведений ж.Верна

Урок для 6 класса "Величие науки и знаний - основной пафос произведений ж.Верна. Картины рабства в романе "Пятнадцатилетний капитан". Прославление силы человеческого характера"
Тема:Величие науки и знаний – основной пафос произведений Ж.Верна.Картины рабства в романе «Пятнадцатилетний капитан». Прославление силы человеческого характера.
Цели:
обучающие:
- раскрыть особенности творчества Ж.Верна;
- показать на примере героев романа «Пятнадцатилетний капитан» величие ума и силы воли человека;
- учить самостоятельно добывать и обобщать информацию;
развивающие:
- развивать интеллектуальные (способность к обобщению, умение выделять существенные признаки
деятельности), информационные (владение инновационными технологиями), коммуникативные (высказывать и
аргументировать свою точку зрения) компетенции учащихся;
- развивать поликультурные и творческие компетенции учащихся;
воспитательные:
- воспитывать толерантное отношение учащихся друг к другу в процессе работы в группах;
- воспитывать неприятие насилия над человеком;
- воспитывать чувства справедливости и ответственности.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны понять, что знания разных наук необходимы в жизни человека, учиться добывать и обобщать информацию по теме урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, определить свою жизненную позицию.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.

Термины и понятия: рабство, роман.

Оборудование и материалы: компьютер, таблицы для выполнения интерактивного упражнения «ЗХУ».
Наглядность: портрет Ж. Верна; презентации «Рабство – социально-историческое явление», «Культура и традиции Африки», видеоматериалы – изображения животных и растений Америки и Африки, подготовленные учащимися; географическая карта, на которой изображен курс шхуны «Пилигрим», плакаты «Мы против рабства», нарисованные учащимися.
Ход урока
І Организационный момент
ІІ Мотивация учебной деятельности
Учитель. На предыдущих уроках мы читали и обсуждали роман Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан». Он принудил нас влюбиться в романтику путешествий, вздрогнуть от проявлений жестокости, предательства, существования рабства, искренне восхищаться смелостью и мужеством главных героев романа. Известно, что Ж. Верн был не только писателем, но и исследователем. Он с увлечением изучал разные науки, о чем свидетельствуют 20 тысяч тетрадей с выписками из научной литературы. В произведениях писателя-фантаста приключения объединяются с научной информацией, поэтому их называют научными романами. Ж. Верн верил в силу науки и технического прогресса и надеялся, что они помогут людям жить интересно и счастливо.

ІІІ Объявление темы и целей урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы должны понять, что знания разных наук необходимы в жизни человека, обсудить такое социально-историческое явление, как рабство, а также выяснить, каким характером должен обладать человек, чтобы выжить в экстремальных ситуациях.

IV Работа над темой урока
1 Выполнение интерактивного упражнения «ЗХУ»
( Учащимся раздаются таблички, в которых 3 графы: "Знаю", "Хочу узнать", "Узнал(а)". В этих табличках дети заполняют графы «Знаю» и «Хочу узнать». Графу «Узнал(а)» они заполнят в конце урока.)

2. Демонстрация географической карты, подготовленной группой «Географов», на которой изображен курс шхуны «Пилигрим»
Учитель. Прочитав роман «Пятнадцатилетний капитан», мы выяснили, что шхуна «Пилигрим», на которой путешествовали наши герои, отклонилась от курса. Почему? (Потому что Негору подложил магнит под компас)
Путешествие по карте. Шхуна «Пилигрим» отправилась с Новой Зеландии и взяла курс на Тихоокеанское побережье Южной Америки. Сначала шхуна должна была зайти в порт Вальпарансо в Чили, а потом отправиться в Сан-Франциско. Но шхуна отклоняется от курса, потому как компас был испорчен, и наши герои обошли мыс Горн на юге Америки и вышли в Атлантический океан. Потом шхуна, пересекая Атлантический океан с юго-запада на северо-восток, потерпела крушение у берегов экваториальной Африки в районе Анголы.

3. Викторина юных биологов
Учитель. Шхуна прибыла к берегам не южной Америки, а экваториальной Африки, но наши герои не сразу это поняли. Что вынудило капитана шхуны Дика Сенда задуматься над тем, где он и его команда находятся? ( Не растут пальмы, увидели гиппопотамов, льва, большие термиты)
(Викторину проводит ученик из группы «Биологов»)
- Сейчас мы проведем игру «Аплодисменты» - какие из растений и животных не могли встретиться в Америке. Если я показываю растение или животное, которое не могло встретиться в Америке, то вы хлопаете в ладоши, если же могло быть и в Америке тоже, то вы молчите: жираф; пальма;слон; баобаб; попугай; термитник; хинное дерево; лев; каучуковое дерево; муха Цеце; гиппопотам.

( В ходе игры используется презентация 1)

4. Вывод о месте науки и знаний в романе.

Учитель. Таким образом, мы выяснили, что нашим героям и автору для написания романа нужны были знания по географии и биологии. А знание каких еще наук понадобились Ж. Верну во время работы над романом? (Астрономии – определять местонахождение по звездам и по солнцу; хронологии – исчисление времени и дат; физики – законы природы; истории и народоведения – верования и обряды африканских народов, рабство.)
- Какой вывод о месте науки и знаний в романе мы можем сделать? ( У Ж. Верна были большие познания в разных сферах науки и техники, он призывал читателей к расширению кругозора и повышению эрудиции.)

5. Сведения об особенностях творчества Ж. Верна.
Учитель. Ж. Верну было 35 лет, когда он написал свой первый роман «Пять дней на воздушном шаре» (1863 г.) С этой книги началась мировая слава писателя. А вместе со славой появились слухи о том, что никакого Ж. Верна вообще не существует, утверждали, что под этим именем скрывается целая группа ученых, которые работают коллективно. Причины возникновения этих сплетен понять несложно. Действительно, откуда у одного человека такие глубокие познания в самых разнообразных сферах науки и техники. Кроме эрудиции писатель обладал необыкновенной творческой фантазией. Во всех своих произведениях он делал очень смелые выводы, прогнозировал будущее. Вот, например, «Наутилус» - подводная лодка, которая проплыла 80 тысяч километров под водой. Встречаемся мы в книгах великого писателя и с телевидением, и с автомобилями, со скоростной артиллерией, с летательными аппаратами, и со всеми другими, которых либо не существовало во времена Ж. Верна, либо они только стали появляться. Как сказал Евгений Брандис: «Самое удивительное в романах Ж. Верна – это то, что теперь в них совсем нечему удивляться».

6. Сообщения учащихся группы «Литературоведов» об открытиях Ж. Верна в романах.
1. Научные достижения, о которых писал фантаст, еще при его жизни начали внедряться в повседневную жизнь. Например, беспроводной телеграф, электродвигатель и даже метрополитен. Одновременно Ж. Верн тщательно следил за всеми техническими новинками и сразу же их вводил в свои произведения. После выхода романа «Вокруг света за 80 дней» состоялась международная конференция, на которой благодаря писателю и его роману было введено всемирное поясное время.
2. Писатель знал, как водить машину: «Механик, сидя на своем сидении, управлял рулевым колесом, а педаль, расположенная под его ступней, позволяла регулировать ход автомобиля.
3. Ж. Верн знал, что оружие станет страшной силой: «За последнее столетие изготовление средств войны настолько продвинулось вперед в развитии, что теперь бьются машины, а не люди». Писатель предвидел безработицу в 20 веке: «Машины почти везде и очень выгодно заменили людей».
4. Фантаст предрек даже новые течения в музыке, такие как, например, техно: «С неимоверным грохотом звучала музыка несовместимых тонов и ритмов, и складывалось впечатление, что такой грохот совсем не шокирует 250 тысяч пар ушей, которые слушают все это». Когда на Землю была впервые передана фотография обратной стороны Луны, одному из лунных кратеров было присвоено имя «Жюль Верн».
5. Таким образом, мы с вами еще раз можем сделать вывод, что Ж. Верн был не только талантливым писателем, но и очень образованным человеком, который до сих пор призывает читателей повышать свою эрудицию, потому что без знаний разнообразных наук можно потеряться в джунглях Африки и не выплыть из Атлантического океана.

(Физкультминутка)

7.Сообщения учащихся группы «Культорологов» интересных сведений об Африке.
Учитель. Наши герои оказались на удивительном материке Африке. А что вы знаете о ней? (ответы учащихся) Что же интересного и удивительного есть в Африке, нам расскажут учащиеся группы «Культорологов».
(выступления учащихся, в ходе которых используется презентация 2)
1. Африка – край саванн и жарких пустынь (самая большая пустыня в мире – Сахара находится в Африке), это колыбель нетронутой природы. На этом континенте находится 53 государства – ни на одном другом континенте нет такого количества стран. Тут же находится самое плотно населенное государство – Нигер (140 млн. человек). И здесь же протекает самая длинная река в мире – Нил (чуть меньше 7000 км) (слайд 1, 2).
2. В Африке 27 августа 1896 г. была самая короткая война, которая длилась всего 38 минут. Война получила название Англо-Занзибарской и внесена в книгу рекордов Гиннесса, как самая короткая кровопролитная война в мире (слайд 3).
3. Большинство племен Африки по сей день являются язычниками – поклоняются множеству богов и явлениям природы. Их религии: фетишизм (вера в сверхъестественную силу неодушевленных предметов), тотемизм (связь с первопредками – животными и растениями), анимизм (вера в существование духов и потусторонний мир). Считается, что предки охраняют своих потомков, а если люди племени делают что-то не так, то происходит знамение: умерший предок в необычном виде приходит к потомкам, чтобы подсказать правильный путь (слайд 4).
4. Верования племен Африки изображены в романе Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан». Вспомните, как Геркулес, переодевшись Мганнгой (колдуном), пришел в Казанде. Он сказал, что причиной непрекращающихся дождей является гнев духов предков за то, что племя держит у себя белых пленных, и африканцы отдали Мганнге своих белых рабов (слайд 5).
5. Обряд захоронения в Африке также связан с верой в духов предков. При захоронении вождя племени в яму в 1,5 метра помещают и его еще живых жен и наложниц, слуг, домашний скот и драгоценности, чтобы король вошел в страну Духов со своими приближенными. Этот обряд захоронения Ж. Верн описал в романе «Пятнадцатилетний капитан, когда хоронили Муани-Лунгу (слайд 6).
6. Своеобразна и мода африканских народов. Например, женщинам племен мураи и сурма еще в младенчестве разрезают губу и вставляют в нее тарелочку-дэби из дерева или глины. Размер тарелки имеет значение. Чем больше диаметр тарелки, тем большее количество скота должен заплатить за нее жених. Девушки должны носить эти тарелки постоянно за исключением времени сна и приема пищи, а также, если поблизости нет мужчин (слайд 7).
7. Женщина с самой длинной шеей считалась самой красивой у ама-ндебеле. С раннего детства женщины этого народа носили на шее латунные обручи, благодаря чему шея могла удлиниться на 40-50 см. Эти обручи нельзя было снимать, так как отсутствие шейной мускулатуры привело бы женщину к мгновенной смерти. Имея длинные стальные шеи, африканские женщины пытались подражать птицам, а в некоторых племенах этот обычай восходит к стремлению шокировать своим внешним видом работорговцев (слайд 8).

8 Обсуждение такого социально-исторического явления, как работорговля.
- Какое социально-историческое явление показывает нам Ж. Верн в своем романе? (Работорговлю)
- Каково отношение автора к этому явлению?
- Выскажите свое мнение к Негору, Гаррису и им подобным.
- Можно ли роман «Пятнадцатилетний капитан» назвать протестом против рабства? Аргументируйте свою
мысль.
9 Презентация «Рабство – социально-историческое явление», подготовленная учащимися группы «Правоведов»

10 Презентация плакатов «Мы против рабства», подготовленных учащимися группы «Правоведов»

11. Характеристика образов Дика Сенда и Геркулеса. Составление кластера
Учитель. Не смотря на все трудности и препятствия, нашим героям все-таки удалось освободиться из плена и добраться до родного континента – Северной Америки, домой. Благодаря кому из героев это произошло? (Дику Сенду, Геркулесу)
- Какими качествами характера они обладают? (Мужество, смелость, сила воли, ответственность, оптимизм, вера в
свои возможности, наука и знания)

V Закрепление изученного материала

1. Конкурс на лучшего знатока романа «Пятнадцатилетний капитан»
1) Что такое роман? ( Литературный эпический жанр, в котором предполагается развернутое повествование о жизни главного героя в нестандартный период его жизни)
2) Какие жанры романа вы знаете? (Исторический, приключенческий, любовный, научный, социально-психологический)
3) Полное имя главного героя романа «Пятнадцатилетний капитан»? (Ричард Сенд)
4) Что означали буквы «СВ»? (Самюель Вернон – французский путешественник)
5) Кого подобрали со шхуны «Вальдекс»? (5 негров и собаку)
6) Как звали спасенных с «Вальдекса»? (Том, Бет, Остин, Актеон, Геркулес, собака Динго)
7) Кем был Бенедикт для миссис Уелдон? (кузеном)
8) Как звали мистера Уелдона? (Джеймс)
9) Какой науке посвятил свою жизнь Бенедикт? (энтомологии)
10) Сколько невольников было в караване? (500)
11) Как называлась шхуна, на которой путешествовали герои романа, и что означает это название? («Пилигрим», странник)
12) Кто исполнял роль мганнга? (Геркулес)
13) Какое препятствие ожидало путешественников на реке Кванза? (водопад)
14) Как назывался невольничий рынок, куда Гаррис и Негору гнали караван? (Казанде)
15) Куда сначала держала курс шхуна «Пилигрим»?(Чили, Сан-Франциско)
16) Как звали старую няню Джека?(Нен)

Чей это портрет?
1) «Человек он молчаливый, держался от команды поосторонь, однако дело свое знал исправно…» (Негору)
2) «Она была храброй женщиной, и море ее не пугало. Ей было 30 лет, она отличалась крепким здоровьем…»(Миссис Уелдон)
3) «Он был среднего роста, крепкого телосложения, смуглый, с синими решительными глазами… Его умное лицо дышало энергией.» (Дик Сенд)
4) «Он гулял по горам и лесам, с золотыми очками на носу в поисках редкостных насекомых, но пока что ничего не находил.» (кузен Бенедикт)
5) «Это был человек крепкого телосложения лет 40. Хитрые глаза, поседевшие виски и борода, загоревшее, почти черное лицо, как у кочевника.» (Гаррис)
6) «Это был крепкий негр, черный, как ночь. Ростом он был выше 6 футов, и был он, очевидно, очень сильный…»(Геркулес)

VI Подведение итого урока. Рефлексия

1. Заключительная беседа
- Благодаря чему нашим героям удалось освободиться из плена и вернуться домой?(Благодаря смелости, находчивости, способности брать ответственность за других на себя, оптимизм, вера в свои силы и возможности, знание разнообразных наук.)
- Для чего нужна человеку наука в жизни?(Чтобы добиться успеха, уметь преодолевать трудности и препятствия на жизненном пути, быть интересным собеседником.)

2. Завершение выполнения интерактивного упражнения «Знаю - хочу узнать - узнал»

3. Оценивание учащихся

VII Домашнее задание
Подготовиться к написанию классного сочинения - рассуждения "Величие науки и знаний в современной жизни"
Презентация на тему: Африка – удивительный континент
Презентация на тему: Животные и растения Африки

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы в 6 классе. Лирика Фета Конспект урока литературы для 6 класса с презентацией. Повесть покойного Белкина Конспект интегрированного урока чтения и кулинарии с презентацией, 6 класс. Рассказ Драгунского "Тай Конспект урока литературы с презентацией, 6 класс. Лермонтов «Тучи»

Похожие статьи:

Конспект урока по литературе. Программа Г. Меркина, 6 класс

Чехов «Беззащитное существо»

Пришвин «В краю непуганых птиц»

Пришвин «Времена года»

Урок игра по литературе, 6 класс

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования | Проект по МХК для старших классов
Опубликовано: 3465 дней назад (28 июня 2015)
Просмотров: 4881
Рубрика: Уроки
+1
Голосов: 1
Инна Николаевна Евсейчик # 17 июля 2015 в 20:40 0
Здравствуйте, Анастасия Леонидовна! Познакомилась с Вашей разработкой урока по роману Пятнадцатилетний капитан" Ж. Верна.Использованы разнообразные методы и приёмы работы: викторины, сообщения, презентации, беседа с учениками. Урок интересный, много познавательной информации. Урок увлекательный и,думаю, дети были активны на таком уроке. Вот только сведения об особенностях творчества писателя и его открытиях я давала на первом уроке по изучению романа "Пятнадцатилетний капитан". А на уроке обобщения знаний по теме включала вопросы в викторину или литературный диктант. Спасибо!