Литература 6 класс. ОБРАЗЫ И НАСТРОЕНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ А.А. ФЕТА.
Конспект урока литературы в 6 классе.
Автор разработки: Бондаренко Сергей Иванович
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МКОШИ «Алеховщинская школа-интернат», с.Алёховщина Ленинградской области
Конспект урока литературы в 6 классе
«Образы и настроения пейзажной лирики А.А. Фета» предназначен как для начинающих, так и для опытных учителей. Урок композиционно состоит из трех частей: анализ поэтического текста, мастерская поэтического слова и творческий конкурс чтецов. Каждый элемент урока может быть развернут в самостоятельный урок и определенными дидактическими и воспитательными целями. Свободная композиция урока позволяет учителю использовать как отдельные его элементы и задания, так и урок в целом, но не с качестве «шпаргалки», а как средство для самостоятельного творчества.
ОБРАЗЫ И НАСТРОЕНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ А.А. ФЕТА.
Урок литературы в 6 классе.
Цели урока:
Образовательные:
• дать алгоритм и образец разбора лирического стихотворения;
• учить внимательному наблюдению за поэтическим текстом;
• развивать умения элементарного анализа поэтического текста;
• совершенствовать умения выразительного чтения.
Развивающие:
• развивать умение отвечать на проблемные вопросы;
• расширять словарный запас с помощью подбора синонимов;
• развивать умения планирования и самоорганизации.
Воспитательные:
• воспитывать чуткое внимание к поэтическому изображению природы;
• воспитывать любовь к родному слову и родной природе.
Оборудование урока:
1. Выставка поэтических сборников А.А. Фета.
2. Портреты А.А. Фета.
3. Высказывания о поэзии.
4. Карточки-задания для самостоятельной работы по уровням сложности.
5. Оформление экрана (доски):
Правая сторона – портреты А.А. Фета, эпиграф: «Природа – это тот «божий мир», который «в пылинке…. лелеет жизнь и множит». (А.А. Фет).
Левая сторона – запись толкования слов, важных для понимания стихотворений.
Гений – незримый, бесплотный дух, добрый или злой; дух – покровитель человека, добрый или злой (В.И. Даль).
Откровение – просветление свыше, открытие истин, до коих человек умом своим не доходит, зачатки понятий и убеждений духовных или нравственных.(В.И.Даль).
ХОД УРОКА
I.Введение
Цели данного этапа:
1. Психоэмоциональный настрой на восприятие поэтического текста, на разговор о поэзии.
2. Пробуждение внимания к многозначности и глубине стихотворной речи.
Учитель сообщает тему урока и нацеливает на внимательное чтение и слушание, на особый настрой души и заинтересованную работу.
Учитель читает наизусть стихотворение А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы…»
• Как бы вы определили настроение стихотворения?
• Каков ведущий мотив (основная мысль) стихотворения А.А. Фета?
• Чему нужно учиться человеку у природы?
• Можно назвать это стихотворение пейзажной лирикой? Почему?
• Какие образы стихотворения запомнились или впечатлили? Почему?
После вопросов на восприятие и первоначальные впечатления переходим к этапу анализа стихотворения.
II.Анализ стихотворения А.А. Фета «Учись у них - у дуба, у березы…»
Цели данного этапа:
1. Дать ученикам образец разбора стихотворения (адаптированный к возрасту и возможностям учеников).
2. Побудить к самостоятельной работе по прослушанному образцу и данной схеме.
Задачи:
• наблюдать за ходом разбора стихотворения;
• отразить разбор в кратких записях (см. экран);
• подготовиться к самостоятельным наблюдениям.
Откройте учебник литературы (под редакцией В.Я Коровиной. – М., Просвещение, 2013), с. 207-208. Прочитайте стихотворение.
В ходе анализа стихотворения учителем в тетрадях учеников появляется запись примерно следующего содержания. Вариант записи ученики читают на экране (возможна запись на одной из сторон доски):
В стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы…» автор создает образ жесткой, лютой зимы. Сильный холод и завывание ветра мы слышим с первой строки стихотворения в звуках «у» (повторяется 5 раз!), «и» - «ы». Деревья стойко и мужественно переносят жестокий мороз. У деревьев «застыли слезы» (метафора), «треснула…кора». Эпитеты «злей метель», «последние листы», «холод лютый» подчеркивают нарастание зимы и ее суровость. Но деревья противостоят лютой зиме и «молчат».
Автор призывает человека (людей) стойко и мужественно переносить невзгоды жизни, ее «зиму» (метафора), учиться у деревьев стойкости.
Последняя строфа переносит нас в мир надежды, «весны», которые противостоят «зиме».
«Гений» по В.И. Далю – «незримый, добрый дух» - вселяет надежду на тепло весны и новое дыхание жизни. И эта надежда, вера помогает человеку лечить «скорбящую душу».
Понятно, что запись более кратка, чем сам анализ стихотворения. Учи-тель говорил о глаголах, рисующих лютую «зиму»: метель рвет (листы), и холод хватает (за сердце). Указаны были и контрастные первым строфам эпитеты последней строфы: ясные дни, новые откровения. Многозначное слово «откровение» пояснено с помощью словаря В.И. Даля, как и значение слова «гений», которое ученики знают совсем в другом значении.
Таким образом, разбором стихотворения и толкованием слов, расширением словарного запаса учитель готовит к следующему этапу урока – самостоятельной работе со стихотворением.
III. В творческой мастерской
Цели этапа урока:
1. Учить выявлять поэтические образы стихотворения.
2. Определять основное чувство, настроение (интонацию), основную мысль произведения.
3. Находить поэтические, художественные средства поэтической речи для выражения ведущего чувства.
4. Правильно и интонационно верно читать стихотворный текст.
Основная задача: подготовка к выразительному чтению (по карточке-заданию для каждой группы) и выразительное чтение стихотворения.
Самостоятельная работа проводится в трех группах, разделенных по уровню умений работать со стихотворным текстом, а также по уровню сложности материала.
Задание для всех групп на экране:
1. Прочитать стихотворение.
2. Определить настроение, ведущее чувство (или основные интонации).
3. Сформулируйте основную мысль (идею) произведения.
4. Осмыслить основные выразительные средства поэтической речи: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.
5. Уяснить ритм и размер для правильного чтения.
6. Выразительно прочитать с учетом наблюдений за поэтическим текстом.
Дифференциация заключается в текстах разной степени сложности, в карточках-заданиях, где слабым ученикам дан алгоритм ответа с типовыми формулировками, средней группе вопросы, которые также направляют мысль и сокращают время подготовки ответа, а сильным ученикам доверена большая самостоятельность.
На работу в творческой мастерской группе дается 6-8 минут, время, за которое нужно прочитать стихотворение, поработать с вопросами к нему и подготовить выразительное чтение.
Задания первой группе (слабые) даются по карточке №1 (см. приложение 1) по стихотворению А.А. Фета «Мама! глянька из окошка…» (1887).
Задания второй группы (сильные) даются по карточке №2 (см. приложение 1) по стихотворению А.А. Фета «Воздушный город» (1846). Помимо формулировки ответов по анализу стихотворения, этой группе необходимо решить творческую задачу: связать необычную рифмовку с замыслом автора, с идеей стихотворения.
Задания третьей группе (средний уровень) даются по карточке №3 (см. приложение 1) по стихотворению А.А. Фета «Тополь» (1859).
Индивидуальное задание, карточка №4, предлагает работу над стихотворением А.А. Фета «Печальная береза» (1842). Смысл задания заключается в подборе возможных вариантов эпитета вместо пропущенного в авторском тексте. В этом задании предполагается внимание к ритму и размеру стихотворения; подбор синонимов включает воображение, расширяет словарный запас.
IV. Творческий конкурс на лучшего чтеца
Оставшиеся 10-12 минут можно посвятить конкурсу чтецов стихотворений А.А. Фета. На предыдущих уроках прочитаны стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…» и «Еще майская ночь». На заднем форзаце учебника помещено стихотворение А.А. Фета «Морская даль во мгле туманной…»
Жюри конкурса: все гости, присутствующие в классе.
Задание: прочитать наизусть стихотворение А.А. Фета
Цели:
1. Совершенствовать навыки публичного выступления.
2. Воспитывать вкус к художественному слову.
3. Развивать умения самоорганизации и самоконтроля.
Подведение итогов конкурса и награждение отличившихся брошюрами со стихотворениями А.А. Фета.
V. Домашнее задание:
1. Выучить наизусть одно стихотворение А.А. Фета.
2. Учебник, с. 207-209, ответы на вопросы с. 208
Самоанализ урока литературы в 6 классе «Образы и настроения пейзажной лирики А.А. Фета»
Урок представляет в свернутом виде несколько видов работ с обучающимися на материале стихотворений А.А. Фета. При более полной и разнообразной методической проработке каждый из трех основных элементов урока (анализ поэтического текста, мастерская поэтического слова и творческий конкурс) может стать самостоятельным уроком с определенными дидактическими и воспитательными целями. Например, можно построить урок на образцовом анализе текста (текстов) с усиленным вниманием к вопросам теории стихосложения, выразительным средствам языка, а в качестве закрепления дать стихотворение для самостоятельного разбора (с алгоритмом разбора или без него). Другой вариант – весь урок построить на творческом поиске, на работе в мастерской художественного слова. При этом обратить внимание на художественные средства выразительности и последующее выразительное чтение произведений. Методика творческого поэтического конкурса может быть расцвечена собственными методическими находками и приемами учителя.
Так называемый «образцовый» разбор стихотворения я применяю обычно в начале урока с целью создать и закрепить целостное представление о художественном тексте. Полнота и развернутость анализа колеблется в зависимости от класса (возраста обучающихся), сложности урока. Но в любом случае в средних классах должны находиться на экране или доске и соответственно отражены в тетрадях учеников некие словесные формулировки, готовые фразы, опоры, по которым ученик строит свой ответ по данному стихотворению. Более подготовленные ученики переносят структуру анализа и определенные приемы анализа на другой поэтический текст. А это и есть одна их методических задач данного приема работы учителя.
Этап творческой мастерской позволяет дифференцировать задания по уровню сложности, по методическим задачам, по уровню знаний и умений обучающихся, по задачам самоорганизации и коммуникации, по воспитательным целям и т.д.
Слабой группе указана уже структура ответа, нужно сформулировать лишь завершение фраз. И эта задача оказывается непростой, тем более ученики работают в ограниченном временном интервале. Это мобилизует учеников, заставляет взаимодействовать. Для слабых учеников важна и поддержка учителя, и мотивация оценкой (в данной ситуации обычно чуть завышенной). Важно, что в группе из 4 человек – две оценки (одна за формулировку ответа, другая – за выразительное чтение текста стихотворения).
Средние и сильные ученики устно неплохо формулируют свой ответ, гораздо сложнее найденные фразы облечь в связный текст. Одной из методических задач для детей 7-8 класса домашним заданием стало бы формулирование своих наблюдений или ответов на вопросы в виде связного текста.
Ученикам сильной группы все-таки удалось отдаленно, слабыми намека-ми справиться с трудной задачей: связать рифмовку и идею стихотворения.
Очень интересным оказалось индивидуальное задание. Ученица усердно и активно подбирала синонимические эпитеты к слову «наряд» - у нее были «праздничный», «временный», «девичий», «свадебный», «ласковый». Свое внимание она остановила на слове «свадебный». Если учесть, что эпитет соседствует в предложении с «радостным взглядом», то выбор ученицы глубок и точен. Но у Фета эпитет крайне неожиданный – «траурный». И он потребовал исторического комментария: траур в XIX веке носили в белых одеждах. О печали говорит и название стихотворения и первая его строка: «печальная береза». Но опыт творческого поиска не проходит даром, а гениальность и неожиданность фетовского эпитета, надеюсь, останется у пытливой ученицы в памяти на всю жизнь.
Приложение 1
КАРТОЧКА №1
Задания 1 группе
Перед нами стихотворение
А.А.Фета «Мама! глянь-ка из окошка».
Оно состоит из трех строф.
Основное настроение стихотворения -.....................
Или: интонация стихотворения -...........................
Основная мысль стихотворения состоит в.................
Здесь есть следующие поэтические средства -...........
Стихотворение надо читать ......................(как?)
Послушаем стихотворение (чтец из группы читает стихотворение с учетом сказанного)
А.А.Фет.
Мама! глянь-ка из окошка...
Мама! глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
1887
КАРТОЧКА №2
Задания 2 группе:
1. Какова ведущая интонация стихотворения?
2. Какой образ создает автор?
3. Какова основная идея, мысль стихотворения? Какое настроение создает стихотворение?
4. Найдите сравнения, эпитеты, метафоры, объясните их.
5. В этом стихотворении необычная рифма. Почему она такая? Свяжите с замыслом, с идеей стихотворения.
6. Выразительно прочитайте стихотворение.
А.А.Фет.
Воздушный город
Вон там по заре растянулся
Причудливый хор облаков:
Всё будто бы кровли, да стены,
Да ряд золотых куполов.
То будто бы белый мой город,
Мой город знакомый, родной,
Высоко на розовом небе
Над темной, уснувшей землей.
И весь этот город воздушный
Тихонько на север плывет...
Там кто-то манит за собою –
Да крыльев лететь не дает!..
1846
КАРТОЧКА №3
Задания 3 группе
1. Какова ведущая интонация стихотворения?
2. Какой образ создает автор?
3. Какова основная идея, мысль стихотворения?
Какое настроение создает стихотворение?
4. Найдите сравнения, эпитеты, метафоры. Объясните их.
5. Выразительно прочитайте стихотворение.
А.А.Фет.
Тополь
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами.
Последний лучезарный день потух.
Лишь ты один над мертвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь теплый юг.
1859
КАРТОЧКА №4
А.А.Фет. Печальная береза...
Индивидуальное задание
1. Прочитай стихотворение.
2. Вместо пропуска подбери нужный эпитет (определение).
3. Запиши и объясни ВСЕ возможные варианты (будь внимателен к размеру, не нарушь его)
4. Остановись на одном эпитете. Почему он точнее и выразительнее других?
5. Соотнеси доказательства с основной мыслью стихотворения.
6. Выразительно прочитай стихотворение.
А.А.Фет. Печальная береза...
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь.........................наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
1842
Приложение 2
КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР
СХЕМА
АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ.
1. Лирическое или эпическое стихотворение?
2. Стихотворный размер.
3. Какой образ создал автор?
4. Какие средства выразительности использовал автор для создания этого образа?
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ
1 Стихотворение (автор и название) является лирическим стихотворением, так как оно выражает чувства и мысли лирического героя.
2. Оно написано (четырехстопным ямбом)
3. Поэт в этом произведении создал образ … (ранней весны. Весна представлена в виде красивой девушки, которой лирический герой любуется…)
4. В произведении … использует следующие тропы:
- эпитеты -______________. Наиболее ярким эпитетом, на мой взгляд, является … ,потому что _________
- олицетворения -___________. Особенно выразительно олицетворение__________ , так как____________
- метафоры -______________. Мне запомнилась (понравилась) метафора______________. В ней________________
- сравнения - ____________. Здесь сравниваются эти два предмета (явления), потому что___________________
В стихотворении преобладают (больше всего) ________________ (олицетворения, потому что автор создает образ весны в виде девушки___________)
СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ
Поэт, автор, (фамилия автора), мастер слова, певец русской природы.
Использует, создает образ, сумел передать (передает), изобразил, стремится передать, поражает, вложил в стихотворение, воплотил, отразил, выразил, воспел, воскресил, раскрывает, напоминает, изучает, воспроизводит, достигает, подчеркивает.
Стихотворение, произведение.
Написано, посвящено, отражает, воспроизводит, раскрывает, дает возможность (почувствовать), напоминает, вызывает впечатление, передает ощущение (тепла, ветра, шума, приближающейся весны…), всё пронизано (солнечным светом, теплом, любовью…), звучит как (гимн красоте), доставляет читателю (радость), пленяет, поражает, воспитывает, принадлежит к числу (лучших произведений…)
Наиболее яркий (эпитет…), особенно запоминаются (олицетворение, метафора…), необыкновенно выразительно (сравнение…), интересна,… наполнена глубоким смыслом, производит впечатление, выделяется.
Рекомендуем посмотреть:
Система уроков по роману А.С. Пушкина Дубровский
Конспект урока литературы для 6 класса
Конспект урока по литературе 6 класс
Конспект урока литературы для 6 класса. Пришвин "Кладовая солнца"
Похожие статьи:
Конспект урока по литературе. Программа Г. Меркина, 6 класс
Чехов «Беззащитное существо»
Пришвин «В краю непуганых птиц»
Пришвин «Времена года»
Урок игра по литературе, 6 класс