Конспект урока литературы для 6 класса. "Недетская судьба Насти и Митраши" (по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца")
Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Рамонской СОШ № 2 Рамонского муниципального района Воронежской области
Описание работы: Предлагаю вам разработку урока литературы по теме «Недетская судьба Насти и Митраши" (по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца") для учащихся 6 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы. Урок построен с учётом ФГОС.
Тема: «Недетская судьба Насти и Митраши" (по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца")
Цель: Составление литературного портрета главных героев произведения.
Форма: урок.
Тип: объяснение нового материала.
Дидактический материал: Учебник литературы. 6 класс под ред.Г.С.Меркина, компьютер, экран, медиапроектор, компьютерная программа Microsoft World, заготовки для изготовления голубя.
Ход урока:
Ребята, взгляните на рисунки. (На доске иллюстрации к сказке-были)
- Настя возле черного пня.
- Спасение Митраши.
- Митраша в Блудовом болоте.
- Рогатый великан лось.
- Что скажете? Что объединяет все эти рисунки? (Это иллюстрации к одному произведению, созданные такими же учащимися 6 класса)
- Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их характере? (Почти ничего. Перед нами только внешние портреты).
- А можно ли сказать что-нибудь о человеке, взглянув на его портрет? (Только какие-то общие черты. О характере человека мы не можем судить по портрету)
То есть, чтобы узнать человека, нам необходимо с ним пообщаться.
- Сегодня нам предстоит пообщаться с главными героями «Кладовой солнца» Настей и Митрашей, поговорить об их непростой, недетской судьбе и составить их литературный портрет.
- А что такое литературный портрет? (Литературный портрет – это описание внешности и внутреннего мира героя).
- Чтобы познакомиться с героями поближе, нам необходимо окунуться в строки произведения.
- Начнем с жанра. Михаил Михайлович Пришвин так определил жанр произведения – сказка-быль. Как вы это понимаете? Что такое сказка-быль? Что-то будет в этом произведении сказочного, а что-то и настоящего.
Давайте определим черты сказки и черты были в произведении. Работа по рядам.
1 ряд говорит о чертах сказки, второй – о чертах были.
Сказка
1. Активное участие в жизни детей принимают животные.
2. Образы природы: сосна и ель, ёлочки-старушки, Лежачий камень.
3. Добро побеждает зло.
Быль
1. События имеют реальную основу.
2. Подробное описание жизни детей и их самих.
- Итак, перед нами правдивая сказка.
- Где и когда происходит действие сказки-были? (Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943г)
- Что принесла этим детям война? (Война стала для них трагедией. «Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне»).
- За счет чего они выжили? (Хозяйство)
- Какое хозяйство осталось у детей? («Изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен»).
- Можем ли мы утверждать, что дети не остались беззащитными перед лицом судьбы? Им помогли односельчане? (Соседи помогали детям: «Вначале, как мы уже говорили, к детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо»)
- Как вы считаете, дети научились жить в суровых условиях военных лет? Докажите строками из текста.
- «Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе».
- «Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, на противотанковых рвах: носики такие задорные».
- «Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».
- «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами».
- А какие отношения были между детьми?
- Куда решили дети направиться за клюквой? Почему их мнения разделились?
- Перескажите сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание, как ведет себя природа.
- «Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время ветер рванул, елка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала».
- «Кра! – крикнула в это время ворона в гнезде».
- «Сверху стала надвигаться серая хмарь».
- «Серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали».
- Обратимся к эпизоду «Митраша в беде». Какие качества проявляются у Митраши в этом эпизоде?
- «Приключения Насти в лесу». Что в это время делает Настя? Помнит ли она о брате?
- Итак, много сказано о героях произведения, их поступках. Перейдем к составлению литературного портрета. Работаем в парах и группах.
1 пара – Настя. Внешность героини.
2 пара – Митраша. Внешность героя.
1 группа – характер Насти.
2 группа – характер Митраши.
У нас есть определенный набор цитат из текста. Их нужно распределить в две колонки, в зависимости о того, к какому герою они относятся.
Настя
«Как золотая курочка на высоких ножках»
«Волосы отливали золотом»
«Веснушки по всему лицу крупные, как золотые монетки»
«Носик был чистенький и глядел вверх»
«Как мать, вставала далеко до солнца, в предрассветный час»
«Растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед»
«Выгоняла своё любимое стадо»
«Мало слушает, стоит и улыбается, оглаживает брата по затылку»
Митраша
«Десять лет с хвостиком»
«Коротенький, но очень плотный, лобастый»
«Упрямый и сильный»
«Мужичок в мешочке»
«Подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными обручами»
«На нём лежит всё мужское хозяйство и общественное дело»
«Бывает на всех собраниях, стараясь понять общественные заботы»
«Начинает злиться, хорохориться и задирать нос»
«Вздумает, подражая отцу, учить свою сестру»
(Составление таблицы на доске)
- Кто вам понравился больше? Настя или Митраша? Почему?
- С детьми происходит много событий в течение произведения. Помните, как много клюквы набрала Настя. А что она сделает с ней? (Отдаст эвакуированным детям)
Девочка, внутренне переживая свою жадность, таким поступком избавляется от этого груза.
- А вам приходилось совершать добрые поступки, помогать другим?
- Сложно совершить добрый поступок?
- На самом деле совершить добрый поступок не так сложно. Давайте попробуем совершить его вместе. Мы помним, что действие произведения происходит во время войны. А какая птица является символом мира? Нам сейчас предстоит сделать голубя. Я предлагаю вам подарить его с добрыми словами дорогому для вас человеку. Это будет маленький, но добрый поступок.
Делая доброе дело, мы сами становимся чище, добрее. Это добро вернется к вам в многократном объёме.
Сегодня мы вели разговор о двух детях, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Но они не были сломлены. Они выстояли. И вам я желаю все жизненные трудности встречать с высоко поднятой головой. Не опускать руки, а бороться, искать выход, преодолевать самые сложные препятствия.
Рекомендуем посмотреть:
Система уроков по роману А.С. Пушкина Дубровский
Конспект урока литературы для 6 класса
Конспект урока по литературе 6 класс
Конспект интегрированного урока в 6 классе (литература, ИЗО)
Похожие статьи:
Конспект урока по литературе. Программа Г. Меркина, 6 класс
Чехов «Беззащитное существо»
Пришвин «В краю непуганых птиц»
Пришвин «Времена года»
Урок игра по литературе, 6 класс