Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературы для 6 класса

"Но без труда талант не впрок!" (по рассказу А.И. Куприна "Тапёр")
Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Рамонской СОШ № 2 Рамонского муниципального района Воронежской области
Описание работы: Предлагаю вам разработку урока литературы по теме «Но без труда талант не впрок!" (по рассказу А.И. Куприна "Тапёр") для учащихся 6 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы. Урок построен с учётом ФГОС.
Тема: «Но без труда талант не впрок!" (по рассказу А.И.Куприна "Тапёр")
Цель: Знакомство с рассказом А.И. Куприна "Тапёр".
Форма: урок.
Тип: объяснение нового материала.
Дидактический материал: Учебник литературы. 6 класс под ред.Г.С.Меркина, компьютер, экран, медиапроектор, компьютерные программы: MP3 Player, Microsoft World.
Ход урока
Видеоролик – выступление фигуристки Юлии Липницкой на олимпийских играх.

- Интернет пестрит сообщениями о таланте этой юной фигуристки. Ей всего 15 лет. А она уже олимпийская чемпионка в командном катании.

- Вы слышали когда-нибудь подобное? Знаете еще о каких-либо примерах проявления таланта в таком юном возрасте?

- Как вы понимаете слово талант? (Ответы детей)

В словаре С.И.Ожегова дается такое определение этого слова: Выдающиеся врождённые качества, особые природные способности.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «талант»? (Составление кластера)
Талант – творчество, одаренность, глубина, многогранность, успех, триумф, …

- О герое какого художественного произведения мы можем сказать: «Он талантливый человек»? (Юрий Азагаров – герой рассказа А.И.Куприна «Тапёр»).

- Это произведение написано в жанре святочного (рождественского) рассказа. Само определение рассказа - «святочный» - указывает на истоки жанра. Действие рассказа всегда происходит в святки, святые дни, святые вечера – двенадцать дней после Рождества до Крещения. Святочный рассказ – самый светлый жанр в мировой литературе. Здесь всегда присутствует надежда на лучшее, торжествует добро и происходят самые невероятные чудеса. Чудо произошло и главным героем рассказа Юрием Азагаровым.

- Сегодня мы подробно поговорим об этом герое. Для этого нам предстоит поработать в группах.

Работа в группах.

Задание для 1 группы: Группа «Лингвисты» (работа с толковым словарем). Составление «Словарика эпохи». В толковом словаре С.И.Ожегова найти значение слов: тапёр, ветхий, гостеприимный, хлебосольный. Расскажите об атмосфере, царившей в семье Рудневых.
Тапёр – музыкант, играющий в небольших ресторанах, на танцевальных вечерах.
Ветхий – разрушающийся от старости.
Гостеприимный – радушный к гостям.
Хлебосольный – отличающийся хлебосольством, гостеприимный.

Задание для 2 группы: Пользуясь текстом произведения рассказать о внешности главного героя – Юрия Азагарова.

Задание для 3 группы: Пользуясь текстом произведения рассказать о чертах характера главного героя – Юрия Азагарова.

Задание для 4 группы: В начале урока мы познакомились с понятием «рождественский рассказ» и сказали, что с героем такого рассказа обязательно происходит чудо. А какое чудо происходит с героем этого рассказа?

Задание для пары, работающей за ноутбуком: Пара «Музыканты» (дети, занимающиеся в музыкальной школе). Работа за ноутбуком. Найти в Интернете информацию о Ференце Листе и его «Венгерской рапсодии». Ответить на вопрос: Почему именно «Венгерскую рапсодию» Ф.Листа играет мальчик, а не польку и не вальс? В толковом словаре С.И.Ожегова найти значение слова рапсодия.
Рапсодия – музыкальное произведение на темы народных песен, эпических сказаний.

На этом вечере Юрий Азагаров знакомится с Антоном Григорьевичем Рубинштейном. Он был гениальным пианистом, композитором, основоположником профессионального музыкального образования в России. Он был не только одаренным, но и добрым и щедрым человеком, жертвовал огромные суммы денег на благотворительность, всегда помогал своим ученикам. Именно он поможет Юрию стать настоящим профессионалом своего дела.

- Поработав в группах, нам удалось воссоздать образ Москвы, быт дворянских семей. Мы подробно поговорили о главном герое – Юрии Азагарове.

Давайте составим литературный портрет этого героя. (Введение нового термина - Литературный портрет - изображение в произведении внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.).
(На карточках заранее заготовлены цитаты из текста. Учащимся предстоит распределить их в две колонки)

Внешность мальчика:
- «Маленькая фигурка, разматывавшая желтый башлык, окутывавший ее голову»
- «Маленькая фигурка оказалась бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике реального училища»
- «Лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами»

Черты характера:
- «Он в неловкой выжидательной позе держался в своем углу, не решаясь подойти ближе»
- «Этот мальчика застенчив, беден и самолюбив»
- «Мальчик вдруг густо покраснел, но ответил сдержанным тоном»
- «Мальчик бережно положил руки на клавиши»
- «Мальчик встал раскрасневшийся и взволнованный»
- «Мне случалось играть по целым вечерам, почти не переставая»

- Можем ли мы определить, сколько лет главному герою рассказа? Если вспомнить текст, то Куприн пишет: «По первому впечатлению мальчику можно было дать лет одиннадцать – двенадцать». Но сам Юра говорит, что ему 14. Мы можем предположить, что Юра несколько преувеличил свой возраст.
- А что вам удалось сделать к своим 11 – 12 годам? Чем вы можете гордиться? (Учащиеся рассказывают о своих достижениях).
- Чего достиг Юрий Азагаров в свои годы? (Музыкант, сам уже зарабатывает на жизнь).
- Как вы думаете, почему мальчик лет четырнадцати самостоятельно зарабатывает себе на жизнь? (Ответы детей) Значит, любой желающий может в 14 лет зарабатывать игрой на фортепиано? А почему?
- Что является необходимым условием для того, чтобы быть приглашенным в качестве тапёра (музыканта) на танцевальный вечер? (Разговор о труде)

- Обратите внимание на экран. (Высказывания известных людей о труде и таланте)
«Труд – это источник всех радостей, всего лучшего в мире» (М.Горький)
«Работа – это главное в жизни» (Э.Хемингуэй)
«Труд – отец счастья» (Франклин)
«Если действовать не будешь, ни к чему ума палата» (Ш.Руставели)
«Легким трудом счастья не добудешь» (К.Федин)
Какая мысль объединяет все эти высказывания? (Нужно много трудиться, чтобы достичь желаемых результатов в жизни)

Это и является темой нашего сегодняшнего урока – «Без труда талант не впрок!»

Давайте вернемся к кластеру, который мы составили в начале нашего урока. Какого слова не хватает рядом со словом талант? Труд. Ведь без труда талант не впрок.

Вывод: Трудолюбие, воля, скромность, чувство собственного достоинства помогут человеку найти своё место в жизни. Нужно развивать данные тебе от природы способности, не зарывать свой талант в землю, а радовать своим даром других людей

Домашнее задание: написать мини-сочинение (10 – 15 предложений) на тему: «Что нужно делать для того, чтобы развить свой талант?»

Рекомендуем посмотреть:

Система уроков по роману А.С. Пушкина Дубровский Конспект урока по литературе 6 класс Конспект урока литературы для 6 класса. Пришвин "Кладовая солнца" Конспект интегрированного урока в 6 классе (литература, ИЗО)

Похожие статьи:

Конспект урока по литературе. Программа Г. Меркина, 6 класс

Чехов «Беззащитное существо»

Пришвин «В краю непуганых птиц»

Пришвин «Времена года»

Урок игра по литературе, 6 класс

Конспект классного часа для учащихся 6 класса «Геральдические символы Российской Федерации. Флаг» | Конспект урока литературы для 6 класса. Пришвин "Кладовая солнца"
Опубликовано: 3690 дней назад (20 марта 2014)
Просмотров: 19697
+9
Голосов: 9
Ольга Сергеевна Архипова # 21 марта 2014 в 11:17 0
Урок очень хороший, но меня больше интересуют произведения, изучаемые в 10-11 классе. Спасибо за ссылку, порекомендую подругам-учителям.
Ирина Геннадьевна Бежина (Крикунова) # 21 марта 2014 в 15:46 +2
Татьяна Анатольевна, очень интересный конспект! Прекрасно, что Вы связываете произведения классиков с настоящим, с сегодняшним днем. Видеоролик во вступительной части урока - выступление российской фигуристки, совсем еще юной девушки, уже привлекает внимание учащихся, Вы воспитываете гордость за свою страну. Кроме того, девушка чуть постарше, практически ровесница Вашим шестиклассникам, они видят, что от человека многое зависит, если он прикладывает для этого усилия, что "без труда талант не впрок!" Замечательно организована работа в группах. Захотелось даже придумать название для каждой группы, раз уж первую Вы назвали "Лингвистами", то второй могло бы подойти название "Художники", третьей -"Психологи", а четвертой - "Волшебники".
Светлана Евгеньевна Виноградова # 22 марта 2014 в 18:07 +1
Татьяна Анатольевна, с интересом познакомилась с Вашей публикацией! Мы с детками не изучаем это произведение, но попробовать в качестве внеклассного чтения стоит! Этапы урока продуманы и последовательны. Урок содержит различные виды работы: групповая, работа  с текстом, анализ текста, видео выступление, которое связано и с темой урока , и с важным событие в жизни страны. Интересно, разнообразно. Воспитательная роль урока тоже прослеживается очень ярко. Хороший и содержательный конспект!
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 23 марта 2014 в 14:10 +1
Коллеги! Спасибо за комментарии! Рада, что Вам понравилась моя разработка!
Раниль Нурисламович Калимуллин # 24 марта 2014 в 11:05 0
Татьяна Анатольевна, с удовольствием просмотрел вашу работу! Сделал вывод, что конспект очень интересен.Он и обучает и воспитывает будущее поколение. Прослеживаются универсальные учебные действия и последовательность ведения урока. Я уверен он будет интересен всем нашим коллегам.+
Елена Викторовна Горбачева # 4 апреля 2014 в 07:24 0
Очень продуманная, содержательная разработка, выстроенная методически грамотно. Учащимся средней школы обычно нравится работать в группах,поэтому такие уроки дают высокие результаты. А в данном случае урок, как мне кажется, побуждает и размышлять над прочитанным, и обратиться к другим произведениям А.И.Куприна.Спасибо!
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 4 апреля 2014 в 08:39 0
Всем спасибо за отзывы! Будет приятно, если Вам пригодится в работе.
Наталья Николаевна Матафонова # 7 апреля 2014 в 11:23 0
Татьяна Анатольевна, спасибо,  за интересный урок, построенный с хорошими знаниями по  психологии, дидактики и литературоведению. Понравилась, как Вы организовали работу на уроке по формированию метапредметных связей.
Надежда Григорьевна Кириличева # 10 апреля 2014 в 15:03 0
Очень хороший урок. Думаю, что и эффективный. Практическая направленность, анализ, связь с настоящей действительностью помогают оценить время, описываемое в художественном произведении. Интересная форма: работа по группам - позволяет детям детально, со всех сторон проанализировать героя. Наглядность, применение ИКТ помогают возбудить непроизвольное внимание детей. Объяснение высказываний, как прием, носит частично-поисковый характер. Спасибо за урок!
Светлана Анатольевна Ковтунова # 27 декабря 2014 в 16:43 0
Интересный конспект урока. Очень заинтересовал. Обязательно перечитаю этот рассказ Куприна. Сказочная история и преподнесли Вы её очень интересно. Спасибо!