"Но без труда талант не впрок!" (по рассказу А.И. Куприна "Тапёр")
Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Рамонской СОШ № 2 Рамонского муниципального района Воронежской области
Описание работы: Предлагаю вам разработку урока литературы по теме «Но без труда талант не впрок!" (по рассказу А.И. Куприна "Тапёр") для учащихся 6 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы. Урок построен с учётом ФГОС.
Тема: «Но без труда талант не впрок!" (по рассказу А.И.Куприна "Тапёр")
Цель: Знакомство с рассказом А.И. Куприна "Тапёр".
Форма: урок.
Тип: объяснение нового материала.
Дидактический материал: Учебник литературы. 6 класс под ред.Г.С.Меркина, компьютер, экран, медиапроектор, компьютерные программы: MP3 Player, Microsoft World.
Ход урока
Видеоролик – выступление фигуристки Юлии Липницкой на олимпийских играх.
- Интернет пестрит сообщениями о таланте этой юной фигуристки. Ей всего 15 лет. А она уже олимпийская чемпионка в командном катании.
- Вы слышали когда-нибудь подобное? Знаете еще о каких-либо примерах проявления таланта в таком юном возрасте?
- Как вы понимаете слово талант? (Ответы детей)
В словаре С.И.Ожегова дается такое определение этого слова: Выдающиеся врождённые качества, особые природные способности.
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «талант»? (Составление кластера)
Талант – творчество, одаренность, глубина, многогранность, успех, триумф, …
- О герое какого художественного произведения мы можем сказать: «Он талантливый человек»? (Юрий Азагаров – герой рассказа А.И.Куприна «Тапёр»).
- Это произведение написано в жанре святочного (рождественского) рассказа. Само определение рассказа - «святочный» - указывает на истоки жанра. Действие рассказа всегда происходит в святки, святые дни, святые вечера – двенадцать дней после Рождества до Крещения. Святочный рассказ – самый светлый жанр в мировой литературе. Здесь всегда присутствует надежда на лучшее, торжествует добро и происходят самые невероятные чудеса. Чудо произошло и главным героем рассказа Юрием Азагаровым.
- Сегодня мы подробно поговорим об этом герое. Для этого нам предстоит поработать в группах.
Работа в группах.
Задание для 1 группы: Группа «Лингвисты» (работа с толковым словарем). Составление «Словарика эпохи». В толковом словаре С.И.Ожегова найти значение слов: тапёр, ветхий, гостеприимный, хлебосольный. Расскажите об атмосфере, царившей в семье Рудневых.
Тапёр – музыкант, играющий в небольших ресторанах, на танцевальных вечерах.
Ветхий – разрушающийся от старости.
Гостеприимный – радушный к гостям.
Хлебосольный – отличающийся хлебосольством, гостеприимный.
Задание для 2 группы: Пользуясь текстом произведения рассказать о внешности главного героя – Юрия Азагарова.
Задание для 3 группы: Пользуясь текстом произведения рассказать о чертах характера главного героя – Юрия Азагарова.
Задание для 4 группы: В начале урока мы познакомились с понятием «рождественский рассказ» и сказали, что с героем такого рассказа обязательно происходит чудо. А какое чудо происходит с героем этого рассказа?
Задание для пары, работающей за ноутбуком: Пара «Музыканты» (дети, занимающиеся в музыкальной школе). Работа за ноутбуком. Найти в Интернете информацию о Ференце Листе и его «Венгерской рапсодии». Ответить на вопрос: Почему именно «Венгерскую рапсодию» Ф.Листа играет мальчик, а не польку и не вальс? В толковом словаре С.И.Ожегова найти значение слова рапсодия.
Рапсодия – музыкальное произведение на темы народных песен, эпических сказаний.
На этом вечере Юрий Азагаров знакомится с Антоном Григорьевичем Рубинштейном. Он был гениальным пианистом, композитором, основоположником профессионального музыкального образования в России. Он был не только одаренным, но и добрым и щедрым человеком, жертвовал огромные суммы денег на благотворительность, всегда помогал своим ученикам. Именно он поможет Юрию стать настоящим профессионалом своего дела.
- Поработав в группах, нам удалось воссоздать образ Москвы, быт дворянских семей. Мы подробно поговорили о главном герое – Юрии Азагарове.
Давайте составим литературный портрет этого героя. (Введение нового термина - Литературный портрет - изображение в произведении внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.).
(На карточках заранее заготовлены цитаты из текста. Учащимся предстоит распределить их в две колонки)
Внешность мальчика:
- «Маленькая фигурка, разматывавшая желтый башлык, окутывавший ее голову»
- «Маленькая фигурка оказалась бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике реального училища»
- «Лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами»
Черты характера:
- «Он в неловкой выжидательной позе держался в своем углу, не решаясь подойти ближе»
- «Этот мальчика застенчив, беден и самолюбив»
- «Мальчик вдруг густо покраснел, но ответил сдержанным тоном»
- «Мальчик бережно положил руки на клавиши»
- «Мальчик встал раскрасневшийся и взволнованный»
- «Мне случалось играть по целым вечерам, почти не переставая»
- Можем ли мы определить, сколько лет главному герою рассказа? Если вспомнить текст, то Куприн пишет: «По первому впечатлению мальчику можно было дать лет одиннадцать – двенадцать». Но сам Юра говорит, что ему 14. Мы можем предположить, что Юра несколько преувеличил свой возраст.
- А что вам удалось сделать к своим 11 – 12 годам? Чем вы можете гордиться? (Учащиеся рассказывают о своих достижениях).
- Чего достиг Юрий Азагаров в свои годы? (Музыкант, сам уже зарабатывает на жизнь).
- Как вы думаете, почему мальчик лет четырнадцати самостоятельно зарабатывает себе на жизнь? (Ответы детей) Значит, любой желающий может в 14 лет зарабатывать игрой на фортепиано? А почему?
- Что является необходимым условием для того, чтобы быть приглашенным в качестве тапёра (музыканта) на танцевальный вечер? (Разговор о труде)
- Обратите внимание на экран. (Высказывания известных людей о труде и таланте)
«Труд – это источник всех радостей, всего лучшего в мире» (М.Горький)
«Работа – это главное в жизни» (Э.Хемингуэй)
«Труд – отец счастья» (Франклин)
«Если действовать не будешь, ни к чему ума палата» (Ш.Руставели)
«Легким трудом счастья не добудешь» (К.Федин)
Какая мысль объединяет все эти высказывания? (Нужно много трудиться, чтобы достичь желаемых результатов в жизни)
Это и является темой нашего сегодняшнего урока – «Без труда талант не впрок!»
Давайте вернемся к кластеру, который мы составили в начале нашего урока. Какого слова не хватает рядом со словом талант? Труд. Ведь без труда талант не впрок.
Вывод: Трудолюбие, воля, скромность, чувство собственного достоинства помогут человеку найти своё место в жизни. Нужно развивать данные тебе от природы способности, не зарывать свой талант в землю, а радовать своим даром других людей
Домашнее задание: написать мини-сочинение (10 – 15 предложений) на тему: «Что нужно делать для того, чтобы развить свой талант?»
Рекомендуем посмотреть:
Система уроков по роману А.С. Пушкина Дубровский
Конспект урока по литературе 6 класс
Конспект урока литературы для 6 класса. Пришвин "Кладовая солнца"
Конспект интегрированного урока в 6 классе (литература, ИЗО)
Похожие статьи:
Конспект урока по литературе. Программа Г. Меркина, 6 класс
Чехов «Беззащитное существо»
Пришвин «В краю непуганых птиц»
Пришвин «Времена года»
Урок игра по литературе, 6 класс