Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных технологий
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем
больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Именно руки учат ребенка точности, аккуратности,
ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг,
заставляя его развиваться.
В.А. Сухомлинский
Дошкольное детство – особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в этот период является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Физиологами давно доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина). Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что формирование речевых областей мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Л.С. Выготский утверждал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речь и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому". В последнее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих речевые нарушения. У детей с ОНР отмечаются неуверенная координация движений, пальцев, моторная неловкость, неточность движения, трудности усвоения двигательных программ и переключения, синкинезии, снижение ловкости и скорости выполнения движений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. У детей вызывает затруднения застёгивание пуговиц, молний, завязывание узлов, бантов. В школе у таких детей очень медленный темп письма, петельки и крючочки неровные, нажим неравномерный, буквы разного размера и не на рабочей строке.
Таким образом, работа по развитию моторики с детьми с ОНР должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, мы оказываем влияние на развитие речи и познавательных процессов, готовим руку к обучению письму.
Мы предполагаем, что развитие и коррекция речи детей с ОНР будет проходить эффективнее при использовании на занятиях упражнений для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук с применением нетрадиционных технологий.
Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые текстом или выполняемые под музыку, направлены на
решение следующих задач:
• формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
• развитие слухового, зрительного восприятия, творческого воображения;
• развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
• развитие просодической стороны речи: чувство темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Изучив методическую литературу по проблеме были выделены следующие нетрадиционные технологии:
- японский пальчиковый массаж и самомассаж (Йосиро Ццуцуми);
- криотерапия.
Для реализации работы по развитию мелкой моторики был составлен перспективный план, в котором включены темы, игры и упражнения с использованием нетрадиционных технологий.
Для формирования мелкой моторики в логопедическом кабинете была создана необходимая развивающая среда "Центр моторного и конструктивного развития", где подобрано оборудование для реализации поставленных задач, создан набор нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики, мышечного тонуса, двигательных координаций, тактильных ощущений: мозаики; шнуровки; расчески для волос; бигуди липучки; бытовые и зубные щетки; прищепки; мячи; застегивание и расстегивание пуговиц; штриховки; нанизывании бус; пуговиц; выкладывание узоров из бисера; работа с крупами; работа с песком и т.д.
Работая с детьми по данному направлению прилагаю все усилия, чтобы развить и укрепить руку и пальчики ребенка, сделав их послушными, подвижными и ловкими.
Основные принципы работы по развитию мелкой моторики рук у детей соответствуют основным педагогическим принципам и носят развивающий характер, систематичность и последовательность, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ОНР.
Для эффективности работы соблюдаются следующие принципы:
Принцип осознания совершаемых действий – действия сопровождаются проговариванием Принцип развернутости освоения навыков – механизм и темп освоения у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Поэтому при работе отрабатываем навыки освоения движений каждого ребенка в оптимальном именно для него режиме.
Принцип обратной связи – по ходу занятия подсказываю, комментирую, помогаю ребенку, что позволяет ему в случае ошибки корректировать свои двигательные действия.
японский пальчиковый массаж и самомассаж (Йосиро Ццуцуми)
Существует несколько приемов данной методики
массаж пальцев
цель: нормализация мышечного тонуса
задачи:
1. укрепление и стимуляция мышц
2. ознакомление ребенка с приемами массажа;
описание: дети делают массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.
массаж ладоневых поверхностей нетрадиционным материалом:
- каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками "Марблс";
- грецкими орехами;
- шестигранными карандашами;
- четкими.
цель: нормализация мышечного тонуса
задачи:
1. укрепление и стимуляция мышц
2. ознакомление ребенка с приемами массажа;
описание: данный метод основывается на традиционной акупунктуре и характеризуется эффективностью, безопасностью и простотой. На ладони человека находится множество биологически активных точек, воздействуя на которые можно влиять на соответствующий орган в коре головного мозга. Массаж также используют при плохой подвижности пальчиков. Этот метод улучшает моторику рук, поднимает настроение ребенку. Массаж проводится при помощи нестандартного оборудования в сочетании со словесными играми и упражнениями по коррекции звукопроизношения.
Массаж ладоневых поверхностей нетрадиционным материалом:
-каменными, металлическими или стеклянными разноцветным шариками "Марблс"
их нужно
- вертеть в руках
- щелкать по ним пальцами
- «стрелять»
- направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания
"Сделай рисунок по образцу"
Археолог
Выложи букву, цифру
Дорисуй предмет
Массаж ладоневых поверхностей нетрадиционным материалом - грецкими орехами
их нужно:
- катать два ореха между ладонями
- один орех прокатывать между пальцами
- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук
Массаж ладоневых поверхностей нетрадиционным материалом - шестигранными карандашами. Их нужно:
- пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами
- удерживать в определенном положении в правой и левой руке
Массаж ладоневых поверхностей нетрадиционным материалом - четками
Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.
Массаж и самомассаж рекомендуется проводить: 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках до 5минут (малышам), от 3-5 упр., между которыми проводить расслабление мышц. Каждое упр. выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой руки.
Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.
Выполняя движения, нужно проговаривать действия, показ давать на себе или ребёнке. Подобранные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей.
Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Начинать следует с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.
Криотерапия
одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением (от холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление), что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей, импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно и артикуляционной моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка.
Методика проведения криотерапии.
Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.
Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.
На заметку! Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе.
Обычно игры со льдом очень нравятся детям.
Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:
1 этап – чередование теплых и холодных процедур.
Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:
1 категория игр
Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд;
«Пересчитай камешки»
2 категория игр
Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
3 категория игр
Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
4 категория игр
Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.
После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.
3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.
С целью повышения эффективности коррекции выраженных речедвигательных нарушений мы так же используем элементы методики искусственной локальной гипотермии (криотерапия).
Метод заключается в следующем: прикладываем поочередно ледяные аппликации на мышцы речедвигательного аппарата – по контуру губ по 6-ти точкам:
1.у крыльев носа – 2 точки;
2.верхняя губа – 1 точка;
3.нижняя губа – 1 точка;
4.уголки губ – 2 точки.
Одномоментное наложение льда на одну из зон криовоздействия от 5 до 30 сек.
Общая продолжительность во время одного сеанса от 2 до 7 мин. Курс состоит из 15-20 ежедневных сеансов. Искусственная локальная гипотермия создает функциональную базу для обеспечения перехода на более высокий уровень двигательной активности артикуляционных мышц и возможность для оптимальной целенаправленной коррекционной работы в развитии активной речи. Сразу же после сеанса криотерапии проводится занятие по выработке новых речедвигательных навыков.
При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).
В заключение можно сказать, что игры с водой и со льдом вызывают у наших воспитанников радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много эмоционально ярких впечатлений, переживаний. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще, и способствуют положительной динамики в коррекционной работе.
Вывод:
В результате изучения и проведения целенаправленной работы по развитию мелкой моторике детей с ОНР во время непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности позволило решить очень важные задачи речевых нарушений у детей.
В процессе работы дети создают образ действием и словами, что дает возможность активно развивать речевую деятельность: артикуляционную моторику, речевое дыхание, правильное звукопроизношение; сценическое мастерство: мимику, пантомимику, движения, жесты. Речь детей стала более грамотной, выразительной, эмоциональной, а это поможет быть ребенку общительным, преодолеет застенчивость, разовьётся уверенность в своих силах и будет способствовать успешному обучению в школе.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь воспитателей, родителей, других специалистов детского сада помогает добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Данная работа способствует полноценному развитию мелкой моторики у детей, влияние которой на развитие речи неоспоримо.
Рекомендуем посмотреть:
Эссе учителя - логопеда
Эссе учителя - логопеды школы
Эссе учителя-логопеда детского сада
Эссе учителя-логопеда детского сада. Моя педагогическая философия