Конспект урока русского языка для 3 класса с презентацией на тему: Предложение
Конспект урока по русскому языку предназначена для учителей начальных классов при изучении темы «Предложение».
Тип урока «Обобщение и систематизация знаний». Данный материал будет полезен для учащихся третьих классов. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО и технологией деятельностного метода обучения, применение которого создаёт условие для повышения мотивационной сферы обучающихся. Задания для обучающихся помогут сформировать развитие чувства гордости за свою Родину.
Разработчик: Андреева Марина Константиновна Должность, место работы: учитель начальных классов Пензенская область, г. Кузнецк, МБОУ СОШ № 2 Тема: Предложение. Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о предложении. Предметные задачи:
Создать условия для развития у учащихся умения:
- различать предложения и словосочетания; предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), по эмоциональной окраске ( восклицательные и невосклицательные), находить и различать главные члены предложения от второстепенных членов, сложные предложения от простых;
- составлять текст из набора предложений, сочинять синквейн, мини – сочинение. Метапредметные УУД:
Создать условия для развития у учащихся умения:
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить сообщения в устной и письменной форме; договариваться, приходить к общему решению;
- осуществлять сравнение и классификацию изученных объектов;
- принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- гордиться своей Родиной. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, «система голосования», конверт с заданием, карточки по уровням, сигналы, магнитные доски. Тип урока: Обобщение и систематизация.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности. Слайд № 1.
( На экран проецируется фото нашего города)
- У Ю. Антонова есть такое четверостишье.
«Пусть говорят , что есть края иные,
Что в мире есть иная красота.
А я люблю свои места родные,
Свои родные, милые места.» Ю. Антонов
- О чём говорится в этом четверостишье? (о любви к Родине)
- А что, вы представляете, когда слышите слово «Родина»?(Родной дом, Кузнецк, родители, семья, Россия)
- Подберите родственные слова к слову «Родина».(Род, родной, родословная)
- Чем важно владеть, чтобы активно общаться ? (Устной и письменной речью)
- Расскажите, из чего состоит наша речь?(Речь состоит из предложений). 2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
А) – Вспомните урок информатики.
- Декодируйте числовую информацию.
( На партах учащихся таблица, см. приложение 1) Слайд № 2
(На экран проецируются квадратики с цифрами, квадратики двигаются, под квадратиками буквы, см. приложение 2)
- Какую информацию вы получили?
- Сформулируйте тему урока.(Тема – предложение)
- В чём мы на уроке будем упражняться?( Распознавать простые и сложные предложения, вспомним о распространенных и нераспространённых предложениях, будем распознавать предложения по интонации и по цели высказывания, повторим главные и второстепенные предложения).
- Зачем мы это будем делать? ( Чтобы грамотно оформлять предложения на письме)
- Почему важно говорить и писать грамотно? ( Чтобы нас понимали)
Б) Слайд № 3.
(На экран проецируются предложения, под предложениями даны слова «если» , «то», слова в предложениях можно перемещать)
- Прочитайте предложения.
Страну мы Родиной зовём. В ней мы родились и живём.
- Какие это предложения? (Простые, распространённые, повествовательные, невосклицательные.)
- Переделайте предложения, используя слова « если…., то …..»
(Т.е. сначала предложение, обозначающее причину , затем предложение, обозначающее следствие.)
Ответ.
Если в ней мы родились и живём, то страну мы Родиной зовём.
- Прочитайте предложение.
- Запишите это предложение.
- Почему слово «Родина» пишем с заглавной буквы?(Подразумевается Россия)
- Найдите грамматическую основу.
(Ученик разбирает предложение на интерактивной доске)
(Прочитать первую часть предложения. Если мы в ней родились и живём.. В этом предложении говорится о «нас». Кто «мы»- это подлежащее, выражено местоимением. Мы что сделали? родились – это сказуемое, выражено глаголом, мы что делаем? живём – второе сказуемое, выражено глаголом.)
(Прочитать вторую часть. …то страну мы Родиной зовём.
В этом предложении говорится о «нас», кто? мы – это подлежащее, выражено местоимением, мы что делаем? зовём – это сказуемое, выражено глаголом.
- Какое это предложение ?(Сложное, распространённое, невосклицательное, повествовательное. ) В) Работа в парах.
- Возьмите конверты.
- Достаньте листочки со словами.
- Разбейте их на две группы. (см. приложение 3)
-По какому признаку вы разделили слова? (В одной группе - словосочетания, а в другой - предложения.)
- Прочитайте словосочетания.
- У кого так?( Красный сигнал – неверно, зелёный – верно)
-Что называется словосочетанием? (Слова связанные по смыслу и форме)
- Уберите словосочетания.
- Прочитайте предложения.
- Составьте из предложений текст.
- Прочитайте ваш текст.(Россия – великая наша страна. Она очень красивая. Люди сложили о ней много песен и сказок.
- У кого так? (сигналы)
- Докажите, что это текст.
1. Текст состоит из нескольких предложений.
- Сколько в нашем тексте предложений? (Предложений – 3)
2. Предложения объединены одной темой.
- О чем говорится в тексте?(О России)
- Определите тему текста.(Тема – Россия. Наша страна)
3. Предложения расположены в определённой последовательности и связаны друг с другом. Слайд № 4.
(На экран проецируется фото летнего леса. Над фото текст, который составили учащиеся)
Россия – великая наша страна. Она очень красивая. Люди сложили о ней много песен и сказок.
- Установите цепочку связей между предложениями.
- Прочитаем цепочку, которая получилась. Слайд № 5
(На экран проецируется фото летнего леса. Над фото цепочка из слов, которую составили учащиеся)
(Россия – она – о ней)
- Что вы можете сказать о слове «Россия» ?(Словарное слово, имя собственное, 3 слога, второй слог ударный, 6 букв, 6 звуков.) (Вернуться к слайду № 4 с текстом)
- Какое задание вы могли себе предложить сейчас?(Списать предложения, выписать словосочетания с вопросами, найти грамматическую основу) Г) Работа в парах.
- Возьмите карточки. Прочитайте задания. Совпадают ли ваши задания с моим заданием? (Да, совпадают)
- Выполните задание по выбору - с красной или с зелёной карточки.(см. приложение 4)
- Проверим работу тех, кто работали с зелёной карточкой.
- Прочитайте задание.
- У кого так? (Сигнал)
- Проверим, как выполнили задание те, кто работали с красной карточкой.
- Прочитайте задание.
- У кого так? Кто ошибся? 3.Комплексное применение и систематизация знаний.
- Хочу предложить вам творческое задание. А )Сочинить синквейн на тему «Родина».
- Кто желает? Б) Сочинить мини – сочинение.
«Россия самая большая страна на свете……….»
- Кто желает?
«Она окружена сушей и морями. Через моря можно отправиться в другие страны. В нашей стране много лесов, морей, рек и гор. Я люблю свою страну.» В)Игра «Снежный ком».
- С вами поиграем в игру «Снежный ком» со словом «страна».
1 ученик – большая страна
2 ученик – самая большая страна
3 ученик – самая большая страна на
4 ученик – самая большая страна на свете
5 ученик – самая большая страна на свете - это
6 ученик - самая большая страна на свете – это Россия.
- Молодцы!
- Повторим хором наше предложение
(Самая большая страна на свете – это Россия)
- Возьмите «магнитные доски». Покажите букву из слова «большая», правописание которой нужно запомнить?( Безударная гласная «о», проверочное слово «больше»)
- «Страна» ? ( Безударная гласная «а», проверочное слово «страны») Проверка творческого задания.
- Оцените работу группы. (Хлопают в ладоши) Г) Работа с «системой голосования». 1.Сколько в тексте предложений.
Начало темнеть смолкли птицы на небе зажигаются звёзды
А) 1;
б) 2; в) 3;
2. Найдите главные члены предложения.
Мой спутник развёл костёр.
А) мой спутник; б) спутник развёл;
в) развёл костёр
3. Найдите подлежащее в предложении.
Блестит на солнце паутина.
А) блестит;
б) на солнце; в) паутина
4. Какие члены предложения являются главными?
А) все, кроме подлежащего и сказуемого;
Б) все члены предложения; В) подлежащее и сказуемое;
5. Сколько словосочетаний можно образовать из слов: пушистый, ложится, снег, на поля А) 2 ; б) 3; в) 1
- Как вы справились с заданием, оцените свою работу.(Если «5» показывают солнышко, если «4» - тучку, если «3» - тучку с дождём) 5. Рефлексия.
- Вспомните тему урока.
- Как можно знания по нашей теме использовать в повседневной жизни?
(Писать письма; статьи в газете; смс в телефоне; общаться друг с другом; чтобы нас было интересно слушать и понимали , о чём я говорю?)
- Продолжите моё высказывание.
- Было интересно…
- Мне понравился ……
(Мне понравился урок, потому что весь урок говорили о Родине)
- Спасибо вам ,ребята, за сотрудничество.
- Я хочу наш урок завершить такими словами.
С каждым годом всё краше
Дорогие края…………
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!