Консультация для воспитателей: "Цели и основные виды прогулок"
Туристская прогулка – форма организации туристкой деятельности, предполагающая кратковременное пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками.
Туристские прогулки оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха и воды
Цели и основные виды туристских прогулок.
Туристские прогулки могут иметь разные цели.
Оздоровительные (закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление).
Спортивно-тренировочные (физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, ориентированию на местности, тактике действий в экстремальных ситуациях).
Познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями).
Развлекательные (игры, соревнования, конкурсы знатоков природы, и т.п.).
Эстетические (художественно-творческая деятельность на природе: рисование, сочинительство и т.п., общение с друзьями).
Цели прогулок могут объединяться, по-разному комбинироваться, а могут определяться в качестве основных и единственных. В зависимости от главной цели туристические прогулки с дошкольниками делятся на разные виды.
Спортивно-тренировочные предполагают прохождение пешком или на лыжах.
Краеведческие прогулки могут быть направлены на изучение особенностей природы родного края, и тогда они приводятся с целью экологического образования детей (экологические прогулки). Во время таких прогулок организуется природоохранная работа, продумывается участие детей в экологических акциях по типу «Наш зеленый друг», «Пернатые друзья» и др. Основной целью прогулки может быть знакомство с историческими достопримечательностями. Такой вид прогулки является одним из наиболее действенным методом ознакомления детей с историей и культурой малой родины, воспитание патриотизма, стремление приумножать богатство своей страны.
Если цели направлены на решение преимущественно задач художественно -эстетического воспитания, то рекомендуется провести прогулку-пленэр. Эта разновидность подходит только для весеннее -летнего и осеннего периода. В структуру прогулки на длительном привале может быть включено занятие по рисованию.
В конце месяца, сезона, когда подводится итог проделанной работы можно организовать прогулку с элементами развлечений, сюрпризами, увлекательными конкурсами и подарками (развлекательная). Это может быть сюжетная прогулка «Лесные приключения», «В гостях у Деда Мороза» и т.п.
Как провести туристскую прогулку?
Структура прогулки определяется, с одной стороны, особенностями физической и умственной работоспособности дошкольников, а с другой – известными принципами построения туристских походов разной сложности.
Первая часть – оргначало длительностью до 5 минут.
Цель – сообщить задачи и краткое содержание предстоящей деятельности, проверить состояние снаряжения и готовность к походу.
Вторая часть – движение по разработанному маршруту.
Этот этап включает от одного до трех привалов для отдыха (в зависимости от физической подготовленности, сезона, погоды т т.д.). Чтобы отдых был содержательным, используйте дидактические игры экологической направленности, организуйте наблюдение за природными объектами.
Третья часть туристских прогулок – длительный привал.
После продолжительного движения детям следует предоставить возможность мышечного расслабления. Можно предложить загадки на туристическую тематику, спеть песни, почитать стихи и т.д.
Также несомненный интерес представляют сюжетные подвижные игры «Лесные пятнашки», «Волк во рву», «Лесные звери», «У медведя во бору», « Два мороза», Разнообразные игры-эстафеты и др.
Четвертая часть туристской прогулки – возвращение в детский сад.
Здесь уместны свободная беседы педагога и детей, проведение игровых упражнений по типу «Кто больше назовет обитателей леса», «Назови деревья, птиц, цветы» и т.п.
Туристские прогулки следует проводить исключительно в первой половине дня, так как работоспособность детей после дневного сна снижается. В летний период прогулки могут начинаться с девяти часов, осенью и весной туристская прогулка может быть проведена за счет времени, отведенного на занятия по физической культуре, познавательному развитию, изобразительной деятельности. В зимний период при наличии благоприятных погодных условий (отсутствие сильного ветра и температуры не ниже -12*С) рекомендуем начинать с 9.15 минут. В холодное время можно провести за счет времени ,отведенного на дневную прогулку.
Рекомендуем посмотреть:
Организации прогулки в подготовительной группе
Прогулки летом со старшими дошкольниками
Консультации для воспитателей. Организация прогулок – походов с дошкольниками в природу
Тематические прогулки в детском саду. Средняя группа
Похожие статьи:
Организация прогулки в младшей группе по ФГОС
Наблюдения за живой природой в младшей группе детского сада
Наблюдения за неживой природой на прогулке в младшей группе
Наблюдения за трудом взрослых в младшей группе
Наблюдения за жизнью улицы. Младшая группа