Проект «Тематические прогулки в детском саду» для детей среднего дошкольного возраста
Проект составила Л. Н. Ташкинова, воспитатель МБОУ «Юрлинская средняя Общеобразовательная школа им. Л. Барышева» Структурное подразделение «Юрлинская начальная школа-детский сад»
Продолжительность. Краткосрочный.
Тип. Творческий, игровой.
Участники. Педагоги, дети средней группы.
Цель. Обеспечить активную, содержательную, разнообразную и интересную деятельность на прогулках средней группы.
Задачи.
Образовательные:
- формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации, привлекать детей к активному участию.
- расширение представлений о связях между живой и неживой природой;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами;
- развитие физических качеств и двигательной активности детей;
Воспитательные:
- вызвать у детей эмоциональную отзывчивость, воспитывать чувство удовлетворения от совместной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
Физическое, познавательное, речевое развитие, социально-коммуникативное.
Актуальность. Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают обеспечение максимального разнообразия прогулок по содержанию и организации.
Приобщение дошкольников к природе родного края, знакомство с окружающим миром в дошкольном учреждении проходит через систему сезонных ежедневных прогулок, в процессе которых формируются основы отношения к природе, способность замечать и анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы. Хочется, чтобы зимой прогулки были насыщенно-необычными, потому что сама зима нам преподносит столько всего прекрасного, заставляет нас удивляться, присмотреться, радоваться, наслаждаться ее красотой, чтобы каждый зимний денёк в детском саду приготовил для дошколят много нового и интересного, и от этого дети получали удовольствие. Так хочется, чтобы зима для наших детей стала незабываемым временем года! Значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. К.Д.Ушинский писал:
«Дайте ребенку подвигаться 2-3 минуты, и он подарит вам 20 минут дополнительного внимания»
В своей работе я использовала следующие виды деятельности:
-
Наблюдения;
-
Спортивная прогулка;
-
Развлекательная прогулка с персонажем;
-
Экспериментирование;
-
Прогулка трудовых акции;
-
Проулка – событие.
Ожидаемые результаты.
- Развитие у детей познавательной активности, проявляет наблюдательность, любознательность по отношению неживой природы, делится своими познаниями о живом и не живом;
- участвует в наблюдениях за растениями, животными, птицами, а также посильном труде;
- активно сопровождает речью об увиденном. (Стишки, загадки, приметы и пословицы о зиме.)
- в движениях свобода и непринуждённость, естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, заинтересованный, выражение лица радостное.
В чем заключается предварительная подготовка педагогов. Ежедневно планировать содержание прогулок, подготовка разнообразного игрового материала и инвентаря, создание гибко-изменяющихся предметно-игровых средств на участке детского сада.
Содержание проекта
1 день. Наблюдения.
Цель. Учить рассуждать, сравнивать; прививать интерес к природе; активизировать память и внимание.
Тема. Наблюдение за снегом.
Цель. Расширять представления о явлениях неживой природы.
Загадка. Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины
Разукрасил все витрины.
Познакомить с новым стишком: «Снежок» С. Маршак
Она пришла такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы.
То тихая, то вихрем кружится,
То ласковая – всем очень нравится,
То – за нос кусается,
То оттепель пошлёт не прошено,
То засыпает всех порошею.
Она художница прилежная,
Всё разрисует в царство снежное.
Развесит кружева из инея,
Такая сказочно красивая.
Примета. Зимний снег глубокий – летом хлеб высокий.
Поговорки и пословицы.
- Зима не лето, в шубу одета.
- Зима без снегу, не быть хлебу.
Подвижная игра: «Эй, ловишка, выходи!»
Дети встают в круг. Воспитатель обходит по внешнему кругу и мягко касается плеч одного из воспитанников, который становится ловишкой. Затем, дети идут по кругу, выговаривая слова:
Мы шагаем по площадке,
Только строим мы догадки,
Кто нас будет догонять?
От кого нам убегать?
Эй, ловишка, выходи!
Нас попробуй, догони!
Ловишка догоняет детей. Кого поймал, тот выходит из игры.
2 день. Спортивная прогулка.
Цель. Побуждать отдавать предпочтение интересной и полезной деятельности, воспитание чувство удовлетворения от совместной деятельности.
Задачи.
- Совершенствовать двигательные умения и навыки;
- формирование навыков взаимодействия друг с другом;
- воспитывать справедливость, учить четко выполнять правила игры, действовать быстро, ловко.
Ход мероприятия.
Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный солнечный день. Чтобы у всех было хорошее настроение, возьмитесь за руки и подарите друг другу добрые улыбки. В таком приподнятом настроении я хочу провести с вами подвижные эстафеты. Вы готовы?
Прежде чем играть соревноваться,
Вы скорее должны размяться.
Упражнения выполняйте.
За мной дружно повторяйте:
Руки к пяткам и к ушам,
На колени и к плечам
В стороны на пояс, вверх!
А теперь веселый смех:
Все мальчишки – Ха-ха-ха!
Все девчонки – Хи-хи-хи!
И все вместе – Хо-хо-хо!
А теперь все дружно хором отвечайте! Вы ловкие?
Вы смелые?
Вы сильные?
Все собрались?
Все здоровы?
Играть сейчас вы все готовы? Да!
-
«Гонки на снегокатах» По сигналу воспитателя «Марш» - играющие передвигаются на санках до обозначенного места, отталкиваясь ногами. Воспитатель отмечает тех, кто быстрей дойдет до финиша. Затем соревнуются следующая пара.
-
«Перепрыгни не задень» Прыжки через снежные кирпичики. Высота 10 см.
-
«Кто дальше» Дети выстраиваются в две шеренги. По сигналу метают по три снежка на дальность одной рукой снизу. В качестве ориентира можно положить обручи, расстояние 6-10 м. Отметить тех детей, у кого бросок получится самый дальний.
-
«Кто быстрее» По сигналу должны добежать до кубика. Сделать два прыжка и бегом вернуться на исходную линию.
-
« Кто быстрей перекатит снежный ком» У каждой команды снежный ком величиной чуть больше мяча, нужно катить до обозначенного места и обратно.
Любим мы веселье, смех,
Много игр мы знаем.
И сейчас, ребята здесь
С вами поиграем!
Подвижная игра: «Ловишки парами» Дети строятся в две шеренги, каждый отмечает для себя пару. По сигналу воспитателя «Беги!» - дети первой колонки убегают, а дети второй догоняют. При повторной игры меняются.
Игра малой подвижности: «Найдем следы собаки»,
увидевший следы первым, считается победителем.
А теперь подтянулись,
И друг другу улыбнулись!
Вы ребята, молодцы!
Вы ребята, бодрецы!
Вы получили большой заряд бодрости и уверенности в себе на целый день!
Сюрпризный момент.
А теперь мешок развяжем
И посмотрим, что внутри!
Ой, да здесь лежат подарки!
Как их много, погляди!
В мешке лыжи, лопатки, каталки.
Закрепить пройденный материал.
Приметы и загадку про снег.
- Зима не лето, в шубу одета.
- Зима без снегу, не быть хлебу.
- Зимний снег глубокий – летом хлеб высокий.
- Ночное небо звёздное - будет солнечная, морозная погода.
Загадка. Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины
Разукрасил все витрины.
3 день. Развлекательные прогулки с персонажем.
Цель. Создать обстановку эмоционального благополучия.
Задачи.
- Развивать интерес к познавательным развлечениям.
- формировать потребности заниматься интересным и содержательным делом;
- обобщать знания детей о зиме;
- воспитывать организованность, выполнять правила игры.
Материалы. Маски зверюшек, раскраски о зиме.
Роль лесовичка играет воспитатель из другой группы.
Ход прогулки.
Воспитатель. Добрый день самые дружные, добрые, любознательные ребята! Пришла зима, теперь все вокруг похоже на белую сказку. Но какая сказка без сказочных героев? Назовите зимних сказочных героев?
(Снеговик, Дед Мороз, Снегурочка, Снежная Королева.) Приглашаю вас в зимний сад. Пройдем по нашей лесной тропинке медленно, чтобы не спугнуть птиц.
Друг за другом поспевай,
Только ветки не ломай.
По лесным тропинкам
С ровненькими спинками.
Мы пришли в волшебный лес,
Сколько здесь лесных чудес.
Справа, березка в сугробе стоит,
С лева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
Блестят и искрятся,
На ладошки к ребятам ложатся.
Посмотрите, как вокруг красиво! Какой замечательный морозный воздух.
Прибегает Лесовичок.
Лесовичок. Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Я тут мимо пробегал, смех веселый услыхал.
И решил я не на шутку заглянуть хоть на минутку.
Я, лесовик, живу в лесу, слежу за порядком. Скажите, а вы природу любите? Какие поговорки и пословицы знаете о зиме?
- Зима не лето, в шубу одета.
- Зима без снегу, не быть хлебу.
- Зимний снег глубокий – летом хлеб высокий.
- Ночное небо звёздное - будет солнечная, морозная погода.
А знаете ли вы, какие животные обитают в лесу! Есть у меня интересная и игра о лесных зверях. Вам она понравится.
Игра: «Мы пошли гулять по лесочку»
Надеть шапочки медведя, волка, лисы, зайца.
Мы пошли гулять по лесочку,
Встретили там зайчика-дружочка.
Выходит зайчик.
С зайкой мы попрыгали, прыг-скок.
Зайка ушки навострил и наутек!
Мы пошли гулять по лесочку
Встретили там лису-дружочка.
Ребенок в маске.
Хвостиком взмахнула,
Обернулась не спеша,
До чего ж ты, хороша!
Мы пошли гулять по лесочку.
Встретили там мишку-дружочка.
Выходит ребенок в маске медведя.
Шел он вперевалочку: топ-топ-топ.
Покружись один разок!
Мы пошли гулять по лесочку.
Встретили там волка-дружочка.
Выход волка.
Он зубами лязгает, вот беда.
Разбегайтесь, кто куда!
Дети убегают от волка.
Ну, раз вы пожаловали ко мне в гости, то я хочу проверить какие вы умные и догадливые. Постараюсь загадать трудные загадки.Но надеюсь, я от вас получить отгадки!
- Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес,
Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез.
(Снег)
- Я прозрачна, как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю.
(Сосульки)
- Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?
(Снежинки)
- Его весной и летом мы видели одетым.
А осенью с бедняшки, сорвали все рубашки.
Но зимние метели в меха его одели.
(Деревья)
Подвижная игра: «К названному дереву беги»
Поспела новая игра – нелегкое задание!
За дело взяться вам пора и проявить внимание!
Игра «Подбери слово»
Подбираем слова-признаки к заданным словам.
«Зима» – холодная, суровая, морозная, метельная, длинная и т.д.
«Снег» – белый, пушистый, мягкий, падающий, серебристый, чистый, рассыпчатый, сверкающий и т.д.
«Мороз» – жгучий, трескучий, крепкий, сильный, злой и т.д.
Лесовик. Молодцы, много вы слов подобрали о зиме.
Воспитатель. Лесовичок, поиграй с нами!
Игра: « По одежде узнай» (Дети идут по кругу и говорят слова, лесовичок в центре стоит закрытыми глазами. По окончании слов подходит к любому ребенку, щупает узнает по одежде и называет по имени ребенка.)
Лесовик, лесовичок.
Что сидишь ты, как сморчок?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Ты с ребятками играй,
По одежде нас узнай!
Лесовичок. Время нас друзья торопит.
Расставаться час пришел.
Сколько славных и веселых
Я друзей себе нашел!
В подарок дарит зимние раскраски.
До свиданья друзья. До новых встреч!
Воспитатель. Вот и закончилась прогулка по волшебному лесу. Улыбнемся друг другу и попрощаемся с Лесовичком. А теперь пора возвращаться в детский сад по нашей лесной тропинке.
4 день. Экспериментирование.
Цель. Познакомить детей состоянием воды – льдом, изготовить цветной лед и украсить снежные постройки.
Стишок. Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Загадка. Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно.
(Лед.)
Опыт со льдом.
Цель. Познакомить со свойствами льда
(лед тонкий, хрупкий).
Рассмотреть кусочки льда (разбить лед лопаткой); наблюдать за таянием снега и льда (лед и снег от тепла тают); рассмотреть через льдинки осенние листья, посмотреть на солнце, сравнить со стеклом.
Вывод. На холоде вода замерзает, превращаясь в лед; жидкость превращается в твердое вещество.
Подвижная хороводная игра: «Как на тоненький ледок»
Закрепить пройденный материал.
- Зимний снег глубокий – летом хлеб высокий.
- Ночное небо звёздное - будет солнечная, морозная погода.
Дать новый материал.
- Если птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой зиме.
5 день. Прогулка трудовых акции.
Цель. Привлечь детей поддерживать порядок на участке детского сада.
Задачи.
- Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения;
- воспитывать положительное отношение к труду.
Воспитатель. Дети, какое сейчас время года? Зима.
Шел, шел без дорог,
Где шел, там и лег.
До весны пролежал.
А весной убежал.
(Снег.)
Как много снега намело!
Стихотворение
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке румяный,
Под луной – голубой.
Он за ворот и в карманы
Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой.
Назови его, ответ!
Кто убирает снег и наводит порядок у нас на площадке? Дворник. Какие предметы нужны дворнику вы узнаете, если загадаете загадки.
- Пляшет-скачет крошка,
А всего одна ножка.
Как устанет — в угол встанет.
(Веник)
- Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
Я ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.
(Лопата)
Разминка.
Снега прошли немалые
И все идут, идут…
(Маршируют на месте.)
Дворники усталые
Все метут, метут.
(Имитируют работу)
Гремят они лопатами
(Хлопают в ладоши.)
Под тучами лохматыми
(Махи руками над головой.)
На улицах и во дворах метелками шуршат.
И со своей работою
Управиться спешат!
Много на земле работы.
Все попробовать охота.
Чтоб профессию иметь,
Надо лень преодолеть.
Предложить помочь дворнику.
Труд на участке. Расчистка снега с веранды и участка.
Я благодарю вас за старание, а сейчас вспомним приметы, которые узнали на предыдущих прогулках.
Закрепить пройденный материал.
- Зимний снег глубокий – летом хлеб высокий.
- Ночное небо звёздное - будет солнечная, морозная погода.
- Если птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой зиме.
- Вороны прячут клюв под крыло – к снегопаду.
Подвижная игра: "Хитрая лиса"
6 день. Прогулка – событие
Цель. Привлекать к активному познанию окружающего мира.
Посвящается определенной теме, помогает подчеркнуть важность события. Прогулки данного вида способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников. Остаются незабываемые впечатления от целевых прогулок, а также смена обстановки, новые впечатления, которые не получишь на территории детского сада. Все это стимулирует активность детей, позволяет ему более глубоко осмыслить явления и события окружающего мира.
Экскурсия на речку.
Цель. Выявлять причины происходящих изменений. (Река покрыта зимой льдом.)
Задачи.
- Учить анализировать и делать выводы;
- закрепить правила безопасности при нахождении вблизи водоемов;
Загадать загадку.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик – в роднике,
А широкий - в море.
(Речка.)
Что это? Правильно, река. К ней мы сегодня отправимся в гости.
7 день. Итоговое развлечение. Презентация.
Игра – викторина «К нам зима пришла, с собой холод принесла»
Цель. Привлечь детей принимать активное участие.
Ход викторины.
Я для вас приготовила викторину.
Не сидите, не скучайте
На вопросы отвечайте.
Вопрос, ответ. За правильные ответы дети получают фишки.
- Какая птица весь день стучит клювом по дереву?
- Узнай, чьи следы?
- Выбери зимние раскраски.
- Кто из этих животных находится в спячке?
- У какого самый длинный язык среди пернатых? У дятла.
- Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? Сова.
- В чьей семье птенцов выводят зимой? В семье клестов.
- У какой птицы снежное имя? Снегири.
- Какие птицы умеют прятаться в снегу, и быстро из него выбираться? Рябчики, тетерева. куропатки, снегири и воробьи. Снег не дает замерзнуть, и поэтому любят в нем отдыхать днем или ночью.
- Узнай птицу. Голова, крылья, хвост у этой птицы черные. А по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой. Клюв прочный и острый.
Игра" Бывает – не бывает"
Командам зачитываются предложения. Если участники с ним согласны, то отвечают: "бывает". Если не согласны, то отвечают: "не бывает". За правильный ответ 1 балл.
1. Выпал снег и зацвели подснежники.
2. Мальчик поехал на лыжах собирать землянику.
3. Выпал снег, и дети строят ледяную горку.
4. На деревьях появились первые листья, а в школе начинается учебный год.
5. На поле тает снег, а на реке начался ледоход.
6. Зацвели подснежники, а птицы улетают в тёплые края.
7. На дворе звенит капель, а медведь залёг в спячку
Подвижная игра: «Автомобиль и воробушки»
Воробьи, воробушки,
Серенькие перышки.
Похлопывают руками по бокам.
Клюйте, клюйте крошки,
Стучат кулачками один по другой перед собой.
У меня с ладошки!
Дуют на раскрытые ладони.
Нет с ладошки не клюют
Разводят руки в стороны
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтобы их погладить.
Сигнал: «Автомобиль!»
Воробушки улетают.
Отгадывание загадок.
- Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом?...
- Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нём,
Нос приделали, и в миг
Получился…
- Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры
Помчались с горы.
- Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры,
Помчались с горы.
Назовите зимние приметы.
- Зима не лето, в шубу одета.
- Зима без снегу, не быть хлебу.
- Зимний снег глубокий – летом хлеб высокий.
- Ночное небо звёздное - будет солнечная, морозная погода.
Подведение итогов викторины. Счет фишек.
Рекомендуем посмотреть:
Организации прогулки в подготовительной группе
Прогулки летом со старшими дошкольниками
Консультации для воспитателей. Организация прогулок – походов с дошкольниками в природу
Прогулки в детском саду с использованием развивающей педагогики оздоровления
Похожие статьи:
Организация прогулки в младшей группе по ФГОС
Наблюдения за живой природой в младшей группе детского сада
Наблюдения за неживой природой на прогулке в младшей группе
Наблюдения за трудом взрослых в младшей группе
Наблюдения за жизнью улицы. Младшая группа