Организация прогулки с использованием развивающей педагогики оздоровления
Проблема экологического воспитания и образования одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всё нарастающие в мире экологические проблемы, природные катастрофы и катаклизмы, побуждают к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей, развитию экологического сознания у населения планеты. Непрерывность экологического образования - это необходимость, осознанная уже не только специалистами, но и значительной частью рядового населения. Поэтому в современных условиях необходимо формирование нового типа связи общества и природы, научно обоснованного и гуманистически ориентированного, а это возможно при условии формирования новой гуманистической направленности отношения человека к природе.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности, его ценностей, ориентации в окружающем мире. В этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.
Экологическое образование - это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранной деятельностью.
Экологические проблемы не есть проблемы только окружающей среды, так как, разрушение природы, есть ни что иное, как следствие, страшный результат более глубокого разрушения личности, внутреннего мира человека, его ценностей, его отношения к миру, как к общему достоянию. Это проблемы личности, сознания образования, проблемы человека и его внутреннего мира, экология души, экология личности, экология культуры.
Самое важное, научить любить и понимать природу, сформировать у детей экологическую культуру. Это ёмкое понятие включает в себя следующее:
- научить практическим умениям, направленным на охрану природы, проявлять инициативу к бережному отношению к окружающему миру, постоянно;
- углублять знания для того, чтобы вследствие недостаточной осведомленности дети не нанесли ущерба природе.
Дети дошкольного возраста - самые маленькие жители Земли. Они объединяют вокруг себя очень много взрослых: родителей, родственников, соседей, экологическая культура которых может развиваться, совершенствоваться в рамках практической реализации экологического образования детей. Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Он является носителем экологической культуры, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и "постепенно" переходила в самостоятельное поведение детей. Я хочу поговорить о том, как организовать прогулку в старшей группе с использованием развивающей педагогики оздоровления.
Любая прогулка состоит из пяти основных частей. Это наблюдение, труд, игра, индивидуальная работа. Прогулку можно начать с наблюдения. Предлагаю детям определить погоду.
- Какая сегодня погода? (солнечная, дождливая).
- Определить силу ветра (сильный, слабый).
- Понаблюдаем за ветром.
Здесь можно предложить детям сделать гимнастику для глаз.
Ребята "рисуют" взглядом лодочку (2 раза), радугу (2 раза), круг в одну и другую сторону (3 раза), быстро моргают глазами и прикрывают их ладонями, ощущая тепло. Спросить, - по чему мы можем определить силу ветра? (по облакам, по макушкам, деревьев)
"УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ ВЕТРА"
Ребята озвучивают вдох на звук (У), произнося его то громче, то тише, в соответствии с жестом педагога (Упражнение способствует увеличению силы дыхательных мышц).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
-А что ветер умеет делать? (шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежать, развивать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть).
- Да, ребята, ветер многое умеет делать.
- Может ли навредить человеку? (ответы детей).
- А как ветер помогает нам? (надувает паруса, вертит крылья мельницы).
Вот какой он разный. Может быть добрым волшебником и злым колдуном.
УПРАЖНЕНИЕ "ВЕТЕР КАЧАЕТ ДЕРЕВЬЯ".
Дети поднимают руки вверх и, произнося на выдохе "У-у:" раскачиваются вправо и влево (упражнение обучает равномерно выдыхать воздух).
Давайте подумаем вместе: каким бывает ветер.(сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий. Колючий, прохладный, тёплый, освежающий, нежный, приятный, незаметный, жаркий).
- Подумайте какой ветер в разное время года; летом, осенью, весной, зимой.
-Какой зимний месяц называют ветродуй? (февраль)
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА "ВЕТЕР"
Дети встают в круг с помощью звучащих жестов имитируют метель. Сначала они потирают ладони, потом щёлкают пальцами, затем перетаптывают ногами. Пик метели обозначаются полновесными ударами ногой об колено. В конце ветер затихает, метель заканчивается. Движения повторяются в обратном порядке. Наступает полная тишина.
Воспитатель вступает в роли дирижёра.
На площадке играли с детьми в подвижные игры "Спрячься от дождя"
На земле раскладывают обручи бубен. Дети двигаются по площадке поскоками. С затиханием бубна стараются занять своё место. Усложнение, в каждый обруч должны стать два ребенка. Игра "Спрячься от дождя" - новая. Воспитатель должен хорошо рассказать правила, затем наблюдать, как дети выполняют правила. Если не поняли правила попросить кого-то из детей повторить.
- Ребята, посмотрите был сильный ветер, он накидал много веточек, листочков, бумаги. Давайте поможем нашему дворнику. (раздать детям участки, кто лучше убрал - приз). Отметить тех детей, которые хорошо трудились. Дети для чего мы с вами это делаем (чтобы было чисто, красивой т.д.)
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УСПОКОЕНИЯ ДЫХАНИЯ
Слон шагает по дороге
(Идут с перекатом с пятки на носок)
От чего он босоного?
На свои большие ноги.
Он сапог найти не мог.
Посмотри, как медленно ходят черепашки!
(Идут по лежащему на полу канату.)
С место на место,
Чашки и блюдца,
Носят осторожно;
В друг разобьются?
(Идут по канату боком.)
В путь берёт с собой верблюд
Полный горб готовых блюд
( Идут на пятках, руки за спиной в "замке")
И рада и счастлива вся детвора;
"Приехал, приехал! Ура, ура,
С ребятами можно проводить индивидуальную работу. Индивидуальная работа может проводиться на различных видах деятельности. Не только повторить выученное стихотворение или движение танца или нарисовать геометрическую фигуру. Если у ребёнка слабое горло (после болезни или предрасположен к болезни; для профилактики заболеваний) - упражнения на дыхание, гимнастика для укрепления мышц шеи "Сидит белка". Гимнастка для речевого аппарата. Можно предложить перенесшему ОРВИ. Массаж носа "Улитка", дыхательную гимнастику.
Комплекс оздоровительных упражнений для горла по Кудрявцеву:
Лошадка- цоколье языком то громче, то тише, то быстрее, то медленнее.
"Ворона"-карканье. Поворот головы в стороны, вверх.
"Змеиный язычок"- языком достать до подбородка.
"смешинка" -глаза прищурились, губы радостно раздвинулись и послышались хохатательные звуки; ХА-ХА-ХА-ХА; ХИ-ХИ-ХИ; ГЫ- ГЫ- ГЫ.
Можно предложить детям поиграть в игры которые они знают.
"ПРОБЕГИ ЗМЕЙКОЙ", "ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ"
Свободная деятельность детей. Завершить прогулку можно самомассажем.
Рекомендуем посмотреть:
Организации прогулки в подготовительной группе
Прогулки летом со старшими дошкольниками
Консультации для воспитателей. Организация прогулок – походов с дошкольниками в природу
Тематические прогулки в детском саду. Средняя группа
Похожие статьи:
Организация прогулки в младшей группе по ФГОС
Наблюдения за живой природой в младшей группе детского сада
Наблюдения за неживой природой на прогулке в младшей группе
Наблюдения за трудом взрослых в младшей группе
Наблюдения за жизнью улицы. Младшая группа