Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологический проект для старшей группы. Природа Ханты – Мансийского автономного округа

ПРОЕКТ для старших дошкольников в ДОУ «Природа Ханты – Мансийского автономного округа»

Пояснительная записка
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Живая природа – это сложный, удивительный, интересный, многогранный мир, она своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека на её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются опасными, болезнетворными организмами, в последнее время увеличилось количество детей с врождёнными аномалиями, нервно – психическими и аллергическими заболеваниями. Угроза экологического кризиса, катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации духовной и материальной деятельности человека стала жизненной необходимостью. Проблема человечества в спасении природы, чтобы она не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы. Природа является источником первых знаний, радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Природные условия нашего региона оказывают влияние на содержание экологического образования детей. Экологическое образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура, экологическое мировоззрение ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Дошкольный возраст характеризуется в педагогических и психологических исследованиях исследовательской позицией ребенка, любознательностью, активным эмоциональным откликом, отзывчивостью по отношению к окружающему миру.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает морем запахов и звуков, загадками и тайнами, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь.

Актуальность проекта заключается в том, что бы познакомить детей с многообразием животного мира Ханты – Мансийского автономного округа, характерными признаками внешнего вида, подвести к тому, что природа и её обитатели - это живая часть мира, которую нужно беречь, любить и радоваться ей, экологическое содержание дети осваивают в различных видах деятельности – беседах, дидактических играх, в художественно – продуктивной деятельности, в процессе наблюдений, при ознакомлении с художественной литературой.

Срок реализации проекта: средней продолжительности – 2 месяца (август – сентябрь).

Проект: краткосрочный, групповой, познавательно – продуктивный.

Возраст детей, на которых рассчитан проект: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Гипотеза: если в воспитательно-образовательную работу ввести план мероприятий по расширению знаний детей о природе Ханты – Мансийского автономного округа, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному формированию экологической культуры детей.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры, целостных представлений об окружающей среде с учётом региональных особенностей Ханты – Мансийского автономного округа.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
-Внедрение проекта в образовательную деятельность.
-Создание условий для реализации проекта (экологизация развивающей среды – уголки природы, лаборатории природы).
-Охрана жизни и здоровья детей.
-Познакомить детей с понятием «экология»; с представителями животного и растительного мира, наиболее характерными для Ханты – Мансийского автономного округа.
-Развивать навыки и умения исследовательской работы; определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
-Развивать у воспитанников наблюдательность, воображение, мышление, речь, инициативу.
-Пробудить в детях познавательный интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней, расширить представления детей о рациональном взаимодействии с природой, допустимых и недопустимых действиях на природе.
-Отслеживание результативности применения проекта.

Ожидаемые результаты:
1.Повышение уровня сформированности, систематизированности, углубления представлений старших дошкольников о животном и растительном мире, о природных сообществах (лес, болото, луг) Ханты – Мансийского автономного округа.
2.Умение вести самостоятельные наблюдения в природе, проводить классификацию природных объектов по различным признакам, делать выводы и обобщения.
3.Осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в Ханты – Мансийском автономном округе.
4.Способность проявить гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу, понимать нравственный смысл своих действий, поступков.
5.Развитие у детей социализированности, активности, познавательных, регуляторных, коммуникативных способностей, повышение социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Экологическое воспитание предполагает:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
-развитие эстетических чувств (умения увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

Основные направления проекта (формы, методы):
-Познавательное направление проекта включает цикл познавательных мероприятий, используются следующие формы: дидактические игры (способствуют формированию навыков умственной деятельности, усвоению новых знаний, правильному использованию приобретённых знаний в различных ситуациях); беседы (чёткая последовательность вопросов, помогающая понять воспитанникам причинно – следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения); экологические сказки (легко воспринимаются детьми и заставляют их размышлять и делать свои собственные выводы); игры – занятия; викторины (способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников).

-Познавательно – развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: экологические обучающие игры (способствуют расширению практического опыта ребёнка закреплению знаний об окружающем); игровые моменты: загадки, движения, элементы ожидания и неожиданности, сюжетно – ролевые игры, компьютерные технологии.

колого-оздоровительное направление реализуется через регулярные прогулки, целевые прогулки, экскурсии: благодаря им развивается наблюдательность, возникает интерес к природе, дети знакомятся с животными, растениями и одновременно с условиями их обитания, это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, походы в ближайшее природное окружение.

колого-эстетическое направление (используются различные виды изобразительной деятельности: лепка, оригами, аппликация, рисование).

Аспекты проекта:
Воспитательный аспект состоит в развитии у ребёнка умения видеть красоту окружающей природы, чувства любви к ней, бережного отношения ко всему живому.

Образовательный аспект состоит в обогащении детских представлений о мире природы, развитии способности выделять в общих чертах основные закономерности природных явлений, устанавливать взаимосвязи между ними. В процессе познания у ребёнка вырабатывается способность творчески мыслить, желание приобретать новые знания. Эти аспекты рассматриваются в комплексе и неотделимы друг от друга.

Методологическая основа проекта:
-Метод демонстрации;
-Метод информационной поддержки;
-Проблемно – поисковый метод;
-Мозговой штурм.

Педагогические технологии:
1.Личностно – ориентированная.
2.Информационно – коммуникационная.
3.Исследовательская.
4.Здоровьесберегающая.

Этапы реализации проекта:
I.Подготовительный этап (предварительная работа):
-Подготовка наглядного, дидактического, теоретического материала, игр экологического содержания для выставки по тематике проекта, аудиозаписи, видеозаписи.
-Разработка перспективного плана работы с детьми.
-Изготовление с детьми старшего дошкольного возраста экологических знаков, рисунков, поделок, посещение библиотеки, «Мини – зоопарка».
-Работа с родителями: заинтересовать проектом, дать представление о том, как можно участвовать в нём, направить на совместную деятельность с детьми.

II. Организационно – практический этап:
-Беседы, рассматривание иллюстраций, презентаций о животных, растениях, насекомых и т.д.
-Тематические занятия.
-Художественная деятельность: лепка, оригами, аппликация, рисование.
-Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений местных поэтов о природе Ханты – Мансийского автономного округа.
-Разгадывание загадок, головоломок о животном и растительном мире, заучивание пословиц.
-Изучение правил поведения на природе.
-Запоминание природно – охраняемых знаков и изготовление их для сюжетно – ролевых игр.
-Дидактические игры: «Моя Югра», «Наш край», «Я живу в Югре», «Животные Севера», «Что растёт в Сибирской тайге?» и т.д.
-Прослушивание аудиоматериалов о природе; просмотр видеороликов о природе Ханты – Мансийского автономного округа, о природных заповедниках: «Юганский заповедник», заповедник «Малая Сосьва», «Елизаровский заказник», «Верхне – Кондинский заказник».

В детском саду создан «Уголок живой природы», где живут аквариумные рыбки, попугайчики, черепахи, много живых растений, за которыми ухаживают воспитанники детского сада. Самостоятельный или совместный труд по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести воспитанниками умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, приобщиться к сознательному процессу.

По теме проекта детям предложены домашние задания (рисунки в защиту животных; гербарий листьев деревьев; фотографии местных зимующих птиц; изготовление альбомов о природе Ханты – Мансийского автономного округа, о животном и растительном мире Ханты – Мансийского автономного округа и т.д.), в случае необходимости родителям предоставить справочный, практический материал или рекомендации, где его можно найти.

III. Заключительный этап проекта:
Для того чтобы отследить динамику усвоения воспитанниками теоретического материала, сформированность знаний и умений используются нестандартные формы контроля, уровни успешности:
1 уровень – успешный: если ребёнок справился самостоятельно, дал ответы на все вопросы, привёл примеры, продемонстрировал навыки и умения в соответствии с требованиями.
2 уровень – хороший: ребёнок частично справился. Ответил на вопросы, не всегда приводя пример, продемонстрировал частичное соответствие требованиям к сформированности навыков и умений.
За успешно выполненные задания, активное участие в познавательной деятельности воспитанники получают наклейки с изображением животных, растений.
За хорошо выполненные задания воспитанники получают одобрение, выраженное вербально. Используемая система оценивания способствует повышению познавательной мотивации воспитанников.

Контроль за формированием знаний, умений и навыков по реализации проекта осуществляется:
-На каждом занятии (текущий – беседы, педагогическое наблюдение).
-На последнем мероприятии викторине «Экоумник» (итоговый).

Одной из важных форм контроля является педагогическое наблюдение, позволяющее своевременно регулировать образовательный процесс, корректировать и направлять познавательную деятельность воспитанников.

В результате проделанной работы можно отметить, что воспитанники способны включаться в самостоятельный познавательный поиск, оценивают себя и окружающий мир с позиции: хорошо – плохо, у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности, они готовы прийти на помощь, не соизмеряя своих сил и возможностей. Сберечь эту готовность, открытость души на это направлена моя работа по формированию экологической культуры воспитанников.

Список источников:
1. БондаренкоТ.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж, 2007.
2. Иванова А.И. «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников) – М., 2007.
3. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - №7. -2005.
4. Коломина Н.В.Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.,2006.
5. Экологическое воспитание в детском саду./ Соломенникова О.А.; - 2-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ., 2006.-104с.
6. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

Правила при наблюдении за растениями и животными
• Не торопись брать руками незнакомое тебе растение, ведь некоторые из них могут быть ядовитыми, могут уколоть или обжечь, например крапива.
• Не торопись срывать и брать в рот незнакомые ягоды, посоветуйся со взрослыми, можно ли употреблять в пищу эти ягоды.
• Прислушайся, если хочешь знать, какие звуки издаёт животное. Обращай внимание на состояние животного, если животное чем – то раздражено, не спеши брать его на руки – это довольно опасно.
• Незнакомое животное лучше всего не гладить и не брать на руки, животное может быть больным, а некоторые животные кусаются без предупреждения.
• Не подходи к животному сзади, не прикасайся к нему, если оно тебя не видит. От испуга даже знакомое животное может тебя укусить.
• Не целуй кошек и собак, а также других животных: они часто роются в земле, у них на мордочке много микробов. Когда ты целуешь животное или когда оно лижет тебя в лицо, его микробы передаются тебе.
• Наблюдая, никогда не дразни своего четвероногого друга, даже если у тебя с ним хорошие отношения. Помни, что животные так же как и люди, могут терять терпение и выражать своё чувство неудовольствия наиболее естественным для них способом – царапаться и кусаться.

Рекомендуем посмотреть:

Игра-викторина по экологии «Знатоки природы» для детей старшей группы Экологическое мероприятие в старшей группе. Сценарий Конспект эксперимента по экологии в детском саду. Старшая группа Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по экологии

Похожие статьи:

Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: Морские обитатели

Конспекты занятий по экологии в старшей группе детского сада

Беседа «Берегите лес» для детей дошкольников старшей – подготовительной группы

Участник №42 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 августа по 5 ноября 2015 года
Комплексно - тематическое планирование образовательной деятельности в средней группе. Тема: Дом, мебель, электроприборы
Опубликовано: 3153 дня назад (8 сентября 2015)
Просмотров: 5218
+4
Голосов: 4
Елена Горбунова # 8 сентября 2015 в 21:07 +3
Добрый вечер, Анжела Вячеславовна! Поздравляю Вас с первой публикацией! Вы предложили замечательный, подробно разработанный проект «Природа Ханты – Мансийского автономного округа». Продуманы все этапы проекта, интеграция образовательных областей, разнообразие форм работы с детьми. Принимайте голос №1!
Позвольте небольшой совет: текст неоткорректирован по правилам сайта, читать не очень удобно... посмотрите, пожалуйста правила оформления, по ссылке - https://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Время у Вас еще есть. С уважением, Елена.
Анжела Вячеславовна Горячева # 8 сентября 2015 в 21:42 0
Добрый вечер,Елена! Спасибо Вам за голос и за совет, всё учту и исправлю. smile
Марина Сергеевна Сергеева # 9 сентября 2015 в 16:33 +2
Здравствуйте ! Проект понравился. Все подробно и по этапам расписано , продуманно и подобрано . Голос !
Анжела Вячеславовна Горячева # 9 сентября 2015 в 22:40 0
Спасибо, Марина Сергеевна, за отзыв
Надежда Геннадьевна Ермачкова # 9 сентября 2015 в 21:58 +1
Интересная разработка.Спасибо.
Анжела Вячеславовна Горячева # 9 сентября 2015 в 22:42 0
Спасибо, Надежда Геннадьевна, за отзыв
Алевтина Сергеевна Ожегова # 12 сентября 2015 в 13:55 +1
Продуманы все этапы проекта, интеграция образовательных областей.Экологическое содержание дети осваивают в различных видах деятельности – беседах, дидактических играх, в художественно – продуктивной деятельности, в процессе наблюдений, при ознакомлении с художественной литературой.
Анжела Вячеславовна Горячева # 12 сентября 2015 в 18:02 0
Добрый вечер! Спасибо, Алевтина Сергеевна, за положительный комментарий, за Ваше мнение о материале.
Светлана Николаевна Батыршина # 22 сентября 2015 в 18:52 +3
Добрый вечер, Анжела Вячеславовна!С интересом ознакомилась с Вашей разработкой, тем более интересно, что я сама с этих краев. Считаю ,что цель - формирование у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры, целостных представлений об окружающей среде с учётом региональных особенностей Ханты – Мансийского автономного округа выполнена в полном объеме. В работе Вы прекрасно, знакомите детей с многообразием животного мира Ханты – Мансийского автономного округа. Все продумано, изложено понятно и лаконично. Мой голос Вам!
Анжела Вячеславовна Горячева # 22 сентября 2015 в 21:28 0
Добрый вечер! Спасибо, Светлана Николаевна, за положительную оценку, рада что материал Вам понравился. Желаю Вам творческих успехов! smile