Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Инсценировка кавказской народной сказки "Шейдулла-лентяй" в начальной школе. Сценарий

Автор: Чангиан Ася Сергеевна, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, МУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества Ворошиловского района города Волгограда".
Описание материала: Сценарий инсценировки кавказской сказки «Шейдулла-лентяй» разработан для школ и учреждений дополнительного образования для учащихся начальной школы. Направлен на духовно-нравственное воспитание учащихся и развитие их актерских способностей.
Кавказская сказка «Шейдулла-лентяй»
Звучит красивая кавказская музыка, на сцену постепенно «выплывают» декорации кавказских пейзажей (три горы на колесиках, и горная река - полотна голубой ткани, которые держат артисты массовки – танцоры). Выходят авторы, читают текст, на фоне текста декорации двигаются:

Автор 1 - Вуаль прозрачных облаков
Скользит по склонам безмятежно,
Вершины легкий свой покров
В ущелье сбросили небрежно,
Во всем величии предстал
Пред нами гордый лик Кавказа.

Автор 2 - Священный трепет испытал
Любой, когда открылись глазу
Хребты, вершины, ледники,
Поросшие лесами скалы,
Блеск водопадов, гул реки,
Бегущей к морю с перевала.

Автор 3 – Наш Кавказ - земля родная,
Расцветай из года в год!
Пусть "Лезгинка" удалая,
Радость в жизни всем несет.

Звучит песня «Наш Кавказ», поет солистка, все танцоры выходят, танцуют танец, декорации отплывают на задний план.

Край жемчужной долины,
чудесных людей
стал нам домом родным,
и любовью своей.

припев: Ты этот мир весь озаряешь
словно чистый алмаз.
наши сердца ты окрыляешь,
о, мой Кавказ.

Здесь достойных джигитов
рождает земля.
самых сильных спортсменов,
им горы ровня.

припев: В нашем краю воздух как мед
здесь гордый народ
с пламенным сердцем,
чистой душою дружно живет.


После танца музыка сменяется, танцоры уходят, декорации пейзажа отходят в правую сторону сцены, слева появляются декорации двора Шейдуллы.

Автор 1 - Жил был в одном горном селении человек по имени Шейдулла и был он такой ленивый, что никакими словами и не расскажешь.
Жена бегает по двору, подметает, появляется Шейдулла, идет медленной походкой.
Жена - ну что, Шейдулла, все овцы целы?
Шейдулла – Целы, целы.
Женадает ему дырявую корзину. Ну хоть что-то полезное сделал бездельник. Может ты корзину починишь? Уж как полгода обещал. Идет снимать белье с веревки, вешает себе на плечо.
Шейдулла - Корзину, а, неохота. И так сойдет. Запихивает туда соломы. На получи.

Жена - ай, шайтан, надо же починил. Кладет белье в корзину, оно падает на пол. Ой, ой, ой. как же ты корзину починил, бездельник?? Иди хоть быков покорми! Никакого от тебя толка!
Шейдулла - корми, корми этих быков. Неохота. Перекладывает солому из одного места в другое, ложится на него и поет песню:
Звучит музыка, Шейдулла поет песню про свою лень:
Гораздо лучше всех пилюль
Нашей воли твердый руль.
Где бы только силы взять
Чтобы его в руках держать.

Припев:
Но трудно все это, так трудно
Привычки свои изменять
Трудно все это, так трудно
К тому же так хочется спать.


Звук мычания быков и грохота за кулисами. Жена начинает бегать за кулисы и обратно, носит сено быкам.
Жена - чего ты наделал, от тебя только одна разруха! Ой, шайтан, наградил господь таким мужем, ах, все добро пропадает! Говорила мне бабушка, что далеко-далеко в горах живет большой мудрец, может хоть мудрый человек тебя научит, лентяя, как жить!
Звучит музыка, Шейдулла отправляется в путь, декорации двора уходят за кулисы, горы двигаются, имитируя движения вперед Шейдуллы. Звуки горной речки, полотна голубой ткани развиваются как река, часть танцоров танцевально сопровождают главного героя, авторы читают текст:
Автор 2 - С вершин, что спят за облаками,
От ледников, по склонам гор,
Бежит река между камнями,
Стремится к морю на простор.

Автор 3 - Коварен нрав у речки горной:
В жару ручей журчит средь скал,
Потоком мощным, непокорным
В сезон дождей бушует вал.
Шейдулла подходит к реке, видит бревна для плота, пытается построить плот, но решает полежать у горы:
Шейдулла - а, неохота.


Звучит музыка, выходит больной волк, с перевязанной рукой.
Шейдулла - здравствуй, да будет голова твоя здорова!
Волк - спасибо тебе на добром слове, да. А то голова моя просто на куски разваливается. Куда путь держишь, а?
Шейдулла - да, вот говорит моя жена, что я бездельник. Совсем в доме кушать нечего, послала меня к большому мудрецу спросить - как богатым стать.
Волк - так почему ты лежишь, а не идешь?
Шейдулла - да вот, озеро мешает.
Волк - так ты плот построй.
Шейдулла - а, мне не охота.
Волк - Слушай, добрый человек, а, я сам построю тебе плот, только ты спроси у мудреца, что мне делать, а?
Шейдулла - хорошо, спрошу, строй плот.
Звучит музыка, Шейдулла поет песню про свою лень, волк строит плот (из трех бревен, опора на колесиках).
Как мне эту лень, мой друг,
Запереть в большой сундук
Ты придумай что-нибудь,
Ну, а я посплю чуть-чуть
Припев:
Но трудно все это, так трудно
Привычки свои изменять
Трудно все это, так трудно
К тому же так хочется спать.


Волк - Вот уж третий год как я хвораю, руки отваливаются, хвост отваливается, все болит, все. Пусть посоветует мудрец как мне излечиться, а? Вот, готово!
Шейдулла садится на плот, волк его толкает, плот «поплыл» по реке.
Шейдулла - руки твои, да будут здоровы!
Волк - Не забудь про мою просьбу, милый человек.
Шейдулла - постараюсь не забыть.
Волк толкает плот, Шейдулла поплыл.

Автор 1 - Волной струится средь расщелин,
Преград не зная на пути,
Склон режет пропастью ущелий
И водопадом вниз летит.
Шейдулла не гребет, а только лежит на плоту.
Звучит музыка, из полотен появляются рыбы, танцуют танец рыб.


Рыба – добро – тонет – добро, да всегда будет в доме твоем. Тонет - Куда плывешь, добрый человек?
Шейдулла - а вот говорит моя жена, что я бездельник. Совсем наше хозяйство развалилось. Может большой мудрец подскажет как дело поправить.
Рыба - отчего же ты не гребешь?
Шейдулла - А, мне лень, понимаешь.
Рыба - Я дотолкаю твой плот до берега, но только передай мудрецу и мою просьбу.
Шейдулла – А, ладно, толкай.
Рыбы начинают толкать плот.
Рыба - У меня огромная тяжесть в животе, все время тону. Пускай мудрец даст совет как мне выздороветь. Ноги твои да будут здоровы! иди же быстрей к мудрецу.
Шейдулла - И твои ноги, рыба, да будут здоровы!
Рыба - Какие ноги?
Рыбы уплывают. Река имитирует шторм, Шейдулла еле держится на плоту.

Автор 2 - Ущелье узкое ей тесно
И, полноводна, глубока,
Меняя русло, ищет место
Для быстрых вод своих река.

Автор 3 - Фонтаном брызг блестит, играя,
Прохладой манит в летний зной,
В лесах от взгляда ускользает,
В пещерах прячется порой.

Река уплывает за кулисы, Шейдулла сидит по центру сцены, звучит музыка, летучие мыши, прячутся за горами, перебегают из одной в другую.
Летучие Мыши: Поиграй с нами!
Я здесь!
Нет, это я здесь!
А-ха-ха!
Танец Летучих мышей. Шейдулла их боится.

Летучие Мыши: Мышки летучие мы
И красивы, и гибки.
Боятся люди нас, а зря,
Мы добрые создания!

Спасают Шейдуллу, выносят к сухому дереву.
Звучит печальная музыка, сухое дерево Яблоня двигается, скрипит.


Автор 2 - На высоте пустынных скал,
Под ризой инеев пушистых,
Сухая Яблоня стояла
Царица всех ветвистых.

Яблоня - Сражаясь с хладом облаков,
Встречая гордо луч денницы,
Одна, далёко от дубров,
Служила кровом хищной птицы.

Молниеносный ураган
Сверкнул в лазуревой пучине,
И изменился тут мой стан,
Подобно каменной твердыне.


Шейдулла - Есть здесь кто?
Яблоня - Достаток, да будет всегда в доме твоем, добрый человек. Куда путь держишь?
Шейдулла - Нет как раз в моем доме достатка. Иду к большому мудрецу за советом.
Яблоня - Будь добр, спроси у мудреца совета и для меня. Никогда не вырастает на мне больше одного яблока.
Шейдулла - Хорошо, спрошу.
Яблоня - Так что же ты не идешь?
Шейдулла - А, мне лень. К тому же есть хочется.
Яблоня - Я отдам свое единственное яблоко. Съешь и иди быстрей к мудрецу.
Шейдулла срывает яблоко, берет его в рот, отправляется в путь.
Яблоня - Эй, только яблоко-то еще и жевать надо.
Звучит музыка, дерево уходит, горы двигаются, танцоры в танце выводят Мудреца, поклоняются ему и тихо уходят, Шейдулла остается с мудрецом.

Мудрец - Добро пожаловать. Ты прожуй сначала, а потом проси совета.
Шейдулла - Мне жевать лень. Мне лень, понимаешь.
Мудрец – А, так вот в чем твоя беда, Шейдулла.
Шейдулла - А откуда ты знаешь мое имя?
Мудрец - Голова твоя да умножится во сто крат, для того я и мудрая, чтобы все знать и уметь. Больше не о чем не хочешь меня спросить?
Автор – Рассказал Шейдулла о просьбах Волка, Рыбы и Яблони.
Мудрец - У рыбы застрял в горле алмаз. Когда вынут у нее из горла этот камень, тогда она и выздоровеет. Под яблоней зарыт большой кувшин с серебром, когда выроют этот кувшин, тогда перестанут засыхать цветы яблони и будут на ней созревать яблоки. А волку, чтобы избавится от хвори нужно проглотить первого лентяя, который ему попадется.
Шейдулла - А как же я? Как же мне стать богатым?
Мудрец - Твоя просьба уже исполнена, ступай.
Звучит музыка. Появляется Яблоня.
Яблоня - Ну что, узнал?
Шейдулла - Узнал. Надо чтобы у тебя из-под корней вырыли большой кувшин с серебром, тогда и будут созревать на тебе яблоки.
Яблоня -Так вырой же поскорей этот кувшин, это и тебе на пользу пойдет, сразу разбогатеешь.
Шейдулла - Ну, нет, мне не охота. Мудрец сказал, что у меня и без того все будет.
Яблоня горько вздыхает, сцена реки и рыбы.

Рыба – Ну, говори же, человек.
Шейдулла - Когда вынут у тебя из горла алмаз, тогда и будешь здоровой.
Рыба - Сжалься надо мной, вынь из меня этот алмаз, и меня спасешь и сам разбогатеешь.
Шейдулла - Ну, нет. У меня и без того богатство будет, зачем зря трудится.
Рыба - А, тону.
Шейдулла переплывает реку, встречает Волка.
Волк - Здравствуй, здравствуй, добрый человек, рассказывай, не тяни, не тяни.
Автор - Рассказал Шейдулла и про рыбу, и про яблоню.
Шейдулла - Только я не стал зря задерживаться и без того скоро богатым буду.
Волк - Ну а мне, мне, что мудрец посоветовал?
Шейдулла- А, ты должен съесть первого лентяя, который тебе встретится, да, сразу выздоровеешь. Все, пока.
Волк - А ведь не нужно мне искать такого лентяя, он сам ко мне пришел, нет никого на свете ленивее этого человека.
Волк идет на Шейдуллу, заводит за кулисы:
Шейдулла - Ай, шайтаааааааааааааан!!
Звучит музыка, все артисты выходят в танце, кроме Шейдуллы.
Автор - С тех пор Шейдуллу никто больше не видел, но вот лентяи и бездельники все еще встречаются.

Финальная песня «Песенка про лень»
Не забывайте вы, что лень
За вами ходит каждый день.
Но ничего, и никогда
Не может выйти без труда.
Ничего, и никогда
Не может выйти без труда.
Надо помнить, надо.
Важно каждый раз:
Не оставлять на завтра,
А делать все сейчас!
Используемая литература:
Песня "Наш Кавказ" - Айшат Айсаева
Песня "Песенка про лень" автор Аркадий Островский
Стихотворение "Горы Кавказа" автор Любчинова-Чуенкова
Стихотворение "Горная река" автор Любчинова-Чуенкова
Стихотворение "Акташ-аух" автор Александр Полежаев

Рекомендуем посмотреть:

Пьеса для кукольного театра. Сценарий Инсценировка сказки Чуковского в начальной школе. Муха-Цокотуха Ростовые куклы «Козлята» своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Как сделать ростовые куклы «Козлята» своими руками пошагово с фото

Похожие статьи:

Сценарий праздника по русским народным сказкам для младших школьников

День Нептуна в летнем лагере дневного пребывания. Сценарий | Инсценировка испанской народной сказки "Ученик Волшебника" для младших школьников. Сценарий
Опубликовано: 2072 дня назад (22 марта 2019)
Просмотров: 5076
+1
Голосов: 1
Наталья Николаевна Полякова # 23 марта 2019 в 11:16 0
Ася Сергеевна, театрализация - Ваш конек. Какие костюмы, декорации. Явно и привлечение родителей налицо. Интернациональный дух в каждом спектакле несет воспитательный характер. Вам мой голос
Ася Сергеевна Чангиан # 29 февраля 2020 в 07:56 0
спасибо за отзыв.