Консультация для родителей. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.
Описание материала: данная консультация предназначена для родителей детей 5-6 лет. А так же для воспитателей старшей группы детского сада, как вспомогательный материал при подготовке экспериментальной деятельности с детьми.
Цель: познакомить родителей с особенностью познания детей шестого года жизни. Становление познавательной активности данного возраста. А так же вовлечение родителей в совместную экспериментальную деятельность вместе с ребенком.
Познание – это анализ полученной информации (увиденной, услышанной, прочитанной) и выработка своего отношения к этой информации. Допустим ребенок услышал, что киты самые крупные млекопитающие на земле и удивился данному факту (выразил свое отношение к информации). Его эта новость тронула и заинтересовала, значит, он ее не забудет. Для детей отношение первично, вторичным же является важность, нужность услышанной информации. Другими словами не важный, но поразивший их факт, дети могут запомнить надолго, нежели информацию, важную, но не нашедшую отклика в детской душе. Данную детскую особенность необходимо использовать родителям желающим дать детям новые знания. Создать положительное настроение перед подачей информации, заинтересовать ребенка.
Возраст 5-6 лет является базовым для становления познания, в этом возрасте ребенком усваивается очень много информации. Ребенку интересно узнавать все новое об окружающем мире, природе, космосе, животных, природных явлениях. Дать необходимую информацию родители могут при прочтении энциклопедий, просмотре видео, но самой хорошо усваиваемой будет та информация, которую ребенок добыл сам. При манипуляциях с предметами – это и есть детское экспериментирование. Ведь ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, он приобретает следующий ряд навыков для данной деятельности: самостоятельно выделять проблему, находить пути решения проблемы (постановкой конкретной цели и задач), выделять признаки и связи между предметами и явлениями, подбирать материалы и оборудование для экспериментирования, осуществлять сам эксперимент и делать соответствующие выводы.
Основные принципы деятельности, которых должен придерживаться родитель во время экспериментирования:
1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.
2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе необходимо использовать материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.
3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Необходимо стремиться к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому внимание нужно акцентировать на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.
5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали свою деятельность, то взрослый предлагал (но не настаивал) вместе завершить то, что было задумано ребенком.
Так как же родителям привлечь своего ребенка к экспериментированию. Прежде всего, родителям необходимо определить какую цель они преследуют в каждом конкретном эксперименте. Исходя из конечной цели будет выстраиваться алгоритм действий.
Допустим: вы гуляете в парке, ребенок видит листок в лужице и спрашивает: «Почему листочек, попав воду, не окрашивает ее в зеленый цвет?». Вашей целью является объяснить ребенку, что зеленый цветовой образуется глубоко в структуре листьев и просто так он из листочка не вымоется обычной водой. На примере окрашивания листа бумаги и кусочка ткани в зеленый цвет, а потом соответственно вымывания цвета обычной водой. Ваш ребенок получит неоценимые знания, которые он, безусловно, применит и в будущем.
Побудить ребенка к познавательной деятельности через экспериментирование можно не дожидаясь от него вопроса, а в процессе ежедневных дел по дому. Например, во время приготовления ужина можно рассказать ребенку о том, что макароны можно не только покупать в магазине, а приготовить дома самостоятельно. Это не только научит ребенка устанавливать причинно-следственные связи, но и сблизит вас. Целый час проведенный наедине с ребенком это бесценно!
Таким образом, в каждодневной как нам кажется рутинной работе, ребенок может получать экспериментальным путем неоценимые знания. Ведь когда знания «добыты» самостоятельно они наиболее ценны.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание и развитие дошкольников. Советы для родителей
Методика проведения совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования
Экспериментирование в детском саду. Подготовительная группа
Мастер-класс для воспитателей ДОУ
Похожие статьи:
Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста
Формирование познавательного интереса к математике у старших дошкольников
Воспитание познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста