Конспект открытого занятия «Калачи для гостей» (на основе устного народного творчества)
Образовательная область: Развитие речи, Ознакомление с окружающим миром
Возраст воспитанников: 10-12 лет
Цель: прививать детям интерес к народному творчеству, традициям и обычаям через тестопластику.
Задачи:
- совершенствовать основные приемы лепки: раскатывание (прямое и круговое), придавливание, загибание, соединение;
- развивать мелкую моторику рук, точность тонких движений, умение регулировать силу нажима, укреплять мускулатуру кистей рук;
- развивать устную речь детей, обогащать их словарный запас;
- вызывать у ребят положительный эмоциональный настрой и желание заниматься лепкой;
- воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца, радоваться результату.
Оборудование: рабочая доска для раскатки теста, противень, самовар, поварские колпаки и фартуки, готовые калачи - образцы, соленое тесто, книжка – раскладушка «Разновидности калачей», тазик с водой для мытья рук, полотенца, стеки, кисточки, стаканчики с водой, музыкальный ряд: русские народные песни, русская народная музыка, стихотворение Я. Акима «Хлеб».
Ход занятия
Организационный момент
Звучит русская народная музыка. Воспитатель в народном костюме. Мальчики в русских народных рубашках встают полукругом. Заходят гости. Исполняется песня «К нам гости пришли, дорогие пришли…» (один куплет).
К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Уж не зря мы чай варили,
Калачи пекли.
Вводная часть
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
Воспитатель:
- Мы с ребятами всегда гостей встречаем с хлебом, солью.
У народа есть слова:
«Хлеб всей жизни голова»
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе.
(Воспитатель ставит каравай хлеба на стол).
Воспитатель:
- Для Вас, наши дорогие гости, мы с детьми организовали выставку «Вот он – хлебушек душистый!», на которой представили разнообразные хлебобулочные изделия из теста, это результат нашего с ними труда.
- Ребята, подойдите к столу и скажите, кто что делал.
(Ответы детей: «Я лепил булочку», «А я лепил булку хлеба»…).
- Молодцы.
- Хлебу посвящено много стихов, загадок, есть много сказок.
- А сейчас нам Саша расскажет стихотворение про хлеб:
«Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют»
Я. Аким
Основная часть
Воспитатель:
- Издавна гостей принято было встречать с хлебом, солью, а чем же угощали гостей? (Чаем, сладостями, булочками, сушками, батоном, баранками, пирогами, калачами).
- Правильно, ребята, гостей угощают пирогами да калачами и чаем поят.
И мы сегодня для гостей испечем всем калачей.
- Я приглашаю вас за стол постряпать, а что будем стряпать, вы узнаете, отгадав загадку:
Кольцо не простое, кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее, всем на загляденье...
Ну и объеденье!
- Чтобы вам было легче отгадать загадку, посмотрите на эти картинки.
(Рассматривание образцов – картинок калачей).
- Правильно, калачи.
Есть такая пословица: “Хочешь, есть калачи – не сиди на печи”.
- Ребята, как вы понимаете эту пословицу? Что она означает?
(Дети: «Самим слепить калачи», «Если мы хотим калачи, значит должны сами их слепить»).
- Правильно вы сказали, ребята – если хочется кушать, то должны поработать. Я вам предлагаю слепить калачи.
Рассматривание калача
- Сначала давайте, ребята, мы с вами рассмотрим калач (показываю детям баранку (или бублик).
- Ребята, посмотрите, она круглая, а в середине у баранки есть отверстие.
- На что похожа баранка? (на руль, колесо и т.д.).
- А давайте покажем руками баранки.
Демонстрация трудовых приемов работы с тестом
- Тесто для калачей нам помогут раскатать наши руки, посмотрите как.
- Возьмем кусок теста, обваляем его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатаем шарик. Затем этот шарик раскатываем между ладоней прямыми движениями вперёд-назад, до получения желаемой формы столбика.
- Ребята, а как же из столбика можно получить калач? (ответы детей)
- Правильно, ребята, чтобы справиться с задачей и калачик получить, надо два конца «колбаски» крепко нам соединить.
- Вот и получился калачик, а чтобы калач получился вкусным и аппетитным, нужно его украсить. Для украшения мы с вами возьмем тесто желтого цвета. Отщипнем кусочек от теста – из него мы будем делать различные украшения для наших калачей. Надо скатать нетолстую колбаску и сложите ее колечками, кудряшками, завитушками.
(Воспитатель напоминает, что работать с тестом нужно быстро, не крошить на мелкие части, если нужно соединить детали, надо слегка смочить водой).
Вводный инструктаж
(Обсуждение вопросов технологии и инструктажа по технике безопасности).
- Ребята, давайте вместе с вами сначала вспомним правила техники безопасности с инструментами, которые нам сегодня понадобятся. Это стека (показываю) – наш основной инструмент, запомните: стекой и кисточкой не размахивать, на пол не бросать, следить за порядком на рабочем месте, и самое главное – нельзя брать в рот тесто, потому что его замешивают с солью и краской.
- А сейчас давайте вспомним все секреты, которые я вам сейчас рассказала (ребята вспоминают правила техники безопасности, особенности работы с тестом).
Продуктивная деятельность
Воспитатель: «Давайте мы с вами сейчас превратимся в пекарей и замесим тесто для калачей».
(Чтобы нам не замараться, наденем фартуки, вымоем руки, чтобы они были чистыми).
- Нашим пальчикам сегодня нужно хорошо поработать. Давайте сделаем небольшую разминку, подготовим их к работе.
Пальчиковая гимнастика «Каравай»
(с использованием резиновых мячей – ёжиков)
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место, (выполняем движения, как будто месим тесто)
Пеку, пеку каравай, (перекладываем тесто из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)
Воспитатель:
Вот и тесто подоспело, нужно взяться нам за дело.
Напечём мы калачей, для любимых, для гостей.
Воспитатель:
Достаньте из мешочка кусочек теста, помните его в руках - пусть оно тоже узнает вас. Тесто – материал мягкий, удивительно послушный, дышащий, нежный. А когда высыхает, становиться как каменное, но его легко можно разбить.
- А чтобы у нас с вами спорилось дело, мы с вами будем стряпать и слушать русскую народную песню.
(Выполнение детьми работ).
Воспитатель:
- Молодцы, какие у вас замечательные калачи да баранки получились.
- Я ваши калачи ставлю в печь, оставим их в печи, пусть пекутся!
Гори, гори жарче, печь!
Будем для гостей калачи мы печь!
Воспитатель:
В завершение работы еще один секрет – «секрет чистых рук»,- приглашаю ребят вымыть руки.
- Пока в печи готовятся угощения для гостей, мы с вами споем частушки.
Про дела свои ребячьи пропоём мы вам в стихах.
Всё расскажем без утайки, все воскликните вы: «Ах!»
Говорил друзьям Володя: «Смел я, ловок и силен».
Вдруг на встречу вышел ежик и смельчак залез на клен.
Очень просто жить Сереже, он всегда и всюду
Говорит одно и то же:«Больше я не буду!»
Петь мы можем целый день, не нужны нам рублики,
Лишь бы было весело нашей милой публике!
Мы частушки вам сегодня весело пропели.
Не судите слишком строго – спели, как сумели!
Заключительная часть
Воспитатель:
- Ну, что ж, ребята «Делу время, а потехе час», вот и поспели наши калачи.
Приговаривает: Ай, качи – качи – качи,
гляньте – баранки, калачи.
Мы вручаем калачи
С пылу, с жару из печи.
Но хотя их есть нельзя,
Помнить будете всегда!
(Воспитатель достает из печи калачи и с детьми вручают их гостям).
(Звучит русская народная музыка).
- А сейчас, ребята, пришло время попрощаться с нашими гостями (дети берутся за руки, становятся напротив гостей).
Дети:
Мы говорим вам – «До свиданья!»,
Но не прощаемся совсем.
Мы говорим вам – «До свиданья!»,
Но снова будем рады всем!
Рекомендуем посмотреть:
Развитие психических процессов на групповом коррекционно-развивающем занятии
Конспект коррекционно-развивающего занятия в 3 классе. Тема: Звуки
Коррекционно-развивающее занятие для детей с умственной отсталостью, 7 класс. Тема: Осень
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида